Комментарий к Закону Республики Беларусь от 30 декабря 2010 года ”О внешней трудовой миграции“

Президент Республики Беларусь 30 декабря 2010 года подписал Закон Республики Беларусь ”О внешней трудовой миграции“. Положения данного Закона направлены на создание благоприятных условий для привлечения в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, а также выезда наших граждан за пределы Республики Беларусь для занятия трудовой деятельностью.

Для Республики Беларусь экономический эффект от привлечения трудящихся-иммигрантов очевиден. Стране выгодно, чтобы они были заняты в определенных отраслях. Из-за того, что одно рабочее место в национальной экономике не занято, ВВП страны теряет более 7 тыс. долларов США ежегодно. Как правило, иностранные специалисты приезжают в Республику Беларусь для того, чтобы работать в сфере сельского хозяйства, строительства, высоких технологий и т.д. За последнее время приток рабочей силы в Республику Беларусь из-за рубежа значительно возрос.

Всемирную известность и поддержку получили инициативы Республики Беларусь в сфере противодействия торговле людьми. В настоящее время жертвами торговли людьми, вовлеченными в процесс незаконной трудовой миграции, к сожалению, являются и граждане нашей страны.

Все это требовало принятия в стране с учетом лучшего мирового опыта адекватного и прогрессивного законодательства, создающего правовое поле для занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь. Новый Закон Республики Беларусь ”О внешней трудовой миграции“ направлен на решение этой задачи.

Новый Закон Республики Беларусь ”О внешней трудовой миграции“ регулирует порядок занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь иностранными гражданами и лицами без гражданства (далее – иностранцы), не имеющими разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, которые въехали в Республику Беларусь не только по визам, выданным с целью трудоустройства, но и по другим визам, например, для обучения в учреждениях образования Республики Беларусь, либо иностранцами, которые уже получили разрешение на временное проживание в Республики Беларусь, например, как родственники граждан Республики Беларусь, либо иностранцами, которые въехали в Республику Беларусь в безвизовом порядке.

Важно также отметить, что Закон Республики Беларусь
”О внешней трудовой миграции“ дебюрократизирует порядок привлечения в Республику Беларусь иностранной рабочей силы: отменяет лицензирование деятельности, связанной с привлечением в Республику Беларусь иностранных работников, сохраняя при этом разрешительную систему использования труда трудящихся-иммигрантов, позволяющую осуществлять контроль со стороны государства за притоком иностранной рабочей силы в республику. При этом Закон Республики Беларусь
”О внешней трудовой миграции“ предусматривает два вида разрешений.

Первый вид разрешений – это специальные разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, выдаваемые трудящимся-иммигрантам. Вместе с тем, отдельные категории иностранных специалистов освобождаются данным Законом от обязанности получения указанных разрешений.

Так, согласно Закону от обязанности получения разрешений освобождаются следующие категории иностранцев:

которым предоставлены статус беженца или дополнительная защита либо убежище в Республике Беларусь;

ходатайствующие о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты либо убежища в Республике Беларусь;

приглашенные в Республику Беларусь на срок не более девяноста суток для чтения курса лекций или выполнения другой учебной работы в учреждениях образования Республики Беларусь, обеспечивающих получение высшего образования, повышение квалификации и (или) переподготовку кадров, либо для проведения монтажа (шефмонтажа) оборудования и (или) оказания услуг по обучению персонала эксплуатации этого оборудования;

работающие в дипломатических представительствах, консульских учреждениях иностранных государств, представительствах и (или) органах международных организаций или межгосударственных образований, аккредитованных в Республике Беларусь;

аккредитованные в Республике Беларусь в качестве журналистов иностранных средств массовой информации;

являющиеся руководителями коммерческих организаций с иностранными инвестициями, их филиалов или представительств;

являющиеся священнослужителями, приглашенными религиозными объединениями, зарегистрированными в установленном порядке на территории Республики Беларусь, для занятия религиозной деятельностью;

проходящие производственную практику в соответствии с программами, образовательными стандартами по специальности, учебными планами и учебными программами учреждений образования Республики Беларусь;

являющиеся лицами, обязанными возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении;

трудоустраивающиеся в ином порядке, определенном международными договорами Республики Беларусь.

Второй вид разрешений – это разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, выдаваемые нанимателям Республики Беларусь, в случае привлечения иностранных работников в количестве, превышающем десять человек.

