Законодательство в области ремесленной деятельности

Савостьян С.В., начальник отделения гражданского и экономического законодательства Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь

Одной из главных функций и исключительной прерогативой государства является законодательное регулирование предпринимательской деятельности. Это особенно актуально для переходной экономики, когда нормативно-правовая база новых форм хозяйствования, в том числе малого предпринимательства, только формируется. Необходимо, чтобы законодательное регулирование всех аспектов предпринимательской деятельности стимулировало как создание нового бизнеса, так и динамичное развитие уже существующего. Недопустимо, чтобы законодательство тормозило предпринимательскую активность, создавая административные барьеры при входе на рынок и при наращивании масштабов бизнеса.

Ремесленное дело является одним из важных секторов современной многоукладной социально-рыночной экономики. Широкая сеть мелких (ремесленных) организаций и рост количества ремесленников создают благоприятные предпосылки для развития эффективной конкуренции на рынке, а их гибкость и мобильность дают возможность решить целый комплекс хозяйственных и социальных задач – от более полного удовлетворения населения сравнительно дешевыми и необходимыми в повседневной жизни товарами народного потребления до расширения занятости (в том числе людей с самыми различными свойствами интеллекта, психики и физических возможностей, людей с различным запасом знаний и разными профессиональными интересами).

По сравнению с предыдущими периодами развития общества в настоящее время ремесленничество утратило свои господствующие позиции как система производства, однако оно продолжает существовать во многих развитых странах мира, получая государственную поддержку как часть малого предпринимательства либо как самостоятельная система производства. Сегодня этот положительный опыт должен быть изучен, обобщен и учтен.

Следует отметить, что во всем мире нет унифицированного понятия ремесленничества, и даже в Европейском Союзе, где национальные законодательства государств–участников в достаточной степени унифицированы, определения ремесленника и ремесленной организации остаются в компетенции каждой отдельной страны-участницы ЕС, поскольку единого понятия ремесленника и ремесленной организации в ЕС не существует, и оно может сильно отличаться в разных странах.

Так, например, во Франции ремесленник – это лицо, которое:

во-первых, осуществляет за свой счет определенную работу, руководит своей организацией и обычно принимает личное участие в ее работе;

во-вторых, имеет профессиональную квалификацию (диплом или стаж, подтвержденный сертификатом ремесленной палаты);

в-третьих, работает только с членами своей семьи, со своими учениками и максимум с пятью компаньонами.

В Италии понятие ремесленного производства совпадает с понятием мелкого промышленного производства. В эту категорию входят:

— организации, занимающиеся художественными или традиционными промыслами (включая индивидуальный пошив одежды) без ограничения численности рабочих, но не более с 10 учениками;

— организации без серийного производства, использующие труд не более 100 рабочих (включая членов их семей) и не более 10 учеников;

— организации, выпускающие серийную продукцию, но не имеющие полностью механизированного производства и использующие труд не более 5 человек (включая членов семей) и не более 5 учеников.

В Польше понятие ремесленного производства полностью совпадает с понятием малого бизнеса в сфере промышленного производства. К ремеслу относится профессиональное осуществление производственной деятельности физическим лицом (либо частным обществом физических лиц), с участием квалифицированного личного труда, от своего имени этого лица и за его счет, (при занятости до 50 работников). К ремеслу не относится деятельность: торговля, общественное питание, гостиничные услуги, врачебные услуги, производственная и сервисная деятельность художников и художников фотографов.

Исходя из вышеназванного, можно выделить следующие общие характерные признаки организации ремесленной деятельности. Так формами организации ремесленников обычно бывают малые организации, различных видов, в том числе индивидуально-частные (унитарные) предприятия, а также они могут быть предпринимателями без образования юридического лица (индивидуальными предпринимателями). То есть ремесленничество в классическом его понимании — это часть субъектов малого предпринимательства, для которых характерно изготовление продукта труда или предоставление услуг в малом объеме или по индивидуальным заказам с высокой долей ручного труда и с творческим использованием собственных особых знаний, навыков и умений, как правило, без функционального и производственного разделения труда внутри ремесленной организации, на основе собственности ремесленника (мастера) на средства производства.

