Круглый стол ”Совершенствование правовых основ обеспечения экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования“ состоялся в Национальном центре законодательства и правовых исследований Республики Беларусь 25 октября 2019 года.
В работе круглого стола приняли участие представители Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, ведущих юридических и экономических учреждений образования Беларуси.
Участники круглого стола, заслушав и обсудив проблемные вопросы действующих правовых норм и практики их применения, а также предполагаемых изменений в законодательстве, отмечают:
- актуальность тематики круглого стола и значимость установления проблем и тенденций развития экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования с целью обоснования направлений совершенствования законодательства, обеспечивающего инновационное развитие Республики Беларусь с учетом принципов ”зеленой“ экономики;
- сложность и недостаточную разработанность в юридической науке вопроса использования экономических мер для охраны окружающей среды и обеспечения рационального (устойчивого) использования природных ресурсов;
- важность проведения комплексных научных исследований в области правового обеспечения экономического механизма охраны окружающей среды и рационального (устойчивого) природопользования;
- необходимость дальнейшего развития правовых норм, регулирующих отдельные меры экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования с учетом правоприменительной практики, зарубежного опыта и норм международного права.
В докладах представителей Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь был сделан акцент на необходимости совершенствования содержания экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования и внедрения новых финансовых инструментов поддержки ”зеленой“ экономики.
В контексте обсуждавшихся в рамках круглого стола вопросов, его участники предлагают рассматривать в качестве приоритетных следующие предложения, направленные на развитие экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования:
- совершенствование структуры экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования, путем эффективного использования существующих (финансирование, платежи, экологическое страхование и др.) и внедрения новых экономических мер регулирования охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов (”зеленые“ кредиты, торговля квотами на выбросы парниковых газов, проектные инструменты возмездной передачи углеродного товара, ”зеленые“ инвестиции, ”зеленые“ облигации, ”зеленые“ закупки), призванных стимулировать субъектов хозяйственной деятельности к снижению негативного воздействия на окружающую среду;
- важность законодательного закрепления и практической реализации принципа экологизации государственных закупок;
- определение вектора совершенствования законодательства Республики Беларусь в контексте создания национальных правовых рамок торговли выбросами парниковых газов, с учетом комплексной природы данных отношений, сочетающих частно-правовые и публично-правовые начала, и особенностей, возникающих в ходе торговли выбросами парниковых газов;
- необходимость автономной правовой регламентации экологического страхования как самостоятельного элемента экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования и вида страхования ответственности за причинение экологического вреда, осуществляемого преимущественно в обязательной форме в силу доминирования публично-правовых интересов в данных отношениях;
- необходимость в детальном изучении правовых основ обеспечения экономического механизма охраны и использования вод при осуществлении специального и обособленного водопользования, с целью выработки предложений по совершенствованию правовой регламентации исследуемых отношений;
- целесообразность внедрения мер экономического стимулирования в сфере обращения с отходами, развитие государственно-частного партнерства, обеспечивающего объединение финансовых ресурсов сторон и привлечение инвестиций;
- необходимость проведения согласованной экологической политики государствами-членами ЕАЭС. Стратегическим направлением при проведении согласованной экологической политики должно стать выявление тенденций развития и совершенствования правового обеспечения экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования государств-членов ЕАЭС. Несмотря на сложность проблемы, в условиях развития ”зеленой“ экономики особенно важно определить единое унифицированное законодательное обеспечение экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования.
Решение рассмотренных проблем, устранение противоречий в законодательстве позволит сформировать эффективный экономический механизм, отвечающий требованиям единства и определенности нормативного правового регулирования, гарантирующих охрану окружающей среды и рациональное (устойчивое) использование природных ресурсов.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: