Комментарий к Закону Республики Беларусь от 25 декабря 2005 года «О защите растений»

А.Г. Демиденко,
советник-консультант отделения гражданского и экономического законодательства Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь

Рецензент
Савостьян С.В.,
Начальник отделения гражданского и экономического законодательства Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь

Эффективное ведение сельского хозяйства, современные технологии производства продукции растениеводства невозможны без осуществления мероприятий по борьбе с болезнями, вредителями растений и растительной продукции. В целях обеспечения правового регулирования отношений в области защиты растений на уровне закона, а также в связи с присоединением Республики Беларусь к Конвенции о создании Организации защиты растительного мира Европы и Средиземноморья от 18 апреля 1951 года и Международной конвенции по защите растений от 6 декабря 1951 года и предстоящим вступлением во Всемирную торговую организацию был принят Закон Республики Беларусь от 25 декабря 2005 года «О защите растений» (далее – Закон).

Закон является комплексным нормативным правовым актом, определяющим правовые, организационные и экономические основы защиты растений от вредителей, болезней и сорняков, карантина растений, обращения со средствами защиты растений и направлен на предотвращение потерь растительной продукции.

В статье 1 Закона закреплены определения используемых в нем понятий и терминов: «защита растений», «карантин растений», «вредные организмы», «карантинный режим», «карантинная зона», «подкарантинная продукция», «подкарантинный объект», «средства защиты растений» и других.

Защита растений представляет собой комплекс мер, включая карантин растений, направленных на предупреждение повреждения или ухудшения состояния растений, уменьшение потерь растительной продукции в результате воздействия вредных организмов. В соответствии со статьей 6 Закона защита растений осуществляется посредством:

  • разработки и реализации государственных программ, планов и мероприятий по защите растений;
  • принятия (утверждения) и реализации нормативных правовых актов и технических нормативных правовых актов в области защиты растений;
  • организации научных исследований по созданию новых средств защиты растений, способов и технологий обращения с ними;
  • государственной регистрации средств защиты растений;
  • организации производства средств защиты растений;
  • создания формирования, пополнения (обновления) и использования резервного фонда средств защиты растений;
  • осуществления мероприятий по карантину растений;
  • проведения фитосанитарных наблюдений, формирования и использования фонда данных по защите растений;
  • осуществления контроля за ввозом на территорию Республики Беларусь подкарантинной продукции;
  • осуществления государственного контроля в области защиты растений;
  • осуществления иных мер по защите растений.

В главе 3 Закона «Карантин растений» определены требования по охране территории Республики Беларусь от карантинных объектов, по обращению с подкарантинными объектами, основания проведения карантинной экспертизы подкарантинной продукции.

Согласно статье 1 Закона карантин растений – это система правовых, организационных и фитосанитарных мероприятий, направленных на предупреждение занесения и распространения вредных организмов, а также на выявление, локализацию и ликвидацию очагов заражения такими организмами. К подкарантинным объектам относят территории или отдельные земельные участки, здания, сооружения, резервуары, места складирования, подкарантинную продукцию, тару (упаковку), оборудование, транспортные средства, контейнеры, сельскохозяйственную технику и орудия обработки почвы, а также коллекции насекомых, возбудителей болезней растений и образцы наносимых ими повреждений, гербарии и коллекции семян, культуры живых грибов, бактерий, вирусов, червей, клещей и насекомых, и иные объекты, которые могут быть источниками проникновения на территорию Республики Беларусь и (или) распространения на ней карантинных объектов.

В целях своевременного выявления карантинных объектов и предупреждения их распространения Государственным учреждением «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» проводятся фитосанитарные наблюдения. При выявлении заражения подкарантинных объектов карантинными объектами указанная инспекция определяет границы карантинной фитосанитарной зоны и условия карантинного режима, вносит представление в местный исполнительный и распорядительный орган о наложении карантина растений. На основании указанного представления местный исполнительный и распорядительный орган в сроки, указанные в представлении, принимает решение о наложении карантина и установлении карантинного режима.

Установление карантинного режима предполагает установление на определенный период в границах карантинной фитосанитарной зоны ограничений и запретов на использование и (или) вывоз за ее пределы подкарантинной продукции и других подкарантинных объектов, иных ограничений и запретов на осуществление хозяйственной и иной деятельности.

