Охрана и рациональное использование водных ресурсов – важная составляющая устойчивого развития

Лепешков Ю.А.
ведущий научный сотрудник отдела исследований в области государственного строительства и международного права Института правовых исследований Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, кандидат юридических наук, доцент

Статья посвящена определению места рационального использования и охраны водных ресурсов в системе мер, направленных на обеспечение перехода к устойчивому развитию, а также выявлению соответствия законодательства Республики Беларусь ее основным международным обязательствам в данной области.

The article aims to determine the place of rational use and protection of water resources within a mechanism of insuring the transition to a sustainable development as well as to define the conformity between the Belarusian legislation and its basic international obligations in this area.

Отношения в сфере охраны и рационального использования водных ресурсов в современных условиях стали объектом первоочередного и к тому же весьма пристального внимания как со стороны отдельно взятых государств (в т.ч. Республики Беларусь), так и международного сообщества в целом. Существующие, а также периодически возникающие новые угрозы национальной и международной безопасности в этой области обусловливают необходимость активизации межгосударственного сотрудничества, направленного на противодействие постоянно увеличивающемуся в своих масштабах глобальному водному кризису во всех его формах и проявлениях. Проблемы защиты морей и океанов, рационального использования их живых ресурсов, обеспечения доступа к чистой питьевой воде по-прежнему остаются одними из наиболее актуальных в мировой повестке дня и вряд ли из нее исчезнут в обозримом будущем.

Уже в ближайшее время – в связи с завершением в 2015 г. Международного десятилетия действий «Вода для жизни» – можно будет судить о результативности мирового сообщества в достижении ряда целей в области развития, провозглашенных в Декларации тысячелетия ООН [1], а также на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в 2002 г. (далее – ВВУР), которые, в частности, предусматривают прекращение экологически неустойчивой эксплуатации водных ресурсов, развитие систем комплексного управления такими ресурсами, сокращение к 2015 г. наполовину доли населения, не имеющего доступа к безопасной питьевой воде и базовой санитарии.

Декларация тысячелетия ООН, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (далее – ГА ООН) в 2000 г. в рамках проведения т.н. Саммита тысячелетия, наглядно демонстрирует тесную связь устойчивого развития с охраной и рациональным использованием водных ресурсов. В частности, непосредственно в упомянутом документе подавляющее число государств мира, заявив о поддержке принципов устойчивого развития (п. 22), обозначили свою решимость «остановить нерациональную эксплуатацию водных ресурсов, разрабатывая стратегии водохозяйственной деятельности на региональном, национальном и местном уровнях, способствующие справедливому доступу к воде и ее достаточному предложению» (п. 23).

Учитывая значимость охраны и рационального использования водных ресурсов для обеспечения устойчивого развития, на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. (далее – Конференция в Рио) была выдвинута идея празднования всемирного дня водных ресурсов. В том же году ГА ООН постановила объявить 22 марта каждого года Международным днем водных ресурсов, который позднее был переименован во Всемирный день водных ресурсов. Отмечая указанную дату, государства-члены ООН, начиная с 1993 г., традиционно посвящают этот день «проведению конкретных мероприятий, таких, как повышение осведомленности общественности посредством выпуска и распространения документальных материалов, организации конференций, “круглых столов”, семинаров и выставок, касающихся сохранения и освоения водных ресурсов…» [2].

Значительное внимание исследованию вопросов охраны и рационального использования водных ресурсов в контексте устойчивого развития в последние годы было уделено учеными разных стран мира, в том числе представляющими постсоветское пространство. В числе последних особо хотелось бы отметить научные труды таких авторов, как А.Б. Авакян и В.М. Широков [3], А.Г. Безбородов и М.Ю. Эсанбеков [4], А. Гончаренко [5], В.И. Данилов-Данильян, В.Г. Пряжинская и Д.М. Ярошевский [6–7], А.Н. Колобаев [8], Л.В. Корбут и Ю.Я. Баскин [9], М. Крусиян [10], Н.Н. Митина и Л.А. Телитченко [11], Ю. Ульяновский [12], послужившие базовой теоретической основой для проведения настоящего исследования.

Вода, без сомнения, представляет собой наиважнейший из всех известных человечеству природных ресурсов. По сведениям В.И. Данилова-Данильяна, по объему использования она по-прежнему существенно превосходит все остальные добываемые ресурсы вместе взятые [7, с. 7]. Как ранее, так и сейчас (и в будущем эта тенденция вряд ли изменится) вода продолжает играть ключевую роль в жизни человека, обеспечивая производство продовольствия, энергии и промышленной продукции, бытовое водопотребление и удовлетворение санитарно-гигиенических потребностей, выполняя транспортные, рекреационные, эстетические и иные функции.

Весьма красноречиво о значимости водных ресурсов для выживания человечества, как, впрочем, и об их роли в определении будущего всего населения Земного шара, говорят факты о воде, приведенные на сайте ООН и касающиеся целого ряда областей, таких как качество жизни, окружающая среда, предупреждение стихийных бедствий, энергетика, пользование трансграничными водами, культура, санитария, сельское хозяйство:

ожидается, что к 2025 г. 3,4 млрд. человек будут жить в странах, определяемых как вододефицитные;

для производства дневного пищевого рациона одного человека требуется примерно 3 тыс. литров воды, т.е. примерно в тысячу раз больше, чем наши потребности в питьевой воде;

связанные с водой бедствия (цунами, наводнения, засухи и т.п.) занимают второе по частотности и разрушительности место из всех видов стихийных бедствий после ураганов;

за период с 1991 по 2000 гг. более 665 тыс. человек погибли в результате более чем 2,5 тыс. стихийных бедствий, из которых 90 процентов были связаны с водой;

на гидроэнергетику приходится не менее 50 процентов производства электроэнергии в 66 странах;

территории 145 стран включают в себя трансграничные бассейны, а 21 страна полностью входит в площадь такого бассейна; при этом за последние полвека было подписано около 200 договоров, связанных с трансграничными водными бассейнами;

почти во всех основных религиях мира вода наделена важными символическими свойствами и церемониальными функциями;

один доллар, инвестированный в водоснабжение и санитарию, может обеспечить, в зависимости от региона, возврат в 34–кратном размере;

в развивающихся странах более 90 процентов канализационных и 70 процентов промышленных стоков сбрасываются в поверхностные воды без всякой очистки;

орошение позволяет увеличить урожайность большинства культур на 100–400 процентов [13].

Вода – это основной ресурс, необходимый для выживания, достойной жизни и дальнейшего развития человечества. Рост населения Земли, развитие экономической деятельности и повышение уровня жизни приводят к усилению конкуренции и конфликтам из-за ограниченных запасов пресной воды. Для того, чтобы подчеркнуть особую значимость и непреходящую ценность водных ресурсов для нынешнего и будущих поколений, достаточно привести лишь несколько фактов:

организм человека на 75 процентов состоит из воды; уменьшение воды в организме, хотя бы на полтора процента, вызывает сильную жажду, плохое самочувствие и т.п.; потеря 25 процентов воды может привести к смерти;

подавляющую часть водного потенциала Земли составляют соленые воды морей и океанов (97 процентов), и только 3 процента – пресные воды, половина из которых «законсервирована» в ледниках;

все растения и животные, включая человека, выживают благодаря энергии, которую производит вода;

80 процентов заболеваний зависят от водного фактора [14].

С одной стороны, запасы воды на нашей планете огромны и вряд ли могут быть точно измерены. Однако, с другой, возможность практического использования имеющихся водных ресурсов ограничена, прежде всего, природными факторами, в т.ч. экологическими. Как отмечают авторы аналитического обзора «Устойчивое развитие и рациональное управление водными ресурсами», в современных условиях «влияние хозяйственной деятельности на природные процессы стало соизмеримо с их естественным ходом. Возросшая антропогенная нагрузка во многих случаях привела к необратимым экологическим последствиям. Это предопределило изменение отношения общества к влиянию хозяйственной деятельности на состояние природных объектов. Общество повышает требования к качеству окружающей среды. В связи с этим возникли проблемы устойчивого развития водного хозяйства…» [15].

Значительный рост мировой экономики, начиная с прошлого столетия, существенное увеличение населения Земли, которое, как известно, уже преодолело рубеж в семь миллиардов человек, а также ставшее закономерным следствием этого увеличение антропогенной нагрузки на экосистемы в целом и природные водные объекты, в частности, привели к нехватке воды во многих регионах мира. Т.н. «водообеспеченность» в глобальном масштабе в расчете на одного человека в 2002 г. уменьшилась в сравнении с 1970 г. почти вдвое, а к 2050 г., как предполагается, снизится по сравнению с 2002 г. еще в полтора раза [7, с. 3]. Все это наглядно и недвусмысленно свидетельствует о нарастающем глобальном водном кризисе, который, вне всяких сомнений, способен, если и не воспрепятствовать, то, как минимум, отдалить во времени достижение поставленных мировым сообществом целей в области развития.

