П.В. Рагойша, главный советник отделения социального законодательства Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь
Комментарий к Закону Республики Беларусь от 20 июля 2006 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье»
Законом Республики Беларусь от 20 июля 2006 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье» (далее – Закон), вступившим в силу 13 августа 2006 г., брачно-семейное законодательство подверглось фундаментальному реформированию. Изменения и дополнения, внесенные в действующий Кодекс Республики Беларусь о браке и семье (далее – КоБС), носят комплексный характер и затрагивают ряд основных институтов семейного права. Наряду с материальными нормами, ревизии подверглись и нормы КоБС, определяющие права суда и сторон в гражданском судопроизводстве.
Вместе с тем, указанные изменения не нашли еще должного освещения в юридической литературе. Помимо публикаций автора, комплексному анализу предусмотренных Законом нововведений была посвящена лишь статья В.Якимович .
В настоящей статье освещены наиболее значимые новации, предусмотренные Законом, с учетом процессуальных аспектов их применения.
Брачный договор
Со вступлением Закона в силу, право на заключение Брачного договора получили наряду с супругами и лица, вступающие в брак. Брачный договор, заключенный между лицами, вступающими в брак, согласно ч. 4 ст. 13 КоБС вступает в силу со дня регистрации заключения брака государственными органами, регистрирующими акты гражданского состояния.
Закон отдельно оговаривает возможность заключения Брачного договора несовершеннолетними лицами, вступающими в брак. Однако в этом случае необходимо согласие родителей (попечителей) несовершеннолетнего. Согласие родителей (попечителей) не требуется, если несовершеннолетний приобрел полную дееспособность до заключения брака, т.е. был эмансипирован в установленном порядке.
В части определения предмета Брачного договора положения КоБС не изменились. Соответственно, стороны Брачного договора вправе теперь как заранее (т.е. до заключения брака), так и в любой период до расторжения брака урегулировать данным договором любые как имущественные, так и неимущественные взаимоотношения между супругами, если это не противоречит законодательству о браке и семье и не нарушает права и законные интересы других лиц. Напомним, законодательство Российской Федерации, Украины и других государств СНГ относит к предмету Брачного договора определение лишь имущественных отношений супругов в браке и в случае его расторжения.
Поскольку Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит обязательному нотариальному удостоверению, в судебной практике с учетом комментируемых новаций возможны случаи обжалования действий (бездействия) нотариусов по поводу удостоверения Брачных договоров, заключенных до регистрации брака. Кроме того, с иском о признании Брачного договора недействительным в суд могут обратиться стороны или третьи лица, права которых он затрагивает. В этой связи необходимо отметить следующее.
Право на заключение Брачного договора согласно изменениям в ч. 1 ст. 13 КоБС предоставлено лицам, вступающим в брак, т.е. лицам, не состоящим в браке, но имеющим намерение его заключить. Однако в законодательстве отсутствует определение термина «лица, вступающие в брак», поэтому к ним можно отнести как лиц, уже подавших совместное заявление о регистрации брака, так и лиц, только намеревающихся сделать это. Поскольку КоБС не требует документального оформления желания вступить в брак, право на заключение Брачного договора не обусловлено последующим заключением брака и может быть реализовано в любое время до заключения брака, так и в браке до его расторжения. Иное толкование было бы неправомерным ввиду необоснованности ограничения предоставленного Законом права.
К такому же выводу приводит системный анализ иных норм ст. 13 КоБС. Согласно ч. 3 и ч. 5 ст. 13 КоБС лица, вступающие в брак, наряду с супругами могут заключить Брачный договор в любое время и в определенном ими объеме соглашений, а также в любое время внести изменения и дополнения в Брачный договор, удостоверив их нотариально. Отсутствие в указанных нормах ссылки на юридический факт, определяющий начало срока, в течение которого может быть реализовано право на заключение Брачного договора, приводит к выводу о том, что возможность заключения Брачного договора обусловлена лишь добровольным согласием сторон и обоюдным желанием вступить в брак на момент заключения Брачного договора.
