О Законе Республики Беларусь «Об общем среднем образовании»

Е.И. Данилевич,
советник-консультант отделения социального законодательства Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь

5 июля 2006 года Президентом Республики Беларусь подписан Закон Республики Беларусь «Об общем среднем образовании». Данный Закон был разработан в соответствии с пунктом 32 плана подготовки законопроектов на 2004 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 9 февраля 2004 г. № 57.

Подготовка и принятие Закона были вызваны необходимостью:

  • конкретизации норм об общем среднем образовании Закона Республики Беларусь от 29 октября 1991 года «Об образовании» в редакции Закона Республики Беларусь от 19 марта 2002 года;
  • устранения фрагментарного регулирования общественных отношений в сфере общего среднего образования, обеспечения их комплексного регулирования на законодательном уровне;
  • регламентации особенностей общего среднего образования;
  • совершенствования законодательного регулирования общественных отношений с учетом направлений реформирования общего среднего образования.

Закон направлен на создание правовых, организационных, экономических и социальных основ функционирования и развития системы общего среднего образования в Республике Беларусь, необходимых условий для становления и развития личности, реализации права каждого на получение общего среднего образования.

Закон представляет собой комплексный, систематизированный законодательный акт, который регулирует все общественные отношения в сфере общего среднего образования и состоит из преамбулы и 8 глав, объединяющих 51 статью.

Положения Закона ориентированы на выполнение основных задач общего среднего образования, которыми являются духовное и физическое развитие учащихся, овладение учащимися основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование научного мировоззрения, нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса, сохранение и укрепление физического и психического здоровья учащихся, воспитание бережного и ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью других граждан, формирование гигиенических навыков и здорового образа жизни, подготовка молодого поколения к полноценной жизни в обществе, в том числе к продолжению образования, трудовой деятельности, семейной жизни, воспитание гражданина Республики Беларусь.

В Законе определен основной понятийный аппарат, в том числе впервые на законодательном уровне даны определения уровней общего базового и общего среднего образования, учебно-педагогического комплекса, введен термин «общеобразовательные учреждения», охватывающий всю совокупность учреждений образования, основной функцией которых является обучение и воспитание на ступенях общего среднего образования.

Закон содержит положения о направлениях государственной политики в сфере общего среднего образования, мерах, обеспечивающих реализацию права граждан на получение общего среднего образования. Среди наиболее значимых из них, необходимо отметить закрепление доступности и бесплатности общего среднего образования, всеобщности и обязательности общего базового образования, что обеспечивается созданием сети государственных общеобразовательных учреждений и необходимого количества ученических мест в них, организацией учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования, созданием возможности обучаться в различных типах учреждений образования, на различных формах получения образования, созданием специальных условий для лиц с особенностями психофизического развития.

Законом декларируется и определяется механизм осуществления принципа преемственности как в рамках уровня общего среднего образования (закреплено положение о преемственности и непрерывности ступеней общего среднего образования), так и с другими уровнями образования (дошкольным, профессионально-техническим, средним специальным и высшим образованием).
Закон содержит положения о системе общего среднего образования, научно-методическом обеспечении, международном сотрудничестве, определяет содержание образовательных стандартов общего среднего образования.

В Законе четко определена структура общего среднего образования, впервые на законодательном уровне определены ступени общего среднего образования, их соотношение с годами обучения и уровнями общего базового и общего среднего образования.

Так, в соответствии со статьей 10 Закона структура общего среднего образования включает:

  • два уровня: общее базовое и общее среднее образование;
  • три ступени: I ступень (I–IV классы); II ступень (V–X классы); III ступень (XI–XII классы, в вечерних (сменных) школах, а также в классах, учебно-консультационных пунктах, в которых обучение осуществляется по учебным планам вечерней (сменной) школы, – XI–XIII классы).

I ступень общего среднего образования обеспечивает получение общего начального образования и является обязательной для продолжения обучения на II ступени общего среднего образования.

I и II ступени общего среднего образования составляют уровень общего базового образования. Получение общего базового образования дает право на продолжение образования на III ступени общего среднего образования, а также на уровнях профессионально-технического и среднего специального образования.

I, II и III ступени общего среднего образования составляют уровень общего среднего образования. Получение общего среднего образования дает право на продолжение образования на уровнях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

Таким образом, срок обучения составляет: для общего базового образования – десять лет; для общего среднего образования – двенадцать лет (при обучении на ІІІ ступени общего среднего образования в вечерних (сменных) школах, а также в классах, учебно-консультационных пунктах, в которых обучение осуществляется по учебным планам вечерней (сменной) школы, – двенадцать – тринадцать лет).

Среди вариантов организации обучения и воспитания на ступенях общего среднего образования в Законе предусмотрена возможность организации обучения и воспитания: в учреждениях образования, на дому, в условиях организаций здравоохранения, санаторно-курортных и оздоровительных организаций.

