Закон Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности»

Жевняк В.Г.,
советник-консультант отделения законодательства по вопросам национальной безопасности, правоохранительных и судебных органов Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь

17 марта 2006 года вступил в силу Закон Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем» (новая редакция) (далее – Закон).

Необходимость внесенных в Закон изменений и дополнений обусловлена:
пересмотром «Сорока рекомендаций ФАТФ* 2003 года» и «Восьми специальных рекомендаций ФАТФ по пресечению финансирования терроризма 2001 года»,  являющихся комплексной основой борьбы международного сообщества с отмыванием денег и финансированием терроризма;
выявленными в результате изучения правоприменительной практики недостатками в вопросах правового регулирования деятельности по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем;
изменениями в системе государственных органов, осуществляющих противодействие легализации доходов, полученных незаконным путем. Создан Департамент финансового мониторинга (далее — Департамент), который уполномочен, в соответствии с законодательством Республики Беларусь, принимать меры по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем.
Кроме того, запланировано вступление Республики Беларусь в Эгмонтскую группу, объединяющую подразделения финансовых разведок мирового сообщества. Одним из условий членства в этой организации является соответствие законодательства Республики Беларусь международным рекомендациям в сфере борьбы с отмыванием денег и пресечением финансирования террористической деятельности.
Исходя из вышеизложенного, в Закон были внесены следующие изменения и дополнения.
1. Расширен предмет правового регулирования (внесены предписания по предотвращению финансирования террористической деятельности).
2. Уточнена редакция определений, применяемых терминов и введены новые термины: «лица, совершающие финансовые операции», «внутренний контроль», «сумма финансовой операции», «резиденты» и «нерезиденты».
3. Отдельной статьей установлен перечень мер, принимаемых в целях предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности.
4. Расширен круг обязанностей лиц, осуществляющих финансовые операции, которым дополнительно предписано:
проводить идентификацию лиц, совершающих финансовую операцию;
приостанавливать финансовую операцию (за исключением зачисления поступивших денежных средств), если хотя бы одной из сторон финансовой операции является лицо, участвующее в террористической деятельности, либо лицо, совершающее финансовую операцию, находится под контролем лиц, занимающихся террористической деятельностью. При этом ответственность за убытки и моральный вред, наступившие в результате такого действия лицо, осуществляющее финансовую операцию, не несет.
Кроме того, установлен срок хранения вторых экземпляров специальных формуляров и документов, связанных с осуществлением и (или) совершением финансовых операций, подлежащих особому контролю, не менее пяти лет со дня их заполнения.
Конкретизированы сроки представления специального формуляра в орган финансового мониторинга в зависимости от характера совершаемой финансовой операции.
Лицам, осуществляющим финансовые операции, предоставлено право отказывать лицам, совершающим финансовые операции, в их совершении (за исключением зачисления на счет получателя поступивших денежных средств) в случае непредставления документов, необходимых для регистрации финансовой операции, подлежащей особому контролю.
Установлен запрет на разглашение лицами, осуществляющими финансовые операции, сведений о передаче информации в орган финансового мониторинга, если иное не установлено законодательством.
5. В Законе, кроме установления пороговой суммы финансовой операции, когда она равна или превышает 2000 базовых величин для физических лиц либо равна или превышает 20 000 базовых величин для организаций и индивидуальных предпринимателей, определены дополнительные условия, при которых финансовые операции подлежат особому контролю независимо от того, были они совершены или нет:
если у лица, осуществляющего финансовую операцию, возникли подозрения, что финансовая операция совершается в целях легализации доходов, полученных незаконным путем, либо финансирования террористической деятельности, в том числе финансовая операция не соответствует целям деятельности лица, совершающего финансовую операцию, установленным учредительными документами; совершается неоднократно в целях уклонения от регистрации в специальном формуляре;
если в отношении лица, совершающего финансовую операцию, имеются сведения о его участии в террористической деятельности либо если лицо, совершающее финансовую операцию, находится под контролем лиц, занимающихся террористической деятельностью;
