Развитие института правовой охраны нераскрытой информации в Республике Беларусь

Лосев С.С., ведущий научный сотрудник Института правовых исследований Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, кандидат юридических наук, доцент

Нормы, посвященные охране коммерческой тайны, существуют в праве Беларуси с начала 90-х годов прошлого столетия. В Закон Республики Беларусь от 14 декабря 1990 г. «О предприятиях» была включена отдельная глава, посвященная коммерческой тайне предприятия. Согласно ст.96 этого Закона под коммерческой тайной предприятия понимались «…не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам.» [1].

Последующее развитие законодательства об охране коммерческой тайны связано с принятием постановления Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 1992 г. № 670 «Об утверждении Положения о коммерческой тайне» [2]. Положение содержало определение коммерческой тайны, закрепляло  перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, а также определяло основные аспекты установления охраны, порядка доступа к коммерческой тайне и ее защиты. Согласно п. 1 Положения «… коммерческую тайну составляют преднамеренно скрываемые экономические интересы и информация о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности субъекта хозяйствования, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экономической безопасности субъекта хозяйствования».

Следующим этапом развития законодательства стал принятый в 1998 г. Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК) [3], в который были включены отдельные нормы, связанные с охраной коммерческой тайны. Однако эти нормы оказались «разбросанными» по различным частям кодекса. Охраняемая информация была названа в качестве самостоятельного объекта гражданских прав. Одновременно с этим законодатель использовал понятие «нераскрытая информация», при этом нормы, посвященные охране  нераскрытой информации, в том числе секретов производства (ноу-хау), были включены в раздел V ГК «Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность)». При этом за владельцем нераскрытой информации признавалось право на ее защиту от незаконного использования, если соблюдались условия, необходимые для охраны коммерческой и служебной тайны. Кроме того, в гражданском законодательстве Беларуси отсутствовало какое-либо разграничение понятий «коммерческая тайна» и «служебная тайна», поскольку для определения охраноспособности информации в качестве служебной тайны использовались те же критерии, что и в отношении коммерческой тайны, в том числе критерий коммерческой ценности информации. Ситуация усложнялась тем, что в Законе Республики Беларусь «О государственных секретах» [4] служебная тайна была определена в качестве одной из категорий государственных секретов и тем самым отнесена к сфере действия публичного права.

Новым этапом в развитии законодательства Беларуси в данной области стало принятие Закона от 5 января 2013 г. № 16-З «О коммерческой тайне» [5], а также связанные с ним изменения в ГК. Концептуально, новые нормы сводятся к следующему.

Изменения в системе объектов гражданских прав. Белорусское законодательство, определяя объект правовой охраны, до настоящего времени параллельно использовало три понятия: охраняемая информация, определяемая как самостоятельный объект гражданских прав, нераскрытая информация – объект права интеллектуальной собственности, а также служебная и коммерческая тайна, определяемые в качестве формы охраны нераскрытой информации. При этом нераскрытая информация не только относилась к объектам права интеллектуальной собственности, но и определялась как объект исключительного права (статьи 980 и 983 ГК). В таком подходе законодателя было заложено сущностное противоречие, поскольку предоставляемая владельцу исключительного права монополия предполагает определение содержания этого права, т.е. тех действий, которые может совершать обладатель исключительного права, и не могут совершать все иные лица. В отличие от любого другого исключительного права, определить позитивную составляющую права на нераскрытую информацию, т.е. назвать те действия, которые может осуществлять обладатель права сам и разрешать осуществлять другим, невозможно. Кроме того, в пункте 4 статьи 1011 ГК говорилось о том, что лицо, самостоятельно и правомерно получившее сведения, составляющие содержание нераскрытой информации, вправе использовать эти сведения независимо от прав владельца соответствующей нераскрытой информации, что также не позволяло рассматривать права владельца нераскрытой информации в качестве монополии.

При этом определение правового режима нераскрытой информации только как объекта исключительного права не является единственно возможным. В науке гражданского права все более распространенным становится представление о том, что в отношении нераскрытой информации может действовать лишь фактическая монополия ее владельца, выражающаяся в возможности устанавливать режим доступа к имеющимся у лица сведениям, неизвестным другим лицам, а также принимать юридически обеспеченные меры к недопущению их разглашения; соответственно, право на нераскрытую информацию должно определяться через законодательно установленный запрет на разглашение определенной информации без ведома ее владельца. Как справедлива отмечают специалисты, если провести аналогии с правом собственности, то такой подход будет выражаться не в закреплении за собственником правомочий владения, пользования и распоряжения, а только в обеспеченной законом защите от воровства [6, с. 33].

