О Законе Республики Беларусь от 10 января 2015 года ”О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам обеспечения общественной и пограничной безопасности“

Горбаченко С.В.,
главный советник отдела международного права управления конституционного и международного права Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь

10 января 2015 года Президентом Республики Беларусь подписан Закон Республики Беларусь ”О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам обеспечения общественной и пограничной безопасности“ (далее – Закон).

Законом вносятся изменения и дополнения в Уголовный кодекс Республики Беларусь, Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Кодекс торгового мореплавания Республики Беларусь, Кодекс внутреннего водного транспорта Республики Беларусь, Воздушный кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь от 14 августа 2007 года ”Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках“, Закон Республики Беларусь от 21 июля 2008 года ”О Государственной границе Республики Беларусь“ (далее – Закон о Государственной границе), Закон Республики Беларусь от 11 ноября 2008 года ”Об органах пограничной службы Республики Беларусь“, а также в Закон Республики Беларусь от 30 декабря 1997 года ”О массовых мероприятиях в Республике Беларусь“ в редакции Закона Республики Беларусь от 7 августа 2003 года (далее – Закон о массовых мероприятиях).

Соответствующие изменения и дополнения направлены на совершенствование правового регулирования вопросов осуществления государственной пограничной политики и обеспечения пограничной безопасности, а также обеспечения общественной безопасности и соблюдения общественного порядка при проведении массовых мероприятий.

В частности, в целях совершенствования правового регулирования вопросов, связанных с поддержанием режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска, понятийный аппарат Закона о Государственной границе дополнен определениями терминов ”государственные контрольные органы“, ”инфраструктура Государственной границы“, ”инфраструктура приграничной территории“, ”оперативное обеспечение охраны Государственной границы“, ”охрана Государственной границы“, ”персональные данные пассажиров“, ”пограничная служба“, ”пограничный контроль“, ”транспортное средство“, дополнительно были уточнены определения отдельных терминов (”пограничная безопасность“, ”пограничная зона“, ”пограничная полоса“, ”пограничное пространство“, ”пограничный режим“, ”пункт пропуска“, ”режим в пунктах пропуска“, ”режим Государственной границы“).

В целях повышения эффективности взаимодействия государственных органов в области государственной пограничной политики, создания дополнительных условий для поддержания режима Государственной границы и пограничного режима дополнены и уточнены полномочия Президента Республики Беларусь и государственных органов, а также расширен перечень субъектов, участвующих в проведении государственной пограничной политики, путем включения в их число Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Государственной инспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь, Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

Изменения и дополнения внесены в правовое регулирование порядка участия физических лиц, общественных объединений и иных организаций в охране Государственной границы.

Принцип добровольности участия в охране Государственной границы сохранен как для физических лиц, так и для общественных объединений и иных организаций. Вместе с тем для физических лиц, находящихся в пограничной полосе на основании пропуска на право въезда (входа), временного пребывания и передвижения в пограничной полосе, закреплена обязанность сообщать органам пограничной службы о ставших им известными фактах готовящихся, совершаемых или совершенных нарушений законодательства Республики Беларусь о Государственной границе, причинах и условиях, способствующих их совершению.

Отдельные изменения коснулись режима Государственной границы. В частности, на территории между Государственной границей и соответствующим пунктом пропуска установлен запрет стоянки транспортных средств, посадки и высадки пассажиров, выполнения погрузочно-разгрузочных работ, а также нахождения физических лиц в случае, если это не связано с пересечением Государственной границы.

Усовершенствовано правовое регулирование пропуска через Государственную границу физических лиц, транспортных средств и товаров (далее – пропуск через Государственную границу). Как и в предыдущей редакции Закона о Государственной границе, пропуск через Государственную границу осуществляется в установленных пунктах пропуска и заключается в признании законности пересечения Государственной границы физическими лицами и транспортными средствами, прибывшими в Республику Беларусь, перемещения через Государственную границу товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь, либо в разрешении пересечения Государственной границы физическими лицами и транспортными средствами, убывающими за пределы Республики Беларусь, перемещения через Государственную границу товаров, вывозимых из Республики Беларусь. Прежним осталось также и основание для пропуска через Государственную границу (наличие предусмотренных международными договорами Республики Беларусь и актами законодательства Республики Беларусь действительных документов, необходимых для въезда в Республику Беларусь и (или) выезда из Республики Беларусь (далее – документы для въезда и (или) выезда) физических лиц и транспортных средств, перемещения через Государственную границу товаров). Однако в Законе специально закреплено, что в исключительных случаях, связанных с чрезвычайными обстоятельствами, а также в целях обеспечения национальных интересов Республики Беларусь по решению Председателя Государственного пограничного комитета Республики Беларусь или уполномоченного им должностного лица физические лица могут пересекать Государственную границу без действительных документов для въезда и (или) выезда.