Статья 15 Закона регулирует порядок ввоза на территорию Республики Беларусь подкарантинной продукции. Такой ввоз допускается, если на указанную продукцию имеется фитосанитарный сертификат, выдаваемый специально уполномоченным государственным органом по обеспечению карантина растений страны-экспортера. Ввозимая на территорию Республики Беларусь подкарантинная продукция подлежит государственному фитосанитарному контролю в пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь и (или) в местах назначения в порядке, установленном Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.

По общему правилу, установленному статьей 15 Закона, запрещается ввоз на территорию Республики Беларусь карантинных объектов – вредных организмов, отсутствующих или ограниченно распространенных на территории Республики Беларусь. Вместе с тем, такой ввоз возможен для научных исследований.

Подкарантинная продукция, ввозимая на территорию Республики Беларусь и зараженная карантинными объектами, подлежит обеззараживанию или очистке либо возврату в страну-экспортер в порядке, установленном Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь.

Для окончательной идентификации карантинных объектов, выявленных при досмотре подкарантинной продукции, а также для выявления в подкарантинной продукции скрытой зараженности карантинными объектами проводится карантинная экспертиза. По результатам карантинной экспертизы подкарантинной продукции на нее выдается свидетельство о проведении карантинной экспертизы, в котором определяются фитосанитарные мероприятия в отношении исследованной подкарантинной продукции (статья 17 Закона).

В главе 4 Закона «Средства защиты растений и обращение с ними» закреплены нормы о государственной регистрации средств защиты растений, обращении с ними, резервном фонде средств защиты растений.

Согласно статье 1 Закона под средствами защиты растений понимают химические, биологические, технические и другие средства, применяемые для предупреждения проникновения и распространения вредных организмов, уничтожения или снижения их численности, либо уменьшения их вредного воздействия на растения и (или) растительную продукцию.

В Республике Беларусь допускаются к применению только средства защиты растений, прошедшие государственную регистрацию средств защиты растений и включенные в Государственный реестр средств защиты растений (пестицидов) и удобрений, разрешенных к применению на территории Республики Беларусь (статья 22 Закона). Исключение составляют случаи, когда средства защиты растений, не включенные в Государственный реестр средств защиты растений (пестицидов) и удобрений, разрешенных к применению на территории Республики Беларусь, применяются только с разрешения Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь для научных исследований и в случае угрозы фитосанитарной безопасности Республики Беларусь.

Государственная регистрация средств защиты растений проводится Государственным учреждением «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» на основе положительных результатов испытаний средств защиты растений, подлежащих государственной регистрации. Испытания средств защиты растений проводятся юридическими лицами, прошедшими аттестацию в порядке, установленном Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь в целях оценки соответствия средств защиты растений требованиям безопасности для жизни и или здоровья человека, охраны окружающей среды и эффективности их воздействия на вредные организмы.

Средства защиты растений, прошедшие испытания, их характеристики и иные сведения о них включаются в Государственный реестр средств защиты растений (пестицидов) и удобрений, разрешенных к применению на территории Республики Беларусь, который ведет Государственное учреждение «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений». На средство защиты растений, включенное в Государственный реестр средств защиты растений (пестицидов) и удобрений, разрешенных к применению на территории Республики Беларусь, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, подавшему заявку на государственную регистрацию средства защиты растений и оплатившему расходы, связанные с проведением испытаний заявленного средства защиты растений и его государственной регистрацией, выдается удостоверение о государственной регистрации средства защиты растений.

Законом также установлены требования при перевозке и хранении средств защиты растений, ввозе средств защиты растений в Республику Беларусь (статья 20), при реализации средств, по применению, обезвреживанию пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению средств защиты растений (статьи 20-23).

В целях ликвидации непредвиденного массового распространения вредных организмов предполагается формировать резервный фонд средств защиты растений (статья 24 Закона). Резервный фонд средств защиты растений представляет собой определенный объем регулярно пополняемых (обновляемых) средств защиты растений, включенных в Государственный реестр средств защиты растений (пестицидов) и удобрений, разрешенных к применению на территории Республики Беларусь, который находится в ведении (распоряжении) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь или уполномоченной им организации.

Законом предусматривается формирование фонда данных по защите растений, который включает информацию, полученную в результате фитосанитарных наблюдений, при осуществлении государственного контроля в области защиты растений, сведения учета и государственной статистической отчетности в области защиты растений, данные Перечня особо опасных вредителей, болезней растений и сорняков и Государственного реестра средств защиты растений (пестицидов) и удобрений, разрешенных к применению на территории Республики Беларусь и иные сведения, полученные при осуществлении деятельности в области защиты растений (статья 26 Закона).

