О Законе Республики Беларусь «О переписи населения»

Тышкевич А.М., главный специалист отделения государственного законодательства Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь

Перепись населения составляет основу национальной статистики каждой страны и является одним из наиболее важных источников сведений о демографической и социальной ситуации.

Перепись служит целям формирования информационных ресурсов государства, касающихся численности и размещения населения, его структуры по полу и возрасту, занятости, отраслевого и профессионального, национального и языкового состава, образовательного уровня, количества и состава домашних хозяйств, источников средств к существованию и других социально-экономических характеристик. Кроме того, перепись служит базой для расчёта численности населения в период между переписями населения.

На пороге третьего тысячелетия по предложению ООН многие государства провели перепись населения. Не стала исключением и наша республика, в которой, как в суверенном государстве, с 16 по 23 февраля 1999 года перепись населения проводилась впервые.

Правовой основой проведения первой переписи являлся Указ Президента Республики Беларусь от 5 февраля 1996 г. № 47 «О проведении в 1999 году переписи населения Республики Беларусь» и принятые в его развитие постановления Кабинета Министров Республики Беларусь (от 3 мая 1996 г. № 297 «О подготовке и проведении в 1999 году очередной переписи населения Республики Беларусь» и от 29 августа 1996 г. № 572 «Об утверждении Положения о Республиканской комиссии содействия переписи населения Республики Беларусь 1999 года»).

Однако, правовая база для проведения переписи населения как общенациональной, социально-экономической и статистической работы, требующей координации деятельности различных государственных органов, на тот момент в стране отсутствовала.

С учётом того, что согласно рекомендациям ООН целесообразно проводить перепись населения 1 раз в 10 лет, в Республике Беларусь очередную перепись населения следовало провести в 2009 году. Более того, проведение переписи населения в 2009 году в целях получения информации о демографических и социально-экономических характеристиках населения, степени распространения родного языка и других языков, о наличии в республике этнических групп населения, об источниках средств его существования и по ряду других вопросов предусматривала Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на 2006 — 2010 годы, утверждённая постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2006 г. № 664.

К моменту проведения переписи населения Республики Беларусь требовалось на законодательном уровне комплексно решить вопросы, связанные с подготовкой, организацией и проведением переписи. Для создания правовой базы проведения очередной переписи и возникла необходимость разработки отдельного законопроекта.

Пунктом 2 плана подготовки законопроектов на 2005 год, утверждённого Указом Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2005 г. № 5, была предусмотрена подготовка проекта Закона Республики Беларусь «О переписи населения Республики Беларусь» и соответствующая работа возложена на Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь и Совет Министров Республики Беларусь.

В процессе работы над законопроектом учитывался национальный и зарубежный опыт правового регулирования вопросов, связанных с проведением переписей населения (Российской Федерации, Украины, Республики Молдова, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан, Республики Армения, Грузии, Литовской Республики, Республики Польша), а также Принципы и рекомендации в отношении переписей населения и жилого фонда, подготовленные и принятые Статистической комиссией ООН в 1997 году.

Закон Республики Беларусь «О переписи населения» (далее – Закон) был подписан Президентом Республики Беларусь 13 июля 2006 года и вступил в силу с 1 августа 2006 года.

Закон имеет структуру, схожую с законами о переписи населения Российской Федерации, Украины, Кыргызской Республики и других: он включает в себя общие положения, порядок подготовки и проведения переписи населения, использования полученной информации, а также заключительные положения.

Закон состоит из двадцати девяти статей, которые объединены в пять глав.

В главе 1 Закона приводится применяемый понятийный аппарат (перепись населения, персональные и итоговые данные, переписной персонал, домохозяйство и др.), определены цель и основные принципы проведения переписи населения: научной обоснованности, периодичности, всеобщности и одномоментности, конфиденциальности персональных данных, доступности и открытости итоговых данных, единства программы переписи населения для всей территории Республики Беларусь.

Глава 2 Закона определяет, кто относится к субъектам переписи населения:

  • респонденты – граждане, постоянно или временно проживающие либо временно пребывающие в Республике Беларусь;
  • государственные органы, осуществляющие подготовку и проведение переписи населения. Основная работа в осуществлении мероприятий по подготовке и проведению переписи населения Республики Беларусь возложена на органы государственной статистики. При этом министерства иностранных дел, обороны, внутренних дел, здравоохранения, образования, труда и социальной защиты, Комитет государственной безопасности и Государственный комитет пограничных войск в пределах своей компетенции обеспечивают подготовку и проведение переписи отдельных категорий населения. Государственный комитет по имуществу составляет и обеспечивает органы государственной статистики схематическими планами городов, поселков городского типа, крупных сельских населенных пунктов, административных районов. Местные исполнительные и распорядительные органы уточняют перечень и границы населённых пунктов, составляют списки сельских населенных пунктов по выверенным данным книг похозяйственного учета и т.п.;
  • переписной персонал – совершеннолетние граждане Республики Беларусь, привлекаемые к подготовке и проведению переписи населения и прошедшие специальное обучение;
  • пользователи – граждане и организации, использующие полученные сводные статистические данные.