Детального анализа требует новелла КоБС о возможности заключения Брачного договора несовершеннолетними лицами, вступающими в брак. Указанная новелла небесспорна, учитывая личный характер брачных правоотношений и ограниченную дееспособность несовершеннолетних. Российское законодательство, например, вопрос о способности несовершеннолетних к заключению Брачного договора не рассматривает, вследствие чего в литературе высказано мнение, что «для заключения брачного договора необходимо обладать полной дееспособностью, включая такой ее элемент, как способность к вступлению в брак. (…) Брачный договор нерасторжимо связан с личностью его участников и, как следствие, не может быть заключен ни с участием законного представителя, ни по доверенности.» .
Вместе с тем, белорусский законодатель принял принципиальное решение, однозначно сформулировав норму права по данному вопросу. Со своей стороны полагаем, что такое решение правомерно. Допуская в установленных законом случаях снижение брачного возраста и заключение брака до достижения совершеннолетия, т.е. расширяя пределы ограниченной дееспособности несовершеннолетних за счет обретения ими брачной дееспособности, было бы неверным ограничивать право будущих супругов на установление договорного режима имущественных правоотношений в браке до его заключения, поскольку в таком случае вступающие в брак лица в отношении брака и его последствий обладали бы разным объемом правомочий. Однако связывать право на заключение гражданско-правовой сделки, которой по сути является Брачный договор, с обладанием брачной дееспособностью полагаем не вполне обоснованным, поскольку Брачный договор сам по себе не порождает брачных правоотношений. Условия указанного соглашения вступают в силу не ранее дня заключения брака между его сторонами, т.е. до заключения брака Брачный договор является «юридическим нулем» .
Примечательно, что на такой же позиции стоит законодатель. Согласно ч. 3 ст. 13 КоБС в редакции Закона согласия законных представителей не требуется для заключения Брачного договора несовершеннолетними, которые приобрели полную дееспособность до заключения брака. Поскольку эмансипированные лица не наделяются автоматически брачной дееспособностью и ходатайствуют о снижении брачного возраста на общих основаниях, представляется, что способность к заключению Брачного договора по действующему белорусскому законодательству обусловлена не брачной дееспособностью, а общей гражданской дееспособностью.
Учитывая изложенное, полагаем, что нотариальное удостоверение Брачного договора между несовершеннолетними также возможно до подачи заявления о регистрации брака. Обязательным условием для неэмансипированных лиц при этом является наличие согласия их родителей (попечителей). Поскольку Законом не установлено иное, согласие родителя (попечителя) на заключение Брачного договора может быть оформлено письменно в виде отдельного документа либо соответствующей записи в Брачном договоре.
Право и обязанность родителей (попечителей) на выражение своего волеизъявления по поводу возможности заключения несовершеннолетним Брачного договора вытекают из осуществления ими функций законных представителей несовершеннолетнего. Поэтому нет необходимости получать согласие родителя, лишенного родительских прав. В отношении усыновленного ребенка право на заключение им Брачного договора обусловлено согласием его усыновителей.
В отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на государственном обеспечении, указанное согласие может быть дано их попечителями – приемными родителями, родителями-воспитателями, руководителями детских интернатных учреждений и учреждений образования. Однако если у детей, оставшихся без попечения родителей, есть родители, не лишенные родительских прав, по нашему мнению необходимо также выявить их волеизъявление.
Учитывая изложенное, неизбежно возникает вопрос: каков механизм разрешения разногласий между родителями, родителем и другим законным представителем, родителями (попечителями) несовершеннолетних и самими несовершеннолетними в случае необоснованного отказа или уклонения кого-либо из управомоченных лиц от дачи согласия на заключение несовершеннолетним Брачного договора?
Полагаем, что ответ на этот вопрос дан в ст. 66-1 КоБС. При отказе или уклонении родителя (попечителя) от дачи согласия на заключение Брачного договора несовершеннолетним его другой родитель (попечитель) либо сам несовершеннолетний, полагающие, что таким отказом нарушены права и законные интересы несовершеннолетнего, вправе обратиться в суд с иском о защите нарушенных прав и законных интересов. Поскольку родительские права согласно ст. 5 КоБС не могут осуществляться в противоречии с их назначением, суд исходя из приоритета защиты прав и законных интересов несовершеннолетних вправе принять решение о возможности заключения Брачного договора без учета согласия родителя (попечителя).
Однако такое решение суда возможно лишь в случае злоупотребления родительскими правами. Если отказ родителей (попечителей) от дачи соответствующего согласия обусловлен причинами объективного характера и служит защите интересов несовершеннолетнего, его следует признать правомерным.
Заключение брака
Внесенным дополнением в ст. 14 КоБС Закон закрепляет право лиц, вступающих в брак, пройти бесплатное медицинское обследование в государственных организациях здравоохранения в целях определения состояния их здоровья и выявления наследственных заболеваний. Порядок такого обследования установлен постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14 сентября 2006 г. № 40. Данная новация позволит реализовать норму ст. 212 КоБС в части обязанности органа, регистрирующего акты гражданского состояния (далее – орган ЗАГС), удостовериться, что лица, вступающие в брак, взаимно осведомлены о состоянии здоровья друг друга. Однако обращаем внимание, что реализация права на прохождение медицинского обследования перед заключением брака в Беларуси (в отличие от, например, Молдовы) является делом добровольным, ознакомиться с заключением о состоянии здоровья будущего супруга возможно только с его согласия. Поэтому неправомерно понуждение к сообщению о состоянии здоровья лица, вступающего в брак, со стороны другого супруга или органа ЗАГС.
Законом уточнены сроки заключения брака (ст. 16 КоБС). В обычном порядке брак заключается не ранее 15 дней и не позже 3 месяцев со дня подачи совместного заявления в орган ЗАГС. При наличии уважительных причин с разрешения руководителя органа ЗАГС заключение брака может быть произведено до истечения 15-дневного срока. Вместе с тем, Законом впервые установлена возможность заключения брака в день подачи заявления при наличии особых обстоятельств (беременность, рождение ребенка, непосредственная угроза для жизни лица, вступающего в брак, и другие особые обстоятельства).
Весьма значимой как для лиц, вступающих в брак, так и для органов ЗАГС является новелла, касающаяся места заключения брака. До сих пор указанные отношения являлись в КоБС пробельными. Согласно части третьей статьи 16 КоБС в редакции Закона, местом заключения брака, как правило, является помещение органа ЗАГС. Однако по заявлению лиц, вступающих в брак, заключение брака может производиться по месту проживания одного из них, по месту предоставления стационарной медицинской помощи или в другом месте, если они не могут по уважительным причинам прибыть в орган ЗАГС.
Разрешая коллизию личных неимущественных прав родителей и детей, Закон установил, что разрешения родителей несовершеннолетних на их вступление в брак не требуется (ч. 3 ст. 18 КоБС). Снижение брачного возраста производится органом ЗАГС по заявлению лиц, вступающих в брак.
При этом откорректированы формулировки исключительных случаев, являющихся основанием для снижения брачного возраста. Если ранее к таким основаниям согласно ч. 2 ст. 18 КоБС помимо эмансипации несовершеннолетних относились факт рождения совместного ребенка либо факт наличии справки о постановке на учет по беременности, в действующей редакции принимаются во внимание факт рождения ребенка (независимо от его родства по отношению к будущему супругу) либо факт наличия беременности.
Наряду с изложенным, Законом внесены изменения в ст. 21 КоБС, определяющие порядок избрания супругами фамилии при заключении брака. Нововведениями установлено, что при избрании каждым из супругов двойной фамилии, по их согласию определяется, с какой добрачной фамилии она будет начинаться. При этом соединение более двух фамилий недопустимо. Если добрачные фамилии одного или обоих супругов были двойными, по их согласию определяется, из каких составных частей добрачных фамилий будет состоять новая фамилия.
Следует также отметить введенный Законом запрет на заключение браков между иностранцами в органах ЗАГС. Отныне браки между иностранными гражданами на территории Республики Беларусь могут заключаться лишь в дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств (ч. 3 ст. 229 КоБС).
В связи с изложенными выше новациями правового регулирования порядка заключения брака представляется целесообразным ответить на ряд вопросов, могущих возникнуть при обжаловании в судебном порядке действий (бездействия) органов ЗАГС.
Вынесение руководителем органа ЗАГС решения о разрешении заключения брака до истечения 15-дневного срока согласно ч. 2 ст. 16 связано с наличием уважительных причин. Поскольку критерии уважительности законодательством не определены, руководитель органа ЗАГС исходит из собственной оценки фактических обстоятельств дела и вправе вопреки желанию лиц, вступающих в брак, отказать им в сокращении срока регистрации брака.
Однако законодатель отдельно оговорил возможность заключения брака в день подачи совместного заявления при наличии особых обстоятельств, закрепив в ч. 2 ст. 16 КоБС их примерный перечень. Анализ новеллы позволяет предположить, что в этом случае обоснованность сокращения срока заключения брака является предустановленной, поскольку сокращение срока регистрации заключения брака объективно служит защите прав и законных интересов лиц, вступающих в брак. Отказ органа ЗАГС от регистрации заключения брака в день, указанный лицами, вступающими в брак, допустим и в этом случае, однако такое решение, по нашему мнению, должно быть обязательно мотивированным и приниматься лишь в случае необходимости защиты прав других лиц.
Аналогично следует разрешать вопрос о возможности снижения брачного возраста несовершеннолетним. Законодателем установлен закрытый перечень исключительных случаев, являющихся основанием для снижения брачного возраста. Орган ЗАГС может, но не обязан в таких случаях удовлетворять заявление лиц, вступающих в брак, о снижении брачного возраста. Однако отказ в удовлетворении такого заявления должен быть обусловлен вескими причинами, когда заключение брака несовершеннолетними повлекло бы существенное нарушение их прав или прав других лиц. Субъективный отказ органа ЗАГС в реализации прав и законных интересов лиц, вступающих в брак, недопустим и может быть предметом рассмотрения в суде.
Поскольку КоБС не устанавливает иное, отдельное разрешение на заключение брака вне помещения органа ЗАГС не требуется, поэтому допустимость «выездной» регистрации заключения брака определяется лишь наличием соответствующего заявления. Уважительность причин, по которым будущие супруги не могут прибыть в орган ЗАГС в день регистрации заключения брака, определяется самими лицами, вступающими в брак.
Вместе с тем, регистрация заключения брака вне помещения органа ЗАГС обусловлена возможностями органа ЗАГС и условиями по месту регистрации заключения брака. Отказ в совершении гражданского обряда бракосочетания по месту предоставления стационарной медицинской помощи либо по месту жительства тяжело больного лица, а также по месту отбывания наказания, связанного с лишением или ограничением свободы, объективно нарушает права лиц, вступающих в брак, и может быть оспорен в суде. Если же лица, вступающие в брак, желают заключить брак на лоне природы или в ином экзотическом месте, «выездная» регистрация заключения брака зависит от возможностей органов ЗАГС, которые вправе отказать им в этом. Безусловно, в таких ситуациях органы ЗАГС имеют право на возмещение расходов и оплату стоимости дополнительных услуг, связанных с регистрацией заключения брака.
Расторжение брака
Изложив в новой редакции ст. 35 КоБС «Недопустимость расторжения брака», Закон устранил дискриминирующие положения о безусловном согласии жены на расторжение брака в течение 3 лет после рождения ребенка. Отныне для расторжения брака до достижения ребенком 3 лет необходимо письменное согласие того супруга, который проживает с ребенком и осуществляет родительскую заботу о нем. Такого согласия не требуется, когда отцовство по отношению к ребенку признано другим лицом или по решению суда сведения о муже как об отце ребенка исключены из записи акта о рождении ребенка.
Таким образом, со вступлением Закона в силу расторжение брака до достижения ребенком возраста трех лет возможно без ограничений во всех случаях, кроме случая отсутствия согласия другого супруга, проживающего с общим ребенком и осуществляющего родительскую заботу о нем.
Вместе с тем, безусловная обязательность согласия жены на расторжение брака сохранена при ее беременности. При этом факт совместного проживания и осуществления родительской заботы над рожденными ранее детьми юридического значения не имеет.
При расторжении брака и отсутствии Соглашения о детях суд не обязан теперь в каждом случае решать вопрос о месте жительства несовершеннолетних детей и порядке участия в их воспитании отдельно проживающего родителя. Согласно изменениям, внесенным Законом в ст. 39 КоБС, такие вопросы наряду с вопросом о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей суд принимает к рассмотрению лишь в случае наличия спора между родителями. Тем самым сохраняется приоритет добровольного урегулирования отношений между матерью и отцом ребенка при расторжении брака.
Со вступлением Закона в силу суды не вправе принимать к рассмотрению иски о расторжении брака межу иностранными гражданами. Согласно ч. 2 ст. 231 КоБС в редакции Закона, расторжение браков иностранных граждан между собой в Республике Беларусь производится в дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств. Для браков граждан Республики Беларусь с иностранными гражданами или лицами без гражданства сохранен прежний порядок их расторжения: в Республике Беларусь расторжение таких браков производится по белорусскому законодательству.
Признание брака недействительным
Согласно изменениям, внесенным Законом в ч. 2 ст. 47 КоБС, сокращен перечень лиц, которые вправе предъявить иск о признании недействительным брака, заключенного несовершеннолетним, которому не был снижен в установленном порядке брачный возраст. Такого права со вступлением Закона в силу лишены родители (попечитель) несовершеннолетнего.
Раздел общей совместной собственности супругов
Порядок раздела общего имущества супругов (ст.24 КоБС) подвергся изменениям. Если в соответствии с ч. 1 ст. 24 КоБС в прежней редакции суд лишь в исключительных случаях мог отступить от начала равенства долей супругов при разделе имущества, являющегося общей совместной собственностью супругов, со вступлением Закона в силу суд в каждом случае исходя из обстоятельств дела вправе увеличить долю одного из супругов, учитывая интересы несовершеннолетних детей или заслуживающие внимания интересы одного из супругов.
Кроме того, ст. 24 КоБС дополнена новой частью четвертой (в новом исчислении), согласно которой при разделе имущества судом должны учитываться также общие долги супругов и права требования по обязательствам, возникшим в интересах семьи.
Алиментные правоотношения супругов
Закон кардинальным образом изменил законный режим взаимного содержания супругов в браке и после его расторжения, обусловив предоставление содержания трудоспособному супругу его заботой о ребенке. Впервые право на содержание в течение трех лет после рождения ребенка обусловлено не рождением ребенка, а фактом осуществления ухода за ним и утратой в связи с этим заработка. При этом устранена дискриминация по признаку пола: если ранее право на содержание имела лишь жена от мужа (бывшая жена от бывшего мужа), согласно внесенным изменениям в ч. 2 ст. 29 КоБС право требовать предоставления содержания от другого супруга имеет супруг, который находится в отпуске по уходу за ребенком и осуществляет родительскую заботу о нем. Аналогично определяются правоотношения между бывшими супругами, при этом конкретизируется, что ребенок должен быть общий (ч.3 и ч. 4 ст. 30 КоБС).
Соответственно, если Брачным договором или Соглашением о детях между сторонами не установлено иное, с 13 августа 2006 г. право требовать в судебном порядке предоставления содержания от другого супруга, обладающего необходимыми для этого средствами, в течение трех лет после рождения ребенка вправе лишь супруг, нуждающийся в материальной помощи, находящийся в отпуске по уходу за ребенком и осуществляющий родительскую заботу о нем, причем все эти условия должны присутствовать в совокупности. В данном случае обязанность предоставления содержания возникает независимо от факта родства плательщика алиментов с ребенком.
Обязанность взаимного содержания сохраняется и после расторжения брака между супругами, однако в данном случае право на получение содержания зависит от происхождения ребенка. Если в свидетельстве о его рождении бывший супруг не указан в качестве родителя ребенка, право требовать предоставления содержания в судебном порядке отсутствует.
Алиментные правоотношения родителей и детей
Институт взыскания алиментов на несовершеннолетних детей значительному реформированию не подвергся. Однако стоит обратить внимание на ряд новаций, ужесточающих ответственность лиц, имеющих задолженность по уплате алиментов.
В случае взыскания задолженности по алиментам, когда должник в период неуплаты алиментов не работал либо нет сведений о полученном им заработке, размер начисленных ежемесячных сумм задолженности не может быть ниже базовой величины, действующей на момент начисления задолженности по алиментам (ч. 4 ст. 110 КоБС). Если же должник на момент начисления задолженности не работает, а с момента увольнения прошло более трех месяцев, размер задолженности определяется исходя из средней заработной платы для данной местности (ч. 5 ст. 110 КоБС). Тем самым Закон понуждает должников к трудоустройству и повышает гарантии непрерывности получения содержания для взыскателя алиментов.
Вместе с тем, Законом введена норма, позволяющая суду в исключительных случаях освободить от уплаты алиментов родителя, являющегося инвалидом 1-й или 2-й группы (ч. 2 ст. 92 КоБС). Теперь действующая редакция ч. 2 ст. 92 КоБС полностью корреспондирует ст. 98 КоБС, определяющей правоотношения сторон и суда при изменении размера взыскиваемых алиментов.