Какие изменения произошли в белорусском законодательстве?

С принятием Закона объектом гражданских прав вместо охраняемой информации признается нераскрытая информация. Согласно новой редакции ст.140 ГК информация (сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах) охраняется в качестве нераскрытой информации, если она составляет коммерческую тайну. При этом нераскрытая информация исключается из числа объектов исключительных прав и уже не упоминается в разделе V ГК, посвященном интеллектуальной собственности.

Определяя нормы Закона, белорусский законодатель использовал термин «коммерческая тайна» для определения содержания прав владельца нераскрытой информации; при этом коммерческая тайна обозначает не саму нераскрытую информацию, а ее правовой режим, состоящий в том, что владелец такой информации не имеет монопольного права на использование определенной информации, однако имеет право на защиту конфиденциальности этой информации (сохранение информации в тайне) в отношении всех лиц, пытающихся незаконным образом получить ней доступ. Таким образом, в белорусском законодательстве реализована схема, при которой понятие «нераскрытая информация» определяет, что охраняется и что выступает в качестве объекта возможных правоотношений, а понятие «коммерческая тайна» определяет то, каким образом нераскрытая информация охраняется.

Понятие «нераскрытая информация» включает в себя и секреты производства (ноу-хау). Ранее белорусское законодательство относило ноу-хау к числу объектов интеллектуальной собственности, автоматически распространяя на них режим исключительного права. Однако такой подход вызывает ожесточенные споры. Среди российских специалистов, занимавшихся данной проблематикой. наиболее убедительной представляется позиция В.И. Еременко, указывающего, что между исключительным правом и правом владельца секрета производства (ноу-хау) существуют принципиальные различия, выражающиеся в том, что, во-первых, исключительное право основано на легальной монополии, а в основе права на секрет производства лежит фактическая монополия; во-вторых, различны функции этих прав, что выражается в том, что объект исключительного права со временем становится достоянием общества взамен на предоставление государством правообладателю временной монополии, в то время как право на секрет производства, действующее до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность составляющих его сведений, направлено исключительно на обеспечение имущественных интересов его обладателя; в-третьих, отличаются механизмы защиты данных прав – если обладатель секрета производства должен предоставить доказательства принадлежности ему этого права, то правомочия обладателя исключительного права очевидны и не нуждаются в доказывании [7, с.88]. В связи с этим и другие исследователи указывают на то, что законодатель ошибочно распространил на секрет производства (ноу-хау) режим исключительного права [8, с. 6].

Разработчики Закона, как представляется, нашли оптимальное решение данной проблемы. С учетом двойственной природы секретов производства (ноу-хау), выражающейся в том, что они одновременно могут быть не только информацией, но и результатом интеллектуальной деятельности, а также следуя в русле сложившейся в мире практики, их сохранили в числе объектов права интеллектуальной собственности. Однако при этом владелец секрета производства (ноу-хау) не наделяется исключительным правом, — согласно новой редакции пункта 2 статьи 1010 ГК сведения, составляющие секреты производства (ноу-хау), должны охраняться в режиме коммерческой тайны.

 Понятие коммерческой тайны. Согласно Закону в качестве коммерческой тайны могут охраняться сведения любого характера (технического, производственного, организационного, коммерческого, финансового и иного), в том числе секреты производства (ноу-хау). Законодатель уточняет, что определенные сведения будут  составлять коммерческую тайну лишь тогда, когда в  их отношении будет установлен режим коммерческой тайны. Далее по тексту Закона коммерческая тайна понимается именно как специальный правовой режим информации, состоящий в том, что этой информации обеспечивается защита от разглашения.

Закон уточняет условия, необходимые для охраны информации в режиме коммерческой тайны.При определении условий охраноспособности сведений, составляющих коммерческую тайну, разработчиками Закона были учтены нормы ранее действовавшего законодательства, обобщенный опыт правового регулирования зарубежных стран, а также нормы заключенного в рамках Всемирной торговой организации Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Согласно ст.5 Закона режим коммерческой тайны может быть установлен в отношении сведений, которые одновременно соответствуют следующим требованиям:

— не являются общеизвестными или легкодоступными третьим лицам в тех кругах, которые обычно имеют дело с подобного рода сведениями;

— имеют коммерческую ценность для их обладателя в силу неизвестности третьим лицам;

— не являются объектами исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;

— не отнесены в установленном порядке к государственным секретам.