Кроме того, Закон Республики Беларусь ”О внешней трудовой миграции“ устанавливает действенные меры по защите и эффективному регулированию национального рынка труда, посредством:

1) возможности установления Советом Министров Республики Беларусь квот на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы;

2) подготовки комитетами по труду, занятости и социальной защите областных исполнительных комитетов, Минского городского исполнительного комитета заключений о возможности привлечения того или иного иностранного специалиста (при условии, что данная вакансия не может быть занята гражданином или иностранцем, постоянно проживающим в Республике Беларусь);

3) установления ограничений по занятию должностей, которые в соответствии с законодательством Республики Беларусь связаны с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь, например, сотрудники органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.

Новым Законом также установлены права и обязанности трудящихся-иммигрантов, а также основные гарантии при осуществлении ими трудовой деятельности в Республике Беларусь.

Так, в соответствии с Законом Республики Беларусь ”О внешней трудовой миграции“ при осуществлении трудовой деятельности в Республике Беларусь трудящимся-иммигрантам гарантируются:

равное с гражданами и иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь, вознаграждение за труд равной ценности;

выплаты, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь для граждан и иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь, в связи с утратой ими здоровья, профессиональной трудоспособности или их смертью вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

информирование подразделениями по гражданству и миграции трудящихся-иммигрантов о правовом положении иностранцев в Республике Беларусь;

получение в государственных органах (организациях) Республики Беларусь информации о законодательстве Республики Беларусь.

Отдельные нормы Закона Республики Беларусь ”О внешней трудовой миграции“ посвящены определению основных прав и обязанностей нанимателя Республики Беларусь.

Данные законодательные меры позволят создать комфортные условия для занятия трудящимися-иммигрантами трудовой деятельностью в Республике Беларусь.

Отдельная глава Закона Республики Беларусь ”О внешней трудовой миграции“ посвящена определению порядка трудоустройства граждан и иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь (далее – граждане), за пределами Республики Беларусь.

Основополагающим фактором регулирования отношений, связанных с трудоустройством граждан, за пределами Республики Беларусь, является обеспечение защиты Республикой Беларусь их прав, свобод и законных интересов. В данном направлении нашим государством принимается широкий спектр мер.

Так, Закон Республики Беларусь ”О внешней трудовой миграции“ предусматривает лицензирование деятельности, связанной с трудоустройством граждан за пределами Республики Беларусь. Данная мера направлена, прежде всего, на противодействие торговле людьми.

Однако лицензирование указанного вида деятельности не препятствует гражданам трудоустроиться самостоятельно. В свою очередь, в действующем Законе Республики Беларусь от 17 июня
1998 года ”О внешней трудовой миграции“ не предусмотрена возможность самостоятельного трудоустройства граждан за пределами Республики Беларусь, хотя фактически такое трудоустройство на практике имеет место. В новом Законе Республики Беларусь
”О внешней трудовой миграции“ определено, что трудоустройство граждан за пределами Республики Беларусь может осуществляться самостоятельно либо при содействии юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан за пределами Республики Беларусь.

Закон Республики Беларусь ”О внешней трудовой миграции“ также предусматривает уведомление гражданами, самостоятельно выезжающими для трудоустройства за пределы Республики Беларусь, подразделений по гражданству и миграции органа внутренних дел по месту регистрации по месту жительства или месту пребывания о выезде за пределы Республики Беларусь в целях трудоустройства. Данная мера создает дополнительные гарантии безопасного выезда граждан из Республики Беларусь с целью трудоустройства.

Закон Республики Беларусь ”О внешней трудовой миграции“ определяет обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, связанную с трудоустройством граждан за пределами Республики Беларусь. К таким обязанностям названный Закон относит:

заключение договоров о трудоустройстве;

заключение договоров о содействии в трудоустройстве;

обеспечение заключения иностранными нанимателями трудовых договоров с трудящимися-эмигрантами, трудоустраиваемыми за пределами Республики Беларусь при их содействии, либо заключения трудовых договоров с такими трудящимися-эмигрантами по поручению иностранного нанимателя от своего имени;

регистрация договоров о трудоустройстве и трудовых договоров, заключенных с трудящимися-эмигрантами, трудоустраиваемыми за пределами Республики Беларусь при их содействии, в подразделениях по гражданству и миграции в месячный срок со дня их заключения;

выдача трудящимся-эмигрантам, трудоустраиваемым за пределами Республики Беларусь при их содействии, до отъезда в государство трудоустройства одного экземпляра соответствующего трудового договора, зарегистрированного в подразделении по гражданству и миграции;