При этом к учреждениям образования, в которых возможно обучение на ступенях общего среднего образования, отнесены общеобразовательные учреждения, специальные учреждения образования, учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

Необходимо отметить, что Закон не допускает возможность организации обучения на ступенях общего среднего образования в семье. Такая форма организации обучения была введена в Закон Республики Беларусь «Об образовании» Законом Республики Беларусь от 19 марта 2002 года и предполагала организацию образовательного процесса законными представителями ребенка самостоятельно либо посредством привлечения репетиторов, педагогических работников вне общеобразовательного учреждения с прохождением текущей и итоговой аттестации в общеобразовательном учреждении. Данная норма была исключена по мотивам ее неэффективности и как нарушающая право ребенка на полноценное развитие, воспитание в коллективе, влекущая получение некачественного образования, вовлечение детей в различного рода религиозные секты, злоупотребления со стороны законных представителей, а также с учетом того, что государством установлена и, соответственно, должна быть обеспечена обязательность общего базового образования.

Вместе с тем возможность организации обучения на ступенях общего среднего образования на дому предусмотрена Законом для учащихся, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учебные занятия в общеобразовательных учреждениях.

Положениями Закона предусмотрено, что решение об обучении и воспитании на дому принимается отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа на основании заявления законных представителей учащихся и заключения врачебно-консультационной комиссии и осуществляются государственными общеобразовательными учреждениями по месту жительства учащихся или учреждениями, где они обучались до возникновения медицинских показаний для обучения и воспитания на дому. Перечень медицинских показаний для обучения и воспитания на дому определяется Министерством здравоохранения Республики Беларусь, а порядок такого обучения — Министерством образования Республики Беларусь.

Впервые на законодательном уровне установлены различные уровни изучения учебных предметов в рамках образовательных стандартов общего среднего образования. Так, Законом закреплено, что общеобразовательные учреждения обеспечивают изучение всех учебных предметов на базовом уровне, который является обязательным для всех учащихся, вместе с тем, в зависимости от типа общеобразовательного учреждения может осуществляться изучение отдельных учебных предметов на повышенном и (или) углубленном уровнях, а также может обеспечиваться профильное обучение на третьей ступени общего среднего образования.

В целях реализации данных положений, а также обеспечения права на образование в зависимости от способностей, возможностей конкретного ребенка, предусмотрена возможность создания в общеобразовательных учреждениях классов с изучением отдельных учебных предметов на повышенном и (или) углубленном уровнях, классов с изучением специальных учебных предметов художественно-эстетической, спортивной направленности, классов с профильным обучением, классов, обучение в которых осуществляется по учебным планам гимназий (гимназические классы), классов, обучение в которых осуществляется по учебным планам лицея (лицейские классы), классов, учебно-консультационных пунктов, в которых обучение осуществляется по учебным планам вечерней (сменной) школы.

В проекте Закона систематизированы типы общеобразовательных учреждений, даны их определения, закреплены особенности деятельности в отношении каждого из них. Так, к общеобразовательным учреждениям отнесены: начальная школа, базовая школа, средняя школа, вечерняя (сменная) школа, гимназия, лицей, школа-интернат, санаторная школа-интернат, специальная школа закрытого типа, специальная общеобразовательная школа (школа-интернат), а также учебно-педагогические комплексы, рассматриваемые в рамках системы общего среднего образования (ясли-сад – школа, детский сад – школа, средняя школа – колледж искусств, гимназия – колледж искусств, лингвистическая гимназия – колледж). Кроме того, предусмотрена возможность создания иных типов общеобразовательных учреждений, но лишь по решению Президента Республики Беларусь.

Особое внимание в Законе уделено порядку приема в общеобразовательные учреждения. Так, закреплено, что в Республике Беларусь каждый имеет право обращаться для получения образования в любое общеобразовательное учреждение, которое обязано рассмотреть обращение в соответствии с установленной процедурой приема.

Законом установлен минимальный возраст, необходимый для приема ребенка в общеобразовательное учреждение. Так, прием детей в I класс осуществляется с шести лет или более позднего возраста.

По общему правилу прием детей в общеобразовательные учреждения осуществляется без вступительных испытаний на основании заявления их законных представителей и медицинского заключения, выданного в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Зачисление в классы с изучением отдельных учебных предметов на повышенном и (или) углубленном уровнях, профильным обучением осуществляется по заявлению учащихся либо их законных представителей.

Вместе с тем прием в гимназии, лицеи, гимназические и лицейские классы осуществляется на основании вступительных испытаний, порядок проведения которых определяется Министерством образования Республики Беларусь. Новой является норма о том, что учащиеся гимназий, гимназических классов, завершившие обучение на II ступени общего среднего образования, продолжают обучение на III ступени общего среднего образования в данных гимназиях, гимназических классах без проведения дополнительных вступительных испытаний.

Зачисление в классы с изучением специальных учебных предметов художественно-эстетической, спортивной направленности осуществляется по заявлению учащихся либо их законных представителей с учетом способностей детей в порядке, определяемом Министерством образования Республики Беларусь.

В целях обеспечения получения учениками общего базового образования закреплен запрет на отчисление из общеобразовательных учреждений учащихся, обучающихся на I и II ступенях общего среднего образования, то есть до получения общего базового образования, по причине их неуспеваемости.