Принципиальным новшеством является то, что в Законе используется критерий относительной неизвестности и недоступности информации, составляющей коммерческую тайну, при этом использование понятия «круг лиц, которые обычно имеют дело с подобного рода сведениями» может ограничить круг этих лиц субъектами, находящимися в конкурентных отношениях с владельцем коммерческой тайны.

Не менее важно то, что в Законе поясняется, что сведения будут рассматриваться как имеющие коммерческую ценность, если обладание ими позволяет лицу при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, сократить расходы, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. При этом данная коммерческая ценность определяется не по объективным критериям, а в связи с неизвестностью соответствующих сведений заинтересованным лицам.

В Законе уточняется перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. Статья 6 Закона содержит развернутый перечень таких сведений. Перечень является открытым, однако Закон допускает возможность его расширения только на уровне иных законодательных актов. Данная норма имеет принципиально важное значение, поскольку придает институту охраны коммерческой тайны большую стабильность и исключает возможное «размывание» охранительных норм на уровне ведомственного нормотворчества.

Установление режима коммерческой тайны. Согласно ст.4 Закона правовая охрана коммерческой тайны возникает с момента установления в отношении сведений режима коммерческой тайны и действует до тех пор, пока эти сведения соответствуют условиям охраноспособности и действует установленный режим коммерческой тайны.

Определяя лицо, имеющее право устанавливать в отношении определенных сведений режим коммерческой тайны, Закон называет в качестве такового лицо, правомерно обладающее такими сведениями. Законодатель не дает определения того, что есть правомерное обладание сведениями, а называет случаи, в которых обладание сведениями является неправомерным: получение в результате незаконного ознакомления со сведениями, составляющими коммерческую тайну других лиц, а также недобросовестное получение таких сведений от третьих лиц.

Следует обратить внимание на то, что законодатель предоставляет право установления режима коммерческой тайны не только лицу, которое в последующем будет считаться владельцем коммерческой тайны, но и его контрагенту, т.е. лицу, состоящему с владельцем коммерческой тайны в договорных отношениях и получившему в рамках заключенного гражданско-правового договора доступ к коммерческой тайне. Это означает, что контрагент, получивший на основании заключенного договора доступ к коммерческой тайне, может использовать предоставленный Законом механизм охраны и защиты коммерческой тайны, в том числе регулировать отношения со своими работниками таким же образом, как это делает сам владелец коммерческой тайны.   Однако права контрагента владельца коммерческой тайны в части установления и поддержания режима коммерческой тайны являются производными по отношению к правам владельца коммерческой тайны как лица, первым установившего такой режим: контрагент имеет право устанавливать режим коммерческой тайны в отношении сведений, к которым он получил доступ, в пределах, определенных Законом и заключенным с владельцем коммерческой тайны договором, при этом контрагент не наделен правом изменять или отменять режим коммерческой тайны.

Согласно ст. 8 Закона режим коммерческой тайны будет считаться установленным после определения состава сведений, подлежащих охране в режиме коммерческой тайны, и принятия лицом, правомерно обладающим такими сведениями, совокупности мер, необходимых для обеспечения их конфиденциальности. Закон предоставляет право владельцу коммерческой тайны применять, помимо перечисленных в Законе, и иные меры, не противоречащие законодательству, в том числе технические средства и методы защиты информации, не запрещенные законодательством. В качестве одной из таких мер является предусмотренная нормой части пятой ст.8 Закона применение на носителях коммерческой тайны грифа «Коммерческая тайна» с указанием владельца коммерческой тайны, однако такая мера осуществляется по усмотрению владельца коммерческой тайны.

Доступ к коммерческой тайне. Доступ для целей Закона означает возможность ознакомления с согласия владельца коммерческой тайны или на ином законном основании определенного круга лиц со сведениями, составляющими коммерческую тайну. При этом в отношении всех лиц, которые получают доступ к коммерческой тайне, предъявляется требование о сохранении конфиденциальности, т.е. исключения их дальнейшего распространения.