Правовое регулирование ремесленной деятельности в Республике Беларусь имеет свои особенности. Так, в республике отсутствует единый базовый нормативный правовой акт, призванный комплексно регулировать ремесленную деятельность. Отдельные нормы, регулирующие осуществление ремесленной деятельности в Республике Беларусь, содержатся в актах законодательства Республики Беларусь разного уровня. В частности, в Законе Республики Беларусь от 9 июля 1999 года «О народном творчестве, народных промыслах (ремеслах) в Республике Беларусь», в Законе Республики Беларусь от 28 мая 1991 года «О предпринимательстве в Республике Беларусь», в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 13 декабря 2000 г. № 1908 «Об утверждении Государственного реестра изделий народных промыслов (ремесел)», в постановлении Министерства культуры Республики Беларусь от 13 декабря 2000 г. № 26 «Аб зацвярджэннi Палажэння аб Нацыянальным банку даных у галiне народнага мастацтва, народных промыслаў (рамёстваў)» и ряде других.

Закон Республики Беларусь от 9 июля 1999 года «О народном творчестве, народных промыслах (ремеслах) в Республике Беларусь» определяет народные промыслы (ремесла) как производство предметов декоративного и утилитарного назначения, исторически сформированное в определенной местности и неразрывно связанное с самобытными художественными и ремесленными традициями определенной местности, а понятие предприятия народных промыслов (ремесел) как коммерческую организацию любой формы собственности и организационно-правовой формы, которая занимается производством продукции народных промыслов (ремесел) на основе использования традиционных художественно-технических приемов по обработке натуральных материалов. Предприятие получает статус предприятия народных промыслов (ремесел) после получения Аттестата о происхождении промысла (ремесла), который выдается экспертной комиссией.

Согласно положениям указанного Закона, граждане могут заниматься деятельностью в сфере народного искусства, народных промыслов (ремесел) профессионально и на любительской основе. Гражданам предоставляются права на создание общественных объединений в сфере народного искусства, народных промыслов (ремесел). Законом определены понятия мастера народных промыслов (ремесел) и народного мастера в сфере народного искусства, порядок получения такого статуса и их права.

Отдельная глава Закона посвящена государственной поддержке предприятий народных промыслов (ремесел). В частности Законом декларируется, что предприятия народных промыслов (ремесел) обеспечиваются финансовой и другими видами государственной поддержки путем:

создания специальных условий для использования этими предприятиями финансовых, материально-технических разработок и технологий;

содействия внешнеэкономической и иной связанной с ней деятельностью, включая расширение и развитие торговых, научно-технических, производственных и информационных связей предприятий с аналогичными предприятиями зарубежных стран;

организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для этих предприятий. Устанавливается обязанность сохранения профиля работы предприятия в случае смены его собственника.

Согласно подпункту 2.16 пункта 2 Закона Республики Беларусь от 19 декабря 1991 года «О налоге на добавленную стоимость» освобождаются от налогообложения обороты по реализации на территории Республики Беларусь изделий народных промыслов (ремесел) признанного художественного достоинства (за исключением подакцизных), по перечню таких изделий, определяемому Советом Министров Республики Беларусь.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 декабря 2000 г. № 1908 был утвержден Государственный реестр изделий народных промыслов (ремесел), который включает в себя перечень изделий с высоким уровнем художественного и технического исполнения, выполненных на основе традиционных технологий и их развития в соответствии с требованиями современного дизайна, наиболее полно отражающих своеобразие национального искусства, природу, особенности национальной культуры исторические и знаменательные события. Это:

— тканные изделия;

— строчевышитые изделия;

— изделия плетенные из лозы, камыша, спатры, корней, лыка, бересты;

— художественные изделия из соломы;

— изделия из льноволокна;

— керамика;

— художественные изделия из дерева;

— трикотажные изделия;

— роспись по ткани, стеклу, аппликация, лоскутные изделия;

— изготовление декоративных цветов и композиций из ткани, бумаги ручным способом;

— художественные изделия из камня, рога, кости, металла, кожи.