Отдельная глава Закона посвящена государственному контролю в области защиты растений. Государственный контроль в области защиты растений осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Государственным учреждением «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений», местными исполнительными и распорядительными органами в пределах их компетенции.

В статье 29 Закона определены следующие полномочия должностных лиц, осуществляющих государственный контроль в области защиты растений:

  • беспрепятственно, при предъявлении удостоверения установленного образца, посещать подкарантинные объекты, места, связанные с обращением со средствами защиты растений;
  • проводить отбор образцов и (или) проб растительной продукции и средств защиты растений;
  • получать безвозмездно от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведения и документы, необходимые для осуществления государственного контроля в области защиты растений;
  • получать объяснения по фактам нарушения законодательства о защите растений;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях в области защиты растений;
  • по результатам проверок составлять акты, выдавать в пределах предоставленных им прав полномочий обязательные для выполнения предписания по устранению допущенных нарушений законодательства о защите растений;
  • приостанавливать деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области защиты растений на объектах, на которых она осуществляется с нарушением законодательства о защите растений, до устранения указанных в предписании нарушений;
  • в случае невыполнения предписаний по устранению допущенных нарушений законодательства о защите растений – вносить в соответствующий государственный орган, осуществляющий государственный контроль в области защиты растений, предложения о прекращении деятельности в области защиты растений;
  • представлять в установленном порядке материалы о проведенных проверках в соответствующие государственные органы для решения вопроса о привлечении к ответственности лиц, нарушивших законодательство о защите растений;
  • вносить на рассмотрение государственных органов (организаций) предложения по вопросам защиты растений;
  • осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством.

Должностные лица, осуществляющие государственный фитосанитарный контроль, помимо полномочий, указанных в части первой статьи 29 Закона, имеют право:

  • проводить фитосанитарные наблюдения и досмотр подкарантинной продукции, в том числе в местах ее производства, заготовки и отгрузки;
  • принимать решения об обеззараживании, очистке, возврате подкарантинных объектов;
  • принимать решения об изъятии, уничтожении подкарантинных объектов в случаях и порядке, установленном законодательством.

Должностные лица, осуществляющие государственный контроль за безопасным обращением со средствами защиты растений, помимо полномочий, указанных в части первой статьи 29 Закона, имеют право:

  • приостанавливать или запрещать работы с применением средств защиты растений до устранения нарушений;
  • осуществлять контроль за проведением испытаний средств защиты растений;
  • вносить представления нанимателю об отстранении от работы со средствами защиты растений лиц, не имеющих специальной подготовки или нарушающих требования по обращению со средствами защиты растений.

Кроме того, установлена компетенция Государственного учреждения «Главная государственная инспекция по семеноводству, карантину и защите растений» (статья 30 Закона):

  • осуществление государственного контроля в области защиты растений;
  • проведение фитосанитарных наблюдений;
  • определение и обозначение границы карантинной фитосанитарной зоны и условий карантинного режима, внесение представления в местные исполнительные и распорядительные органы о наложении и снятии карантина растений;
  • согласование планов проведения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями фитосанитарных мероприятий;
  • организация проведения фитосанитарных мероприятий в карантинной фитосанитарной зоне;
  • выдача фитосанитарного сертификата на подкарантинную продукцию;
  • организация проведения обеззараживания и очистки подкарантинных объектов;
  • проведение государственной регистрации средств защиты растений и ведение Государственного реестра средств защиты растений (пестицидов) и удобрений, разрешенных к применению на территории Республики Беларусь;
  • формирование и использование фонда данных по защите растений;
  • осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.

Таким образом, принятие Закона позволяет устранить пробелы в правовом регулировании в области защиты растений, создать правовую основу на уровне закона для защиты территории Республики Беларусь от занесения и распространения вредителей и болезней растений, безопасного обращения со средствами защиты растений, предотвращения потерь растительной продукции, увеличению объемов ее производства, повышения качества и снижения ее себестоимости, обеспечения продовольственной безопасности республики, выполнения обязательств по международным договорам Республики Беларусь.

Закон вступает в силу 17 июля 2006 года.