Норма ст. 11 Закона в качестве общего правила устанавливает, что доступ к коммерческой тайне может быть предоставлен только ее владельцем. Такой доступ предоставляется контрагентам и работникам.

В качестве исключения из общего правила предусматривается возможность предоставления доступа к коммерческой тайне по требованию:

— суда или хозяйственного суда (по находящимся в производстве делам, а также находящимся на исполнении исполнительным документам);

— прокурора или его заместителей;

— органов дознания и предварительного следствия — по находящимся в их производстве материалам и уголовным делам;

— органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

— органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

— налоговых и таможенных органов;

— антимонопольных органов;

— других государственных органов и иных лиц в случаях, определенных законодательными актами.

Приведенный в Законе перечень государственных органов и иных лиц, имеющих право требовать доступа к коммерческой тайне, является открытым, однако он может быть расширен  только на уровне иных законодательных актов. Кроме того, указанные органы могут затребовать доступ к коммерческой тайне «в случаях, порядке и пределах», предусмотренных Законом и иными законодательными актами, что позволяет реализовывать данное право только в пределах той компетенции, которая определена для государственных органов на уровне законодательных актов.

Предоставление доступа к коммерческой тайне должно осуществляться на безвозмездной основе по письменному требованию указанных выше лиц, при этом такое требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать цель и правовое основание для ознакомления со сведениями, составляющими коммерческую тайну. Также в этом требовании должен быть указан срок предоставления сведений, если только самим законодательным актом, на основании которого истребется доситуп, такой срок не определен.

Если информация, составляющая коммерческую тайну, истребуется у лица, не являющегося владельцем коммерческой тайны (например, у контрагента владельца коммерческой тайны), такое лицо по общему правилу обязано отказать в удовлетворении требования о предоставлении этой информации, ограничившись предоситавлением информации о том, кто является владельцем коммерческой тайны. и только в случаях, когда это предусмотрено законодательными актами, требование о предоставлении доступа к чужой коммерческой тайне подлежит удовлетворению.

На лиц, получивших доступ к коммерческой тайне, возлагаются обязательства по соблюдению ее конфиденциальности. Согласно ст.12 Закона должностные лица государственных органов и (или) иные лица, получившие в соответствии с их требованием доступ к коммерческой тайне, не вправе без согласия ее владельца разглашать или предоставлять доступ третьим лицам к сведениям, ставшим известными им в силу выполнения трудовых (служебных) обязанностей и составляющим коммерческую тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами, а также не вправе использовать эти сведения в целях, непосредственно не связанных с выполнением трудовых (служебных)  обязанностей.

Особый порядок ознакомления со сведениями, составляющими коммерческую тайну, установлен в отношении судопроизводства. Данные правила являются универсальными и относятся ко всем видам судопроизводства: уголовного, гражданского, хозяйственного и административного. Согласно ст.13 Закона такое ознакомление возможно только в части, относящейся непосредственно к существу дела, а на лиц, получающих доступ к охраняемым сведениям, возлагается обязанность последующего сохранения конфиденциальности полученных сведений. Основанием для доступа к коммерческой тайне является судебное постановление об установлении пределов ознакомления с материалами дела, принимаемое по ходатайству лица, предоставившего суду носители коммерческой тайны.

Охрана коммерческой тайны в отношениях с работниками. Работники предприятий и организаций, выступающих в гражданском обороте в качестве владельцев коммерческой тайны либо контрагентов владельцев коммерческой тайны, являются основными носителями сведений, эту тайну составляющих. Поэтому регулирование отношений между владельцами коммерческой тайны (их контрагентами) и наемными работниками является основным элементом всего механизма охраны коммерческой тайны.

Законодательство, действующее до вступления Закона в силу, несмотря на предусмотренную ст.53 ТК обязанность работника не разглашать коммерческую тайну нанимателя, не позволяет обеспечить эффективную охрану коммерческой тайны в рамках трудовых отношений, при том, что  именно работники являются основными носителями информации, составляющей коммерческую тайну. Проблема носит концептуальный характер, поскольку связана с ответом на вопрос о том, какую природу (гражданско-правовую или трудовую) имеют обязательства работника по сохранению коммерческой тайны нанимателя.