Успешно противостоять названному кризису можно только сообща, объединив усилия различных участников международного общения: государств, международных организаций, общественных объединений и групп населения, индивидов. Должно измениться само их отношение, порой все еще достаточно пренебрежительное, к охране и рациональному использованию водных ресурсов, которые в современных условиях являются одним из важнейших способов обеспечения устойчивого развития, достижения экологической устойчивости. Более того, необходимо четко понимать, что дальнейшее продвижение по пути устойчивого развития объективно потребует увеличения расходов на экологию. Это, как было показано выше, взаимосвязанные вещи.

Устойчивое развитие, таким образом, не может быть обеспечено без целенаправленных усилий и активных действий по защите вод нашей планеты всех заинтересованных в этом субъектов. Данный посыл, ныне позиционируемый не иначе как аксиома, был сформулирован еще в Стокгольмской декларации по проблемам окружающей человека среды 1972 г. [16], принцип 2 которой четко зафиксировал, что «природные ресурсы Земли, включая… воду…, должны быть сохранены на благо нынешнего и будущих поколений путем тщательного планирования и управления по мере необходимости». Наряду с этим в названном документе особое внимание было уделено необходимости защиты морских пространств (принцип 7).

В принятой два десятилетия спустя на Конференции в Рио Повестке дня на XXI век [17] (далее – Повестка XXI) защита океанов и морей, а также сохранение качества пресной воды и снабжение ею получили статус самостоятельных направлений природоохранной деятельности, каждое из которых включает свои собственные программные области. Первое направление предусматривает, в частности, комплексное и рациональное использование, а также устойчивое развитие прибрежных районов, включая исключительные экономические зоны; охрану морской среды; устойчивое использование и сохранение морских живых ресурсов открытого моря, а также ресурсов, находящихся под национальной юрисдикцией; устранение неопределенностей, имеющих важное значение для рационального использования морской среды и оценки климатических изменений; укрепление международного сотрудничества и координации; устойчивое развитие малых островов (п. 17.1). Что касается второго направления природоохранной деятельности, обозначенного в Повестке XXI, в числе его программных областей были зафиксированы комплексное освоение и рациональное использование водных ресурсов, а также их оценка; охрана водных ресурсов, качества воды и водных экосистем; снабжение питьевой водой и санитария; вода для устойчивого городского развития, а также для устойчивого производства продовольствия и развития сельских районов; последствия изменения климата для водных ресурсов (п. 18.5).

Акцентируя внимание на вопросах, связанных с обеспечением пресной водой и улучшением ее качества, нельзя забывать, что эта проблема, действительно, является на сегодняшний день одной из наиболее острых как для отдельных стран, так и в глобальном масштабе. Демографический рост и экономическое развитие ведут к качественному и количественному истощению водных ресурсов. Многие регионы мира уже испытывают острый дефицит пресной воды. В этой связи на современном этапе получила всеобщее признание точка зрения, в соответствии с которой именно комплексный подход к рациональному использованию ресурсов пресной воды создает наилучшие возможности для достижения баланса между потребностями разных сторон и возможностями их удовлетворения, а также формирования системы, позволяющей осуществлять эффективную оперативную деятельность в рассматриваемой области [18].

Обращает на себя внимание тот факт, что вопросам сохранения качества ресурсов пресной воды и снабжения ею, применения комплексных подходов к освоению водных ресурсов, ведению водного хозяйства и водопользованию посвящена отдельная глава Повестки XXI – гл. 18. Наряду с этим дополнительные рекомендации по оказанию поддержки в деле осуществления положений данной главы на практике были приняты Комиссией ООН по устойчивому развитию, учрежденной ГА ООН в декабре 1992 г., на ее 2-й (1994 г.) и 6-й (1998 г.) сессиях, самой ГА ООН на ее 19-й специальной сессии (1997 г.), посвященной обзору осуществления Повестки XXI, а также участниками ВВУР, включившими эти рекомендации в свой План выполнения решений [18]. Кроме того, следует обратить внимание и на гл. 21 Повестки XXI, посвященную наряду с экологически безопасным удалением твердых отходов также вопросам, касающимся очистки сточных вод.

В Программе действий по дальнейшему осуществлению Повестки XXI [19], принятой в ходе Встречи на высшем уровне «Планета Земля + 5» в 1997 г., такие «сектора и проблемы», как ресурсы пресной воды, а также океаны и моря, были отнесены к «областям, где необходимы срочные меры» для ускорения продвижения по пути обеспечения устойчивого развития и которые вызывают «всеобщую озабоченность». При этом данные «срочные меры» были в названном документе весьма обстоятельно прописаны (п. 34 и 36).