Несколько изменился также порядок определения размера алиментов, взыскиваемых с каждого из детей на содержание их нуждающихся в помощи нетрудоспособных родителей. Если ранее согласно ч. 1 ст. 102 КоБС при определении размера таких алиментов суд обязан был исходить из материального и семейного положения родителей, со вступлением Закона в силу суду вменено в обязанность учитывать также материальное и семейное положение каждого из детей.
Установление материнства и отцовства.
Суррогатное материнство
Возникающие новые общественные отношения в сфере брака и семьи и необходимость урегулирования их нормами права обусловили то, что законодатель впервые за многие десятилетия столь глобально подошел к реформированию законодательства, определяющего порядок установления происхождения детей. При этом содержание соответствующей глава 8 КоБС концептуально переработано и изложено в новой редакции.
Закон детально регламентирует основания возникновения прав и обязанностей родителей, нормативно определяя момент возникновения родительских правоотношений, определяет документы, удостоверяющие факты, на основании которых устанавливается происхождение ребенка (ст.ст. 50, 51 КоБС). Конкретизируя вопросы установления происхождения детей, родившихся в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий, Закон впервые регулирует правоотношения, связанные с суррогатным материнством (ст. 53 КоБС).
В ч. 1 ст. 53 КоБС определены понятия суррогатного материнства, суррогатной матери и генетической матери, основания и условия применения данного метода. Ч. 2 указанной статьи устанавливает формальные основания возникновения правоотношений, связанных с суррогатным материнством. Последующие две части ст. 53 КоБС посвящены регулированию вопросов возникновения и прекращения родительских прав по отношению к ребенку, рожденному суррогатной матерью.
Национальное регулирование института суррогатного материнства достаточно уникально: в отличие от законодательства Российской Федерации и ряда иных постсоветских государств, белорусский законодатель предусмотрел презумпцию материнства и отцовства генетических родителей. Кроме того, реализация права на материнство не увязывается с реализацией права на отцовство, поскольку прибегнуть к услугам суррогатного материнства при наличии медицинских показаний вправе как незамужние женщины, так и женщины, состоящие в браке.
Такой подход является весьма прогрессивным, поскольку позволяет обеспечить стабильность и прогнозируемость правоотношений сторон при суррогатном материнстве, и по мнению отечественных авторов, является значительным «шагом вперед» по сравнению с зарубежным законодательством. В Российской Федерации, например, пробельность и малочисленность правовых норм, регулирующих суррогатное материнство, а также закрепленная п. 4 ст. 51 Семейного кодекса РФ презумпция согласия суррогатной матери на запись генетических родителей в качестве родителей ребенка является предметом критики авторов многих исследований. Так, А.Э. Козловская отмечает, что «анализ норм Семейного кодекса, касающихся проблемы суррогатного материнства, позволяет с сожалением говорить о том, что положения закона не отвечают интересам всех заинтересованных участников процесса» . При этом автор статьи заключает: «окончательное согласие женщины, решившей стать суррогатной матерью, должно быть дано при заключении договора, а не после рождения ребенка» . По мнению профессора Л.К. Айвар, «необходимо ввести в законодательство четкие положения регулирования суррогатного материнства, где бы обе стороны были защищены» . С.С. Шевчук полагает, что генетическим родителям «должно быть гарантировано право требовать передачи родившегося в соответствии с состоявшимся соглашением ребенка» .
Таким образом, в Республике Беларусь юридическим основанием для возникновения родительских прав и обязанностей по отношению к ребенку, рожденному суррогатной матерью, для генетических родителей явится нотариально удостоверенный договор суррогатного материнства, заключаемый между суррогатной матерью и генетической матерью с согласия их супругов (при их наличии). Существенные условия договора суррогатного материнства согласно ч. 2 ст. 53 КоБС поручено установить Правительству Республики Беларусь. Перечень медицинский показаний и противопоказаний к суррогатному материнству, порядок и объем медицинского обследования суррогатной матери, генетической матери и их супругов во исполнение ч. 5 ст. 53 КоБС уже установлен постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14 сентября 2006 г. № 71.
Закон вводит в теорию и практику отечественного права институт установления материнства (ст. 56 КоБС). До сих пор фактическое установление материнства формально осуществлялось в рамках оспаривания записи о родителях, что нарушало логику возникновения брачно-семейных прав. В соответствии с действующим законодательством, установлению материнства придан статус самостоятельного юридического акта.