Согласно нормам Закона не подлежат пропуску через Государственную границу иностранные граждане и лица без гражданства (далее – иностранцы), которым в соответствии с законодательными актами отказано во въезде в Республику Беларусь, а также физические лица, право которых на выезд из Республики Беларусь временно ограничено в соответствии с законодательными актами. В отношении таких иностранцев установлено, что до выезда из Республики Беларусь они обязаны находиться в специально определенных местах в пунктах пропуска, расположенных в пределах территорий (акваторий) железнодорожных вокзалов (станций), речных портов, аэропортов, открытых для международных сообщений (международных полетов).

Так как пропуск через Государственную границу включает в себя осуществление пограничного контроля и проведение таможенного контроля (в пунктах упрощенного пропуска – пограничного контроля), а в случаях, установленных законодательными актами, и иных видов контроля (в соответствии с нормами Указа Президента Республики Беларусь от 10 мая 2006 г. № 313 ”О пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь и видах контроля, осуществляемых в них“), в Закон включен институт пограничного контроля, урегулированы его отдельные элементы. В частности, пограничный контроль, который осуществляется в отношении физических лиц, пересекающих Государственную границу, включает проверку документов, устный опрос, осмотр и (или) досмотр транспортных средств в целях выявления физических лиц, пересекших или пытающихся пересечь Государственную границу с нарушением правил пересечения Государственной границы и (или) пропуска через Государственную границу. Пограничный контроль осуществляется в пунктах пропуска через Государственную границу, а также вне пунктов пропуска в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь о Государственной границе.

Дополнительно в Законе оговорено, что в исключительных случаях, связанных с чрезвычайными обстоятельствами, а также в целях обеспечения национальных интересов Республики Беларусь по решению Председателя Государственного пограничного комитета или уполномоченного им должностного лица может вводиться упрощенный режим пограничного контроля, заключающийся во временном невыполнении отдельных мероприятий пограничного контроля.

Нормами Закона уточнен порядок въезда (входа), временного пребывания и передвижения физических лиц в пограничной зоне и пограничной полосе в части закрепления в отдельных случаях обязанности иметь при себе документы, удостоверяющие личность.

