Тышкевич Алексей Михайлович
главный советник управления социального законодательства Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь
Закон Республики Беларусь ”О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье“ (далее – Закон) был разработан Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь совместно с заинтересованными в соответствии с пунктом 6 плана подготовки законопроектов на 2010 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 2.
Корректировка Кодекса Республики Беларусь о браке и семье (далее – Кодекс) вызвана необходимостью его совершенствования с учетом практики применения, а также приведением в соответствие с законодательными актами. В частности, Закон предусматривает внесение следующих изменений и дополнений в Кодекс.
1. В сфере брачных отношений.
1.1. Поскольку государство проявляет заботу о семье в том числе путем создания организаций культуры, физической культуры и спорта, соответствующие дополнения внесены в статью 3 Кодекса (при этом часть вторая статьи 66 Кодекса, дублирующая статью 3 Кодекса, подлежит исключению).
1.2. Перечень органов, осуществляющих защиту прав, вытекающих из брачных и семейных отношений, дополняется органами прокуратуры, комиссией по делам несовершеннолетних, иными государственными органами и организациями (статья 6 Кодекса).
1.3. В новой редакции изложена статья 13 Кодекса, которая дополнена положениями о сроке действия Брачного договора (ограничен определенным сроком либо зависит от наступления или от ненаступления определенных условий), о сфере его действия и иными вопросами взаимоотношений между супругами.
Также Кодекс дополнен статьей 131 ”Форма и порядок заключения Брачного договора“.
Предусматривается, в частности, что Брачный договор может быть заключен как в отношении имеющегося имущества, так и в отношении имущества, которое будет приобретено супругами в дальнейшем. Условия Брачного договора, определяющие соглашение относительно недвижимого имущества, будут подлежать регистрации в организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним.
1.4. В целях упорядочения положений о заключении брака (вопросы регистрации заключения брака излагаются в разделе V Кодекса) исключены часть вторая статьи 15 и изложена в новой редакции статья 16 Кодекса.
При этом изменяется срок регистрации заключения брака (не ранее чем через три дня со дня обращения). До истечения трехдневного срока брак может быть заключен в исключительных случаях, обусловленных, например, беременностью или рождением ребенка.
1.5. В целях защиты интересов несовершеннолетних в статье 24 Кодекса установлено, что вещи, приобретенные для удовлетворения потребностей ребенка, передаются супругу, с которым будут проживать дети.
1.6. Закон закрепляет обязанность супруга (бывшего супруга) предоставить содержание лицу, с которым проживает общий ребенок до трех лет (независимо от факта нахождения в отпуске по уходу за ребенком), лицу, осуществляющему уход за общим ребенком-инвалидом, а также на время осуществления ухода за общим нетрудоспособным совершеннолетним ребенком (статьи 29 и 30 Кодекса).
1.7. Важной новацией является предоставленная возможность расторжения брака в органах, регистрирующих акты гражданского состояния (статьи 34 и 351 Кодекса). Однако для этого требуется соблюдение ряда условий: расторгнуть брак можно только по совместному заявлению обоих супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей и спора об имуществе. При этом обязанность подтвердить факт отсутствия детей и имущественного спора возложена на супругов.
1.8. Статьи 56 и 57 Кодекса дополнены положениями об информировании судом органа, регистрирующего акты гражданского состояния, о вынесенном решении об установлении материнства или отцовства.
2. В сфере семейных отношений.
2.1. В новой редакции изложены статьи 78 и 83 Кодекса, определяющие порядок общения с ребенком деда и бабки, а также родителей, лишенных родительских прав (аналогичное дополнение предусмотрено статьями 85 и 851 Кодекса в отношении родителей, у которых ребенок отобран без лишения родительских прав). В частности, в случае отказа законных представителей ребенка от предоставления возможности общаться, порядок общения (время и место) будет определять суд – в отношении деда и бабки, а также орган опеки и попечительства – в отношении родителей, лишенных родительских прав, и родителей, у которых ребенок отобран без лишения родительских прав.
2.2. Отдельные статьи Кодекса, предусматривающие общение с внуками деда и бабки, общение с ребенком родителей, лишенных родительских прав, и родителей, у которых ребенок отобран без лишения родительских прав, восстановление в родительских правах, выбор опекуна, попечителя и т.п., дополнены нормами об учете мнения ребенка старше десяти лет.
