Правовое регулирование процесса вступления и выхода из Всемирной торговой организации

Лукина Л.С.
младший научный сотрудник отдела исследований в области государственного строительства и международного права Института правовых исследований Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь

В статье автор на основе анализа ст. XI и XII Соглашения об учреждении ВТО 1995 г., других соглашений, внутренних актов организации подробно рассматривает механизм вступления, а также процесс выхода из ВТО, определяет виды членства в организации.

The article analyses the process of accession to the WTO (Art. XI и XII of the Agreement Establishing the World Trade Organization, other international agreements, internal acts of the organization) as well as the mechanism of withdrawal from the Agreement. The author also examines the types of membership in the WTO.

ВТО представляет собой универсальный форум для проведения многосторонних переговоров в сфере регулирования торговли в различных сферах. Организация была создана в ответ на одни и те же проблемы, стоявшие, как в середине XX века, так и в 90-х годах перед мировым сообществом: необходимость введения еще более жестких ограничений на принятие государствами протекционистских ограничительных мер, которые, принося кратковременную выгоду этому государству, подрывают мировую экономику; стремление обеспечить стабильность и предсказуемость рынков для продавцов и инвесторов; потребность государств объединяться и предпринимать совместные шаги по решению глобальных проблем экономики; желание достичь большую степень равенства в международных экономических отношениях. Республика Беларусь, желая принимать активное участие в международной торговле, стремится присоединиться к ВТО. Процесс вступления в организацию весьма сложен, поэтому для получения максимальных выгод от членства, необходимо иметь четкое понимание требований, предъявляемым к государствам, желающим стать новыми членами, а также стадий переговорного процесса.

Ст. XII Марракешского соглашения об учреждении ВТО 1995 г. [1], регулирующая вопросы присоединения к организации, не содержит четких указаний относительно процедуры присоединения, равно как критериев, которым должны соответствовать кандидаты на членство в организации. В ней лишь закреплено, что «любое государство или отдельная таможенная территория […] может присоединиться к настоящему Соглашению на условиях, согласованных между таким государством или территорией и ВТО».

Можно предположить, что при составлении Марракешского соглашения государства стремились сделать процесс присоединения максимально гибким с целью расширения числа членов организации, в том числе, за счет развивающихся стран, поскольку это отвечает «стремлению работать в рамках более справедливой и более открытой многосторонней системы торговли в интересах благосостояния всех народов» (п. 2 Марракешской декларации 1994 г.). Однако такой подход также может свидетельствовать о резервировании членами рабочей группы по присоединению возможности корректировать требования и условия вступления для каждого нового кандидата [2, p 6–9].

Технически процесс присоединения к ВТО регулируется следующими актами: «Присоединение ко Всемирной торговой организации: Процедуры переговоров по Статье XII, Комментарии Секретариата» от 24.03.1995 г. [3], «Технические комментарии по процессу присоединения, Комментарии Секретариата» от 21.12.2001 г. в редакции 28.06.2010 г. [4]. Более узкие вопросы были рассмотрены в таких документах, как «Информация, которую необходимо предоставить по поддержке национальных производителей и по экспортным субсидиям для сельского хозяйства» от 18.03.1996 г. [5], «Информация, которую необходимо предоставить по политическим мерам, влияющим на торговлю услугами» от 31.10.1996 г. [6], «Информация, которую необходимо предоставить по политическим мерам, связанным с техническими торговыми барьерами, санитарным и фитосанитарным контролем» от 15.11.1999 г. [7], и дополнение 1 «Информация, которую необходимо предоставить по реализации Соглашения о правах интеллектуальной собственности, связанных с торговлей» от 15.11.1999 г., в редакции 16.02.2001 г. [8].

Членство в ВТО практически универсально, на 24.08.2012 г. организация насчитывала 157 членов и 27 наблюдателей [9]. Согласно ст. XII Марракешского соглашения членами ВТО могут быть, как государства, так и «отдельные таможенные территории, обладающие полной автономией в ведении своих внешних торговых отношений и в других вопросах», входящих в компетенцию организации. Примером таких территорий может служить Гонконг (Китай) и отдельная таможенная территория Тайвань, Пэнху, Цзиньмэнь и Мацзу.