В целом на сегодняшний день для разных категорий физических лиц действует различный порядок въезда (входа), временного пребывания и передвижения в пограничной зоне и пограничной полосе, осуществляемый:
в пограничной зоне для граждан Республики Беларусь (далее – граждане), а также иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь, которые достигли четырнадцатилетнего возраста, за исключением физических лиц, зарегистрированных по месту жительства (месту пребывания) в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне, которые достигли четырнадцатилетнего возраста, на основании документов, удостоверяющих личность, при наличии документов, подтверждающих уплату государственной пошлины в размере, определяемом законодательными актами, либо документов, на основании которых въезд (вход), временное пребывание и передвижение в пограничной зоне разрешены без уплаты государственной пошлины. Физические лица, зарегистрированные по месту жительства (месту пребывания) в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне, которые достигли четырнадцатилетнего возраста, въезжают (входят), пребывают и передвигаются в пределах пограничной зоны на основании документов, удостоверяющих личность и подтверждающих факт регистрации по месту жительства (месту пребывания) в этих населенных пунктах;
в пограничной зоне для граждан, а также иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь, которые не достигли четырнадцатилетнего возраста, на основании свидетельств о рождении или документов, удостоверяющих личность;
в пограничной полосе и пограничной зоне для иностранцев, постоянно проживающих за пределами Республики Беларусь, на основании действительных паспортов или иных документов, их заменяющих, предназначенных для выезда за границу и выданных соответствующими органами государств гражданской принадлежности либо обычного места жительства иностранцев или международными организациями, и пропусков, выдаваемых органами пограничной службы, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь и законодательными актами Республики Беларусь;
в пограничной полосе для граждан, а также иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь, на основании документов, удостоверяющих личность, и пропусков, выдаваемых органами пограничной службы, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Законом закреплен ряд запретных предписаний в части въезда (входа), временного пребывания и передвижения физических лиц в пограничной зоне и пограничной полосе. В частности, физическим лицам запрещается:
в пределах пограничной зоны оставлять механические транспортные средства вне населенных пунктов, расположенных в пограничной зоне, без уведомления ближайшего подразделения органов пограничной службы. В случае поломки механического транспортного средства физическое лицо, управляющее им и проживающее в пределах пограничной зоны, обязано принять меры к его эвакуации в населенный пункт по месту проживания, иное физическое лицо – за пределы пограничной зоны. В иных случаях обнаруженное органами пограничной службы механическое транспортное средство подлежит принудительной отбуксировке (эвакуации) и помещению на охраняемую стоянку или отбуксировке без помещения на охраняемую стоянку в порядке, предусмотренном законодательством;
по территории пограничной зоны или пограничной полосы перемещать и хранить товары в случаях, установленных законодательными актами (например, запрет на перемещение и хранение для физических лиц и индивидуальных предпринимателей, не имеющим права на осуществление оптовой, розничной торговли табачными изделиями либо права на хранение табачных изделий (как вид предпринимательской деятельности), более тысячи сигарет, более тысячи граммов табака или иных табачных изделий при отсутствии признаков незаконной предпринимательской деятельности).

Физическому лицу, которому запрещены въезд (вход), временное пребывание и передвижение в пограничной зоне, органами пограничной службы могут быть разрешены въезд (вход), временное пребывание и передвижение в пограничной зоне на срок до одного месяца в связи с тяжелой болезнью или смертью близкого родственника, постоянно проживающего в Республике Беларусь и зарегистрированного по месту жительства (месту пребывания) в населенном пункте, расположенном в пограничной зоне, или в связи с иными уважительными причинами.

Нормами Закона усовершенствовано правовое регулирование режима в пунктах пропуска, который устанавливается в целях создания необходимых условий для осуществления пограничного и иных видов контроля и контролируется органами пограничной службы и таможенными органами (в пунктах упрощенного пропуска – органами пограничной службы) в пределах их компетенции.

В частности, в помещениях пункта пропуска и местах, где осуществляются пограничный и иные виды контроля, совместным решением уполномоченных должностных лиц органа пограничной службы и таможенного органа (в пунктах упрощенного пропуска – решением уполномоченного должностного лица органа пограничной службы), исходя из обстановки, складывающейся в пункте пропуска, могут вводиться дополнительные режимные правила, регламентирующие порядок допуска в них физических лиц, участвующих в контроле и обслуживании пассажиров и транспортных средств, и исключающие нарушения законодательства Республики Беларусь о Государственной границе.

Въезд (вход) на территорию пунктов пропуска и выезд (выход) с их территории физических лиц и транспортных средств осуществляются по документам, определенным Советом Министров Республики Беларусь, с разрешения уполномоченных должностных лиц органов пограничной службы, если иное не установлено законодательными актами.

Порядок передвижения физических лиц по территории автодорожного пункта пропуска, совершения ими действий при прохождении пограничного и иных видов контроля, места остановки и стоянки транспортных средств в автодорожном пункте пропуска устанавливаются уполномоченными должностными лицами органов пограничной службы по согласованию с уполномоченными должностными лицами таможенных органов. В пунктах пропуска на железнодорожных вокзалах (станциях), в речных портах, аэропортах места и продолжительность остановки и стоянки транспортных средств устанавливаются должностными лицами, уполномоченными Министерством транспорта и коммуникаций, по согласованию с уполномоченными должностными лицами органов пограничной службы и таможенных органов.

Для принятия дополнительных мер по поддержанию режима в пунктах пропуска через Государственную границу, предупреждения и пресечения правонарушений при пересечении Государственной границы достаточно подробно урегулированы права и обязанности физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при пересечении Государственной границы.

