Обзор основных изменений, вносимых в Закон Республики Беларусь от 10 мая 2007 года ”О рекламе“

Литвинюк Ирина Леонидовна, главный специалист отдела гражданского и хозяйственного законодательства Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь

3 января 2013 года Главой государства подписан Закон Республики Беларусь ”О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам рекламы“ (далее – Закон), подготовленный в соответствии с пунктом 30 плана подготовки законопроектов на 2010 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 2. Подготовка Закона была обусловлена необходимостью оптимизации условий развития рекламного рынка, упрощения административных процедур, приведения Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 года ”О рекламе“ в соответствие с законодательными актами.

Кроме того, Закон был подготовлен в целях обеспечения полноты правового регулирования и разрешения проблемных вопросов, выявленных в процессе правоприменительной практики за три года действия нового Закона Республики Беларусь ”О рекламе“.

При подготовке проекта закона были приняты во внимание законы Российской Федерации, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан и других стран постсоветского пространства.

Законом уточняются общие требования к рекламе в части размещения (распространения) рекламы на иностранных языках, рекламы средств индивидуализации товара (фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, географических указаний), рекламы, содержащей информацию о реализации товара, связанной с осуществлением рекламодателем предпринимательской деятельности, а также рекламы, содержащей информацию о виде деятельности организации или гражданина, подлежащем лицензированию.

В частности, исключается требование о наличии в рекламе реквизитов лицензии; сокращается время трансляции рекламы в период с 18.00 до 22.00 на две минуты в течение каждого часа; вводится запрет на размещение рекламы эротической продукции, продукции, содержащей элементы эротики, на телевидении и радио с 4.00 до 24.00; уточняется требование по уровню звука рекламы, который должен быть эквивалентен уровню звука транслируемой программы, прерываемой рекламой, и должен определяться требованиями технических нормативных правовых актов.

В целях закрепления на законодательном уровне положений о Межведомственном совете по рекламе, созданном в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 марта 1998 г. № 460 ”О Межведомственном совете по рекламе“, Закон дополняется новой статьей (статьей 91).

Необходимость создания и функционирования такой структуры, как Межведомственный совет по рекламе, объясняется спецификой рекламной отрасли, нацеленной на удовлетворение как производственных, так и социальных интересов. Межведомственный совет по рекламе представляет собой оптимальную форму сотрудничества государственных органов и иных организаций, рекламопроизводителей и рекламораспространителей, которая обеспечивает прямой обмен мнениями, гласность обсуждаемых вопросов и оперативное доведение принятых решений до заинтересованных.

В соответствии с Законом Положение о Межведомственном совете по рекламе и состав Межведомственного совета по рекламе утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.

Законом упрощается процедура согласования размещения (распространения) наружной рекламы. Предусматривается, что владелец средства наружной рекламы для согласования наружной рекламы вправе обратиться не в областной (Минский городской) исполнительный комитет, а в местный исполнительный и распорядительный орган, действующий на территории, на которой размещается (распространяется) наружная реклама. При этом при наличии такого согласования последующее размещение (распространение) наружной рекламы на территории других административно-территориальных единиц допускается без ее повторного согласования.

Кроме того, Законом упрощается административная процедура получения разрешения на размещение (распространение) рекламы на автомобильных транспортных средствах, трамваях, троллейбусах. Не требуется согласования рекламы с областным (Минским городским) исполнительным комитетом. Такое разрешение выдается местным исполнительным и распорядительным органом после получения им согласия на размещение (распространение) рекламы на автомобильном транспортном средстве, трамвае, троллейбусе подразделения Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, действующего на территории, на которой зарегистрировано данное транспортное средство.

Уточняются требования, предъявляемые к рекламе лекарственных средств, методов, работ и услуг в области профилактики, диагностики, лечения (включая нетрадиционные), медицинской реабилитации и протезирования, изделий медицинского назначения и медицинской техники, медицинских технологий, биологически активных добавок к пище.

В частности, предусматривается, что реклама лекарственных средств, методов оказания медицинской помощи, работ и услуг, составляющих медицинскую деятельность, изделий медицинского назначения и медицинской техники, биологически активных добавок к пище не подлежит согласованию с Министерством здравоохранения, если рекламируются работы и услуги, составляющие медицинскую деятельность и реклама содержит исключительно сведения, указанные в лицензии на осуществление медицинской деятельности, и контактную информацию.

В целях реализации поручений Главы государства, Правительства Республики Беларусь по либерализации экономической деятельности и сокращению административных процедур предусматривается отмена административной процедуры по согласованию рекламы ветеринарных услуг с Министерством сельского хозяйства и продовольствия (исключена статья 16).

Законом также уточняется порядок доведения до сведения потребителей рекламы информации о вреде алкогольных напитков, пива и слабоалкогольных напитков. При этом Законом увеличивается на два часа промежуток времени, в течение которого нельзя рекламировать на радио и телевидении пиво и слабоалкогольные напитки (с 7.00 до 22.00).

Следует отметить, что установленный Законом запрет на размещение рекламы, содержащей информацию о потребительских свойствах алкогольных напитков, их цене, изображение алкогольных напитков и их потребительской тары (упаковки), наименование видов указанных напитков, не будет распространяться на рекламу алкогольных напитков, размещаемую производителями этих напитков на своих сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет.

Учитывая сложность восприятия потребителями содержания договоров о привлечении денежных средств, драгоценных металлов и (или) драгоценных камней во вклад (депозит) и кредитовании, отсутствия у них специальных знаний о юридических особенностях, о порядке расчета процентов, платежей по кредитному договору, в Закон включены нормы, касающиеся содержания соответствующей рекламы.

Так, в рекламе банковского вклада предусматривается обязанность банков об указании предупреждения о возможности уменьшения банком процентов по вкладу в одностороннем порядке, если такая возможность предусмотрена договором.

Изменения и дополнения были внесены и в статью, регулирующую порядок размещения (распространения) рекламы лотерей, игр, иных игровых, рекламных и развлекательных мероприятий, пари, а также рекламы игорных заведений и азартных игр. Так, например, реклама лотерей, игр, в том числе рекламных и азартных игр, пари не должна, в том числе, создавать впечатление, что участие в азартных играх, пари является способом заработка или получения иного дохода либо иным способом получения средств к существованию; содержать утверждения, что участие в азартных играх, пари имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха. Кроме того, указанная реклама не должна использовать образы несовершеннолетних.

Что касается рекламы игорных заведений и азартных игр, то размещение (распространение) такой рекламы запрещается:

на телевидении и радио с 7.00 до 22.00;

в зданиях (помещениях, сооружениях) учреждений образования, организаций здравоохранения, культуры, физической культуры, спорта (за исключением расположенных на их территории помещений букмекерских контор и тотализаторов);

в изданиях, средствах массовой информации, предназначенных для граждан в возрасте до 18 лет либо специализирующихся на вопросах экологии, образования, охраны здоровья;

на игрушках.

Некоторые изменения претерпел порядок размещения (распространения) социальной рекламы. Так, в частности, Законом предусмотрена возможность упоминания в социальной рекламе информации об организациях и (или) индивидуальных предпринимателях, оказавших безвозмездную (спонсорскую) помощь на проведение рекламируемого мероприятия в сфере культуры, физической культуры и спорта, в число организаторов которого входят государственные органы. Указанное упоминание на телевидении должно быть выполнено в виде бегущей строки или методом наложения и содержать исключительно наименование или имя спонсора.

В Законе содержится ряд иных норм, направленных на упорядочение размещения рекламы, в том числе, в национальном сегменте глобальной компьютерной сети Интернет.