Рагойша П. В., кандидат филологических наук, главный советник отделения социального законодательства Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь
12 ноября 2005 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 17 октября 2005 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О научной деятельности», в соответствии с которым Закон Республики Беларусь «О научной деятельности» изложен в новой редакции. Учитывая все более значимую роль научной деятельности в формировании белорусской постиндустриальной экономической модели, позволим себе остановиться на наиболее важных, на наш взгляд, новациях и новеллах, вносимых вновь принятым Законом. Комплексная ревизия Закона Республики Беларусь «О научной деятельности» (далее – Закон), принятого 21 октября 1996 года и лишь единожды претерпевшего незначительные изменения, являлась давно назревшей необходимостью. За прошедшее десятилетие был принят ряд законодательных актов, закладывающих принципиально новые основы правового регулирования в сфере научной деятельности: в новой редакции изложены Законы Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики» и «Об авторском праве и смежных правах», приняты Гражданский кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О научно-технической информации», принят в изначальной, а впоследствии и в новой редакции Закон Республики Беларусь «О Национальной академии наук Беларуси». Декретами Президента Республики Беларусь от 17 октября 2001 года № 25, 5 марта 2002 года № 7 с последующими изменениями и дополнениями заложены основы новой системы государственного управления в сфере науки.
Значительные изменения претерпела государственная научно-техническая политика: от всеобщей финансовой поддержки научных организаций и проводимых ими научных исследований как таковых государство перешло к концентрации научных ресурсов и целевому финансированию научных исследований, направленных на реализацию приоритетных направлений социально-экономического развития.
Таким образом, Закон в прежней редакции входил в противоречие с принятыми позднее законодательными актами и в значительной мере не соответствовал актуальным потребностям общественного развития.
Новая редакция Закона была подготовлена Советом Министров Республики Беларусь совместно с Национальным центром законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь и Национальной академией наук Беларуси в 2003 году. Вместе с тем, общественная значимость регулируемых общественных отношений, а также проводимое структурное и функциональное реформирование в сфере научной деятельности привели к тому, что законодатель достаточно взвешенно подошел к его принятию. Соответствующий законопроект более двух лет дорабатывался в стенах Парламента, неоднократно выносился на обсуждение заинтересованных государственных органов и научной общественности. Все это, безусловно, позволило повысить качественный уровень закона в новой редакции, обеспечить доступность его нормативных положений для правоприменителя.
Закон в новой редакции значительно компактнее Закона в редакции 1996 года. По сравнению с ранее действующей редакцией, количество глав уменьшилось с семи до четырех, количество статей с 39 до 20. Это обусловлено как уточнением предмета правового регулирования Закона, так и новым логико-структурным построением его нормативных предписаний.
Глава 1 Закона сохранила прежнее наименование «Общие положения», однако содержит шесть статей вместо семи в прежней редакции. Положения статьи 4 Закона в прежней редакции, определяющие субъектов права на осуществление научной деятельности, в новой редакции Закона перенесены в статью 7 «Субъекты и участники научной деятельности», относящуюся к одноименной главе 2 Закона. При этом сужен круг субъектов научной деятельности: если в прежней редакции право на осуществление научной деятельности имели практически все юридические лица, новая редакция Закона содержит исчерпывающий перечень ее субъектов: помимо физических лиц и временных научных коллективов, к ним отнесены научные организации и учреждения, обеспечивающие получение высшего и послевузовского образования, повышение квалификации и переподготовку кадров.
Данная новация имеет принципиальное значение: помимо уточнения определений ряда других терминов, применяемых в Законе, в статье 1 новой редакции Закона закреплено новое определение научной организации. Если ранее к научным организациям Закон относил любое юридическое лицо или его структурное подразделение, в функции которых входит осуществление научной деятельности, то сейчас именоваться научной организацией вправе лишь юридическое лицо, объем научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ которого составляет не менее 70 процентов общего объема выполняемых им работ. При этом учредительными документами такого юридического лица в качестве одного из его органов должен быть предусмотрен ученый (научно-технический) совет.