В Йоханнесбургской декларации по устойчивому развитию 2002 г. [20] было особо отмечено, что загрязнение воды и морской среды продолжает лишать миллионы людей достойной жизни (п. 13). В этой связи в Плане выполнения решений ВВУР [21], принятом там же – в Йоханнесбурге в 2002 г., было уделено значительное внимание вопросам охраны и рационального использования водных ресурсов, в первую очередь, касающимся обеспечения безопасной питьевой водой, доступа населения к основным санитарным услугам, разработки планов комплексного управления водохозяйственной деятельностью, совершенствования управления водными ресурсами.

Пункт 30 вышеуказанного документа четко зафиксировал: «Океаны, моря, острова и прибрежные районы составляют комплексный и существенно важный компонент экосистемы Земли и имеют чрезвычайно важное значение для глобальной продовольственной безопасности и для поддержания экономического процветания и благосостояния во многих странах…». В свою очередь, в п. 30–36 были достаточно подробно рассмотрены существующие проблемы океанов и морей, включая вопросы координации и сотрудничества на глобальном и региональном уровнях; устойчивого рыбного промысла; биологического разнообразия морских районов и морских экосистем; загрязнения морской среды из источников, расположенных на суше и на море; морской науки и оценки воздействия на морские экосистемы.

В рамках Международного десятилетия действий «Вода для жизни» (2005–2015 гг.), провозглашенного ГА ООН в 2005 г., основной задачей было определено поощрение усилий в целях выполнения принятых на международном уровне обязательств по вопросам воды и водоснабжения к 2015 г., зафиксированных в Декларации тысячелетия ООН, а также на ВВУР. При этом в числе основных тем данного Десятилетия были обозначены дефицит воды, доступ к санитарии и медицинскому обслуживанию, гендерные аспекты проблемы водоснабжения, комплексное управление водными ресурсами, трансграничные вопросы, связанные с водой, загрязнение и энергетика и др. [22].

Следует отметить, что важная роль, которая отводится охране и рациональному использованию водных ресурсов в деле обеспечения перехода к устойчивому развитию, была обозначена не только на упомянутых выше и других международных природоохранных форумах, а также в принятых по итогам их работы документах (декларациях, планах, программах и т.п.). Значимым вкладом в формирование и укрепление правового режима защиты и сохранения вод Земли являются принятые преимущественно во второй половине XX столетия многочисленные международные договоры экологической направленности, содержащие четкие юридические обязательства участвующих в них государств. Среди наиболее известных из них можно отметить следующие:

Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве мест обитания водоплавающих птиц, 1971 г. [23] (заключена в Рамсаре, вступила в силу в 1975 г., Республика Беларусь участвует с 1991 г.);

Конвенция по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке 1994 г. [24] (заключена в Париже, вступила в силу в 1996 г., Республика Беларусь участвует с 2001 г.);

Конвенция о праве несудоходных видов использования международных водотоков 1997 г. [25] (заключена в Нью-Йорке, не вступила в силу по состоянию на декабрь 2011 г., Республика Беларусь не участвует).

Одним из основных принципов международного права охраны окружающей среды является принцип защиты экологических систем Мирового океана, получивший закрепление в целом ряде соглашений, направленных на борьбу с загрязнением морских пространств: Конвенции относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью 1969 г. [26], Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г. [27], Конвенции по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 г. [28]. Кроме того, нельзя не отметить в этой связи и такой значимый кодификационный акт, как Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. [29] (заключена в Монтего-Бей, вступила в силу в 1994 г., Республика Беларусь участвует с 2006 г.).

Последняя из упомянутых конвенций по всеобщему признанию приобрела исключительно важное значение в современном мире. Эта Конвенция содержит специальную Часть XII, которая озаглавлена «Защита и сохранение морской среды». Вступительная ст. 192 Части XII гласит: «Государства обязаны защищать и сохранять морскую среду». В свою очередь, ст. 194 предусматривает обязанность государств принимать «все… меры, которые необходимы для предотвращения, сокращения или сохранения под контролем загрязнения морской среды из любого источника, используя для этой цели наилучшие практически применимые средства, имеющиеся в их распоряжении…».

Однако следует признать, что такие общие международно-правовые положения при всей их важности далеко не всегда способны решить проблемы защиты и сохранения окружающей среды, во-первых, потому, что наиболее угрожающие ее сохранению в данный момент виды деятельности выявляются, как правило, в ходе ее (т.е. окружающей среды) мониторинга, а, во-вторых, потому, что т.н. «наилучшими практически применимыми средствами» в деле охраны морской среды многие государства, к сожалению, не располагают в силу их научно-технической отсталости либо в силу высокой стоимости таких средств.

