Кузьмич И.П.,
старший научный сотрудник Института правовых исследований Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, кандидат юридических наук, доцент
Осуществление преобразований в аграрной сфере с начала 90-х годов в Республике Беларусь изначально было нацелено на сохранение крупнотоварного сельскохозяйственного производства, в качестве основы продовольственной безопасности страны, а в дальнейшем на достижение его устойчивого и эффективного развития, причем не только посредством технологического, технического, инновационного перевооружения самого производства, но и совершенствования организационно-экономической системы функционирования агропромышленного комплекса.
На первоначальном этапе проведения аграрной реформы основная задача заключалась в изменении организационно-правовых форм хозяйствования на селе, создании необходимых условий для развития аграрного предпринимательства. На смену колхозно-совхозной системе пришли новые формы хозяйствования и частная собственность. В настоящее время юридические лица в сфере агропромышленного производства могут иметь правовой статус коммерческой или некоммерческой организации (в зависимости от цели деятельности), основываться как на государственной, так и на частной форме собственности, а также создаваться в различных организационно-правовых формах. Организационно-правовая основа их создания и функционирования достаточно полно в той или иной степени
определяется нормами гражданского законодательства, а специфика находит отражение в нормах аграрного права.
В то же время на определенном этапе развития агропромышленного производства возникла объективная потребность в переходе на новый уровень организационно-экономического взаимодействия всех субъектов хозяйствования в системе АПК, которая нашла отражение в идее создания так называемых кооперативно-интеграционных структур. Понятие кооперативно-интеграционной структуры получило большое распространение в программных документах о сельском хозяйстве, а идея кооперации и интеграции в сфере агропромышленного производства стала одной из приоритетных в аграрной политике государства. В этой связи исследование теоретико-правовой основы создания и функционирования кооперативно-интеграционных структур в системе АПК представляется несомненно актуальным, поскольку успешная реализация данной идеи во многом зависит и от надлежащего правового обеспечения.
Изначально необходимо отметить, что на данный момент термин «кооперативно-интеграционная структура» не является правовым. В законодательстве отсутствует с таким названием организационно-правовая форма юридического лица либо объединения юридических лиц, а сама идея о необходимости кооперации и интеграции, хотя и не нова для системы АПК, получила развитие в современной интерпретации прежде всего в отечественной экономической науке [1; 2; 3; 4; 5; 6], в то время как в юридической науке правовая природа данных процессов применительно к сфере агропромышленного производства на современном этапе фактически не исследовалась [7; 8; 9], как и отсутствует всесторонний анализ правового регулирования обозначенных отношений.
О необходимости анализа правовой регламентации процессов кооперации и интеграции в АПК свидетельствует и констатация того факта, что «регионы страны не только не обеспечивают заданные темпы создания названных объединений, но и часто далеки от понимания истинного смысла кооперации и интеграции субъектов хозяйствования» [3, с. 2]. Как представляется, во многом существенным препятствием развития кооперативно-интеграционных структур является отсутствие четкой определенности в использовании организационно-правовых форм и недостаточная правовая регламентация самих процессов объединения, о чем свидетельствует проведенный нами анализ.
На законодательном уровне о необходимости кооперирования в аграрной сфере впервые было заявлено в Республиканской программе повышения эффективности агропромышленного комплекса на 2000 — 2005 годы, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 февраля 2000 г. № 170 [10], в которой в качестве самостоятельного был выделен раздел, посвященный совершенствованию хозяйственного механизма в области аграрного кооперирования, что в дальнейшем нашло отражение и в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 — 2005 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 8 августа 2001 г. № 427 [11]. Развитие горизонтальной и вертикальной кооперации и
интеграции рассматривалось в качестве одного из способов выхода из кризисной ситуации в АПК. При этом разъяснялось, что вертикальная интеграция предполагает соединение отдельных стадий производства в единый комплекс, а горизонтальная означает создание межхозяйственных кооперативных (акционерных, ассоциативных, комбинированных и других) формирований, что обеспечит взаимодействие отдельных производств по всей технологической цепи продвижения продукции — от получения сырья до готового продовольствия и позволит концентрировать ресурсы, экономить средства, увеличивать доходы предприятий от реализации готовой продукции.
На уровне реформируемых колхозов, совхозов, госхозов и других субъектов хозяйствования признавалось целесообразным создание ассоциаций: кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, свободных товаропроизводителей, акционерных обществ, товариществ и других организационно-правовых форм.
На районном уровне отмечалась важность создания смешанных кооперативно-интеграционных формирований в качестве которых могут выступать аграрные финансово-промышленные группы (АФПГ), районные агропромышленные концерны, объединения и другие образования. В их состав должны войти сельскохозяйственные товаропроизводители всех форм хозяйствования и собственности, перерабатывающие, торговые, обслуживающие и другие субъекты хозяйствования. А в ряде случаев и кооперативно-коммерческие банки, существующие или организуемые на новой основе. На областном уровне целесообразно формирование агропромышленных корпораций или других форм.
Актуальность и объективная необходимость процессов интеграции и кооперации для сферы агропромышленного производства не вызывает сомнений, однако анализ приведенных выше положений с правовой точки зрения порождает немало вопросов, особенно в части определения организационно-правовых форм объединения.
В данном случае налицо смешение экономических и юридических понятий при определении форм хозяйствования. Так, например, акционерное общество не может быть кооперативной организацией, как и ассоциация. В их основе лежат абсолютно различные принципы формирования имущества, организации и управления. В соответствии с законодательством кооперативные организации представлены либо формой производственного кооператива в качестве коммерческой организации, либо потребительского кооператива в виде некоммерческой организации. В свою очередь акционерное общество самостоятельная организационно-правовая форма коммерческой организации.
В целом в действующем законодательстве достаточно однозначно определены виды организационно-правовых форм юридических лиц и субъекты хозяйствования сами не могут придумать себе организационно-правовую форму, ее правовой статус должен быть определен в законодательстве. Из всех вышеперечисленных возможно создание ассоциации, объединения, финансово-промышленной группы, акционерного общества.
Практически одновременно с Республиканской программой повышения эффективности агропромышленного комплекса на 2000-2005 годы, утвержденной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 февраля 2000 г. № 170 была утверждена, но уже Указом Президента Республики Беларусь, еще одна Программа совершенствования агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2001-2005 годы [12]. В этой Программе под кооперацией и интеграцией понимается объединение юридических лиц в форме союзов и ассоциаций, что в данном случае полностью соответствует правовой терминологии, однако в совокупности с другими программными документами, в целом не привносит ясности в определение правовой природы кооперативно-интеграционных процессов.
Так, уже в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 8 августа 2001 г. № 427 [11] формы кооперации и интеграции в АПК определены несколько в ином виде как объединения кооперативного, холдингового и корпоративного типов. Принципиально важное значение имеет указание и на основные принципы кооперативно-интеграционных процессов – это единство экономических целей, высокая заинтересованность в совместном производстве и справедливое распределение конечных результатов. При этом вполне обоснованно, на наш взгляд, было признано, что для решения задач, связанных с реформированием АПК, потребуется совершенствование нормативно-правовой базы, правовую основу которой должен был составить Закон Республики Беларусь «Об агропромышленной кооперации и интеграции», где будут предусмотрены механизмы создания и функционирования кооперативов, возможности внутренней и внешней интеграции действующих предприятий и организаций АПК, ее потенциальные формы и преобразования в различного рода объединения. Однако до настоящего времени ни соответствующего Закона, ни какого-либо специального законодательства, закрепившего вышеназванные принципы, правовые механизмы кооперации, позволяющего сориентироваться субъектам аграрных отношений с выбором организационно-правовой формы принято не было.
Следующим этапом реализации аграрной политики государства стало принятие Государственной программы возрождения и развития села на 2005 — 2010 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. № 150 [13] в которой подтверждается курс на дальнейшее развитие кооперации в агропромышленном комплексе, посредством создания многоотраслевых или узкоспециализированных кооперативно-интеграционных структур с указанием на их различные виды, размеры и типы, без какой-либо правовой характеристики.
В Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 годы, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2006 г. № 1475 [14] воспроизводятся аналогичные положения с дополнительным указанием лишь на то, что перспективными формами интеграционных образований будут агрофирмы, агрокомбинаты, финансово-промышленные группы, союзы,
крупные корпорации, деятельность которых должна строиться на принципах единства экономических целей и согласованности интересов всех участников производственного процесса.
Из всего вышеизложенного с юридической точки зрения можно обозначить лишь финансово-промышленную группу и союз. При этом обращает на себя внимание, что организационно-правовая форма кооперативной организации уже напрямую не упоминается.
Если мы обратимся к последнему, основному программному документу в области сельского хозяйства — Государственной программе устойчивого развития села на 2011-2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 1 августа 2011 г. № 342 [15], то обнаружим, что о кооперативно-интеграционных структурах упоминается лишь вскользь, без указания на какие-либо конкретные организационно-правовые формы и особенности правового статуса данных субъектов.
Таким образом, на протяжении уже более чем десяти лет стоит вопрос о преобразовании отношений в АПК на принципах кооперации и интеграции и говорить о достижении намеченной цели, на данный момент пока не представляется возможным. Отсутствие специального правового регулирования также не способствует ускорению данных процессов.
Мы не случайно столь подробно остановились на характеристике тех положений, которые столь неоднозначно, на наш взгляд, определяют аграрную политику государства по достижению организационно-экономического единства функционирования АПК. Поскольку именно от конкретной организационно-правовой формы будет зависеть, какие принципы лягут в основу кооперативно-интеграционных процессов, насколько сохранится самостоятельность субъектов в сфере сельскохозяйственного производства и будет гарантирована справедливость распределения между участниками конечного результата их совместной деятельности. Кроме этого осуществление процессов интеграции и кооперации в АПК может существенно повлиять и на правовой статус самих производителей сельскохозяйственной продукции и вместо многообразия форм хозяйствования в сельском хозяйстве доминирующей станет одна. Так, если в процессе кооперации и интеграции будет использоваться только форма холдинга, участниками которого, например, не могут быть производственные кооперативы (колхозы) и крестьянские (фермерские) хозяйства, доминирующей станет форма акционерного общества, в которую вынуждены будут преобразоваться большинство производителей сельскохозяйственной продукции.
Говоря о необходимости кооперации в сфере сельского хозяйства, в первую очередь, возникает ассоциация с конкретной организационно-правовой формой – кооперативной организацией. Правовое положение кооперативных организаций определяется нормами Гражданского кодекса, посредством закрепления двух самостоятельных организационно-правовых форм юридического лица – производственного кооператива как коммерческой организации и потребительского кооператива в качестве некоммерческой организации.
Однако, как это не парадоксально, ни одна из этих форм не может быть использована для целей кооперации и интеграции, так как членом производственного кооператива могут быть только физические лица от которых требуется еще и личное трудовое участие в деятельности данной организации, а потребительский кооператив имеет статус некоммерческой организации, а следовательно, прибыль не может распределяться между ее членами, что не способствует использованию и этой формы в процессах кооперации и интеграции. Кроме этого, отсутствие специального законодательства (Закона Республики Беларусь «О сельскохозяйственной кооперации») не позволило в свое время развиться различным видам сельскохозяйственных кооперативов, а также должным образом объединиться имеющимся кооперативным организациям в союзы. Так, в республике за двадцать лет независимости зарегистрировано всего лишь несколько сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Первый в стране потребительский сельскохозяйственный снабженческо-сбытовой кооператив «Вескоп» появился в деревне Велемичи, Столинского района и был зарегистрирован в марте 2010 г. Его учредителями стали граждане занятые производством овощей. Второй был создан на Пинщине – СППК «Мелифера», объединив пчеловодов-любителей. Так же зарегистрированы всего лишь две организации по оказанию финансовой помощи мелким сельхозпроизводителям – Клуб взаимопомощи «Комарово» и Клуб крестьянской взаимопомощи [16].
