Рекомендации круглого стола ”Цифровые права в гражданском праве“

11 октября 2019 г. Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь (НЦЗПИ) совместно с Исследовательским центром частного права им. С.С. Алексеева при Президенте Российской Федерации и государственным учреждением ”Администрация парка высоких технологий“ провел научно-практическое мероприятие в формате круглого стола на тему ”Цифровые права в гражданском праве“.

В работе круглого стола приняли участие ученые-правоведы, специалисты государственных органов, представители IT-сектора, практикующие юристы.

В качестве спикеров выступили ведущие специалисты Исследовательского центра частного права им. С.С. Алексеева, НЦЗПИ, IT-компаний и юридических фирм Беларуси.

Предметом обсуждения стали актуальные проблемы развития гражданского законодательства в условиях формирования цифровой экономики, появления новых общественных отношений, связанных с использованием цифровых технологий, новых объектов правоотношений, представленных в информационных системах, а также выработка рекомендаций, направленных на совершенствование законодательства в данной области.

Участники круглого стола были ознакомлены с практикой законодательного регулирования отношений по поводу цифровых прав в Российской Федерации, а также с практикой применения отдельных положений Декрета Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. № 8 ”О развитии цифровой экономики“.

В качестве основных тенденций развития гражданского законодательства Российской Федерации было названо усиление начал диспозитивности с одновременным усилением роли принципа добросовестности участников гражданских правоотношений.

В качестве основной тенденции развития гражданского законодательства Республики Беларусь было названо отражение в его нормах приоритетов социально-экономического развития: переход к инновационной экономике, развитие деловой инициативы и предпринимательства, цифровизация экономики и дополнительное привлечение инвестиций. Целями корректировки Гражданского кодекса Республики Беларусь были названы совершенствование норм кодекса с учетом практики их применения; закрепление новых институтов гражданского права; унификация национального гражданского законодательства с законодательством государств-членов ЕАЭС.

Участники круглого стола отметили общую для двух стран тенденцию к усложнению экономического оборота, появлению новых видов активов, участвующих в обороте, которая должна быть учтена законодателем. Активное использование информационных технологий приводит к появлению объектов, представленных в виртуальной форме. Криптовалюты получают применение в качестве средства платежа, а также включаются в имущество должника при обращении взыскания; широкое применение приобретают различные варианты совершения сделок с использованием систем, созданных на базе распределенных реестров (блокчейн). Фактически складывающиеся общественные отношения ставят перед законодателем задачу ”легализации“ цифровых активов в гражданском законодательстве, а принцип правовой определенности требует конкретизации объекта правоотношений.

В докладах представителей НЦЗПИ, Исследовательского центра частного права им. С.С. Алексеева при Президенте Российской Федерации, практикующих юристов, представителей IT-индустрии был сделан акцент на необходимости комплексного правового регулирования общественных отношений, фактически сложившихся в связи с использованием технологий распределенного реестра (блокчейн) и совершением сделок с цифровыми знаками (токенами).

Участниками круглого стола было отмечено, что решение российского законодателя о включении категории ”имущественные права“ в систему объектов гражданских прав в качестве разновидности имущественных прав, охватываемых  более общим понятием ”имущество“, является компромиссным решением, которое сохраняет концептуальные положения о системе объектов гражданских прав и одновременно отражает в законодательстве новые общественные отношения, связанные с осуществлением гражданских прав в информационных системах. При этом конструкция имущественного права наиболее адекватно соответствует природе гражданских прав, возникающих и осуществляемых в информационных системах.

По мнению участников круглого стола несомненным достоинством цифровой формы выражения гражданских прав является их повышенная оборотоспособность.

Российские эксперты отметили, что при введении в гражданское законодательство Российской Федерации понятия ”цифровые права“ решались три основные задачи: определение токена как преимущественно обязательственного права, относящегося к определенному объекту гражданских прав; обеспечение раскрытия информации об участниках сделки, совершаемой в информационной системе, а также обеспечение  автоматического исполнения сделок, предметом которых выступают цифровые права. Также было обращено внимание на недопустимость расширительного толкования понятия ”цифровые права“. Таковыми с точки зрения действующего законодательства Российской Федерации могут признаваться только те гражданские права, в отношении которых закон прямо указывает на возможность создания и обращения в качестве цифровых, при этом такие права должны изначально создаваться (возникать) в привязке к определенной информационной системе и осуществляться в этой системе.