Нормы Трудового кодекса возлагают на работника обязанность не разглашать без соответствующего разрешения коммерческую тайну нанимателя, тем самым, определяя правоотношения работника и нанимателя в вопросах охраны коммерческой тайны как трудовые. Это означает, что в силу нормы статьи 400 ТК ответственность работника в случае виновного разглашения коммерческой тайны нанимателя ограничивается его обязанностью возместить причиненный ущерб, под которым в трудовом законодательстве понимается только реальный ущерб, а убытки в виде упущенной выгоды, которые несет субъект хозяйствования в связи с разглашением его коммерческой тайны, при этом не учитываются. Излишне говорить о том, что вред от разглашения коммерческой тайны выражается преимущественно в форме упущенной выгоды (сорванные сделки, утрата положения на рынке и т.п.).

Норма п.2 ст.140 ГК, согласно которой на работника, разгласившего коммерческую тайну вопреки трудовому договору, возлагается обязанность возместить причиненные убытки, оказывается неприменимой; это обусловлено закрепленными в законодательстве принципами соотношения норм гражданского и трудового законодательства, — в соответствии со ст.1 ГК «трудовые отношения … регулируются гражданским законодательством, если … трудовым законодательством не предусмотрено иное», а трудовое законодательство не допускает возможности взыскания с работника, виновного в разглашении коммерческой тайны, убытков в полном объеме.

Каким образом эти проблемы решены в Законе? В основу Закона положена концепция параллельного применения норм трудового и гражданского права, обеспечивающих охрану коммерческой тайны в отношениях между работниками и их нанимателями. В отношении всех работников продолжает действовать норма п. 10 ст. 53 ТК, которая в обновленной редакции обязывает работника не разглашать коммерческую тайну нанимателя, а также коммерческую тайну третьих лиц, к которой наниматель получил доступ.

Если же наниматель заинтересован в более детальном регулировании отношений с работниками, получающими доступ к коммерческой тайне. Закон предоставляет нанимателю возможность заключения с работником специального договора, который для целей Закона именуется обязательством о неразглашении коммерческой тайны. Согласно норме ст.17 Закона обязательство о неразглашении определяет  взаимные права и обязанности работника и нанимателя, связанные с соблюдением конфиденциальности ведений, составляющих коммерческую тайну.

Существенной особенностью обязательства о неразглашении коммерческой тайны состоит в том, что оно, являясь гражданско-правовым договором, может сохранить свое действие и после прекращения трудовых отношений. Согласно норме части пятой ст.17 Закона работники, получившие доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну, и подписавшие обязательство о неразглашении коммерческой тайны, после прекращения трудового договора (контракта) с нанимателем обязаны соблюдать конфиденциальность таких сведений в течение срока действия обязательства о неразглашении коммерческой тайны либо до момента отмены режима коммерческой тайны в отношении сведений, к которым работник имел доступ, если этот момент наступит ранее окончания срока действия обязательства о неразглашении коммерческой тайны.

Прямое указание на гражданско-правовой характер обязательства о неразглашении коммерческой тайны решает проблемы с определением объема ответственности работника: в случае виновного разглашения коммерческой тайны работник обязан будет возместить причиненные нанимателю убытки в полном объеме, включая упущенную выгоду.

То, что обязательство о неразглашении является гражданско-правовым договором, также означает, что в нем может содержаться соглашение о неустойке, подлежащей взысканию со стороны договора, ненадлежащим образом исполняющей свои обязательства.

Для того, чтобы у нанимателя был инструмент, позволяющий заставить работника заключить указанное соглашение, ст.47 ТК дополнена нормой, предоставляющей нанимателю право расторгнуть трудовой договор с работником, которому для исполнения его обязанностей необходим доступ к коммерческой тайне, но который отказывается подписать предлагаемое нанимателем обязательство о неразглашении коммерческой тайны.

В свою очередь, Закон оговаривает возможность выплаты работнику вознаграждения за выполнение обязательств, связанных с соблюдением режима коммерческой тайны. Размер такого вознаграждения также определяется в обязательстве о неразглашении коммерческой тайны. При этом в силу гражданско-правового характера обязательства о неразглашении данное вознаграждение не входит в систему оплаты труда работника.

Законодатель определяет в качестве существенного условия обязательства о неразглашении коммерческой тайны условие об ответственности нанимателя за надлежащее выполнение обязанности уведомлять работников, в том числе бывших, о затрагивающих их права и законные интересы изменении или отмене режима коммерческой тайны в целом или в отношении отдельных составляющих ее сведений.