Помимо существующего международно-правового регулирования вопросов взаимосвязи устойчивого развития и охраны водных ресурсов, хотелось бы также, пусть и вкратце, обратить внимание и на современную организационно-правовую составляющую рассматриваемого механизма, основу которой образуют соответствующие органы и структуры, созданные в рамках ООН. В их числе помимо уже упомянутой выше Комиссии ООН по устойчивому развитию нельзя не отметить Международную морскую организацию, Программу ООН по окружающей среде, Консультативный совет по водным ресурсам и санитарии при Генеральном Секретаре ООН, Отдел по вопросам океана и морскому праву Управления ООН по правовым вопросам, а также межучрежденческие координационные механизмы «ООН–водные ресурсы» и «ООН–океаны», деятельность которых вносит весомый вклад в дело достижения целей устойчивого развития в сфере охраны и рационального использования водных ресурсов.

Для Республики Беларусь вопросы взаимосвязи устойчивого развития и охраны водных ресурсов также имеют весьма важное значение, прежде всего, в силу приуроченности нашей страны к водоразделу Черного и Балтийского морей, которая обусловливает тесную географическую связь и взаимозависимость с сопредельными странами (Россией, Украиной, Литвой, Латвией, Польшей) и накладывает определенные взаимные международные обязательства (абз. третий подразд. 3.6 Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь 1997 г. [30] (далее – Стратегия 1997 г.)).

Обращая внимание на имеющуюся практику национально-правовой регламентации вопросов устойчивого развития, с одной стороны, и охраны водных ресурсов, с другой, которая сформировалась за последние десятилетия в Республике Беларусь, можно отметить ее соответствие по большей части сложившимся общемировым подходам. В частности, Стратегия 1997 г. предусмотрела необходимость комплексных мер по защите водных ресурсов с целью обеспечения устойчивого развития нашей страны (абз. второй разд. 3). При этом основной целью в рассматриваемой области является обеспечение «снабжения всего населения республики водой хорошего качества и в достаточных количествах при сохранении гидрологических, биологических и химических функций экосистем» (абз. первый подразд. 3.6).

В качестве достоинства первой белорусской стратегии устойчивого развития следует отметить наличие в данном документе не только благостно-позитивных фактов и программных заявлений, но также и ряда критических замечаний, в т.ч. касающихся охраны и рационального использования водных ресурсов. В частности, совершенно справедливыми и вполне обоснованными следует признать утверждения разработчиков Стратегии 1997 г. об отсутствии в нашей стране четкой системы государственного управления водными ресурсами с учетом бассейнового принципа, а также государственного органа, который отвечал бы за осуществление водохозяйственных функций по обеспечению населения и экономики водными ресурсами и выполнение мероприятий по улучшению состояния рек и водоемов (абз. шестой подразд. 3.6).

Что касается Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г., принятой в 2004 г. [31] (далее – Стратегия 2004 г.), то в ней, к сожалению, в отличие от Стратегии 1997 г., прямой и непосредственной связи устойчивого развития с охраной и рациональным использованием водных ресурсов не прослеживается. В частности, в подразд. 4.3, касающемся рационального использования природных ресурсов и сохранения окружающей среды для будущих поколений, самостоятельные пункты посвящены целому ряду направлений, таких как безопасность применения биотехнологий и биологическая безопасность, использование и обезвреживание отходов, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, развитие проблемных регионов, повышение безопасности использования токсичных химических веществ. Однако рациональное использование и охрана водных ресурсов в качестве базовых приоритетных областей там, увы, не значатся.

Несколько скрашивает общее негативное впечатление от Стратегии 2004 г. в рассматриваемом контексте тот факт, что в п. 4.3.2, озаглавленном «охрана и рациональное использование природно-ресурсного потенциала» водные ресурсы все-таки «всплывают» (правда, без указания на это в содержании данного документа). Вместе с тем следует, все же, признать, что с содержательной точки зрения им (т.е. водным ресурсам) в Стратегии 1997 г. «повезло» больше. Кроме того, вызывает удивление тот факт, что стратегическая цель охраны и рационального использования водных ресурсов, обозначенная в Стратегии 2004 г., совершенно не изменилась по сравнению с тем, как она была сформулирована в документе 7–летней давности.