Характеризуя природу ”цифровых прав“, участники круглого стола неоднократно обращали внимание на то, что эти права не образуют принципиально новый объект гражданских прав, а являются новой формой осуществления гражданских прав в рамках информационных систем. Поэтому при определении места ”цифровых прав“ (”цифрового имущества“) в системе объектов гражданских прав не должно быть допущено их противопоставление традиционным  объектам гражданских прав. В связи с этим наиболее адекватным отражением места цифровых активов в гражданском обороте является их включение в понятие ”имущество“, которое в современном гражданском праве получает все более широкое толкование.

Обсуждая нормы Декрета Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. № 8 ”О развитии цифровой экономики“, участники круглого стола, признавая его значимость в качестве первого шага в регулировании новой сферы общественных отношений, отмечали, что сфера их применения ограничена резидентами Парка высоких технологий и их контрагентами.

Оценивая перспективы отражения в гражданском законодательстве Республики Беларусь категорий ”цифровые права“ и ”цифровое имущество“, участники круглого стола приняли во внимание то обстоятельство, что большинство государственных органов заняли умеренно-консервативную позицию, высказав мнение о преждевременности включения таких положений в Гражданский кодекс Республики Беларусь  в виду, прежде всего, отсутствия серьезных научных исследований, единства мнений о правовой природе таких прав, а также недостаточной практики применения норм Декрета Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. № 8 ”О развитии цифровой экономики“.

Участники круглого стола приняли к сведению информацию о том, что Институтом правовых исследований НЦЗПИ в 2020-2021 гг. будет проводиться научное исследование на тему ”Правовое обеспечение цифровизации экономики Республики Беларусь в условиях развития экономической интеграции в рамках Евразийского экономического союза“, результаты которого могут быть использованы при разработке правовых норм, регулирующих обсуждаемую сферу общественных отношений.

Участники круглого стола, осознавая важность правового регулирования новых общественных отношений, связанных с использованием цифровых технологий, отмечают:

  • безусловную актуальность и значимость тематики круглого стола для представителей государственных органов, участвующих в нормотворческом процессе и осуществляющих правоприменительную деятельности, хозяйствующих субъектов Республики Беларусь и Российской Федерации, а также иностранных инвесторов;
  • возрастающую востребованность независимых реестров и децентрализованных распределенных информационных сетей как среды для возникновения и осуществления гражданских прав, а также необходимость государственного регулирования правил функционирования таких децентрализованных информационных систем;
  • значимость цифровых активов для развития экономики, обусловленную тем, что они представляют возможность легкого и быстрого трансграничного инвестирования;
  • необходимость комплексного решения проблем правового регулирования отношений, связанных с осуществлением гражданских прав в информационных системах, в национальных законодательствах Республики Беларусь и Российской Федерации;
  • важность изучения имеющегося опыта законодательного регулирования отношений, связанных с осуществлением ”цифровых прав“, в гражданском законодательстве Российской Федерации, а также обеспечения принципа гармонизации законодательств Республики Беларусь и Российской Федерации;
  • положительный опыт реализации на базе Парка высоких технологий проекта ”Currency.com“, обеспечивающего осуществление инвестиций посредством использования технологий распределенного реестра (блокчейн) и совершения сделок с цифровыми знаками (токенами);
  • важность проведения комплексных научных исследований в области правового регулирования новых общественных отношений, связанных с осуществлением гражданских прав в информационных системах, в целях выработки наиболее оптимальных подходов к определению в гражданском законодательстве правового статуса цифровых прав (цифровых активов), а также регулирования их оборота;
  • значимость широкого обсуждения актуальных проблем совершенствования законодательства, регулирующего новые общественные отношения, связанные с возникновением и осуществлением гражданских прав в информационных системах;
  • необходимость совершенствования норм Декрета Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. № 8 ”О развитии цифровой экономики“;
  • принципиальную возможность учета высказанных предложений в процессе работы над проектом Закона Республики Беларусь ”Об изменении Гражданского кодекса Республики Беларусь“, в том числе отражения понятия ”цифровые права“ в рамках понятий ”имущественные права“ и ”иное имущество“ без внесение концептуальных изменений в статью 128 ”Объекты гражданских прав“  Гражданского кодекса Республики Беларусь, а также необходимость адаптации предусмотренных законодательством требований к форме сделки к особенностям осуществления ”цифровых прав“ в информационных системах, в том числе законодательного признания возможности фиксировать волю участника сделки без необходимости использования подписи или ее аналога.