В качестве меры, призванной сбалансировать интересы работников и нанимателя в вопросах охраны коммерческой тайны законодатель предусмотрел возможность для работника обжаловать в судебном порядке принятие или изменение нанимателем отдельных мер по обеспечению конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну, если эти меры ограничивают права работника.

Охрана коммерческой тайны в отношениях с контрагентами. Применительно к охране коммерческой тайны в отношениях ее владельца с контрагентами Закон предусматривает, что обязательства по соблюдению конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну, могут быть предусмотрены как  в специально заключаемом соглашении о конфиденциальности, так и включены в любой гражданско-правовой договор.

Соглашение о конфиденциальности можно рассматривать как самостоятельную разновидность гражданских договоров в связи с тем, что законодатель определил его предмет и существенные условия: соглашение должно содержать перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, или порядок их определения, пределы использования этих сведений, а также указание о сроке, в течение которого контрагент обязан обеспечивать их конфиденциальность, в том числе в случае расторжения или отказа от исполнения договора.  Такие же требования предъявляются в том случае, если обязательства по обеспечению конфиденциальности включаются в иной гражданско-правовой договор, который в данном случае следует рассматривать как смешанный договор (ст.391 ГК), включающий в себя условия соглашения о конфиденциальности.

Контрагент по умолчанию наделяется правом самостоятельно определять, какими способами он будет обеспечивать конфиденциальность  сведений, составляющих коммерческую тайну. При этом Закон предусматривает, что в отношении третьих лиц контрагент будет иметь те же права на защиту коммерческой тайны, что и ее владелец, если только иное не будет определено заключенным между ними договором.

Очень важная норма закреплена в части третьей ст.14 Закона, согласно которой недействительность договора, заключенного с контрагентом, само по себе не влечет недействительности той части договора, в которой содержатся обязательства по обеспечению конфиденциальности сведений, составляющих коммерческую тайну. Данная норма необходима для того, чтобы обеспечить конфиденциальность коммерчески ценной информации независимо от юридической судьбы договора, на основании которого она стала доступной контрагенту владельца коммерческой тайны.

Законодатель возлагает на контрагента обязанность незамедлительно сообщить владельцу коммерческой тайны о возможном нарушении ее конфиденциальности, а именно: о допущенном контрагентом либо ставшим ему известным факте незаконного ознакомления со сведениями, составляющими коммерческую тайну, о факте незаконного использования этих сведений, факте разглашения коммерческой тайны или угрозы разглашения коммерческой тайны третьими лицами. Также контрагент обязан незамедлительно сообщать владельцу о требованиях доступа к коммерческой тайне со стороны государственных органов и иных лиц, наделенных таким правом. Все названные обязанности определены императивно и они не могут быть отменены на уровне договора.

Договорные отношения по поводу секретов производства (ноу-хау). Говоря об охране коммерческой тайны в отношениях с контрагентами, необходимо несколько слов сказать о тех изменениях, которые произошли в регулировании договорных отношений по поводу секретов производства (ноу-хау). Действующая до вступления Закона в силу норма ст.1012 ГК предусматривает, что лицо, обладающее нераскрытой информацией (включая секреты производства (ноу-хау)), может передать все или часть сведений, составляющих содержание этой информации, другому лицу по лицензионному договору (статья 985).   Конструкция лицензионного договора применяется для оформления отношений по передаче ноу-хау потому, что она больше других договорных типов соответствует характеру отношений, возникающих между владельцем ноу-хау и лицом, приобретающим составляющую ноу-хау информацию. Однако применение лицензионного договора для передачи ноу-хау имеет свою специфику, — поскольку ноу-хау по своей природе не может быть объектом исключительных прав,  договорные отношения, связанные с ноу-хау, должны основываться не на акте передачи прав на использование ноу-хау, а на раскрытии информации о его сущности. Поэтому в качестве предмета договора следует рассматривать не передачу права на использование ноу-хау, а передачу самого ноу-хау как совокупности охраняемой информации. В этом случае обязательство лицензиара по такому договору состоит не в передаче права использования объекта определенным способом, а в раскрытии информации, составляющей ноу-хау. Поэтому новая редакция ст.1012 ГК предусматривает, что лицо, обладающее секретом производства (ноу-хау), может передать все или часть составляющих его сведений другому лицу по договору, не определяя, каким этот договор должен быть. Это значит, что стороны договора могут самостоятельно определять его содержание, при этом данный договор может определяться сторонами как лицензионный, однако установленные ГК правила о лицензионном договоре могут применяться лишь в той части, в которой они не противоречат существу секрета производства (ноу-хау), не являющегося объектом исключительного права.