По нашему мнению, меры, о которых идет речь в Стратегии 2004 г. и которые, по мнению ее разработчиков, должны обеспечить решение основных проблем, связанных с водными ресурсами в нашей стране, таких как загрязнение поверхностных вод, низкая мощность очистных сооружений и недостаточная эффективность очистки стоков, высокий риск для здоровья населения ввиду потребления загрязненной питьевой воды, сформулированы слишком широко и пространно, что вряд ли будет способствовать их эффективной реализации на практике. Как представляется, содержащимся в Стратегии 2004 г. предложениям о необходимости осуществления комплексного подхода к экологически безопасному управлению водными ресурсами, строительства и реконструкции очистных сооружений в соответствии с прогрессивными технологиями, осуществления межгосударственного сотрудничества по трансграничным водным объектам, совершенствования стандартов в области качества поверхностных вод, развития системы питьевого водоснабжения и т.д. явно не хватает конкретики, указания на то, как именно и при помощи каких средств и механизмов все это планируется осуществить.

Обращает на себя внимание и такой печальный факт, как отсутствие в Водном кодексе Республики Беларусь [32] – основном нормативном правовом акте водного законодательства нашей страны – какого бы то ни было упоминания об устойчивом развитии. Создается ощущение, что в процессе работы по совершенствованию законодательства в сфере рационального использования и охраны водных ресурсов белорусский законодатель просто позабыл о провозглашенном нашей страной почти полтора десятилетия тому назад переходе к устойчивому развитию. С учетом уже отмеченной выше тесной взаимосвязи охраны водных ресурсов и устойчивого развития представляется целесообразным дополнить перечень основных принципов в области использования и охраны вод, предусмотренный ст. 31 названного Кодекса, еще одним значимым, на наш взгляд, принципом – «устойчивого развития водного хозяйства».

В качестве заслуживающей внимания практики и своего рода альтернативы существующим белорусским реалиям хотелось бы обратить внимание на весьма интересную и, безусловно, весьма полезную инициативу Испании, которая в 2008 г. организовала и провела специализированную международную выставку «Сарагоса–2008», ставшую первым мероприятием подобного рода, целиком посвященным теме «Вода и устойчивое развитие». На данной выставке, участие в которой приняли более 100 государств, а также некоторые международные организации, были обсуждены наиболее актуальные проблемы, связанные с водоснабжением, и разработаны предложения, касающиеся основных задач в этой области, с которыми человечество сталкивается в настоящее время и будет сталкиваться в будущем. Основным результатом работы выставки стало принятие т.н. «Сарагосской хартии», в которой была предложена новая всеобъемлющая концепция водоснабжения и сформулированы ее общие принципы, а также высказана идея о необходимости создания всемирного агентства по водным ресурсам [33].

Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать вывод о том, что охрана и рациональное использование водных ресурсов представляют собой непременное требование и вместе с тем обязательное условие перехода к устойчивому развитию. Эти две категории самым тесным образом взаимосвязаны и в современных условиях не могут рассматриваться в отрыве друг от друга.

Без активных и целенаправленных действий по охране и рациональному использованию водных ресурсов невозможно продвижение к устойчивому развитию. В то же время, водные ресурсы в начале XXI века должны, как никогда ранее, рассматриваться, в первую очередь, под углом зрения проблематики устойчивого развития. Как справедливо заметил экс–Генеральный Секретарь ООН К. Аннан, торжественно открывая в 2005 г. Международное десятилетие действий «Вода для жизни», мировые водные ресурсы являются «надеждой на выживание и достижение устойчивого развития в XXI веке» [22].

Международная практика накопила значительный опыт в области регулирования сотрудничества по охране и рациональному использованию, а также управлению водными ресурсами на основе универсальных и региональных договоров, соглашений, конвенций, протоколов и в других правовых формах (посредством принятия деклараций, планов, программ и т.п.), с активным использованием разного рода институциональных механизмов, роль которых трудно переоценить. Однако, достижение целей всех этих документов невозможно без их эффективной национальной имплементации.

Международные нормы в рассматриваемой сфере могут быть успешно реализованы на практике через мероприятия и деятельность, осуществляемые, прежде всего, на внутригосударственном уровне – посредством принятия комплекса мер правового, а также организационного характера. В первом случае речь идет о разработке и принятии соответствующего национального законодательства, во втором – о создании новых или наделении необходимой компетенцией имеющихся внутригосударственных органов. При этом указанные выше национальные мероприятия и деятельность целесообразно подкреплять на международном уровне контролем за выполнением государствами соответствующих договоренностей и обязательств.

