Последние изменения в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье: сущность новаций

П.В. Рагойша
главный советник отделения социального законодательства Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь, кандидат филологических наук

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 20 июля 2006 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье»

Законом Республики Беларусь от 20 июля 2006 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье» (далее – Закон), вступившим в силу 13 августа 2006 г., в действующий Кодекс Республики Беларусь о браке и семье (далее – КоБС) внесен ряд концептуальных изменений, затрагивающих как права граждан, так и полномочия государственных органов в сфере брачно-семейных отношений. Настоящая статья посвящена анализу целей Закона и выявлению сущности предусмотренных им новаций.

Вновь принятым Законом положения КоБС подвергаются корректировке уже в восьмой раз со времени его принятия (9 июля 1999 г.). Однако если ранее вносимые изменения и (или) дополнения решали лишь отдельные социальные и правовые задачи, не затрагивая основы отечественного семейного права, комментируемый Закон обеспечивает комплексную ревизию брачно-семейного законодательства. В результате реформируется почти половина нормативного содержания КоБС: изменения и (или) дополнения внесены в 113 из 241 его статей, а также названия трех глав. Кроме того, КоБС дополнен тремя новыми статьями.

Цели и предмет правового регулирования Закона

Основной целью Закона является установление гарантий и обеспечение равных возможностей реализации прав и законных интересов всех участников брачно-семейных отношений с учетом приоритета интересов несовершеннолетних детей. В рамках реализации данной цели, Закон оптимизирует правовое регулирование Брачного договора, условий заключения и расторжения брака, раздела имущества супругов и взыскания алиментов, совершенствует условия национального и международного усыновления, иного устройства ребенка на воспитание в семью.

Не менее важной целью Закона является восполнение пробелов и оптимизация правового регулирования вопросов материнства, отцовства и установления происхождения детей. Конкретизируя момент возникновения прав и обязанностей родителей, совершенствуя нормы КоБС об установления отцовства, Закон впервые на постсоветском пространстве вводит в семейное право институт установления материнства и регламентирует его применение. Наряду с этим, Закон вводит не известный ранее отечественному праву институт суррогатного материнства, детально регламентируя брачно-семейные аспекты правоотношений в сфере применения вспомогательных репродуктивных технологий.

Кроме того, ряд нормативных положений Закона направлен на достижение третьей его цели – совершенствования порядка и условий регистрации актов гражданского состояния и уточнение компетенции деятельности органов, регистрирующих акты гражданского состояния (далее – органы загса). Значительное количество вносимых в КоБС изменений и (или) дополнений направлено на уточнение используемой в нем терминологии, устранение ошибок и обеспечение внутренней согласованности его положений.

Рамки данной статьи не позволяют уделить пристальное внимание всем новациям, предусмотренным Законом. В силу изложенного, остановимся на наиболее важных из них, непосредственно влияющих на правоприменительную практику.

Брачный договорСо вступлением Закона в силу, право на заключение Брачного договора (ст. 13 КоБС) получили наряду с супругами и лица, вступающие в брак. При этом документального оформления желания вступить в брак не требуется, поэтому право на заключение Брачного договора не обусловлено последующим заключением брака и может быть реализовано в любое время как до заключения брака, так и в браке до его расторжения. Однако Брачный договор в любом случае вступит в силу не ранее дня заключения брака.

Закон отдельно оговаривает возможность заключения Брачного договора несовершеннолетними лицами, вступающими в брак. Однако в этом случае необходимо согласие родителей (попечителей) несовершеннолетних, не обладающих полной дееспособностью.

Указанные изменения в целом направлены на унификацию белорусского законодательства с законодательством иных государств СНГ. Вместе с тем, уникальность белорусской версии правового регулирования Брачного договора сохраняется в возможности заранее (т.е. до заключения брака) урегулировать данным договором любые как имущественные, так и неимущественные взаимоотношения между супругами в браке, если это не противоречит законодательству о браке и семье. Напомним, законодательство Российской Федерации, Украины и других государств СНГ относит к предмету Брачного договора определение лишь имущественных отношений супругов в браке и в случае его расторжения.

Заключение брака

Внесенным дополнением в ст. 14 КоБС Закон закрепляет право лиц, вступающих в брак, пройти бесплатное медицинское обследование в государственных организациях здравоохранения в целях определения состояния их здоровья и выявления наследственных заболеваний. Порядок такого обследования установлен Инструкцией о порядке бесплатного медицинского обследования лиц, вступающих в брак, в государственных организациях здравоохранения в целях определения состояния их здоровья и выявления наследственных заболеваний, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 14 сентября 2006 г. № 70.

