Куприянова Н.Н., главный специалист отделения социального законодательства Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь
Трансплантация органов и тканей человека относится к передовым и высокотехнологичным направлениям современной медицины и является средством спасения жизни и восстановления здоровья людей. Развитие трансплантологии является одним из основных направлений, определенных Программой развития здравоохранения Республики Беларусь на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 августа 2006 г. № 1116.
В целях реализации права населения Республики Беларусь на охрану жизни и здоровья, а также в целях обеспечения правовых и организационных основ государственного регулирования в области трансплантации органов и тканей человека, Президентом Республики Беларусь 9 января 2007 года был подписан Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О трансплантации органов и тканей человека» (далее – Закон).
Закон был разработан Национальным центром законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь совместно с заинтересованными в соответствии с пунктом 22 плана подготовки законопроектов на 2005 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2005 г. № 55. Разработка Закона была обусловлена необходимостью приведения Закона Республики Беларусь от 4 марта 2007 года «О трансплантации органов и тканей человека» в соответствие с законодательными актами Республики Беларусь и совершенствования его положений с учетом практики применения.
Следует отметить, что изначально предполагалось подготовить проект Закона о внесении изменений и дополнений без изложения его в новой редакции. Однако в связи с тем, что количество вносимых в Закон Республики Беларусь «О трансплантации органов и тканей человека» изменений и дополнений составило более половины текста акта и, руководствуясь пунктом 30 правил подготовки проектов нормативных правовых актов, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2003 г. № 359 «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности» (далее – Правила), разработчиками проекта Закона было принято решение об изложении его в новой редакции.
Закон представляет собой комплексный, систематизированный законодательный акт, который регулирует общественные отношения в сфере определения условий и порядка трансплантации органов и тканей человека, условий забора органов и тканей у живого и трупного донора, прав и обязанностей живого донора, порядка получения согласия реципиента на трансплантацию, определения организаций здравоохранения, имеющих права на осуществление забора органов и тканей и трансплантацию, а также в сфере осуществления международного сотрудничества в области обмена органами и тканями человека на безвозмездной основе в целях оптимального подбора пар донор-реципиент.
Преамбула Закона приводится в соответствие с требованиями пункта 62 Правил о том, что преамбула должна содержать информацию о причинах, условиях и целях принятия нормативного правового акта и излагается в новой редакции.
В статье 1 Закона уточнены определения таких терминов, как «трансплантация органов и (или) тканей человека» (далее – трансплантация), «органы и (или) ткани человека», «реципиент», а также даны определения новым терминам, имеющим принципиальное значение в регулировании механизма трансплантации органов и (или) тканей человека (такие, как «забор органов и (или) тканей человека» (далее – забор органов), «живой донор», «трупный донор», «смерть»). Выделение таких терминов как «живой донор» и «трупный донор» вызвано тем, что в Законе уточняются нормы, регулирующие условия и процедуру забора органов и (или) тканей человека у донора в зависимости от его физического состояния. Так, под живым донором понимается лицо, добровольно давшее в установленном порядке согласие на забор органов для трансплантации реципиенту, а под трупным донором – тело человека, у которого после смерти осуществляется забор органов для трансплантации реципиенту.
Точное определение на законодательном уровне момента смерти имеет важное значение для трансплантации и определяется в Законе как необратимое прекращение деятельности головного мозга человека (смерть головного мозга), при котором искусственно с помощью лекарственных средств и медицинской техники могут временно поддерживаться его сердечная деятельность и дыхание.
Закон дополняется статьей, регламентирующей сферу его действия, а именно: отношения, возникающие при трансплантации, за исключением, имеющих отношение к процессу воспроизводства человека (яйцеклетка, сперма, яичники, яички либо эмбрионы), крови и ее компонентов, а также тканевых компонентов, используемых для приготовления препаратов и пересадочных материалов.
Положения статьи 2 и статьи 11 Закона Республики Беларусь «О трансплантации органов и тканей человека», регламентирующие вопросы законодательства о трансплантации и международных договоров соответственно, в целях соблюдения требований нормотворческой техники объединены в одну статью – статью 3 «Законодательство Республики Беларусь о трансплантации».
Для закрепления на законодательном уровне права государственных организаций здравоохранения, занимающихся трансплантацией, на осуществление международного сотрудничества в области обмена органами и тканями человека на безвозмездной основе в целях оптимального подбора пар донор-реципиент Закон дополняется статьей 4 «Международное сотрудничество». Названная норма позволит улучшить качество подбора совместных донорских органов и увеличит число доноров.
Из статьи, регулирующей условия забора органов и тканей человека для трансплантации у живого донора, Законом исключается норма, предусматривающая уведомление органов прокуратуры по месту нахождения государственной организации здравоохранения о предстоящем заборе органов и тканей у человека у живого донора. Указанная правовая норма не определяла, с какой целью уведомляются органы прокуратуры о предстоящем заборе органов и тканей человека у живого донора. Кроме того, такие уведомления органов прокуратуры не влекли за собой принятия ими каких-либо правовых решений, что делало данную правовую норму декларативной.