Для Республики Беларусь вопросы взаимосвязи устойчивого развития и охраны водных ресурсов имеют весьма важное значение. С одной стороны, можно констатировать, что практика национально-правовой регламентации в данной сфере в нашей стране в целом соответствует сложившимся общемировым подходам. Однако, с другой, есть поводы и для беспокойства.

Просто вопиющим представляется тот факт, что в Водном кодексе Республики Беларусь устойчивое развитие вообще не упоминается. Этот пробел, на наш взгляд, необходимо срочно устранять, дополнив статью 31 названного нормативного правового акта, устанавливающую основные принципы в области использования и охраны вод, таким важным принципом, как «устойчивое развитие водного хозяйства», призванным обеспечить согласование экономических интересов, социальных потребностей и экологических ограничений в рассматриваемой области.

Во-вторых, акцентируя внимание на двух действующих национальных стратегиях устойчивого развития, принятых в нашей стране в 1997 и 2004 гг. соответственно, следует обозначить ряд недостатков, прежде всего, Стратегии 2004 г., которые целесообразно учесть при подготовке нового варианта стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на очередной 15-летний период, а именно: отсутствие в упомянутом документе четко просматривающейся непосредственной связи устойчивого развития с охраной и рациональным использованием водных ресурсов; дублирование (почти стопроцентное) стратегической цели охраны и рационального использования водных ресурсов с актом 7–летней давности (т.е. Стратегией 1997 г.); неконкретность формулировок, использованных разработчиками Стратегии 2004 г. для обозначения мер, призванных решить основные проблемы, связанные с водными ресурсами в нашей стране.

Наконец, в ходе дальнейшей работы по совершенствованию белорусского природоохранного законодательства и оптимизации существующих в нашей стране организационно-правовых основ природопользования представляется целесообразным «рассекретить» до сих пор неизвестную широкой общественности Водную стратегию Республики Беларусь на период до 2020 г., утвержденную, как указано на сайте Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, «в целях реализации задач Международного десятилетия действий “Вода для жизни” (2005–2015 гг.) и “Декларации тысячелетия” ООН, Протокола о воде и здоровье к Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер» и определяющую «основные проблемы и задачи в области использования и охраны вод, которые необходимо решать с учетом особенностей предстоящего этапа социально-экономического развития страны» [34].