Установление материнства производится только в судебном порядке. Сфера применения этого института ограничена лишь случаями, когда мать ребенка неизвестна, а сведения о матери в книге записей актов о рождении внесены по указанию лиц, подавших заявление о рождении ребенка. Установление материнства возможно по заявлению одного из родителей или опекуна, попечителя ребенка, а также самого ребенка по достижении им совершеннолетия. Согласно изменениям, внесенным Законом в ч. 5 ст. 70 КоБС, при установлении материнства может быть изменена фамилия ребенка.
В связи с введением института установления материнства, соответствующие дополнения внесены в ст. 232 КоБС. В соответствии с ч. 1 ст. 232 КоБС, установление материнства в Республике Беларусь независимо от гражданства родителей и ребенка производится по белорусскому законодательству. Материнство, установленное вне пределов Республики Беларусь с соблюдением законодательства соответствующего государства, согласно ч. 3 ст. 232 КоБС признается действительным в Республике Беларусь.
Наряду с изложенным, Закон внес ряд изменений в нормы, регулирующие вопросы установления отцовства. Помимо более подробного регулирования порядка установления отцовства в административном порядке, Законом уточнен круг доказательств, подлежащих оценке судом при установлении отцовства в судебном порядке (ст. 57 КоБС). Отныне безусловному учету подлежат лишь доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от предполагаемого отца или признание предполагаемым отцом ребенка. Вместе с тем, суд может также принять во внимание совместное воспитание или содержание ребенка матерью и предполагаемым отцом ребенка, совместное проживание и ведение общего хозяйства матерью и предполагаемым отцом ребенка до рождения ребенка.
Соответственно, со вступлением Закона в силу решение суда об установлении отцовства должно основываться на доказательствах, с достоверностью подтверждающих происхождение ребенка от предполагаемого отца или признание предполагаемым отцом ребенка. Иные доказательства носят лишь дополнительный характер.
Установление и отмена усыновления
В рамках реализации поручений Президента Республики Беларусь об усилении гарантий защиты прав и интересов детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, комментируемый Закон внес ряд изменений в нормы КоБС, регулирующие порядок и условия национального и международного усыновления.
Законом введена минимальная разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым, составляющая 16 лет (ст. 126 КоБС). При меньшей разнице в возрасте усыновление возможно лишь в случае, когда в качестве усыновителя выступает отчим (мачеха) ребенка.
Согласно изменениям, внесенным в ч. 7 ст. 120 КоБС, усыновителю помимо всей информации и состоянии здоровья усыновляемого ребенка должна быть предоставлена имеющаяся информация о близких родственниках усыновляемого ребенка и состоянии их здоровья.
Изменился порядок направления судом сведений об усыновлении в уполномоченные государственные органы. Если ранее согласно ч. 6 ст. 122 КоБС решение суда об усыновлении помимо органа ЗАГС по месту вынесения решения направлялось в орган опеки и попечительства по месту жительства усыновителей либо в Национальный центр усыновления, согласно действующему порядку суд обязан в каждом случае в течение трех дней со дня вступления в силу решения суда об усыновлении ребенка наряду с органом ЗАГС направить указанное решение в орган опеки и попечительства, а по делам о международном усыновлении — также в Национальный центр усыновления.
Законом сокращен перечень случаев, при которых допустимо усыновление ребенка без согласия его родителей (ст. 128 КоБС). Со вступлением Закона в силу, такое усыновление допустимо лишь в случаях, когда родители неизвестны, лишены родительских прав, признаны судом недееспособными, безвестно отсутствующими либо умершими.
Внесенными изменениями в ст. 137 КоБС изменен порядок отмены усыновления ребенка. В соответствии с ч. 1 ст. 137 КоБС в действующей редакции, отмена усыновления ребенка производится районным (городским) судом, а в отношении международного усыновления – областным (Минским городским) судом, вынесшими решение об усыновлении ребенка. Если ранее согласно ч. 4 ст. 137 КоБС суд был обязан направить выписку из решения суда об отмене усыновления лишь в орган ЗАГС по месту регистрации усыновления, действующая редакция указанной нормы предусматривает обязанность суда направить такую выписку в течение трех дней со дня вступления в силу решения суда об отмене усыновления также в орган опеки и попечительства по месту жительства усыновителей, а при международном усыновлении – также в Национальный центр усыновления.