Новые определения, согласующиеся с гражданским законодательством, даны терминам «научный фонд», «грант». В целях ограничения терминологического аппарата Закона его предметом правового регулирования, термины «инвестор», «спонсор» в новой редакции Закона не раскрываются. Определения ряда терминов (научный работник, диссертация) даны в соответствующих отдельных статьях Закона, что позволяет обеспечить системное изложение его нормативных положений. Вместе с тем, в Законе впервые дано определение термину «аттестация научных работников высшей квалификации». При этом аттестация научных работников высшей квалификации, наряду с их подготовкой, отнесены к видам научной деятельности.
В новой редакции Закона сохранено положение о гарантированности государственного финансирования научной деятельности из республиканского бюджета. Вместе с тем, исключена неприменяемая в настоящее время норма о том, что указанное финансирование является защищенной статьей текущих расходов бюджетной классификации. Согласно статье 21 Закона Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» в редакции Закона от 15 июля 1998 года, перечень защищенных статей бюджетных расходов на очередной финансовый год предусматривается ежегодно в соответствующих законах о бюджете.
Концептуально переосмыслены принципы государственного регулирования научной деятельности, изложенные в статье 4 новой редакции Закона. Учитывая тенденцию усиления роли государства в обеспечении процессов развития общества, ранее декларированный принцип невмешательства государственных органов и должностных лиц в процесс научной деятельности, кроме случаев, предусмотренных законодательством, заменен принципом сочетания государственного регулирования с творческой инициативой и свободой научного поиска. При этом новая редакция Закона обеспечивает более высокий уровень обеспечения свободы научного поиска. Если ранее свобода выбора направлений научной деятельности субъектов научной деятельности ограничивалась пределами их компетенции, в действующей в настоящее время редакции Закона данное ограничение снято, и все субъекты научной деятельности вправе выбирать как направления научной деятельности, так и методы проведения научных исследований.
Логико-структурное построение Закона в прежней редакции предусматривало членение нормативного материала по субъектам научной деятельности, в связи с чем Закон наряду с главой «Субъекты и участники научной деятельности» содержал отдельные главы «Научный работник и его научная квалификация», «Научные организации», «Временные научные коллективы». Разработчики новой редакции Закона сочли более функциональным применить членение по объекту правового регулирования. При этом нормативные положения Закона, входившие ранее в четыре главы и определяющие субъектно-объектные отношения в сфере научной деятельности, были пересмотрены с учетом требований согласованности с гражданским законодательством, обеспечения их полноты и непротиворечивости и изложены в одной главе 2 «Субъекты и участники научной деятельности».
В соответствии с частью первой статьи 9 новой редакции Закона, к квалифицирующим признакам научного работника отнесено профессиональное занятие научной деятельностью в соответствии с трудовым договором. Напомним, что ранее работа по трудовому договору не являлась обязательным условием признания физического лица научным работником.
При доработке законопроекта, излагающего Закон в новой редакции, ко второму чтению высказывались предложения урегулировать правовой статус иных лиц, помимо научных работников, занимающихся научной деятельностью. В частности, в одном из вариантов законопроекта вводился термин «ученые» и содержалась отдельная глава, определяющая права, обязанности и ответственность ученых. Однако в дальнейшем законодатель признал наличие таких положений в законе нецелесообразным.
Права научного работника в новой редакции Закона концептуальных изменений не претерпели. Однако теперь незакрытый перечень прав логично дополняется незакрытым перечнем обязанностей, что, в свою очередь, позволило исключить не несущие должной правовой нагрузки положения Закона об ответственности научных работников.
Весьма значимой для правоприменителя является норма части пятой статьи 9 Закона в новой редакции о том, что работа научных работников и специалистов из числа профессорско-преподавательского состава в государственных органах засчитывается соответственно в научный или научно-педагогический стаж. Аналогичная норма Законом была предусмотрена и ранее, однако в силу терминологических отличий с принятым позднее законодательством о государственной службе понималась и применялась неоднозначно. Теперь в шестимесячный срок со дня вступления в силу новой редакции Закона Совет Министров Республики Беларусь должен принять нормативный правовой акт, определяющий порядок зачета указанного стажа.
Закон в прежней редакции содержал требование наличия ученого совета лишь в государственных научных организациях. В соответствии с новой редакцией Закона, наличие ученого (научно-технического) совета является обязательным для всех научных организаций.