Данный факт является показательным и вполне закономерным результатом в условиях игнорирования со стороны государства идеи сельскохозяйственной кооперации, отсутствия государственной поддержки и специального законодательства. Но, что примечательно, среди специалистов как в области аграрного права, так и в области аграрной экономической науки, не встречается высказываний против развития сельскохозяйственной кооперации. Значимость сельскохозяйственной кооперации для развития села признается актуальной до настоящего времени. И до настоящего времени каждый из авторов, который в своих исследованиях затрагивает проблемы развития отечественной сельскохозяйственной кооперации, как правило, указывает на необходимость специального правового регулирования, рассматривая сей факт в качестве основного фактора, существенно сдерживающего развитие сельскохозяйственной кооперации. И что удивительно, ни в одном программном документе, ни слова не говорится о необходимости создания правовой основы для развития сельскохозяйственной кооперации.
В целом анализ действующего законодательства, научной литературы, как юридической, так и экономической, практики осуществления процессов кооперации и интеграции в системе отечественного АПК с очевидностью свидетельствует, что весь процесс кооперации и интеграции сводится к использованию лишь одной формы и преследует лишь одну цель – создание холдинговых компаний. При этом, нередко отмечается, что конкурировать с кооперативно-интеграционными структурами довольно сложно, а иногда даже невозможно [17]. Возникает закономерный вопрос, какое место в данном процессе отводится традиционным организационно-правовым формам ведения
сельскохозяйственного производства, которые в большинстве своем не могут быть участниками холдинговых компаний (кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и другие, не являющиеся хозяйственными обществами?
Отсутствие конкуренции на внутреннем рынке, ограниченность возможностей по выбору организационно-правовых форм осуществления сельскохозяйственной деятельности (доминирование в перспективе формы акционерного общества), навряд ли следует рассматривать как наиболее оптимальный путь развития сельского хозяйства.
Актуальность и объективная необходимость процессов интеграции и кооперации для сферы отечественного агропромышленного производства не вызывает сомнений. Вместе с тем проведенное исследование свидетельствует о наличии целого ряда факторов как объективного, так и субъективного характера, сдерживающих процессы интеграции и кооперации, несмотря на очевидную, на первый взгляд, привлекательность и наличие экономической потребности в реализации данной идеи у производителей сельскохозяйственной продукции.
В качестве существенных препятствий развития кооперации и интеграции в сфере агропромышленного производства можно обозначить следующие:
— невнятная с правовой точки зрения аграрная политика государства, о чем свидетельствует анализ программных документов в области сельского хозяйства (отсутствие законодательно закрепленных принципов, организационно-правовых форм и способов кооперации и интеграции, механизмов государственной поддержки кооперативно-интеграционных структур с учетом их организационно-правовой формы и специфики агропромышленного производства);
— использование терминалогии, не имеющей под собой конкретного правового содержания (распространение термина «кооперативно-интеграционная структура», не являющегося правовым и не позволяющего определить организационно-правовые формы кооперации и интеграции);
— отсутствие надлежащего комплексного правового обеспечения;
— игнорирование различий между процессами кооперации и интеграции;
— применение одностороннего подхода при реализации на практике идеи создания так называемых «кооперативно-интеграционных структур», сведение данного процесса к распространению компаний холдингового типа, в условиях полного отсутствия законодательства о сельскохозяйственной кооперации и как результат, отсутствия самостоятельного выбора альтернативной организационно-правовой формы объединения у производителей сельхозпродукции;
— отсутствие правового механизма, обеспечивающего участие в процессах кооперации и интеграции малых и средних форм хозяйствования в сфере сельскохозяйственного производства, в том числе предусматривающего дополнительные гарантии по защите их прав с учетом возможной угрозы монополизации агропромышленного производства, неравных условий конкуренции с кооперативно-интеграционными структурами.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бычков, Н.А. Аграрное кооперирование / Н.А. Бычков. – Минск: Бел-НИИ АЭ, 2000. – 252 с.
2. Гусаков, В.Г. Продовольственная кооперация: оценки и перспективы / В.Г. Гусаков // Агроэкономика. – 2007. — № 5. – С. 2-10.
3. Гусаков, В. Каким быть в Беларуси кооперативно-интеграционным объединениям в АПК / В. Гусаков // Аграрная экономика. – 2009. — № 10. – С. 2-9.
4. Запольский, М.И. Кооперация и интеграция в аграрном секторе экономики Беларуси / М.И. Запольский; под ред. В.Г. Гусакова. – Минск: Ин-т экономики НАН Беларуси, 2008. – 318 с.
5. Запольский, М.И. Эффективность кооперативно-интеграционных отношений в сфере агропромышленного производства. Теория, методология и практика / М.И. Запольский; под ред. В.Г. Гусакова. – Минск: Ин-т системных исследований в АПК НАН Беларуси, 2010. – 256 с.
6. Гайдуков, А. Предпосылки формирования кооперативно-интегрированных структур в аграрном секторе / А. Гайдуков // Аграрная экономика. – 2010. — № 12. – С. 20-24.
7. Кацубо, С.П. О некоторых правовых аспектах сельскохозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции / С.П. Кацубо // Сучаснi тенденцii розвитку нацiонального законодавства Украiни: Збiрник тез мiжнародноi науково-практичноi конференцii, присвяченоi 10-рiччю створення юридичного факультету НУБiП (19-20 травня 2011 р., м. Киiв, Украiна) Упор. к.ю.н., доцент О.М. Гончаренко. – К.: Видавничий центр НУБiП Украiни, 2011. – С. 322-325.
8. Кацубо, С.П. Интеграционные процессы в АПК Республики Беларусь: проблемы и перспективы / С.П. Кацубо // Сучаснi проблеми аграрного i природоресурсного права: мiжнар. наук.-практ. конф. (Кипв, 30-31 жовтня 2009 г.): зб. наук. пр. /за заг. ред. В.М. Єрмоленка та iн. – К. : IРIДIУМ, 2009. – С. 73-75.
9. Кузьмич, И.П. Теоретико-правовые основы создания кооперативно-интеграционных структур в аграрном секторе экономики Республики Беларусь / И.П. Кузьмич // Сучаснi тенденцii розвитку нацiонального законодавства Украiни: Збiрник тез мiжнародноi науково-практичноi конференцii, присвяченоi 10-рiччю створення юридичного факультету НУБiП (19-20 травня 2011 р., м. Киiв, Украiна) Упор. к.ю.н., доцент О.М. Гончаренко. – К.: Видавничий центр НУБiП Украiни, 2011. – С. 344-346.
10. Республиканская программа повышения эффективности агропромышленного комплекса на 2000 — 2005 годы: утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь, 8 февр. 2000 г., № 170 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2000. — № 18. — 5/2583.
11. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001 — 2005 годы: утв. Указом Президента Респ. Беларусь, 8 авг. 2001 г., № 427 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2001. — № 75. — 1/2901.
12. Программа совершенствования агропромышленного комплекса Республики Беларусь на 2001 — 2005 годы: утв. Указом Президента Респ. Беларусь, 14 мая 2001 г. № 256 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2001. — N 47. — 1/2649.
13. Государственная программа возрождения и развития села на 2005 — 2010 годы: утв. Указом Президента Респ. Беларусь, 25 марта 2005 г., № 150 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2005. — № 52. — 1/6339.
14. Об утверждении Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 — 2015 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 4 ноября 2006 г., № 1475 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2006. — № 186. — 5/24172.
15. Государственная программа устойчивого развития села на 2011 — 2015 годы: утв. Указом Президента Респ. Беларусь, 1 авг. 2011 г., № 342 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. — № 88. — 1/12739.
16. Казакевич, А. Операция «Кооперация»: этап возрождения / А. Казакевич // Бел. Нива. – 2011. — 12 июля. – С. 2.
17. А. Цыбулько, «Брачный союз» по расчету. – Бел. Нива. –2011. – 7 июн. — С. 3.