Кроме того, расширен перечень субъектов, имеющих право на обращение в суд с требованием отмены усыновления. Согласно изменениям, внесенным Законом в ст. 139 КоБС, по делам о международном усыновлении таким правом наделен Национальный центр усыновления.
В целях согласования норм статей 140 и 132 КоБС, Законом внесены изменения в ч. 3 и ч. 4 ст. 140 КоБС, согласно которым при отмене усыновления суд обязан решить вопрос, сохраняется ли ребенком дата и место рождения, если ранее они изменялись при усыновлении. Изменение даты и (или) места рождения ребенка возможны только с его согласия.
Законом детально регламентированы условия международного усыновления. Соответствующая ст. 233 КоБС изложена в новой редакции, существенно ужесточающей условия усыновления детей-граждан Республики Беларусь иностранными гражданами, лицами без гражданства и гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими на территории иностранного государства. Согласно ч. 1 ст. 233 КоБС в каждом отдельном случае такое усыновление допустимо лишь с письменного разрешения Министра образования Республики Беларусь, а для усыновителей, постоянно проживающих на территории иностранного государства, — также письменного разрешения компетентного органа государства, на территории которого они постоянно проживают.
Разрешение Министра образования нашего государства необходимо теперь и для усыновления ребенка, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства и проживающего на территории Республики Беларусь, независимо от гражданства усыновителей. При усыновлении на территории Республики Беларусь гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами или лицами без гражданства ребенка, являющегося иностранным гражданином, проживающего на территории Республики Беларусь, необходимо также получение письменного разрешения компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, и, если это требуется в соответствии с законодательством иностранного государства, — согласия ребенка на усыновление.
Наряду с изложенным, согласно ч. 4 ст. 233 КоБС увеличен с 6 месяцев до 1 года срок нахождения детей на централизованном учете, по истечении которого допускается их усыновление иностранцами и нашими гражданами, постоянно проживающими на территории иностранного государства. Указанной нормой создан законодательный приоритет для развития национального усыновления. Однако данное требование не распространяется на родственников детей, которые вправе их усыновить без учета срока нахождения детей на централизованном учете. При этом согласно ч. 5 ст. 233 КоБС международное усыновление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся гражданами Республики Беларусь, допускается при наличии заключения Национального центра усыновления об отсутствии кандидатов в усыновители — граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь, или родственников детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников, изъявивших намерение усыновить данного ребенка.
Усыновление белорусского ребенка, проживающего за рубежом, произведенное по законодательству иностранного государства, согласно ч. 6 ст. 233 КоБС признается действительным в Республике Беларусь при условии получения письменного разрешения на усыновление Министра образования Республики Беларусь.
В заключение следует отметить, что действенность и эффективность комментируемых новаций, как и любых иных норм законодательных актов, в немалой степени определяется подзаконной нормативной базой, а также практикой (в т.ч. судебной) их применения. В связи с этим объективная оценка новаций брачно-семейного законодательства и их общественного значения возможна лишь по прошествии определенного времени. Полагаем однако, что принятие комментируемого Закона имеет принципиальное значение, поскольку позволяет решить значительное количество правовых и социальных проблем, устранить законодательные пробелы и коллизии, обеспечить защиту и реализацию прав родителей и супругов на основе равенства, гарантировать преимущественную защиту прав и интересов несовершеннолетних детей. Вступивший в силу Закон позволяет незамедлительно использовать заложенные в нем правовые механизмы, направленные на гуманизацию брачно-семейного законодательства и реализацию поставленных Главой государства целей по обеспечению демографической безопасности, укреплению института семьи, повышению ответственности родителей за рождение и воспитание детей как достойных граждан своей страны.
Литература
1. Якимович В. Готовятся изменения в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье // Юстыцыя Беларусі. – 2004. – №8. – с. 69-73.
2. Чефранова Е.А. Имущественные отношения в российской семье: Практическое пособие. – М.: Юристъ, 1997. – с. 53.
4. Селедевская Т.М. Некоторые аспекты проблемы, связанной с суррогатным материнством // Веснік Канстытуцыйнага Суда Рэспублікі Беларусь. – 2005. — № 3. – С. 105.
5. Козловская А.Э. Правовые аспекты суррогатного материнства // Гражданское право. – 2006. – № 2. – с. 68.