В данной главе определены также основные права и обязанности соответствующих субъектов переписи населения.

Глава 3 Закона определяет порядок подготовки и проведения переписи населения, в частности, особенности проведения переписи отдельных категорий населения (военнослужащих, дипломатических работников, лиц, пребывающих в организациях здравоохранения, проживающих в гостиницах, находящихся в местах содержания под стражей, и др.), необходимость методологического обеспечения переписи населения: подготовки календарного плана мероприятий, программы переписи населения, переписной документации, концепции технологии обработки первичных статистических данных и программы формирования итоговых данных.

Закон содержит перечень основных вопросов, которые в обязательном порядке включаются в программу переписи и касаются пола, возраста, даты и места рождения, владения языками, гражданства, состава домохозяйства, состояния в браке и количества детей, образования, места жительства (места пребывания) и миграционной активности, жилищных условий, источников средств существования и занятости.

Как и в большинстве развитых стран, перепись населения в Беларуси в соответствии с Законом предполагается проводить, как правило, не реже одного раза в десять лет.

Закон предусматривает определённые особенности проведения переписи населения в Республике Беларусь: перепись проводится путём опроса каждого совершеннолетнего респондента при обходе помещений, при этом установлено, что переписчики заполняют переписные листки на основе данных, сообщаемых населением, не требуя документального подтверждения.

Справочно: в Великобритании переписчики доставляют анкеты гражданам на дом, которые, заполнив их, сами бесплатно отсылают по почте. В США перепись населения производится путём адресной рассылки всем жителям страны переписных анкет, которые после заполнения отсылаются обратно, а переписчики приходят лишь в дома жителей, анкеты которых не были получены.

В различных государствах применяются разнообразные меры стимулирования участия граждан в переписи населения. В Чехии предусмотрен денежный штраф за уклонение от участия в переписи населения. В США отказались от неэффективной системы штрафов, увеличив в бюджете переписи населения расходы на рекламу. В Беларуси основной упор делается на сознательность граждан. Закон не предусматривает обязанность населения участвовать в переписи, он лишь обязывает не препятствовать её проведению и предоставлять достоверные данные.

Население многих стран волнует проблема возможности нарушения тайны личной жизни и использования собранной информации не в статистических целях. В этой связи, глава 4 Закона особое значение придаёт порядку хранения и защиты персональных данных, полученных в ходе проведения переписи населения Республики Беларусь, а также распространения данных переписи населения.

В Беларуси, в отличие от некоторых государств, имена и адреса респондентов в обязательном порядке не включаются в программу переписи населения. Более того, Законом предусмотрено, что персональные данные являются конфиденциальными, они могут использоваться только для формирования итоговых данных переписи населения и не могут быть истребованы государственными органами или иными организациями.

Заключительные положения Закона определяют порядок вступления Закона в силу и содержат поручение Правительству Республики Беларусь принять необходимые меры по реализации Закона.

Для получения необходимой информации о населении Беларуси в соответствии с требованиями Закона и Указа Президента Республики Беларусь от 5 октября 2006 г. № 595 «О проведении в 2009 году переписи населения Республики Беларусь» очередную перепись планируется провести с 14 по 24 октября 2009 года.

В развитие данных актов принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 ноября 2006 г. № 1455 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 5 октября 2006 г. № 595». Постановление определяет время и место проведения пробной переписи населения, создаёт временную республиканскую комиссию содействия переписи населения Республики Беларусь 2009 года, а также регулирует иные вопросы, связанные с координацией действий республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов при организации и проведении переписи населения.

Предстоящая перепись населения 2009 года станет второй переписью населения суверенного государства Республики Беларусь и должна будет отразить изменения в социально-экономической жизни республики как за период с 1999 по 2009 год, так и с учётом ранее проведённых переписей населения в исторической ретроспективе.

Перепись населения позволит получить сведения о положении различных социальных групп (женщин, детей, молодежи, лиц пожилого возраста, бездомных, безработных), о жилищных условиях населения, занятости, рождаемости, а также миграции населения и населении, временно проживающем на территории Республики Беларусь. Полученные в ходе переписи сведения о демографическом, социально-экономическом состоянии населения и размещении его по регионам страны послужат основой для демографических прогнозов, а также расчётов и программ социально-экономического развития на текущий период и на перспективу.