Макаревич А.Г.
Начальник отделения законодательства по вопросам национальной безопасности, правоохранительных и судебных органов Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь
Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» от 20 июля 2006 года (далее – Закон) направлен на совершенствование законодательства о борьбе с коррупцией, приведение его в соответствие с принятыми Республикой Беларусь международными обязательствами в этой сфере.
Данный закон, как и Закон Республики Беларусь от 1997 года «О борьбе с организованной преступностью и коррупцией» не устанавливает ответственности и не направлен на борьбу с конкретными коррупционными проявлениями, а носит системообразующий «рамочный характер» и в большей степени регулирует вопросы предупреждения коррупции.
На сегодняшний день ряд вопросов, связанных с предупреждением коррупции, урегулирован различными законодательными актами. Это Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 года «О государственной службе в Республике Беларусь», Закон Республики Беларусь от 4 января 2003 года «О декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств», Закон Республики Беларусь от 19 июля 2000 года в редакции 2005 года «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем», Указ Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 года № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи», Указ Президента Республики Беларусь от 17 марта 2004 года № 136 «О доверительном управлении принадлежащими государственным служащим долями участия (акциями, правами) в уставных фондах коммерческих организаций», Указ Президента Республики Беларусь от 13 сентября 2005 г. № 432 «О некоторых мерах по совершенствованию организации работы с гражданами в государственных органах, иных государственных организациях».
Вместе с тем, действующим законодательством, в том числе и Законом Республики Беларусь от 1997 года «О борьбе с организованной преступностью и коррупцией», не были охвачены все вопросы предупреждения и организации работы по борьбе с этим социальным явлением. Более того, в связи с ратификацией в 2003 году Европейской конвенции «Об уголовной ответственности за коррупцию» и в 2004 году Конвенции ООН против коррупции, Республика Беларусь приняла на себя дополнительные обязательства, направленные на приведение законодательства в соответствии с требованиями указанных Конвенций. Все это и послужило основой для принятия нового закона о борьбе с коррупцией.
Наряду с сохранением некоторых действенных положений Закона Республики Беларусь «О борьбе с организованной преступностью и коррупцией», новый Закон содержит ряд новых норм.
Так, Законом определены основные принципы борьбы с коррупцией, среди которых следует отметить такие как справедливость, гуманизм, неотвратимость ответственности и др.
Определена система мер по борьбе с коррупцией, среди которых такие меры, как:
- установление ограничений, а также специальных требований, направленных на обеспечение финансового контроля в отношении государственных должностных лиц (мерой финансового контроля является ежегодное декларирование — статья 19 Закона, в соответствии с которой государственные служащие и члены их семей обязаны предоставлять декларации о доходах и имуществе и об источниках денежных средств в соответствующий государственный орган. Порядок предоставления таких деклараций устанавливается статьей 23 Закона «О государственной службе» — эта норма закона вступает в силу только после 19 ноября 2006 года);
- обеспечение правовой регламентации деятельности государственных органов и иных организаций, государственного и общественного контроля и надзора за этой деятельностью (здесь речь идет об административных процедурах, но не только тех административных процедурах, которые затрагивают интересы граждан при обращении их в государственные органы за получением справок либо документов, но и процедурах принятия решений государственными органами и должностными лицами, их компетенции. Эти процедуры должны быть регламентированы законодательными актами);
- совершенствование системы государственных органов, кадровой работы и процедуры решения вопросов, обеспечивающих защиту прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, недопущения финансирования либо предоставления других форм материального обеспечения деятельности государственных органов и иных организаций из источников и в порядке, не предусмотренных законодательством, и другие меры. (Указ Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 года № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи»).
Ряд этих мер реализованы в Законе, других законодательных актах, а некоторые необходимо будет реализовать.
Ответственность за организацию борьбы с коррупцией возложена на Прокуратуру Республики Беларусь, которая в этой связи наделяется специальными полномочиями, в основном по сбору и анализу информации о коррупционных проявлениях, координации деятельности органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, подготовке предложений по совершенствованию законодательства.
Закреплена обязанность государственных органов, организаций, их должностных лиц, а также граждан содействовать государственным органам в борьбе с коррупцией и незамедлительно предоставлять им необходимую информацию.
Государственные должностные лица (в их число входят также государственные служащие, которые в соответствии с законодательством являются должностными лицами), а равно лица, претендующие на занятие должности государственного должностного лица, дают письменное обязательство по соблюдению ограничений, установленных статьей 17 Закона. Закон не устанавливает исчерпывающий перечень таких ограничений. Что касается государственных должностных лиц, то это понятие не отождествляется с понятием «должностное лицо» либо с понятием «государственный служащий», хотя к государственным должностным лицам относятся некоторые категории должностных лиц исходя из определения этого понятия в Уголовном кодексе, а также некоторые категории государственных служащих, определение которых дано в статье 5 Закона о «Государственной службе»
Государственным служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования.
Более широкий перечень таких ограничений установлен законодательством о государственной службе. Несоблюдение ограничений влечет ответственность, в том числе освобождение от должности.
Меры, направленные на обеспечение финансового контроля в сфере борьбы с коррупцией, теперь предусматривают также представление деклараций о доходах и имуществе членами семьи лиц, поступающих на государственную службу, и государственных служащих.
Введены такие понятия, как коррупционные правонарушения и правонарушения, создающие условия для коррупции, и дан их исчерпывающий перечень. Это позволяет более точно определить сферу деятельности государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией.
К правонарушениям, создающим условия для коррупции, отнесены такие действия, как: требование государственным должностным или приравненным к нему лицом от физических и юридических лиц информации, в том числе документов, предоставление которой не предусмотрено законодательством Республики Беларусь; нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов и другие.
Коррупционными правонарушениями Закон называет действия, связанные с незаконным использованием или умышленным сокрытием имущества, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом в результате совершения коррупционного правонарушения, принятие государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом не только имущества (подарков), но и другой выгоды в виде услуги, использование государственным должностным лицом своих служебных полномочий в целях получения кредита, ссуды, приобретения ценных бумаг, недвижимого и иного имущества, и другие. За совершение коррупционных правонарушений в основном предусмотрена уголовная ответственность. Вместе с тем, за коррупционные правонарушения, связанные с использованием своего служебного положения для получения выгоды неимущественного характера, а также связанные с торговлей влиянием, ответственность необходимо устанавливать. Соответствующий законопроект уже внесен Президентом Республики Беларусь в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.
Следует отметить, что фактически запрет установлен на получение подарков не только государственным должностным и приравненным к нему лицом, но и членам его семьи, которым запрещено получать какое-либо имущество от лиц, находящихся в служебной и иной зависимости от должностного лица. Для членов семьи государственного должностного или приравненного к нему лица установлены также ограничения по принятию имущества и услуг, в том числе приглашений в туристические, лечебно-оздоровительные и иные поездки за счет физических и юридических лиц, находящихся в служебной или иной зависимости от этого государственного или приравненного к нему лица .
Предусмотрены в Законе меры по минимизации последствий совершения коррупционных правонарушений, в том числе меры правовой защиты лиц, которым причинен вред совершением правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения: вред, причиненный их совершением подлежит возмещению в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, а срок исковой давности на данные требования составляет 10 лет.
Дальнейшее развитие законодательства, направленного на противодействие коррупции, видится, прежде всего, в совершенствовании административного законодательства и законодательства, регулирующего экономические отношения, в снижении его коррупционности.