Касьянова Е.В.
старший научный сотрудник отдела исследований в социальной сфере Института правовых исследований Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь
Одним из основных принципов осуществления внешней трудовой миграции, закрепленных в статье 4 Закона Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. «О внешней трудовой миграции» (далее – Закон о миграции), является принцип защиты рынка труда Республики Беларусь . При этом предусмотрен комплекс мер по реализации данного принципа. Так, с учетом государственных интересов, ситуации на рынке труда Республики Беларусь и приоритетности права граждан и иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь, на занятие свободных рабочих мест (вакансий) Совет Министров Республики Беларусь может устанавливать квоты на привлечение в Республику Беларусь иностранцев, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, для осуществления ими трудовой деятельности. Однако до настоящего времени механизм квотирования привлечения в Республику Беларусь иностранцев, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, для осуществления трудовой деятельности на ее территории не разрабатывался. Следовательно, полагаем целесообразным рассмотреть опыт установления квот на привлечение иностранных граждан для их трудоустройства, сложившийся в других странах.
Как правило, квоты для трудоустройства иностранных граждан устанавливаются с учетом национальных интересов. Так, в Украине квота на иммиграцию устанавливается ежегодно Кабинетом министров Украины по определенным категориям иммигрантов. Термин «квота иммиграции» закреплен в Законе Украины от 23 июня 2005 г. «Об иммиграции» и определен как предельное количество иностранцев и лиц без гражданства, которым предусмотрено предоставление разрешения на иммиграцию в течение календарного года . Квотированию подлежат следующие категории иммигрантов: деятели науки и культуры, иммиграция которых отвечает интересам Украины; высококвалифицированные специалисты и рабочие, острая потребность в которых является ощутимой для экономики Украины; лица, которые осуществили иностранную инвестицию в экономику Украины иностранной конвертируемой валютой на сумму не менее ста тысяч долларов США, зарегистрированную в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины; лица, которые являются полнородными братом или сестрой, дедом или бабкой, внуком или внучкой граждан Украины; лица, которые раньше находились в гражданстве Украины; родители, муж (жена) иммигранта и его несовершеннолетние дети; лица, которые непрерывно прожили на территории Украины на протяжении трех лет со дня предоставления им статуса беженцев в Украине или убежища в Украине, а также их родители, мужчины (жены) и несовершеннолетние дети, которые проживают вместе с ними. Следует отметить, что в 2012 г. квота на высококвалифицированных специалистов и рабочих, острая потребность в которых является ощутимой для экономики Украины, определена не была .
В Российской Федерации механизм квотирования привлечения трудящихся-мигрантов используется ежегодно на постоянной основе, что обусловлено большим количеством иностранных граждан, желающих осуществлять свою трудовую деятельность в данной стране. В целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство Российской Федерации вправе устанавливать квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации . Квоты могут устанавливаться в зависимости от профессии, специальности, квалификации иностранных граждан, страны их происхождения, а также в зависимости от иных экономических и (или) социальных критериев с учетом региональных особенностей рынка труда. Указанные квоты не распространяются на иностранных граждан-квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), если такие профессии (специальности, должности) включены в перечень, в соответствии с которым иностранные граждане-квалифицированные специалисты будут трудоустроены по имеющейся у них профессии без учета установленной квоты. Так, в 2012 году в число таких профессий были включены: генеральные директора, директора, председатели правления, заместители председателя правлений, артисты цирка, балета, оркестра, драмы, артисты-вокалисты, балетмейстеры, хореографы, режиссеры, инженеры и техники по определенным квалификациям и др. .
В Республике Беларусь возможность установления квоты на привлечение в страну иностранцев, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, для осуществления трудовой деятельности на ее территории была предусмотрена в Законе о миграции в связи с изменением порядка привлечения нанимателями иностранных работников, а именно, с отменой необходимости получения разрешения на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы нанимателями, если они не использует труд иностранных работников в количестве, не превышающем десяти человек. Норма о возможности установления квотирования была предусмотрена в Законе о миграции как сдерживающий фактор в случае экстренных ситуаций. Но в настоящее время полагаем целесообразным ее применение на постоянной основе, поскольку вопросы разработки квот и их использования в процессе привлечения иностранных работников для Республики Беларусь являются актуальными и обусловлены рядом причин.
Во-первых, приток иностранцев в Республику Беларусь по сравнению с выезжающими гражданами является положительным на протяжении многих лет. Так, в 2000 г. прибывших иностранных граждан в страну было примерно на 12 000 человек больше, чем убывших, а в 2011 и 2012 гг. – примерно на 10 000 человек .
Во-вторых, дополнительным аргументом в пользу квотирования на занятие рабочих мест трудящимися-иммигрантами является то, что самые распространенные сферы осуществления трудовой деятельности в Республике Беларусь для них – это строительство, сельское хозяйство, транспорт, торговля и общественное питание . Бесспорно, сфера строительства и сельского хозяйства постоянно нуждается в пополнении кадрами, но свободные вакансии в таких сферах, как торговля и общественное питание, полагаем, следует в большей степени заполнять гражданами Республики Беларусь.