Примерно три четверти государств-членов ВТО относятся к развивающимся странам. В рамках организации не были выработаны критерия отнесения страны к развитой или развивающейся. Правительства должны сами ответить на этот вопрос [10, р. 106]. В последние десятилетия роль развивающихся стран в мировой экономике возрастает, что приводит к увеличению их влияния в самой организации. Развивающиеся государства-члены ВТО получают определенные выгоды от своего статуса.

Членами ВТО являются и наименее развитые страны мира, которые получают особое обращение и права в рамках организации. Для отнесения государства к данной категории ВТО пользуется критериями, разработанными ООН (ст. XI(2)) [11].

ЕС, наряду с 27 государствами-членами, также является членом ВТО [12]. С 01.01.1995 г. по 01.12.2009 г. членом ВТО являлись Европейские сообщества, что было прямо оговорено в Марракешском соглашении (ст. XI), поскольку на момент подписания (1994 г.) ЕС не обладал компетенцией участвовать в международных договорах. Интересен тот факт, что несмотря на неоднозначность ответа на вопрос о наличии достаточной компетенции у Европейских сообществ для присоединения к ВТО (компетенция закреплена в части третьей Договора об учреждении Европейского сообщества 1957 г. [13], разделах V и VI Договора о Европейском Союзе 1992 г. [14], раздел второй Договора о Евратоме 1957 г. [15]) , Марракешское соглашение было подписано тремя Сообществами до получения заключения Суда ЕС.

Участие и ЕС, и государств-членов ЕС в деятельности ВТО вытекает из разграничения компетенции между Союзом и его членами по вопросам, которые входят в компетенцию ВТО (торговля товарами, торговля услугами, защита прав интеллектуальной собственности). При этом ЕС и государства-члены ЕС являются полноправными членами ВТО, несут вытекающие из членства права и обязанности.

В ВТО насчитывает более 30 государств-наблюдателей. За исключением Святого престола, правительства этих государств должны начать процесс вступления в организацию в течение пяти лет с момента получения статуса наблюдателя. Кроме государств статусом наблюдателя обладают также и международные организации (ООН, ФАО, ВОИС, ЮНКТАД, ОЭСР). МВФ и МБРР обладают статусом наблюдателя на основании соглашения с ВТО. Другие международные организации имеют статус наблюдателя при отдельных органах ВТО, исходя из сферы их компетенции (например, Комиссия «Кодекс Алиментариус») [17]).

В зависимости от времени и условий присоединения Марракешское соглашение выделяет два вида членов ВТО. Первоначальное членство предусматриваемое в ст. XI Соглашения, позволяет государствам-членам ГАТТ присоединиться к ВТО посредством принятия условий Марракешского соглашения и многосторонних торговых соглашений, перечни уступок и обязательств которых приложены к ГАТТ–94 [18], и перечни специфических обязательств которых приложены к ГАТС [19]. Воспользоваться таким способом вступления в ВТО можно было до марта 1997 г. [10, р. 110].

Второй способ стать членом ВТО – это присоединение на основании ст. XII Соглашения об учреждении ВТО.

Для того чтобы получить статус члена ВТО, государство-кандидат или таможенная территория должно провести переговоры о присоединении со всеми другими государствами или таможенными территориями, которые уже являются членами организации, по вопросам обеспечения доступности рынка и уступок кандидата, размер которых будет зависеть в значительной степени от экономического развития нового члена.

Государство или таможенная территория, желающие присоединиться к ВТО, должны передать свое заявление Генеральному директору ВТО, который распространяет данное заявление среди членов организации (Присоединение ко Всемирной торговой организации: Процедуры переговоров по Статье XII, п. 4). После этого начинается сам процесс присоединения, который можно разделить на четыре этапа: «расскажи нам о себе», «расскажите каждому участнику, что вы можете предложить», «давайте определим условия членства», «решение» [19, р. 64].

Необходимо принимать во внимание, что в правилах о присоединении к ВТО не устанавливаются временные рамки для прохождения всех стадий (Технические комментарии по процессу присоединения, раздел II). На практике срок присоединения зависит от готовности кандидата идти на уступки и компромиссы.