Положения Закона направлены на обеспечение надлежащей организации образовательного процесса, создание условий для учеников, максимально способствующих усвоению учебного материала. Так, в Законе закреплена максимальная наполняемость классов, которая составила для учащихся в I–IV классах, классах с изучением отдельных учебных предметов на повышенном и (или) углубленном уровнях, классах с профильным обучением, гимназических и лицейских классах, классах вечерних (сменных) школ, классах, учебно-консультационных пунктах, в которых обучение осуществляется по учебным планам вечерней (сменной) школы не более 20 учащихся, а для учащихся остальных классов  — не более 25. При этом закреплена норма в соответствии с которой открытие класса осуществляется даже при наличии одного учащегося.
В Законе закреплена минимальная продолжительность каникул для учащихся. Так, для учащихся общеобразовательных учреждений общая продолжительность каникул на протяжении учебного года составляет не менее тридцати календарных дней, а для учащихся I и II классов, кроме того, установлены дополнительные каникулы продолжительностью в одну неделю. Продолжительность летних каникул должна составлять не менее двенадцати календарных недель.

Образование на ступенях общего среднего образования с учетом потребностей и возможностей личности может осуществляться в очной (дневной и вечерней) и заочной формах, а также самостоятельно с аттестацией в порядке экстерната. Вместе с тем обучение в заочной форме допускается только в вечерних (сменных) школах, а также в классах, учебно-консультационных пунктах общеобразовательных учреждений, обучение в которых осуществляется по учебным планам вечерней (сменной) школы. Допускаются сочетание различных форм получения общего среднего образования, а также обучение по индивидуальным учебным планам.

Законом закреплены положения о языке обучения и воспитания. Так, изучение белорусского, русского и одного из иностранных языков в общеобразовательных учреждениях является обязательным, за исключением отдельных категорий лиц с особенностями психофизического развития. Основной язык обучения (белорусский или русский) определяется учредителем общеобразовательного учреждения с учетом пожеланий учащихся и их законных представителей. Обязательный для изучения иностранный язык определяется учредителем общеобразовательного учреждения с учетом потребностей государства и возможностей учреждения образования. В порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь, могут создаваться общеобразовательные учреждения или классы в общеобразовательных учреждениях, в которых обучение и воспитание осуществляются на языке национального меньшинства или изучается язык национального меньшинства.

Закон содержит положения об аттестации учащихся, ее видах, документах об образовании.

В системе общего среднего образования предусматривается три вида аттестации учащихся (текущая, промежуточная, итоговая), которая осуществляется в целях определения соответствия результатов учебной деятельности учащихся требованиям образовательных стандартов и учебных программ.

Текущая аттестация проводится по соответствующей теме (темам) учебного предмета на уроках с выставлением отметок.

Промежуточная аттестация предполагает выставление отметок за четверть, триместр, полугодие с учетом результатов текущей аттестации. Необходимо отметить, что такой вид аттестации как промежуточная, впервые определен на законодательном уровне.

Итоговая аттестация предполагает выставление отметок за год (годовая отметка) с учетом результатов промежуточной аттестации, а также за период обучения на уровнях общего базового и общего среднего образования.

Итоговая аттестация за период обучения на уровнях общего базового и общего среднего образования включает в себя выставление отметок за год (годовая отметка) с учетом результатов промежуточной аттестации, а также итоговых отметок по учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, с учетом годовой и экзаменационной отметок.

Перечень учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, формы проведения выпускных экзаменов ежегодно определяются Министерством образования Республики Беларусь не менее чем за год до начала проведения выпускных экзаменов и доводятся до сведения участников образовательного процесса через средства массовой информации.

Результаты аттестации оцениваются отметкой в баллах, за исключением учащихся I и II классов. Аттестация учащихся I и II классов осуществляется на содержательно-оценочной основе, которая предполагает словесную оценку учебных достижений учащихся без выставления отметок в баллах.

Закон содержит положения о государственном управлении в сфере общего среднего образования, а также об управлении в рамках общеобразовательного учреждения, в том числе определены органы управления и самоуправления, их функции.

В Законе определены участники образовательного процесса, к которым отнесены учащиеся, их законные представители и педагогические работники, закреплены основные права и обязанности участников образовательного процесса.

Закон содержит нормы о финансировании, материально-технической базе общеобразовательных учреждений. В рамках положений о финансировании особое внимание уделено такому дополнительному источнику финансирования государственных общеобразовательных учреждений как доходы от оказания платных образовательных услуг. Так, закреплены положения, в соответствии с которыми такая деятельность не может осуществляться взамен или в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов, наносить ущерб или ухудшать качество предоставления основных образовательных услуг, запрещается устанавливать планы оказания платных образовательных услуг для общеобразовательных учреждений.

Закон вступит в силу 13 января 2007 года. К тому времени Совету Министров Республики Беларусь дано поручение привести нормативные правовые акты в соответствие с положениями Закона, а также принять иные меры, обеспечивающие реализацию норм Закона.

4 августа 2006 года