В-третьих, отмечаются неблагоприятные тенденции старения населения, что свидетельствует о необходимости привлечения в страну трудящихся-мигрантов, поскольку в настоящее время в Республике Беларусь миграция рассматривается как существенный резерв восполнения потерь человеческих ресурсов. Вместе с тем, несмотря на положительный миграционный прирост, пока его объемов не достаточно для компенсации убыли населения и трудовых ресурсов. В Национальной программе демографической безопасности Республики Беларусь на 2011–2015 гг. отмечено, что для стабилизации демографической ситуации необходимо, с одной стороны, проведение масштабной компенсирующей иммиграции на основе дифференцированного подхода к различным категориям мигрантов с учетом национальных интересов, а с другой – сохранение и приумножение собственного интеллектуального и творческого потенциала .
Учитывая положительный опыт Украины и Российской Федерации в вопросах привлечения иностранных работников для осуществления ими трудовой деятельности в стране пребывания, в частности, установления квотирования в отношении указанных лиц, полагаем необходимым разработать и закрепить в законодательстве Республики Беларусь механизм установления квот на трудоустройство иностранных граждан по следующим критериям: распределение численности иностранных работников исходя из ежегодных заявок нанимателей; распределение иностранных работников по определенным административно-территориальным единицам (т.е. в те районы страны, где показатели безработицы минимальны и не хватает рабочей силы); распределение трудящихся-иммигрантов по отраслям экономики и определенным профессиям (вакантные профессии, которые не способны заполнить граждане страны).
В настоящее время наиболее значимой мерой по реализации принципа защиты национального рынка труда является выдача заключений о возможности привлечения в Республику Беларусь иностранцев для осуществления трудовой деятельности на ее территории и о возможности осуществления иностранным гражданином либо лицом без гражданства, не имеющим разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, трудовой деятельности по трудовому договору в Республике Беларусь . Так, комитет по труду, занятости и социальной защите областного исполнительного комитета совместно с районным или городским (городов областного подчинения) исполнительным комитетом с учетом состояния рынка труда района (города областного подчинения и его района), комитет по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета с учетом состояния рынка труда г. Минска в семидневный срок рассматривают запросы и выдают соответствующие заключения Департаменту по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь, подразделениям по гражданству и миграции.
Наряду с указанным Законом о миграции установлено ограничение на занятие трудящимися-иммигрантами отдельных должностей, занимать которые вправе исключительно граждане Республики Беларусь. Так, только граждане Республики Беларусь могут занимать должности судей Конституционного суда Республики Беларусь, общих или хозяйственных судов , должности государственных служащих , а также должности в Комитете государственного контроля и его территориальных органах .
Резюмируя изложенное, отметим, что защита национального рынка труда в интересах граждан должна являться приоритетной задачей государства, поскольку такая позиция вполне отвечает гарантированным Конституцией Республики Беларусь правом на труд. Вместе с тем, процесс внешней трудовой миграции требует дальнейшего совершенствования с учетом интересов национальной безопасности, защиты трудовых прав и законных интересов граждан, в том числе путем установления квотирования для иностранных работников по определенным критериям.
Об иммиграции: Закон Украины, 7 июня 2001 г., № 2491-III / Лига закон [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/find:%D0%BE%D0%B1+%D0%B8%D0%BC%D0%BC%D0 %B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8/T012491.html – Дата доступа: 29.03.2013.
Об установлении квоты иммиграции на 2012 год: распоряжение Кабинета Министров Украины, 15 фев. 2012 г., № 83-р / Лига закон [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link 1/find:%D0%BE%D0%B1+%D0%B8%D0%BC%D0%BC%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%86%D0B8%D0%8/ KR120083.html. – Дата доступа: 29.03.2013.
О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон Рос. Федерации, 25 июля 2002 г., № 115-ФЗ // Консультант Плюс: Версия Проф. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – М., 2013.
Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан -квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты не распространяются, на 2012 год: приказ Министерства здравоохранения и социального развития Рос. Федерации, 27 дек. 2011 г., № 1653н // Консультант Плюс: Версия Проф. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – М., 2013.
Демографический ежегодник Республики Беларусь / РУП «Информационный вычислительный центр Национального статистического комитета Республики Беларусь». – Минск, 2012. – 499 с.
Супрунович, Р. Рынок труда для иностранца / Р. Супрунович, Е. Масленкова // Беларуская думка. – 2012. – № 1. – С. 64–71.
Об утверждении национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы: Указ Президента Респ. Беларусь, 11 авг. 2011 г., № 357 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2013.
Инструкции о порядке выдачи заключений о возможности привлечения в Республику Беларусь иностранных граждан либо лиц без гражданства, не имеющих разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, для осуществления трудовой деятельности на ее территории и о возможности осуществления иностранным гражданином либо лицом без гражданства, не имеющим разрешения на постоянное проживание в Республике Беларусь, трудовой деятельности по трудовому договору в Республике Беларусь: утв. постановлением М-ва труда и социальной защиты Респ. Беларусь, 7 июня 2011 г., № 63 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2013.
Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей, 29 июня 2006 г., № 139-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2013.