В частности, физические лица, пересекающие Государственную границу, имеют право получить информацию о режиме в пункте пропуска, последовательности и порядке осуществления пограничного и иных видов контроля в пункте пропуска, а также иную информацию, связанную с функционированием пункта пропуска, не отнесенную в соответствии с законодательством к информации, содержащей сведения, составляющие государственные секреты, служебной информации ограниченного распространения либо иной информации, доступ к которой ограничен законодательными актами Республики Беларусь.

Физические лица, пересекающие Государственную границу, во время пребывания в пункте пропуска обязаны:
иметь при себе документы для въезда и (или) выезда, и иные документы, необходимые для пересечения Государственной границы, и предъявлять их для проверки по требованию сотрудников (должностных лиц) государственных контрольных органов;
по требованию сотрудников (должностных лиц) государственных контрольных органов давать устные и (или) письменные объяснения о своих действиях в пункте пропуска;
информировать сотрудников (должностных лиц) государственных контрольных органов об имеющихся оружии, боеприпасах, специальных средствах, взрывчатых веществах, наркотических средствах, психотропных веществах, их прекурсорах и аналогах, радиоактивных веществах и других товарах, на перемещение через Государственную границу которых требуются специальные разрешения;
по требованию сотрудников (должностных лиц) государственных контрольных органов предъявлять к осмотру и (или) досмотру перемещаемые через Государственную границу товары, кроме случаев, установленных международными договорами Республики Беларусь и законодательными актами Республики Беларусь.

Физическим лицам в пунктах пропуска запрещается:
вести фото- и видеосъемку;
вести разговоры по мобильным средствам связи, препятствующие осуществлению пограничного и иных видов контроля;
оставлять денежные средства в документах, предъявляемых для проверки;
совершать действия, направленные на подстрекательство сотрудников (должностных лиц) государственных контрольных органов к нарушению установленного порядка осуществления пограничного и иных видов контроля, в том числе предлагать и (или) передавать им какие-либо материальные ценности, предлагать и (или) предоставлять выгоды имущественного характера;
проникать на территорию пункта пропуска в нарушение установленного порядка;
находиться на территории пункта пропуска без документов для въезда и (или) выезда;
находиться в служебных помещениях государственных контрольных органов и помещениях, где осуществляется проверка документов, без разрешения сотрудников (должностных лиц) государственных контрольных органов, а также пересекать линию кабин (модулей) для проверки документов без разрешения сотрудников органов пограничной службы;
вносить (ввозить) на территорию пункта пропуска оружие, взрывчатые вещества, взрывные устройства или другие предметы, представляющие опасность для жизни или здоровья сотрудников (должностных лиц) государственных контрольных органов, иных физических лиц, без разрешения сотрудников органов пограничной службы;
изменять места стоянки транспортных средств без разрешения сотрудников органов пограничной службы и должностных лиц таможенных органов;
находиться в пунктах пропуска, а также оставлять в пунктах пропуска транспортные средства и товары после прохождения установленных видов контроля без разрешения сотрудников органов пограничной службы и должностных лиц таможенных органов;
совершать иные действия, препятствующие осуществлению пограничного и иных видов контроля.

Физические лица, управляющие транспортными средствами, обязаны принимать меры по предотвращению доставления в пункты пропуска пассажиров без документов для въезда и (или) выезда.

Индивидуальные предприниматели (их представители), а также представители юридических лиц и иные физические лица, управляющие транспортными средствами, обязаны по требованию сотрудников (должностных лиц) государственных контрольных органов:
предъявлять к осмотру и (или) досмотру пересекающие Государственную границу транспортные средства и перемещаемые через Государственную границу товары, кроме случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь;
вскрывать для досмотра опломбированные (опечатанные) вагоны, контейнеры, автомобили, трюмы и иные помещения транспортных средств.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров, предполагающие пересечение пассажирами Государственной границы (далее – международные перевозки пассажиров), обязаны принимать меры по предотвращению незаконного проникновения физических лиц на транспортные средства и использования транспортных средств для незаконного пересечения Государственной границы.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие международные перевозки пассажиров морским, внутренним водным, автомобильным и воздушным транспортом, обязаны:
в случае, если Республика Беларусь является государством назначения или транзита, до начала международной перевозки пассажиров убедиться в том, что пассажиры имеют документы, необходимые для въезда в Республику Беларусь;
за счет собственных средств принять меры по возвращению иностранцев, которым отказано во въезде в Республику Беларусь, если они доставлены этими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на территорию Республики Беларусь в рамках осуществления международной перевозки пассажиров, в государство, с территории которого они прибыли в Республику Беларусь, или в иное государство, въезд в которое им разрешен, а также нести расходы по содержанию таких лиц на территории Республики Беларусь до момента их выезда из Республики Беларусь.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие международные перевозки пассажиров, имеют право получать в порядке, установленном Советом Министров, информацию о документах, необходимых для въезда в Республику Беларусь.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие международные перевозки пассажиров воздушным транспортом, обязаны в случае, если Республика Беларусь является государством назначения или транзита, передавать персональные данные пассажиров воздушных судов и иную информацию о перевозке пассажиров, состав которой определяется Министерством транспорта и коммуникаций, в информационные системы Министерства транспорта и коммуникаций.