В целях защиты отдельных категорий граждан, Законом введена статья, ограничивающая круг лиц, которые могут быть живыми донорами. Так, в соответствии со статьей 7 Закона живыми донорами не могут быть несовершеннолетние лица (за исключением случаев забора костного мозга); лица, признанные в установленном порядке недееспособными, а также лица, страдающие психическими расстройствами (заболеваниями); лица, у которых обнаружены заболевания, являющиеся опасными для жизни и здоровья реципиента; беременные женщины; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
В мировой практике существует два юридических подхода к решению проблемы забора органов при постановке диагноза «смерть мозга»: презумпция несогласия и презумпция согласия.
Презумпция несогласия означает, что умерший до своей смерти явно заявлял о своем согласии на забор органов, либо член семьи четко выражает согласие на забор в том случае, когда умерший не оставил подобного заявления. Принцип презумпции несогласия предполагает определенное документальное подтверждение согласия на забор органов. Примером такого документа являются «карточки донора», получаемые в США теми, кто высказывает свое согласие на донорство. Принцип презумпции несогласия действует в законодательстве о здравоохранении США, Германии, Канады, Франции, Италии.
При презумпции согласия забор органов для трансплантации может быть произведен при отсутствии возражения против этой процедуры, высказанного донором при жизни (Австрия) или его законным представителем (Финляндия, Португалия, Испания, Греция).
Следует отметить, что и презумпция согласия и презумпция несогласия одобрены Всемирной организацией здравоохранения и успешно применяются во всем мире. При этом специалисты полагают, что принцип презумпции согласия является более эффективным, т.е. более соответствует целям и интересам трансплантации.
В Республике Беларусь существует так называемая презумпция согласия на изъятие органов и тканей человека после его смерти, трактующая невыражение самим лицом, его близкими родственниками или законными представителями своей воли либо отсутствие соответствующих документов, фиксирующих ту или иную волю, как наличие положительного волеизъявления на осуществление такого изъятия. Так, в соответствии со статьей 11 Закона, забор органов у трупного донора не допускается, если руководителю государственной организации здравоохранения, руководителю структурного подразделения государственной организации здравоохранения или лицам, исполняющим их обязанности, до момента забора органов представлено заявление о несогласии на забор органов и тканей для трансплантации, написанное данным лицом при жизни либо его супругом (супругой), а при его (ее) отсутствии – одним из его близких родственников (родители, дети, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки) или законным представителем.
Также забор органов у трупного донора не допускается в случае, если государственная организация здравоохранения была поставлена в известность о несогласии лица на забор органов для трансплантации до его смерти путем устного или письменного заявления в присутствии врача (врачей), других должностных лиц государственной организации здравоохранения, иных лиц, которые могут засвидетельствовать такой отказ.
В целях усиления контроля за забором органов и тканей у трупного донора Закон дополняется положением о том, что в случае, если трупный донор подлежит судебно-медицинской экспертизе или патологоанатомическому исследованию, письменное разрешение на забор органов у трупного донора должно быть дано соответственно судебно-медицинским экспертом либо врачом-патологоанатомом, присутствующими на операции по забору органов. Государственная организация здравоохранения после получения письменного разрешения на забор органов у трупного донора, выданного соответственно судебно-медицинским экспертом либо врачом-патологоанатомом, незамедлительно уведомляет органы прокуратуры о предстоящем заборе органов у трупного донора, подвергаемого впоследствии судебно-медицинской экспертизе или патологоанатомическому исследованию.
Также Законом уточнены положения, регулирующие вопросы дачи согласия реципиента на трансплантацию. Так, в соответствии со статьей 12 Закона трансплантация осуществляется только с письменного согласия реципиента. При этом реципиент должен быть письменно предупрежден о возможном ухудшении своего здоровья в результате предстоящего медицинского вмешательства. Если же реципиентом является несовершеннолетнее лицо, которое не приобрело дееспособности в полном объеме, либо лицо, признанное в установленном порядке недееспособным, то трансплантация осуществляется с письменного согласия его законного представителя.
Трансплантация реципиенту, не способному по состоянию своего здоровья к принятию осознанного решения, производится с согласия супруга (супруги), а при его (ее) отсутствии – близких родственников (родители, дети, родные братья и сестры, дед, бабка, внуки) или законных представителей. В исключительных случаях, когда промедление в проведении трансплантации угрожает жизни реципиента, а лица, указанные в частях первой и второй настоящей статьи, отсутствуют или установить их местонахождение невозможно, решение о проведении трансплантации принимается консилиумом врачей, а при невозможности собрать его — врачом, осуществляющим трансплантацию, с оформлением записи в медицинской документации и последующим уведомлением об этом должностных лиц государственной организации здравоохранения в течение суток.
В заключении следует отметить, что Закон подготовлен с учетом международного опыта правового регулирования отношений в сфере трансплантации, практики применения операций по трансплантации, а также особенностей развития здравоохранения в Республике Беларусь.
Таким образом, принятие Закона позволяет:
- устранить коллизии и пробелы правовых норм Закона Республики Беларусь «О трансплантации органов и тканей человека»;
- обеспечить юридическую защиту медицинских работников;
- существенно расширить возможности трансплантологической помощи населению Республики Беларусь.