Особенности гражданско-правовой защиты коммерческой тайны. Статья 19 Закона предусматривает, что в случае незаконного ознакомления и (или) использования сведений, составляющих коммерческую тайну, а также ее разглашения физические и юридические лица, государственные органы и их должностные лица обязаны, во-первых, прекратить действия, связанные с незаконным ознакомлением и (или) использованием сведений, составляющих коммерческую тайну, а также ее разглашение, и, во-вторых, возместить убытки, включая упущенную выгоду, причиненные владельцу коммерческой тайны в результате незаконного ознакомления с составляющими ее сведениями, использования этих сведений, а также разглашения коммерческой тайны.

Особенностью норм Закона являются нормы, определяющие обязанности лиц, признаваемых добросовестными приобретателями сведений, составляющих коммерческую тайну. Таковыми в соответствии со ст.20 Закона являются лица, ознакомившиеся со сведениями, составляющими коммерческую тайну, в результате случайных событий или неправомерных действий третьих лиц, о чем лицо, ознакомившееся с такими сведениями, не знало и не должно было знать.  По требованию владельца коммерческой тайны добросовестный приобретатель обязан принять необходимые меры по обеспечению конфиденциальности полученных им  сведений, составляющих коммерческую тайну, в том числе заключить с владельцем коммерческой тайны договор, предусматривающий соответствующие обязательства; при этом добросовестный приобретатель вправе требовать от владельца коммерческой тайны возмещения издержек, связанных с принятием таких мер. При отказе добросовестного приобретателя принять указанные меры владелец коммерческой тайны вправе применять в его отношении предусмотренные законодательством способы защиты.

Специальные правила действуют в том случае, если добросовестному приобретателю стали доступны сведения, относящиеся к категории секретов производства (ноу-хау). Согласно норме новой редакции п.2 ст.1011 ГК в случае использования секрета производства (ноу-хау) лицом, которое в соответствии с законодательством является добросовестным приобретателем, суд с учетом средств, израсходованных таким лицом на использование секрета производства (ноу-хау), может разрешить его дальнейшее использование на условиях возмездности.

Безусловно, принятый Закон Республики Беларусь «О коммерческой тайне» содержит ряд иных новаций, предполагающих детальное регулирование общественных отношений в данной области. Резюмируя сказанное, хочется выразить уверенность в том, что принятие Закона, а также связанное с ним внесение изменений и дополнений в Гражданский кодекс и Трудовой кодекс позволяет создать эффективный механизм правовой охраны нераскрытой информации.

ЛИТЕРАТУРА

  1. О предприятиях: Закон Респ. Беларусь, 14 дек. 1990 г., № 462-XII // Ведомости Верх. Совета БССР. – 1991. — № 3. – Ст.13.
  2. Об утверждении Положения о коммерческой тайне: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 6 нояб. 1992 г, № 670 // Собрание постановлений Правительства Респ. Беларусь. – 1992. — № 32. – Ст. 570.
  3. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 7 декаб. 1998 г., № 218-З // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2011.
  4. О государственных секретах: Закон Респ. Беларусь, 19 июля 2010 г., № 170-З // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. — № 184, 2/1722.
  5. О коммерческой тайне: Закон Респ. Беларусь, 5 янв. 2013 г., № 16-З // Нац. Правовой Интернет-портал Респ. Беларусь, 10 янв. 2013 г., 2/2014.
  6. Смирнов, В. Ноу-хау в российском законодательстве /В.Смирнов // Интеллектуальная собственность. – 2000. – № 1. – С.32-36.
  7. Еременко, В.И. Секрет производства (ноу-хау) как объект исключительных прав в соответствии с частью четвертой ГК РФ /В.И. Еременко. // Адвокат. – 2008. – № 5. – С. 83-91.
  8. Смирнов, В.И. Нужен ли пересмотр норм о ноу-хау? /В.И. Смирнов. // Патенты и лицензии. – 2011. – № 6. – С. 2-7.