формирование и ведение банка данных о гражданах, обратившихся к ним с целью трудоустройства за пределами Республики Беларусь при их содействии;

согласование с Министерством внутренних дел Республики Беларусь информационные (рекламные) объявлений о трудоустройстве граждан за пределами Республики Беларусь;

проверка достоверности информации об иностранных нанимателях, а также об иностранных посреднических организациях, осуществляющих трудоустройство за пределами Республики Беларусь по студенческим программам;

представление ежеквартально в подразделения по гражданству и миграции сведений о трудящихся-эмигрантах, трудоустроенных за пределами Республики Беларусь при их содействии;

представление в подразделения по гражданству и миграции информации о трудящихся-эмигрантах, выехавших из Республики Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности за пределами Республики Беларусь, в течение пяти рабочих дней соответственно со дня их выезда из Республики Беларусь и со дня их въезда в Республику Беларусь после окончания трудовой деятельности за пределами Республики Беларусь;

бесплатное информирование трудящихся-эмигрантов, трудоустраиваемых или трудоустроенных за пределами Республики Беларусь при их содействии, до их выезда из Республики Беларусь:

о положениях законодательства Республики Беларусь о внешней трудовой миграции, о порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь;

о положениях законодательства государства трудоустройства в области внешней трудовой миграции;

о местонахождении и номерах телефонов Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, подразделений по гражданству и миграции;

о местонахождении и номерах телефонов дипломатических представительств или консульских учреждений Республики Беларусь в государстве трудоустройства (при их наличии);

о международных организациях, осуществляющих защиту прав, свобод и законных интересов трудящихся-эмигрантов.

Закон Республики Беларусь ”О внешней трудовой миграции“ определяет право трудящихся-эмигрантов, самостоятельно выезжающих за пределы Республики Беларусь для трудоустройства и осуществления трудовой деятельности, бесплатно получать информацию:

о положениях законодательства Республики Беларусь о внешней трудовой миграции, о порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь, а также о местонахождении и номерах телефонов Департамента по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, подразделений по гражданству и миграции, – в подразделениях по гражданству и миграции;

о местонахождении и номерах телефонов дипломатических представительств или консульских учреждений Республики Беларусь в государстве трудоустройства (при их наличии), а также о международных организациях, осуществляющих защиту прав, свобод и законных интересов трудящихся-эмигрантов, – в Министерстве иностранных дел Республики Беларусь.

Отдельные положения Закона Республики Беларусь ”О внешней трудовой миграции“ определяют особенности трудоустройства за пределами Республики Беларусь по студенческим программам в период летних каникул граждан, обучающихся в организациях системы образования Республики Беларусь.

Согласно новому Закону трудоустройство за пределами Республики Беларусь по студенческим программам осуществляется юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством за пределами Республики Беларусь, на основании:

договора о трудоустройстве, содержащего положения о взаимных обязательствах сторон о возвращении в Республику Беларусь после окончания срока действия трудового договора граждан, которые трудоустроены за пределами Республики Беларусь по студенческим программам;

договора о содействии в трудоустройстве;

трудового договора со сроком действия не более трех месяцев;

заключения Министерства образования Республики Беларусь о возможности трудоустройства за пределами Республики Беларусь граждан по студенческим программам, подготовленного в порядке, определенном Советом Министров Республики Беларусь.

Таким образом, регламентированный в новом Законе Республики Беларусь ”О внешней трудовой миграции“ порядок трудоустройства граждан за пределами Республики Беларусь, позволит создать систему мер, направленных на предотвращение торговли людьми и создание условий безопасного выезда из Республики Беларусь с целью трудоустройства.

В целом необходимо отметить, что Закон Республики Беларусь
”О внешней трудовой миграции“:

упорядочивает и систематизирует действующее законодательство Республики Беларусь в области внешней трудовой миграции, восполняет существующие в настоящее время пробелы в правовом регулировании в названной области;

создает четкий и понятный порядок трудоустройства и осуществления трудовой деятельности за пределами Республики Беларусь и на территории Республики Беларусь соответственно;

либерализирует деятельность, связанную с привлечением в Республику Беларусь иностранной рабочей силы;

сформирует национальное законодательство в области внешней трудовой миграции, отвечающее современным тенденциям развития зарубежного законодательства в названной области.

Закон Республики Беларусь ”О внешней трудовой миграции“ вступает в силу 12 июля 2011 года.