Так же в Законе нашли свое отражение положения касающиеся:

— обучения традиционным народным промыслам (ремеслам), подготовке кадров, научным исследованиям в данной области;

— популяризации народного искусства и распространения изделий народных промыслов (ремесел);

— культурного обмена и международных связей в данной области.

Необходимость внедрения новых подходов к регулированию ремесленной деятельности, в частности, применения заявительного принципа государственной регистрации граждан, которые намерены осуществлять ремесленническую деятельность, была отмечена Президентом Республики Беларусь в протоколе поручений Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г., данных 17 ноября 2004 г. при подписании Решения республиканского референдума, состоявшегося 17 октября 2004 г., от 9 декабря 2004 г. № 42.

Во исполнение указанного поручения был подготовлен и 16 мая 2005 года подписан Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах осуществления физическими лицами ремесленной деятельности»

Данным Указом установлено, что под ремесленной деятельностью понимается не являющаяся предпринимательской деятельность физических лиц по изготовлению и реализации товаров, выполнению работ, оказанию услуг с применением ручного труда и инструмента, в том числе электрического, осуществляемая самостоятельно, без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам и направленная на удовлетворение бытовых потребностей граждан;

Указом предоставлено право физическим лицам (за исключением физических лиц, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о народном искусстве, народных промыслах (ремеслах), а также физическим лицам, которым законодательными актами запрещается осуществление иной деятельности) осуществлять по заявительному принципу без государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей следующие виды ремесленной деятельности:

1. изготовление и ремонт:

сельскохозяйственного и садово-огородного инструмента и его частей (косовищ, черенков, грабель, топорищ, лопат, мотыг, серпов, топоров, садовых ножниц, ручных пил и иных);

шорно-седельных изделий (хомутов, седелок, шлей, вожжей и других частей упряжи);

2. изготовление предметов домашнего обихода и их частей:

хозяйственной посуды и кухонного инвентаря (мелких приборов и принадлежностей для кухни, ручных кухонных приспособлений, используемых при обработке, приготовлении или сервировке блюд) из глины, дерева и прочих древесных материалов;

изделий из дикорастущих растений (лозы, камыша, липы и иных), за исключением мебели;

деревянных бочек, чанов, кадок и прочих бондарных изделий;

3. изготовление, установка и ремонт деревянных навесов, теплиц, беседок, ульев, клеток, домиков и иных помещений для содержания животных и птиц;

4. кузнечное дело.

За осуществление ремесленной деятельности согласно Указу вводится сбор, взимаемый в размере одной базовой величины в календарный год, определяемой на момент его уплаты, который зачисляется в соответствующие бюджеты областей и Минска. Граждане, осуществляющие ремесленную деятельность, не уплачивают подоходный налог, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, а также не ведут государственную статистическую отчетность.

Также Указом установлен порядок оплаты сбора и ответственность за нарушения установленного порядка осуществления ремесленной деятельности.

Таким образом, в законодательстве Республики Беларусь имеет место неоднозначное понимание ремесленничества и ремесленной деятельности. Так, согласно Закону Республики Беларусь «О народном творчестве, народных промыслах (ремеслах) в Республике Беларусь» гражданин имеет право заниматься ремесленной деятельностью как предприниматель, либо образуя юридическое лицо, и тем самым автоматически подпадая под сферу действия законодательства о поддержке малого предпринимательства. А согласно Указу, гражданин имеет право заниматься этой деятельностью даже не являясь индивидуальным предпринимателем. Кроме того, виды ремесленной деятельности, установленные Указом и постановлением Совета Министров так же являются схожими, что далеко не способствует определенности и однозначной трактовке законодательства в этой области.