если лицо, совершающее финансовую операцию, зарегистрировано, имеет место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не участвует в международном сотрудничестве в сфере предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности, либо по нему имеются сведения об осуществлении операций через счет в банке, небанковской кредитно-финансовой организации, зарегистрированных в указанном государстве (на указанной территории).
В Законе определена компетенция Совета Министров Республики Беларусь в сфере предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности. Так Совет Министров Республики Беларусь наделен полномочиями:
по установлению порядка определения перечня лиц, участвующих в террористической деятельности, лиц, находящихся под контролем лиц, занимающихся террористической деятельностью,  а также порядок  доведения этого перечня до сведения лиц, осуществляющих финансовые операции;
по установлению порядка определения и опубликования перечня государств (территорий), которые (которые) не участвует в международном сотрудничестве в сфере предотвращения легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности.
Кроме того, Совет Министров Республики Беларусь определяет:
общие требования к разработке правил внутреннего контроля, представляющих собой совокупность мер по предотвращению и выявлению финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных незаконным путем, и финансированием террористической деятельности, принимаемых лицами, осуществляющими финансовые операции;
форму специального формуляра, порядок его заполнения, передачи, регистрации, учета и хранения.
6. В Законе определён порядок идентификации лиц, совершающих финансовые операции.
7. В отличие от ранее действующего Закона новым актом,  конкретизирован круг лиц, заполняющих и представляющих специальный формуляр в орган финансового мониторинга.
8. В связи с наличием финансовых операций, по своей сути, которые не могут быть связаны со средствами, полученными незаконным путем в законе определен перечень финансовых операций, не подлежащих особому контролю.
9. Новым содержанием наполнена глава 3, в которой определен  орган, осуществляющий деятельность по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности (орган финансового мониторинга).
Несмотря на то, что компетенция органа финансового мониторинга определена в Положении о Департаменте финансового мониторинга Комитета государственного контроля Республики Беларусь,  утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2003 г. № 408, в Законе расширена компетенция органа финансового мониторинга, такими полномочиями как:
осуществление сбора и анализа информации о подозрительных финансовых операциях;
вынесения постановления о приостановлении финансовой операции при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что финансовая операция связана с легализацией доходов, полученных незаконным путем, либо финансированием террористической деятельности, в случае, если эта финансовая операция не приостановлена лицом, осуществляющим финансовые операции;
принятия по приостановленной финансовой операции в пятидневный срок со дня получения специального формуляра с информацией лица, осуществляющего финансовые операции, решения о направлении соответствующей информации и материалов в орган уголовного преследования либо о возобновлении приостановленной финансовой операции, о чем извещает лицо, приостановившее финансовую операцию, в письменной форме либо в форме электронного документа.
10. С целью недопущения легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности в Законе определен исчерпывающий перечень государственных органов, контролирующих деятельность лиц, осуществляющих финансовые операции, в части соблюдения ими законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности.
В целях реализации предписаний статей 5, 6, и 8 Закона, Советом Министров Республики Беларусь приняты постановления:

  • от 11 марта 2006 № 336 «О порядке определения перечня лиц, совершающих финансовые операции, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической деятельности либо нахождении под контролем лиц, занимающихся террористической деятельностью, и доведения этого перечня до сведения лиц, осуществляющих финансовые операции»;
  • от 16 марта 2006 № 352  «Об общих требованиях к правилам внутреннего контроля»;
  • от 16 марта 2006 № 367 «Об утверждении формы специального формуляра регистрации финансовых операций, подлежащих особому контролю и инструкции о порядке заполнения, передачи, регистрации, учета и хранения этих формуляров»

*ФАТФ – это межправительственная организация, устанавливающая стандарты, разрабатывающая и поощряющая меры политики в области борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. В настоящее время в ней состоит 33 члена: 31 страна и правительство и две международные организации; а также 20 наблюдателей: пять региональных органов типа ФАТФ и более 15 международных организаций или органов