Список цитированных источников

  1. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций: Принята резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи ООН от 08.09.2000 [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. – Режим доступа:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml. – Дата доступа: 11.09.2011.
  2. Всемирный день водных ресурсов [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/events/waterday/background.shtml. – Дата доступа: 11.09.2011.
  3. Авакян, А.Б. Комплексное использование и охрана водных ресурсов: учеб. пособие / А.Б. Авакян, В.М. Широков. – Минск: Университетское, 1990. – 239 с.: ил.
  4. Безбородов, А.Г. Проблема использования водных ресурсов и экологической безопасности / А.Г. Безбородов, М.Ю. Эсанбеков // Вопросы гуманитарных наук. – 2009. – № 3. – С. 54–55.
  5. Гончаренко, А. Использование ресурсов трансграничных вод: состояние и перспективы / А. Гончаренко // Мировая экономика и междунар. отношения. – 2002. – № 5. – С. 82–91.
  6. Данилов-Данильян, В.И. Устойчивое развитие и рациональное управление водными ресурсами / В.И. Данилов-Данильян, В.Г. Пряжинская, Д.М. Ярошевский [Электронный ресурс] // Местное устойчивое развитие. – 2011. – Выпуск № 4. – Режим доступа: http://fsdejournal.ru/node/187. – Дата доступа: 09.11.2011.
  7. Данилов-Данильян, В.И. Водные ресурсы мира и перспективы водохозяйственного комплекса России / В.И. Данилов-Данильян. – М.: ООО «Типография ЛЕВКО», Институт устойчивого развития / Центр экологической политики России, 2009. – 88 с.
  8. Колобаев, А.Н. Рациональное использование и охрана водных ресурсов: учеб. пособие / А.Н. Колобаев. – Минск: БНТУ, 2005. – 172 с.
  9. Корбут, Л.В. Международно-правовой режим рек. История и современность / Л.В. Корбут, Ю.Я. Баскин. – М.: Наука, 1987. – 230 с.
  10. Крусиян, М. Проблема водных ресурсов в глобальной перспективе / М. Крусиян // Вестник Московского ун-та. Сер. 18, Социология и политология. – 2010. – № 3. – С. 260–266.
  11. Митина, Н.Н. Некоторые вопросы управления качеством природных вод в условиях перехода к устойчивому развитию / Н.Н. Митина, Л.А. Телитченко [Электронный ресурс] // Местное устойчивое развитие. – 2011. – Выпуск № 4. – Режим доступа: http://fsdejournal.ru/node/177. – Дата доступа: 09.11.2011.
  12. Ульяновский, Ю. Всемирный доклад ООН о роли водных ресурсов / Ю. Ульяновский // Компас. – 2009. – № 14. – С. 71–76.
  13. Факты о воде [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. – Режим доступа: http://www.un.org/russian/waterforlifedecade/booklet/ch9.html. – Дата доступа: 03.11.2011.
  14. Водные ресурсы и устойчивое развитие. Лекционный курс «Интегрированное управление водными ресурсами» [Электронный ресурс] // Центр «Содействие устойчивому развитию Республики Казахстан». – Режим доступа: http://www.unesco.kz/science/2009/IWRM_course/2_WR_and_SD.pdf. – Дата доступа: 09.12.2011.
  15. Аналитический обзор «Устойчивое развитие и рациональное управление водными ресурсами». Состав исполнителей: чл.-корр. РАН В.И. Данилов-Данильян [и др.] [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.scribd.com/doc/60196621. – Дата доступа: 15.11.2011.
  16. Декларация Конференции Организации Объединенных Наций по проблемам окружающей человека среды: Принята Конференцией ООН по проблемам окружающей человека среды, Стокгольм, 5-16.06.1972 [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declarathenv.shtml. – Дата доступа: 11.09.2011.
  17. Повестка дня на XXI век: Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3-14.06.1992 [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. – Режим доступа:http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21.shtml. – Дата доступа: 11.09.2011.
  18. ООН и устойчивое развитие. Основные вопросы. Ресурсы пресной воды [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/development/sustainable/freshwater.shtml. – Дата доступа: 05.11.2011.
  19. Программа действий по дальнейшему осуществлению Повестки дня на XXI век: Резол. Ген. Ассамблеи ООН A/RES/S-19/2, 19.09.1997 [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. – Режим доступа: http://www.un.org/russian/conferen/summit5/rs19-2.pdf. – Дата доступа: 03.10.2011.
  20. Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию: Принята на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 26.08–04.09.2002 [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/decl_wssd.shtml. – Дата доступа: 11.09.2011.
  21. План выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию: Резол. 2, принята на 17-м пленарном заседании 04.09.2002 [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. – Режим доступа: http://www.un.org/russian/conferen/wssd/docs/plan_wssd.pdf. – Дата доступа: 04.10.2011.
  22. Международное десятилетие действий «Вода для жизни», 2005–2015 гг. Основные сведения [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. – Режим доступа: http://www.un.org/russian/waterforlifedecade/background.html. – Дата доступа: 05.11.2011.
  23. Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве мест обитания водоплавающих птиц, 02.02.1971 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.
  24. Конвенция по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке, 17.06.1994 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.
  25. Конвенция о праве несудоходных видов использования международных водотоков, 21.05.1997 [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/watercrs.shtml. – Дата доступа: 10.09.2011.
  26. Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 29.11.1969 [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/sea_pollution.pdf. – Дата доступа: 10.09.2011.
  27. Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов, 29.12.1972 [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/dumping.pdf. – Дата доступа: 10.09.2011.
  28. Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству, 30.11.1990 [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/preparedness.pdf. – Дата доступа: 10.09.2011.
  29. Конвенция ООН по морскому праву, 10.12.1982 [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/lawsea.shtml. – Дата доступа: 10.09.2011.
  30. О Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 27.03.1997, № 255 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2011.
  31. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Национальная комиссия по устойчивому развитию Респ. Беларусь; редкол.: Я.М. Александрович и др. – Минск: Юнипак, 2004. – 200 с.
  32. Водный кодекс Республики Беларусь, 15.07.1998, № 191–З (в ред. от 14.07.2011) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2011.
  33. Организация Объединенных Наций. A/63/598–E/2009/7. Генеральная Ассамблея. Экономический и Социальный Совет. Письмо Постоянного представителя Испании при Организации Объединенных Наций от 28.11.2008 на имя Генерального секретаря [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. – Режим доступа: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N08/646/23/PDF/N0864623.pdf?OpenElement. – Дата доступа: 21.11.2011.
  34. Охрана и использование водных ресурсов [Электронный ресурс] // Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. – Режим доступа: http://minpriroda.by/ru/napravlenia/vodnres. – Дата доступа: 30.11.2011.