На первом этапе «расскажи нам о себе» государство или таможенная территория-кандидат должны подготовить меморандум по стандартной форме, содержащейся в документе «Присоединение ко Всемирной торговой организации: Процедуры переговоров по Статье XII», в котором раскрываются все аспекты его торговой и экономической политики, имеющие отношение к обязательствам на основе соглашений ВТО.

Меморандум передается в ВТО одновременно с оригиналами всех документов, переведеных на английский язык либо в сопровождении резюме на английском языке (п. 9 WT/ACC/1 «Присоединение ко Всемирной торговой организации: Процедуры переговоров по Статье XII, Комментарии Секретариата», п. 2 раздела С WT/ACC/10 «Технические комментарии по процессу присоединения, Комментарии Секретариата»).

Для изучения данного меморандума в рамках организации создается рабочая группа (п. 5 WT/ACC/1 «Присоединение ко Всемирной торговой организации: Процедуры переговоров по Статье XII, Комментарии Секретариата»), в которой может принять участие любой член ВТО, а также МВФ, ООН, Всемирный банк (раздел В WT/ACC/10 «Технические комментарии по процессу присоединения, Комментарии Секретариата»).

После получения меморандума члены рабочей группы могут задавать любые вопросы по представленным материалам (п. 10 «Присоединение ко Всемирной торговой организации: Процедуры переговоров по Статье XII, Комментарии Секретариата»). Заявитель должен подробно ответить на вопросы о потенциальных противоречиях между соглашениями ВТО и своими законодательством, политикой и институциональным потенциалом [20, p. 6].

После того, как рабочая группа изучит меморандум, начинается вторая стадия – «расскажите каждому участнику, что вы можете предложить», во время которой проходят двусторонние переговоры между кандидатом и действующими членами ВТО по вопросам доступа на рынок. Эти переговоры носят двусторонний характер, поскольку каждый член организации имеет свои собственные торговые интересы. однако следует напомнить, что обязательства по обеспечению доступа на рынок и другие уступки будут, в конечном счете, применяться ко всем членам ВТО благодаря применению режима наибольшего благоприятствования. Данный этап можно охарактеризовать, как процесс выдвижения предложений со стороны заявителя и запросов от действующих членов организации (п. 12–13 «Присоединение ко Всемирной торговой организации: Процедуры переговоров по Статье XII, Комментарии Секретариата»).

Двусторонние переговоры проходят по следующим направлениям: доступ к рынкам товаров, включая тарифные ставки и связанные с ними квоты; доступ к рынкам услуг; поддержка сельского хозяйства и экспортные субсидии (раздел D WT/ACC/10 «Технические комментарии по процессу присоединения, Комментарии Секретариата»). Могут рассматриваться и другие вопросы, например, обязательства по приватизации.

После того, как рабочая группа полностью закончила изучение торговой и экономической политики кандидата и параллельные двусторонние переговоры о доступе на рынок были успешно завершены, начинается третий этап присоединения – давайте определим условия членства», во время которого рабочая группа согласовывает условия вступления и проект Протокола о присоединении, который включает График уступок и обязательств по ГАТТ–94 и График конкретных обязательств по ГАТС. Весь этот пакет документов передается в Конференцию министров или Генеральному совету.

Четвертая стадия – «решение» характеризуется принятием на сессии Конференции министров или Генерального совета решения о принятии кандидата в члены организации. Такое решение принимается на основе консенсуса либо, если он недостижим, на основе большинства в две трети голосов членов ВТО. В случае принятия положительного решения присоединившаяся сторона должна пройти национальные процедуры присоединения. Соглашение о присоединении вступает в силу через тридцать дней после передачи в Секретариат ВТО ратификационных документов.

Статья XV Марракешского соглашения закрепляет право любого члена ВТО выйти, как из самого соглашения, так и из любого многостороннего торгового соглашения. Выход возможен через шесть месяцев с даты получения Генеральным директором ВТО письменного уведомления о выходе.