Данная новация позволяет реализовать норму статьи 212 КоБС в части обязанности органа ЗАГС удостовериться, что лица, вступающие в брак, взаимно осведомлены о состоянии здоровья друг друга. Вместе с тем, реализация права на прохождение медицинского обследования перед заключением брака в Беларуси (в отличие от, например, Молдовы) является делом добровольным, ознакомиться с заключением о состоянии здоровья будущего супруга возможно только с его согласия.

Законом уточнены сроки заключения брака (ст. 16 КоБС). В обычном порядке брак заключается не ранее 15 дней и не позже 3 месяцев со дня подачи заявления в орган загса. При наличии уважительных причин с разрешения руководителя органа загса заключение брака может быть произведено до истечения 15-дневного срока. Вместе с тем, Законом впервые установлена возможность заключения брака в день подачи заявления при наличии особых обстоятельств (беременность, рождение ребенка, непосредственная угроза для жизни лица, вступающего в брак, и другие особые обстоятельства). Анализ новеллы позволяет предположить, что в этом случае обоснованность сокращения срока заключения брака является предустановленной; отказ органа загса от заключения брака в день, указанный в заявлении, должен быть мотивирован.

Весьма значимой как для лиц, вступающих в брак, так и для органов ЗАГС является новелла, касающаяся места заключения брака. До сих пор указанные отношения являлись в КоБС пробельными. Согласно части третьей статьи 16 КоБС в редакции Закона, местом заключения брака, как правило, является помещение органа загса. Однако по заявлению лиц, вступающих в брак, заключение брака может производиться по месту проживания одного из них, по месту предоставления стационарной медицинской помощи или в другом месте, если они не могут по уважительным причинам прибыть в орган загса. Поскольку КоБС не устанавливает иное, отдельное разрешение на заключение брака вне помещения органа загса не требуется, поэтому возможность «выездной» регистрации заключения брака определяется потенциальными возможностями органов загса. В силу изложенного, Закон позволяет произвести заключение брака с совершением гражданского обряда его регистрации, например, на лоне природы либо в ином экзотическом месте. Безусловно, в таких ситуациях орган загса имеет право на возмещение расходов и оплату стоимости дополнительных услуг, связанных с регистрацией брака.

Разрешая коллизию личных неимущественных прав родителей и детей, Закон определяет, что разрешения родителей несовершеннолетних на их вступление в брак не требуется (ст. 18 КоБС). Снижение брачного возраста, как и ранее, производится органом загса в определенных Законом исключительных случаях.

Следует также отметить введенный Законом запрет на заключение браков между иностранцами в органах загса. Отныне браки между иностранными гражданами на территории Республики Беларусь могут заключаться лишь в дипломатических представительствах и консульских учреждениях иностранных государств (ч. 3 ст. 229 КоБС).

Права и обязанности супругов

Решая задачу обеспечения равенства прав и обязанностей супругов, Закон впервые вводит в КоБС статью 20-1 «Равенство супругов в семейных отношениях», в соответствии с которой супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, справедливого распределения семейных обязанностей, содействия в реализации каждым из них права на материнство (отцовство), физическое и духовное развитие, получение образования, проявление своих способностей, труд и отдых. Указанной нормой впервые в национальной законодательстве декларируется право на материнство (отцовство), на реализацию которого должны быть направлены семейные отношения.

Закон кардинальным образом меняет условия взаимного содержания супругов в браке и после его расторжения, обуславливая его заботой родителей о ребенке. Впервые право на содержание в течение трех лет после рождения ребенка обусловлено не рождением ребенка, а фактом осуществления ухода за ним. При этом устранена дискриминация по признаку пола: если ранее право на содержание имела лишь жена от мужа (бывшая жена от бывшего мужа), согласно внесенным изменениям в ст. 29 КоБС право требовать предоставления содержания от другого супруга имеет супруг, который находится в отпуске по уходу за ребенком и осуществляет родительскую заботу о нем. Аналогично определяются правоотношения между бывшими супругами, при этом конкретизируется, что ребенок должен быть общий (ст. 30 КоБС).

Изменениям подвергся также порядок раздела общего имущества супругов (ст.24 КоБС). Если ранее суд лишь в исключительных случаях мог отступить от начала равенства долей супругов, со вступлением Закона в силу суд в каждом случае исходя из обстоятельств дела вправе увеличить долю одного из супругов, учитывая интересы несовершеннолетних детей. При разделе имущества судом должны учитываться также общие долги супругов и права требования по обязательствам, возникшим в интересах семьи.

Расторжение брака

Излагая в новой редакции ст. 35 КоБС «Недопустимость расторжения брака», Закон впервые устраняет дискриминирующие положения о безусловном согласии жены на расторжение брака в течение 3 лет после рождения ребенка. Отныне для расторжения брака до достижения ребенком 3 лет необходимо письменное согласие того супруга, который проживает с ребенком и осуществляет родительскую заботу о нем. Такого согласия не требуется, когда отцовство по отношению к ребенку признано другим лицом или по решению суда сведения о муже как об отце ребенка исключены из записи акта о рождении ребенка.