2.3. Место жительства должника не должно влиять на размер задолженности по алиментам. Исходя из интересов детей, которые не всегда проживают в одной местности с должником, в статье 110 Кодекса предложено определять задолженность по алиментам исходя из средней заработной платы работников в республике, а не для данной местности.
2.4. Кодекс дополняется положениями о распространении на Соглашение об уплате алиментов законодательства, регулирующего отчуждение жилых помещений (статья 1032 Кодекса).
2.5. В статью 117 Кодекса внесены изменения, предусматривающие формирование Министерством образования или уполномоченной им организацией республиканского банка данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2.6. В статье 118 Кодекса упорядочены организации, в которых устраиваются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также расставлены приоритеты в устройстве детей (в первую очередь, усыновление, затем – устройство на воспитание в опекунскую семью, приемную семью, детский дом семейного типа, а при отсутствии такой возможности – в детские интернатные учреждения).
2.7. Закон предусматривает максимальную разницу в возрасте между усыновителем и усыновляемым ребенком в сорок пять лет (статья 126 Кодекса).
2.8. Усыновленный наделяется правом получить сведения, касающиеся его усыновления, не только в суде, вынесшем решение об усыновлении, или в органах опеки и попечительства по месту жительства усыновителей, но и в органе, регистрирующем акты гражданского состояния, по месту нахождения записи (статья 136 Кодекса).
2.9. Закон предусматривает исключение части второй статьи 152 и части третьей статьи 167 Кодекса, которые касаются патронажа над дееспособными гражданами. Правовое регулирование данных отношений в Кодексе носит фрагментарный характер, а указанные нормы дублируют положения статьи 37 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
2.10. В статье 159 Кодекса урегулирован вопрос о праве опекунов, попечителей требовать возврата не только детей, но и совершеннолетних подопечных.
2.11. В новой редакции излагаются положения, определяющие порядок осуществления опеки и попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (статьи 169-177 Кодекса). В частности, закреплены обязанности органов опеки и попечительства (устанавливается, что осуществление контроля за выполнением возложенных обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей является не правом, а обязанностью органа опеки и попечительства), меняется название договора о передаче детей, предусматривается, что обязанности патронатного воспитателя выполняются безвозмездно и т.п.
3. В иных сферах, связанных с брачно-семейными отношениями.
3.1. В целях исключения злоупотреблений правами со стороны лиц, расторгнувших брак, и лиц, лишенных родительских прав, в статье 202 Кодекса предусмотрен отказ в выдаче органами, регистрирующими акты гражданского состояния, повторных свидетельств о заключении брака и о рождении ребенка, соответственно.
3.2. Кодекс дополнен статьей 203, определяющей основания для отказа в регистрации актов гражданского состояния, в частности, если регистрация противоречит требованиям Кодекса или представлены документы, не соответствующие требованиям законодательства.
3.3. Статья 209 Кодекса дополняется нормой о том, что регистрация рождения родившегося после расторжения брака ребенка, который был зачат в браке, но не от мужа, производится при соблюдении требований части второй статьи 54 Кодекса (на основании заявлений матери, отца ребенка и бывшего мужа).
3.4. В целях упрощения порядка регистрации заключения брака, а также в связи со спросом граждан на регистрацию за пределами помещения органа, регистрирующего акты гражданского состояния (например, возле памятников архитектуры, на природе, других местах) предоставлена возможность производить регистрацию заключения брака в любом органе загса, а также по желанию лиц, вступающих в брак, за пределами помещения этого органа (статья 210 Кодекса).
3.5. В целях доступности осуществления административных процедур предусмотрена возможность подачи заявления о внесении изменений в записи актов гражданского состояния в орган, регистрирующий акты гражданского состояния, не только по месту жительства заявителя, но и по месту совершения записи, подлежащей исправлению (статья 226 Кодекса).
3.6. Порядок, согласно которому дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы на усыновление лицам, не являющимся родственниками детей, только по истечении одного года со дня постановки этих детей на централизованный учет, предлагается не распространять на случаи усыновления супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, постоянно проживающим на территории Беларуси (статья 233 Кодекса).
4. Согласование положений Кодекса с законодательством.