Соглашение об учреждении ВТО не содержит общей процедуры исключения из членов организации. Не предусмотрена и возможность применения исключения в качестве санкции к тем государствам или таможенным территориям, которые систематически нарушают положения соглашений ВТО. Теоритически исключение из членов ВТО возможно, но реализация такой возможности на практике весьма сомнительна. Так, ст. X(2) Марракешского соглашения содержит перечень статей, поправки к которым вступают в силу только после принятии их всеми членами организации (ст. IX Соглашения об учреждении ВТО, ст. I и II ГАТТ–94, п. 1 ст. II ГАТС и ст. IV Соглашения по ТРИПС [21). Пункт 8 этой же статьи предусматривает возможность внесения поправок в Приложение 2 (понимание в отношении правил и процедур разрешения споров) и Приложение 3 (механизм обзора торговой политики), которые также вступают в силу после одобрения всеми членами ВТО. Если какой либо член организации не примет указанные поправки в срок, он может решить выйти из ВТО либо остаться ее членом, но с согласия Конференции министров (ст. Х(3)). Алгоритм деятельности в случае, если государство или таможенная территория-член в рассматриваемом случае не согласятся выйти из состава ВТО, но Конференция министров не даст своего согласия на сохранение членства, отсутствует.

Процесс присоединения к ВТО носит весьма сложный характер, это объясняется как необходимостью радикального пересмотра отечественного законодательства, поиска компромисса в двусторонних переговорах при определении уступок, так и определенной политизированностью процесса, поэтому органам, участвующим в процессе необходимо четко понимать структуру рабочей группы, определять мотивы их участия в переговорном процессе с Республикой Беларусь, особенности их торговой политики, что поможет сформировать стратегию переговоров. Состоящий из четырех стадий процесс присоединения в целом преследует две цели: во-первых, государства, принимающие решение о «допуске» кандидата к членству стремятся убедиться, что кандидат, желающий присоединиться к организации, сможет выполнять взятые на себя обязательства, и во-вторых, они стараются обеспечить максимально выгодные условия для себя в отношениях с новым членом.

Список цитированных источников:

  1. Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торговой организации 1994 года [Электронный ресурс] / Всемирная торговая организация. – Москва, 2012. – Режим доступа: http://www.wto.ru/documents.asp?f=sogl&t=13. – Дата доступа: 10.12.2012.
  2. Kirkbride, M. Joining the World Trade Organization. A non-government perspective on the accession process / M. Kirkbride. – Oxford : Oxfam International, 2007. – 57 p.
  3. WT/ACC/1 Accession to the World Trade Organization – Procedures for Negociation under Article XII – Note by the Secretariat. March 24, 1995 // World Trade Organization [Electronic resource]. – 2012. – Mode of access: https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/FE_Search/FE_S_S009-1.aspx?language=E&CatalogueIdList=25044&CurrentCatalogueIdIndex=0&FullTextSearch=. – Date of access: 10.12.2012.
  4. WT/ACC/10 Technical Note On The Accession Process – Note by the Secretariat. December. 21 2001 // World Trade Organization [Electronic resource]. – 2012. – Mode of access: https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/FE_Search/FE_S_S009—.aspx?language=E&CatalogueIdList=90453,58288,108452,56882,62566,3907,102289&CurrentCatalogueIdIndex=6&FullTextSearch=. – Date of access: 10.12.2012.
  5. WT/ACC/4 Accession to the World Trade Organization – Information to be Provided on Domestic Support and Export Subsidies in Agriculture — Technical Note by the Secretariat. March 18, 1996 // World Trade Organization [Electronic resource]. – 2012. – Mode of access: https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/FE_Search/FE_S_S009-1.aspx?language=E&CatalogueIdList=9542&CurrentCatalogueIdIndex=0&FullTextSearch=. – Date of access: 10.12.2012.
  6. WT/ACC/5 Accession to the World Trade Organization – Information to be Provided on Policy Measures Affecting Trade in Services — Technical Note by the Secretariat. October 31, 1996 // World Trade Organization [Electronic resource]. – 2012. – Mode of access: https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/FE_Search/FE_S_S009-1.aspx?language=E&CatalogueIdList=9542&CurrentCatalogueIdIndex=0&FullTextSearch=. – Date of access: 10.12.2012.
  7. WT/ACC/8 Technical Note on the Accession Process — Note by the Secretariat — Checklist of Illustrative SPS and TBT Issues or Consideration in Accessions. November 15, 1999 // World Trade Organization [Electronic resource]. – 2012. – Mode of access: http://docsonline.wto.org/GEN_highLightParent.asp?qu=&doc=D%3A%2FDDFDOCUMENTS%2FT%2FWT%2FACC%2F8%2EDOC%2EHTM&curdoc=9&popTitle=WT%2FACC%2F8. – Date of access: 10.12.2012.
  8. WT/ACC/9 Technical Note on the Accession Process — Note by the Secretariat – Implementation of the WTO Agreement on Trade-related Aspects of Intellectual Property Rights (TRIPS). November 15, 1999 // World Trade Organization  [Electronic resource]. – 2012. – Mode of access: http://docsonline.wto.org/GEN_highLightParent.asp?qu=&doc=D%3A%2FDDFDOCUMENTS%2FT%2FWT%2FACC%2F9%2EDOC%2EHTM&curdoc=4&popTitle=WT%2FACC%2F9. – Date of access: 10.12.2012.
  9. World Trade Organization [Electronic resource]. – 2012. – Mode of access: www.wto.org/english/thewto_e/whatis_e/tif_e/org6_e.htm. – Date of access: 10.12.2012.
  10. Bossche, Peter Van den The Law and Policy of the World Trade Organization / Peter Van den Bossche. – Cambridge : Cambridge University Press, 2005. – 776 p.
  11. ООН и наименее развитые страны // ООН  [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www.un.org/ru/development/ldc/. – Дата доступа: 10.12.2012.
  12. The European Union and the WTO // World Еrade Organization [Electronic resource]. – 2012. – Mode of access: http://www.wto.org/english/thewto_e/countries_e/european_communities_e.htm. – Date of access: 10.12.2012.
  13. Treaty establishing the European Economic Community, 1957 // European Union. — [Electronic resource]. – 2012. – Mode of access: http://eur-lex.europa.eu/en/treaties/index.htm#founding.  – Date of access: 10.12.2012.
  14. Consolidated version of the Treaty on European Union (with Lisbon treaty) // Official j. of the European Union. – 2008. – Vol. 51. – P. 13–46.
  15. Treaty establishing the European Atomic Energy Community, 1957 // European Union [Electronic resource]. – 2012. – Mode of access: http://eur-lex.europa.eu/en/treaties/index.htm#founding. – Date of access: 10.12.2012.
  16. Competence of the Community to conclude international agreements concerning services and the protection of intellectual property — Article 228 (6) of the EC Treaty: Opinion of the Court of 15 Nov. 1994. – Opinion 1/94. // European Union [Electronic resource]. – 2012. – Mode of access: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:61994CV0001:EN:HTML. – Date of access: 10.12.2012.
  17. World Еrade Organization  [Electronic resource]. — 2012. – Mode of access: www.wto.org/english/thewto_e/igo_obs_e.htm. – Date of access: 10.12.2012.
  18. Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1994 г. [Электронный ресурс] / Всемирная торговая организация. – Москва, 2012. – Режим доступа: http://www.wto.ru/documents.asp?f=sogl&t=13. – Дата доступа: 10.12.2012.
  19. Генеральное соглашение по торговле услугами 1994 г. // Всемирная торговая организация [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www.wto.ru/documents.asp?f=sogl&t=13. – Дата доступа: 10.12.2012.
  20. The World Trade organization. Trading into the Future. 2nd edition. Revised // World Еrade Organization [Electronic resource]. – 2012. – Mode of access: www.wto.org/english/res_e/doload_e/tif.pdf. – Date of access: 10.12.2012.
  21. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности 1994 г. // Всемирная торговая организация  [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www.wto.ru/documents.asp?f=sogl&t=13. – Дата доступа: 10.12.2012.

Суд ЕС в заключении от 15.11.1994 г. «Компетенция Сообщества заключать международные соглашения об услугах и защите прав на объекты интеллектуальной собственности – статья 228(6) Договора о ЕС» пришел к выводу, что необходимая компетенция для вступления в ВТО есть только у Европейского сообщества [16].