РЕКОМЕНДАЦИИ «КРУГЛОГО СТОЛА»

по теме: «Правовое положение некоммерческих юридических лиц: теория и практика»,
состоявшегося 22 ноября 2012 года.

22 ноября 2012 года Институт правовых исследований Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь провел ”круглый стол“ по теме: ”Правовое положение некоммерческих юридических лиц: теория и практика“. По результатам данного ”круглого стола“ были выработаны следующие рекомендации:

Рекомендации
”круглого стола“ по теме: ”Правовое положение некоммерческих юридических лиц: теория и практика“
(Минск, 22 ноября 2012 г.)

Некоммерческие организации составляют так называемый ”третий сектор“ и в настоящее время являются важнейшими субъектами рыночных отношений, поскольку они заполняют те экономические ниши, которые бесперспективны с точки зрения бизнеса. Кроме того, они играют значительную роль в формировании гражданского общества и решении актуальных социальных проблем. Однако нормативное закрепление статуса некоммерческих юридических лиц в Республике Беларусь на современном этапе нельзя определить как детальное и достаточное для обеспечения эффективной деятельности данных субъектов с учетом их социальной сущности и экономического значения.

Сложившаяся в Республике Беларусь система правового регулирования деятельности некоммерческих организаций включает в себя два уровня: Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК) и специальное законодательство, определяющее особенности деятельности отдельных видов некоммерческих юридических лиц. В отдельных государствах действуют общие законы ”О некоммерческих организациях“, регулирующие деятельность некоммерческих организаций в различных организационно-правовых формах. Однако опыт применения норм законов ”О некоммерческих организациях“ показал недостаточную эффективность содержащихся в них положений ввиду отсутствия целостной системы регулирования отношений, основанной на единых принципах. В этом плане обоснованным представляется отказ белорусского законодателя от разработки и принятия Закона ”О некоммерческих организациях“. Основное внимание должно быть сосредоточено на совершенствовании действующего законодательства о некоммерческих организациях, включая корректировку соответствующих норм ГК, в целях наиболее полного отражения различных аспектов деятельности некоммерческих юридических лиц. При этом на основе единства и дифференциации следует обеспечить последовательную реализацию комплексного подхода, при котором в ГК будут закреплены основные признаки и общие положения, определяющие правовой статус некоммерческих организаций, а детальное регулирование соответствующего вида отношений будет проведено в специальном законодательстве, регулирующем деятельность определенной организационно-правовой формы некоммерческого юридического лица.

Обоснованным следует признать установление в ГК исчерпывающего перечня организационно-правовых форм некоммерческих организаций с учетом положительного опыта правового регулирования действующих некоммерческих организаций. При этом заслуживают внимания в плане исследования возможности нормативного закрепления соответствующих положений в законодательстве Республики Беларусь такие действующие в Российской Федерации организационно-правовые формы некоммерческих организаций, как социально ориентированные и саморегулируемые организации.

В соответствии с общепринятой мировой практикой общественные организации (объединения) или негосударственные некоммерческие организации являются, прежде всего, выразителями воли гражданского общества, его движущей силой. Уровень реализации прав и интересов членов общества напрямую зависит от степени взаимодействия общественных объединений с государством и бизнесом.

В настоящее время правовое регулирование деятельности общественных организаций (объединений) носит межотраслевой характер. Право на объединение реализуется через применение норм конституционного, административного, гражданского, финансового права и других отраслей. ГК регулирует отношения в области создания и деятельности юридических лиц, в том числе общественных и религиозных организаций (объединений).