Юридические лица, осуществляющие международные перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования, передают имеющиеся у них персональные данные пассажиров, следующих в международном железнодорожном сообщении, и иную информацию о перевозке пассажиров, состав которой определяется Министерством транспорта и коммуникаций, в информационные системы Министерства транспорта и коммуникаций.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие международные перевозки пассажиров воздушным транспортом также имеют право получать в порядке, установленном Советом Министров, сведения об иностранцах, которым будет отказано во въезде в Республику Беларусь.

В целях совершенствования порядка применения военнослужащими, должностными лицами таможенных органов, сотрудниками органов внутренних дел физической силы, специальных средств, оружия и боевой техники при выполнении задач по охране Государственной границы, а также приведения соответствующих положений с действующими нормами законодательных актов переработана глава 8 Закона о Государственной границе. В частности, изменения коснулись:
условий и пределов применения физической силы, специальных средств, боевой техники, применения и использования оружия при выполнении задач по охране Государственной границы;
случаев применения специальных средств (наручники, резиновые палки, средства связывания, специальные химические вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для вскрытия помещений, устройства для принудительной остановки транспортных средств и другие специальные средства, в том числе служебные животные) при выполнении задач по охране Государственной границы;
случаев применения оружия и боевой техники, использования оружия при выполнении задач по охране Государственной границы.

Для реализации названных нововведений Закона, а также повышения эффективности борьбы с правонарушениями на приграничной территории и обеспечения пограничной безопасности Законом внесены соответствующие дополнения и изменения в:
Уголовный кодекс Республики Беларусь;
Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь;
Кодекс торгового мореплавания Республики Беларусь;
Кодекс внутреннего водного транспорта Республики Беларусь;
Воздушный кодекс Республики Беларусь;
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях;
Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях;
Закон Республики Беларусь ”Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках“;
Закон Республики Беларусь ”Об органах пограничной службы Республики Беларусь“.

Дополнительно нормы Закона направлены на совершенствование правового регулирования проведения массовых мероприятий в части обеспечения общественной безопасности и общественного порядка при их проведении.

В частности, нормы Закона устанавливают запрет организаторам и участникам массовых мероприятий скрывать свои лица под масками и (или) средствами маскировки, а равно под иными предметами, используемыми в целях затруднения установления личности, что существенно облегчит последующую идентификацию таких лиц, их установление для привлечения к предусмотренной законодательными актами Республики Беларусь ответственности.

Кроме того, для введения административной ответственности за нарушение порядка организации или проведения любого массового мероприятия (например, авто-, мото- и велопробеги, шествия болельщиков, не имеющие своей целью привлечение внимания к каким-либо проблемам или публичное выражение своих общественно-политических настроений либо протеста, а также концерты на открытых площадках вне зданий учреждений культуры, каскадерские показательные выступления на спортивных объектах, религиозные ”Крестные ходы“ и обряды вне культовых сооружений и т.д.) внесено соответствующее дополнение в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

В целом необходимо отметить, что нормы Закона направлены на совершенствование законодательства Республики Беларусь в сфере государственной пограничной политики, обеспечения пограничной безопасности Республики Беларусь, а также общественной безопасности и соблюдения общественного порядка при проведении массовых мероприятий в Республике Беларусь.

Закон вступает в силу 23 июля 2015 года.