При расторжении брака и отсутствии Соглашения о детях суд не обязан теперь в каждом случае решать вопрос о месте жительства несовершеннолетних детей и порядке участия в их воспитании отдельно проживающего родителя. Согласно изменениям, внесенным Законом в ст. 39 КоБС, такие вопросы наряду со взысканием алиментов на несовершеннолетних детей суд принимает к рассмотрению лишь в случае наличия спора между родителями. Тем самым сохраняется приоритет добровольного урегулирования отношений между матерью и отцом ребенка при расторжении брака.

Установление происхождения детей

Необходимость урегулирования возникающих новых общественных отношений, восполнения правовых пробелов обусловили то, что законодатель впервые за многие десятилетия столь глобально подошел к реформированию правового регулирования установления происхождения детей. При этом содержание соответствующей глава 8 КоБС концептуально переработано и изложено в новой редакции.

Закон детально регламентирует основания возникновения прав и обязанностей родителей, нормативно определяя момент возникновения родительских правоотношений, определяет документы, удостоверяющие факты, на основании которых устанавливается происхождение ребенка (ст.ст. 50, 51 КоБС). Конкретизируя вопросы установления происхождения детей, родившихся в результате применения вспомогательных репродуктивных технологий, Закон впервые в белорусском законодательстве регламентирует правоотношения, связанные с суррогатным материнством (ст. 53 КоБС).

При этом национальное регулирование института суррогатного материнства достаточно уникально: в отличие от законодательства Российской Федерации и ряда иных постсоветских государств, белорусский законодатель предусмотрел презумпцию материнства и отцовства генетических родителей. Кроме того, реализация права на материнство не увязывается с реализацией права на отцовство, поскольку прибегнуть к услугам суррогатного материнства при наличии медицинских показаний вправе как незамужние женщины, так и женщины, состоящие в браке. Таким образом, юридическим основанием для возникновения прав и обязанностей родителей по отношению к ребенку, рожденному суррогатной матерью, для генетических родителей явится нотариально удостоверенный договор суррогатного материнства, заключаемый между суррогатной матерью и генетической матерью с согласия их супругов (при их наличии). Требования к содержанию и существенным условиям договора суррогатного материнства установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2006 г. № 1470 «О существенных условиях договора суррогатного материнства».

Закон вводит в теорию и практику отечественного права институт установления материнства (ст. 56 КоБС). До сих пор фактическое установление материнства формально осуществлялось в рамках судебного оспаривания записи о родителях, что нарушало логику возникновения брачно-семейных прав.

Отныне список актов гражданского состояния, подлежащих обязательной регистрации, включает наряду с установлением отцовства и установление материнства, которое производится только в судебном порядке. Сфера применения этого института ограничена лишь случаями, когда мать ребенка неизвестна, а сведения о матери в книге записей актов о рождении внесены по указанию лиц, подавших заявление о рождении ребенка. Установление материнства возможно по заявлению одного из родителей или опекуна, попечителя ребенка, а также самого ребенка по достижении им совершеннолетия.

Наряду с вышеизложенным, Закон вносит ряд изменений в нормы, регулирующие вопросы установления отцовства. Помимо более подробного регулирования порядка установления отцовства в административном порядке, Закон уточняет круг доказательств, подлежащих оценке судом при установлении отцовства в судебном порядке (ст. 57 КоБС). Отныне безусловному учету подлежат лишь доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от предполагаемого отца или признание предполагаемым отцом ребенка. Вместе с тем, суд может также принять во внимание совместное воспитание или содержание ребенка матерью и предполагаемым отцом ребенка, совместное проживание и ведение общего хозяйства матерью и предполагаемым отцом ребенка до рождения ребенка.

Взыскание алиментов на несовершеннолетних детейИнститут взыскания алиментов а несовершеннолетних детей значительному реформированию не подвергся. Однако стоит обратить внимание на ряд новаций, ужесточающих ответственность лиц, имеющих задолженность по уплате алиментов.

В случае взыскания задолженности по алиментам, когда должник в период неуплаты алиментов не работал либо нет сведений о полученном им заработке, размер начисленных ежемесячных сумм задолженности не может быть ниже базовой величины, действующей на момент начисления задолженности по алиментам (ч. 4 ст. 110 КоБС). Если же должник на момент начисления задолженности не работает, а с момента увольнения прошло более трех месяцев, размер задолженности определяется исходя из средней заработной платы для данной местности (ч. 5 ст. 110 КоБС). Тем самым Закон понуждает должников к трудоустройству и повышает гарантии непрерывности получения содержания для взыскателя алиментов.