Нормативно определенные функции ученого совета подверглись коррекции. Если ранее часть вторая статьи 23 Закона предусматривала закрытый перечень функций, относящихся к его исключительной компетенции, часть пятая статьи 9 Закона в новой редакции содержит открытый перечень функций ученого (научно-технического) совета, не относимых к его исключительной компетенции. Избрание должностных лиц научной организации в соответствии с уставом и утверждение сметы расходов научной организации, входившие ранее в компетенцию ученого совета, в новой редакции Закона не предусмотрены.
В новой редакции Закона организационно-правовая природа временных научных коллективов как субъектов научной деятельности не определена. Согласно части второй статьи 11 Закона в новой редакции, порядок создания и условия деятельности временных научных коллективов определяются Советом Министров Республики Беларусь. Учитывая приведенную выше норму, в ближайшее время Правительству предстоит разработать и утвердить новое Положение о порядке создания и деятельности временных научных коллективов. Напомним, что ныне действующее Положение утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.06.1997 г. № 639 и до сих пор не приведено в соответствие с требованиями Гражданского кодекса Республики Беларусь, что на практике порождает определенные проблемы.
В отдельную главу 3 Закона в новой редакции вынесены вопросы правового регулирования квалификации и оплаты труда научных работников.
В связи с отсутствием специального законодательства, регулирующего статус степени магистра и ее носителей, из перечня критериев оценки квалификации научного работника, установленного частью первой статьи 12 Закона в новой редакции, исключена позиция «наличие степени магистра». В то же время, впервые дано определение термину «научный работник высшей квалификации», которым согласно части второй статьи 12 закона в новой редакции признается научный работник, имеющий ученую степень.
Закон в новой редакции сохраняет сложившуюся структуру нормативных положений, регулирующих вопросы подготовки и аттестации научных работников высшей квалификации. Статьи 11-14 Закона в действовавшей ранее редакции, сохранив прежние названия, вошли в новую редакцию под номерами 13-16. Вместе с тем, новая редакция Закона предусматривает более детальную регламентацию соответствующих отношений, вобрав в себя ряд норм Положения о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2004 г. № 560.
Новеллой по сравнению с ранее действовавшей редакцией Закона явилось введение ответственности советов по защите диссертаций за соответствие диссертации выбранной специальности, качество и объективность ее экспертизы, обоснованность принимаемых ими решений. Хотя меры ответственности Закон не предусматривает, некоторые санкции отражены в части второй пункта 36 Положения о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий. В частности, при нарушении порядка представления и защиты диссертаций, объективности их экспертизы Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь вправе приостановить либо прекратить деятельность совета по защите диссертаций.
В отличие от ранее действовавшей редакции, новая редакция Закона не содержит конкретных норм, определяющих размеры оплаты труда научных работников. Напомним, что частью пятой статьи 16 Закона в прежней редакции были установлены размеры ежемесячных доплат за академические ученые звания и ученые степени. Указанная норма не применялась, поскольку противоречила принятым позднее актам Президента Республики Беларусь, регулирующим соответствующие отношения. Равным образом признана архаичной и не поддержана законодателем норма части третьей статьи 38 Закона в прежней редакции о том, что среднемесячная заработная плата научных и научно-педагогических работников должна быть как минимум в полтора раза выше уровня среднемесячной заработной платы в промышленности.
Наиболее значительной трансформации при подготовке новой редакции подверглась глава 4 Закона, наряду с определением классификации результатов научной деятельности и критериев их оценки регулировавшая ранее вопросы имущественных и неимущественных прав на результаты научной деятельности. Во избежание дублирования нормативных предписаний и стремясь очертить предмет правового регулирования Закона строго отраслевыми рамками, законодатель счел необходимым исключить из Закона нормативные положения, касающиеся прав на результаты научной деятельности. Статья 20 Закона в новой редакции «Исключительные права на результаты научной деятельности» содержит бланкетную норму, отсылающую к специальному законодательству, регулирующему соответствующие отношения. Под ним, полагаем, следует понимать в первую очередь Гражданский кодекс Республики Беларусь и Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах».
Отмечая очевидные достоинства новой редакции Закона, следует сказать и о некоторых его недостатках. Полагаем, что чрезмерное увлечение законодателя бланкетными нормами, отсылающими к неопределенному законодательству, рассчитано на опытного и сведущего правоприменителя и не бережет его усилия по поиску соответствующих нормативных правовых актов. Вместе с тем, очевидно, что в условиях продолжающегося и по сей день реформирования законодательства в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности излишняя детализация привела бы к преждевременному устареванию норм Закона.