Пенсионное обеспечение в международно-правовых документах

Капыльский М.П.
Начальник отделения социального законодательства Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь, кандидат юридических наук

Изучение международного опыта пенсионного обеспечения представляется полезным и актуальным. Такая мера необходима потому, что наша страна признает авторитет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (ст. 8 Конституции Республики Беларусь).  Наше государство еще не присоединилось к соответствующим конвенциям Международной организации труда (далее-МОТ). Тем не менее необходимо отметить, что международно-правовые принципы и нормы, регулирующие пенсионное обеспечение, получили широкое применение в отечественной практике.
К основным документам МОТ, регулирующим пенсионное обеспечение следует отнести Конвенцию от 4 июня 1952 г. №102 о минимальных нормах социального обеспечения (вступила в силу 27 апреля 1955 г.), Конвенцию от 7 июня 1967 г. №128 о пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца (вступила в силу 1 ноября 1969 г.), а также Рекомендацию №131, принятую в том же году и дополняющую названную Конвенцию.
Конвенция №128 явилась результатом изучения и обобщения практики функционирования различных моделей пенсионных систем мира. В ней сформулированы универсальные положения и принципы, которые могут быть адаптированы для внедрения их в разных экономических системах.
В Конвенции №128 отражена общая обязанность, которую принимает на себя страна, ратифицировавшая ее, за надлежащее предоставление пособий, выдаваемых в соответствии с настоящей Конвенцией, и принимает с этой целью все необходимые меры (ст. 35). Термин «пособие», как следует из смысла Конвенции имеет широкое значение. В нашем понимании — это пенсия как обусловленная, так и не обусловленная уплатой страховых взносов, т.е. трудовая и социальная. Что касается видов пенсионного обеспечения, то Конвенция отражает устоявшиеся в зарубежной практике основания для назначения пенсий: достижение определенного возраста (старость, инвалидность, потеря кормильца).
Конвенция называет широкий круг субъектов пенсионного обеспечения. К ним относятся: а) все работающие по найму, включая учеников; б) установленные категории самодеятельного населения, составляющие не менее 75 процентов всего самодеятельного населения; в)  все жители или те жители, средства которых не превышают установленных пределов.
Право на пособие по старости обусловлено достижением пенсионного возраста, который не может превышать 65 лет (ст. 15). Однако, данная норма допускает исключение, согласно которому компетентный орган государства может установить более высокий возрастной предел с должным учетом демографических, экономических и социальных критериев.
Вторым условием назначения пенсии Конвенция называет стаж. Термин «стаж» означает либо период, в течение которого уплачивались страховые взносы, либо стаж работы по найму, либо продолжительность проживания в стране. При этом срок уплаты взносов или роботы по найму должен быть не менее 30 лет, а стаж проживания в стране -20 лет. Конвенция предусматривает сокращенный размер пенсии, который обуславливается минимальным 15-летним стажем уплаты взносов или работы по найму.
Право на пособие по инвалидности увязывается с наличием инвалидности и стажа уплаты взносов или работы по найму, или стажа проживания в стране. Причем продолжительность этого стажа дифференцирована в зависимости от возраста лица.
К кругу лиц, имеющих право на пособие по потери кормильца относятся вдова и дети кормильца, находившиеся на его иждивении. При этом для вдовы право на пособие может обуславливаться достижением конкретного возраста. Такой возраст не может быть выше возраста, установленного для получения пособия по старости. Требования в отношении возраста не устанавливается, если вдова является инвалидом или воспитывает ребенка, состоявшего на иждивении умершего. Конвенция допускает, что право на пособие могут иметь и другие категории лиц, установленные национальным законодательством.
Право на получение пособия по случаю потери кормильца увязывается также с продолжительностью уплаты страховых взносов или работы по найму, или сроком проживания в данной стране. Эти сроки аналогичны срокам, требуемым для назначения пособия по инвалидности.
Конвенция №128 не называет конкретных способов исчисления пособий. Но она ориентирует на определенный их размер для типичного получателя (45-50 процентов от прежних доходов получателя). При этом национальным законодательством должны устанавливаться минимальные размеры пособий по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца с тем, чтобы гарантировать минимальный уровень жизни.
Достаточно много места в Конвенции уделено условиям выплаты пособий. В ст. 31 записано, что выплата пособий по инвалидности, по старости или по случаю потери кормильца может быть сокращена на определенных условиях, когда получатель занимается деятельностью, приносящей доход.
В Конвенции отражено важное правовое средство гарантирования реализации и охраны права на пособия — институт жалобы. «Каждый претендент на получение пособия имеет право обжалования в случае отказа в назначении пособия и право подачи жалобы в отношении его характера или размера» — говорится в ст. 34. Государство обязано установить процедуру,  дающую возможность для полной реализации права на обжалование.
Таким образом, в конвенциях и рекомендациях МОТ обобщены и сформулированы основополагающие положения пенсионного обеспечения, которые могут быть успешно приспособлены к любым моделям экономического развития. Большинство стандартов МОТ адаптировано в пенсионной системе Республики Беларусь.