4.1. В связи с принятием Закона Республики Беларусь от 28 октября 2008 года ”Об основах административных процедур“ и признанием утратившим силу Указа Президента Республики Беларусь от 13 сентября 2005 г. № 432 ”О некоторых мерах по совершенствованию организации работы с гражданами в государственных органах, иных государственных организациях“ в статье 11 Кодекса уточняется ссылка.
4.2. Терминология отдельных статей Кодекса приводится в соответствие с Законом Республики Беларусь от 20 сентября 2009 года ”О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь“.
4.3. Статьи 51 и 214 Кодекса в части ссылки на справки организаций здравоохранения приводятся в соответствие с наименованием справок, указанных в пунктах 7.3, 7.4 и 7.6 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200.
4.4. Статья 72 Кодекса приводится в соответствие со статьей 7 Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 года ”О правах ребенка“, согласно которой основания и порядок приобретения и изменения гражданства ребенка определяются законодательными актами и международными договорами, регулирующими вопросы гражданства.
4.5. Терминология статьи 73 Кодекса приводится в соответствие со статьей 34 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
4.6. Положение о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2007 г. № 413 ”О совершенствовании системы учета граждан по месту жительства и месту пребывания“, допускает возможность регистрации несовершеннолетних, достигших четырнадцати лет, не по месту жительства родителей, а также их регистрацию без согласия законного представителя.
В этой связи части первая и вторая статьи 74 Кодекса, определяющие место жительства ребенка, дополнены оговоркой на иные случаи, предусмотренные законодательными актами.
4.7. Поскольку перечень видов заработка и (или) иного дохода, из которых производится удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 августа 2002 г. № 1092, предусматривает удержание алиментов не только с заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, но и других выплат, в статью 104 Кодекса внесены соответствующие дополнения.
4.8. Статья 125 Кодекса дополняется таким основанием для отказа в назначении усыновителем, как хронический алкоголизм, наркомания и токсикомания (соответствующие изменения предусмотрены другими статьями Кодекса также по отношению к опекунам, попечителям, приемным родителям и др.).
Определенные ограничения в отношении данных заболеваний уже закреплены в законодательстве. Так, подпункты 6.9 пунктов 6 перечней заболеваний, при наличии которых лица не могут усыновить ребенка, быть опекунами (попечителями), приемными родителями, родителями-воспитателями (постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 февраля 2005 г. № 4), содержат указание на ”психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ“. В свою очередь, к психоактивным веществам относятся табак, алкоголь, наркотические средства, психотропные препараты (постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 10 июля 2002 г. № 53 ”О некоторых вопросах признания лица больным хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией, порядке и условиях оказания медицинской помощи пациентам, страдающим хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией“).
5. Редакционная доработка отдельных положений Кодекса.
5.1. Регистрация актов гражданского состояния совершается в записях актов гражданского состояния, а записи актов, составленные в течение года, формируются в книгу регистрации. В этой связи в отдельных статьях Кодекса указания на книги записи актов гражданского состояния исправлены на записи актов.
5.2. Поскольку в законодательстве отсутствует определение термина ”лица и организации, принимающие участие в воспитании и содержании детей“, действие статей 661 и 67 Кодекса ограничивается родителями, опекунами и попечителями.
5.3. В статье 117 Кодекса уточняется срок устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.
5.4. Статья 211 Кодекса излагается в новой редакции в целях согласования со статьей 17 Кодекса и упорядочения терминологии Кодекса.
5.5. В статье 222 Кодекса уточняется, что заявление о регистрации перемены фамилии, собственного имени, отчества может быть подано только гражданами Республики Беларусь.
5.6. Закон предусматривает упорядочение, в частности:
терминологии, связанной с уплатой алиментов, а также признанием лица недееспособным и ограниченно дееспособным;
ссылок на законодательство (законодательные акты, акты законодательства), которые дополняются словами ”Республики Беларусь“;
наименований учреждений образования и организаций здравоохранения (статьи 3, 80 и 84 Кодекса);
названий статей 106 и 108 Кодекса в соответствие с их содержанием.
Закон вступает в силу с 24 июля 2012 г, а положения Закона, связанные с расторжением браков в органах, регистрирующих акты гражданского состояния, вступают в силу с 1 января 2013 года.