Вместе с тем, Законом введена норма, позволяющая суду в исключительных случаях освободить от уплаты алиментов родителя, являющегося инвалидом 1-й или 2-й группы (ст. 92 КоБС).

Усыновление. Опека и попечительствоВ рамках реализации поручений Президента Республики Беларусь об усилении гарантий защиты прав и интересов детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Закон предусматривает корректировку норм КоБС, регулирующих национальное и международное усыновление, установление опеки и попечительства, создание приемной семьи.

Законом введена минимальная разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым, составляющая 16 лет (ст. 126 КоБС). При меньшей разнице в возрасте усыновление возможно лишь в случае, когда в качестве усыновителя выступает отчим (мачеха) ребенка. Кроме того, Законом уточнена процедура отмены усыновления, усовершенствована система учета кандидатов в усыновители, определены принципы подбора детей для усыновления, установления опеки и попечительства, направления в приемную семью.

Закон впервые закрепляет приоритет родственников ребенка перед другими кандидатами для семейного устройства ребенка на воспитание, однако только с учетом интересов ребенка (ч. 5 ст. 117, ч. 3 ст. 153, ч. 4 ст. 173 КоБС). Вместе с тем, проект Закона ужесточает условия усыновления, установления опеки (попечительства) над детьми иностранными гражданами, лицами без гражданства и гражданами Республики Беларусь, проживающими на территории иностранного государства.

Наряду с введением обязательного письменного разрешения Министра образования на международное усыновление, опеку (попечительство), проект Закона увеличивает с 6 месяцев до 1 года срок нахождения детей на централизованном учете, по истечении которого допускается их усыновление, установление опеки (попечительства) над ними иностранцами и нашими гражданами, проживающими за рубежом (ст.ст. 233, 235 КоБС). Таким образом создан законодательный приоритет для развития национального усыновления и иных форм устройства детей на воспитание в семью на территории Республики Беларусь.

Законом также уточнена компетенция Национального центра усыновления, определен характер его взаимодействия с органами опеки и попечительства, судами, порядок учета им кандидатов в усыновители.

Регистрация актов гражданского состоянияВ целях совершенствования порядка и условий регистрации актов гражданского состояния, Закон регламентирует и уточняет условия регистрации рождения, установления материнства и отцовства, регистрации расторжения браков по решениям судов, вступившим в законную силу до 1 сентября 1999 года, аннулирования и изменения записей актов гражданского состояния, выдачи повторных свидетельств о регистрации актов гражданского состояния. В соответствии с требованиями Главы государства по дебюрократизации и устранении волокиты в работе государственных органов, Законом сокращен установленный КоБС срок регистрации перемены фамилии, собственного имени, отчества.

Законом предельно уточнена компетенция органов загса, пределы соответствующих полномочий Домов (Дворцов) гражданских обрядов, сельских исполнительных и распорядительных органов, дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь. Закреплено право органов загса на оказание дополнительных платных услуг, связанных с регистрацией актов гражданского состояния (ч.6 ст. 198 КоБС). Перечень таких услуг предписано установить Правительству Республики Беларусь.

Существует мнение о коллизионности норм Закона с нормами принятого ранее Указа Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 г. № 385 «О некоторых мерах по совершенствованию работы органов, регистрирующих акты гражданского состояния» (далее – Указ). Отмечая некоторую терминологическую и структурную несогласованность указанных актов, позволим себе с таким мнением не согласиться. Указ, являясь специальным законодательным актом, регулирует скорее административные, чем брачно-семейные отношения, и логично дополняет соответствующие нормативные положения КоБС в части определения структуры, подведомственности и компетенции органов загса. В то же время, будучи принятым ранее Закона, Указ не предусматривает компетенцию органов загса по регистрации материнства. В связи с этим правоприменителю следует руководствоваться указанными актами системно. Вместе с тем, в целях унификации правового регулирования в КоБС и Указ целесообразно внести соответствующие изменения и дополнения. Соответствующий проект Закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам, касающимся деятельности органов, регистрирующих акты гражданского состояния», предусматривающий внесение необходимых корректив в КоБС, 30 ноября 2006 г. принят в 1-м чтении Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь.

В заключение отметим, что принятие комментируемого Закона имеет принципиальное значение, поскольку позволяет решить значительное количество правовых и социальных проблем, устранить законодательные пробелы и коллизии, обеспечить защиту и реализацию прав родителей и супругов на основе равенства, гарантировать преимущественную защиту прав и интересов несовершеннолетних детей. Вступивший в силу Закон позволяет незамедлительно использовать заложенные в нем правовые механизмы, направленные на гуманизацию брачно-семейного законодательства и реализацию поставленных Главой государства целей по обеспечению демографической безопасности, укреплению института семьи, повышению ответственности родителей за рождение и воспитание детей как достойных граждан своей стран.