Роль страхового стажа в системе государственного социального страхования

Блажко А.П.
младший научный сотрудник отдела исследований в социальной сфере Института правовых исследований Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь

На сегодняшний день страховой стаж приобретает все большую значимость. Наиболее актуальными являются вопросы, касающиеся значения и роли страхового стажа в системе государственного социального страхования и пенсионного обеспечения, природы и объема дефиниции страхового стажа.

Для целей пенсионного обеспечения страховой стаж определяет право на трудовую пенсию, являясь одним из обязательных условий ее назначения. Так, в соответствии со ст. 5 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон № 1596-XII) право на трудовую пенсию по возрасту предоставляется при условии уплаты обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (далее – Фонд) не менее 5 лет [1]. При этом с 1 января 2014 г. трудовая пенсия по возрасту, за выслугу лет государственным служащим, трудовая пенсия гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС будет предоставляться при условии уплаты обязательных страховых взносов в Фонд не менее 10 лет [2]. Таким образом, в случае, если страховой стаж работника будет составлять менее 10 лет, он может претендовать только на социальную пенсию.

Определение термина «страховой стаж» раскрывается в абз. 7 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 6 января 1999 г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» (далее – Закон № 230-З), в соответствии с которым «страховой стаж – суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, в которые уплачивались взносы на государственное социальное страхование» [3]. Однако анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что помимо периодов трудовой деятельности в страховой стаж включаются и иные периоды, когда лицо не работало, но подлежало обязательному пенсионному страхованию. Так, в страховой стаж включаются:

1) периоды трудовой деятельности лиц на территории Республики Беларусь, в течение которых вносились страховые взносы в Фонд;

2) периоды иной деятельности лиц на территории Республики Беларусь, в течение которых вносились страховые взносы в Фонд (индивидуальное предпринимательство, ремесленная деятельность, адвокатская деятельность и др.);

3) периоды трудовой деятельности и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами за пределами территории Республики Беларусь, предусмотренные законодательством или международными договорами Республики Беларусь, в течение которых вносились страховые взносы в Фонд. Так, граждане Республики Беларусь, работающие за рубежом, вправе добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в Фонд [4];

4) периоды, когда взносы в Фонд вносились за лицо иным физическим лицом или Белорусским республиканским унитарным страховым предприятием «Белгосстрах» (получение ежемесячной страховой выплаты по законодательству об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний неработающими инвалидами, не достигших возраста, установленного ст. 11 Закона № 1596-XII, получения лицами доплаты до среднемесячного заработка при временном (до восстановления трудоспособности или установления ее стойкой утраты) переводе на более легкую нижеоплачиваемую работу в связи с повреждением здоровья в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания и т.д.).

Таким образом, следует согласиться с мнением И.А. Долголевой, которая указывает, что в определение страхового стажа необходимо помимо периодов трудовой деятельности включить и периоды иной общественно полезной деятельности, в течение которых уплачивались обязательные страховые взносы [5, с. 327]. Следовательно, абз. 7 ст.1 Закона № 230-З необходимо изложить в следующей редакции: «страховой стаж – суммарная продолжительность периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности застрахованного лица в течение его жизни, а так же иных периодов, в которые уплачивались взносы на государственное социальное страхование».

Вместе с тем, существует целый ряд выплат, на которые не начисляются взносы в Фонд. В частности, к таким выплатам относятся государственные пособия (в том числе по беременности и родам; в связи с рождением ребенка; женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности; по уходу за ребенком в возрасте до трех лет; по временной нетрудоспособности в случае ухода за больным членом семьи, в том числе за больным ребенком в возрасте до 14 лет и т.д.). Соответственно, эти периоды не включаются страховой стаж. Однако, согласно Национальной программе демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 гг., утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 357, тенденции развития демографической ситуации в республике свидетельствуют, что проблемы стабилизации численности населения и создание предпосылок для ее последующего роста остаются острыми и требуют дальнейшего государственного регулирования. Данной программой поставлены задачи увеличения рождаемости и усиление социально-экономической поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей, улучшение репродуктивного здоровья населения, охрана материнства и детства [6]. При этом, повышая размер обязательного страхового стажа, законодатель не учитывает, что женщина, родившая и воспитавшая детей, выполняет важную социальную функцию.

В последнее время страховой стаж влияет также на размер уплачиваемого работнику пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам. Так, при наличии страхового стажа менее 6 месяцев, пособие назначается в минимальном размере. Минимальный размер пособий в месяц устанавливается в размере 50 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения [7]. Отметим, что по состоянию на сентябрь-октябрь 2013 года минимальный размер пособий в месяц составляет 513 145 руб. [8]. Таким образом, молодой специалист, ранее не работавший и не накопивший страховой стаж, будущая мама, обучавшаяся в ВУЗе на дневной форме получения образования, в магистратуре на дневной форме получения образования в случае наступления у них временной нетрудоспособности по указанным причинам в начале их трудовой деятельности, будут получать минимальный размер пособия, по временной нетрудоспособности или по беременности и родам соответственно. Данная ситуация может негативно повлиять на материальное положение указанных категорий граждан.

Однако, государство, объявляя себя социальным и правовым, должно гарантировать всеобщность права на социальное обеспечение и достойный уровень существования всех своих граждан. Если человек по объективным причинам лишен возможности работать, государство должно сохранить включение в страховой стаж наравне с работой наиболее значимых с социальной точки зрения периодов или учитывать данное обстоятельство при изменении национальной правовой базы о страховом стаже.

Литература:

1. О пенсионном обеспечении: Закон Респ. Беларусь, 17 апр. 1992 г., № 1596-XII: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 26.10.2012 г., № 430-З  // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2013.

2. О некоторых вопросах пенсионного обеспечения и социального страхования: Указ Президента Респ. Беларусь, 3 сент. 2013 г., № 389 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2013.

3. Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования: Закон Респ. Беларусь, 6 янв.1999 г., № 230-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 15.07.2009 г., № 43-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2013.

4. Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 29 фев.1996 г., № 138-XIII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 30.12.2011 г., № 334-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2013.

5. Долголева И.А. Страховой стаж в системе пенсионного обеспечения / И.А. Долголева // Право в современном белорусском обществе : сб. науч. тр. / НАН Беларуси, Ин-т государства и права ; редкол.: В.И. Семенков (гл. ред.) [и др.]. – Минск, 2007. – Вып. 2. – С. 321–328.

6. Об утверждении национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы: Указ Президента Респ. Беларусь, 11 авг. 2011 г., № 357: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 12.09.2012 № 406 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2013.

7. О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (вместе с «Положением о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам», «Положением о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей», «Положением о комиссии по назначению государственных пособий семьям, воспитывающим детей, и пособий по временной нетрудоспособности»): постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 28 июня 2013 г. №569: в ред. постановления Совета Министров Респ. Беларусь от 22.08.2013 г., № 736  // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2013.

8. Об утверждении бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах июня 2013 г. в расчете на один месяц: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 26 июля 2013 г., № 659// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф. [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2013.