Анализ законодательства, определяющего правовое положение общественных организаций (объединений), позволяет определить некоторые направления его совершенствования:

  1. требует уточнения наименование организационно-правовой формы некоммерческой организации ”общественные организации (объединения)“ в ст. 117 ГК, поскольку к общественным организациям (объединениям) законодательство относит партии, профессиональные союзы и собственно общественные объединения;
  2. сравнительный анализ правового регулирования создания коммерческих и некоммерческих организаций, в частности общественных объединений, позволяет сделать вывод о достаточной сложности процесса регистрации общественного объединения по сравнению с процессом регистрации коммерческих и некоммерческих организаций, подпадающих под действие Декрета Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. №1 ”О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования“. Представляется, что заявительный принцип регистрации, который в настоящее время закреплен в законодательстве в отношении коммерческих организаций, может быть применен и в законодательстве, регулирующем создание и регистрацию общественных объединений;
  3. с учетом современного состояния законодательства Республики Беларусь в области создания и деятельности юридических лиц, следует закрепить возможность регистрации общественного объединения по месту жительства одного из учредителей (руководителя организации, нахождения единоличного органа управления организации) при наличии согласия всех совершеннолетних членов семьи.
  4. следует продолжить либерализацию национального законодательства в части закрепления права на занятие предпринимательской деятельностью общественным объединением без создания специальных коммерческих организаций;
  5. целесообразно внедрить в национальное законодательство понятие ”конфликт интересов“ применительно к деятельности некоммерческих организаций, в том числе, общественных организаций (объединений), фондов.

 

Понятие ”республиканское государственно-общественное объединение“ появилось в законодательстве Республики Беларусь с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 30.07.2003 г. № 335 ”О республиканских государственно-общественных объединениях“, который определил республиканское государственно-общественное объединение как основанную на членстве некоммерческую организацию, целью деятельности которой является выполнение возложенных на нее государственно значимых задач. Тем самым, республиканское государственно-общественное объединение стало самостоятельной организационно-правовой формой некоммерческих организаций, имеющей особенности в определяемой цели деятельности.

Для более детального регулирования отношений, связанных с созданием и деятельностью республиканских государственно-общественных объединений, был принят Закон Республики Беларусь от 19.07.2006 г. № 150-З ”О республиканских государственно-общественных объединениях“.

Анализ законодательства о государственно-общественных объединениях позволяет сделать вывод о том, что поставленная задача – объединить самодеятельную инициативу граждан с деятельностью государственных органов, установить контроль за имуществом объединений, приобретенных  за счет государственных средств при сохранении ранее существовавшей инфраструктуры общественных объединений, в целом достигнута.

В то же время следует отметить, что практика применения законодательства о государственно-общественных объединениях свидетельствует о необходимости его дальнейшего совершенствования. В качестве основных направлений совершенствования законодательства в данной области можно назвать следующие:

  1. уточнение функций государственно-общественных объединений в области государственного управления;
  2. уточнение правового статуса организационных структур государственно-общественных объединений, в том числе подразделений, наделенных и не наделенных правами юридического лица;
  3. наделение государственно-общественных объединений правом оперативного управления в отношении государственного имущества, передаваемого им для осуществления уставных целей и задач;
  4. указание государственно-общественных объединений в качестве одной из возможных форм осуществления государственно-частного партнерства в предполагаемом специальном законе.

Потребительские кооперативы составляют наиболее социально значимый и перспективный сектор экономики Республики Беларусь. Основными направлениями их деятельности являются кредитование малого предпринимательства, накопление и инвестирование средств членов кооператива в новое строительство, эффективное использование, приумножение и охрана имущества.

В настоящее время перспективным является определение оптимальных путей к выработке единых норм правового регулирования всех кооперативов в целом. Нормы о потребительском кооперативе следует рассматривать как составную часть кооперативного законодательства, базирующегося на едином определении кооператива. В этом отношении весьма важен опыт стран, закрепивших общие положения о кооперативах (Азербайджанская Республика, Кыргызская Республика, Республика Узбекистан). Единое определение кооператива, а также общие принципы кооперативного законодательства могли бы быть закреплены в ГК или специальном законе ”О кооперации“.

Для обеспечения большей прозрачности деятельности кооператива и повышения его финансовой устойчивости необходимо предусмотреть возможность формирование резервного фонда не за счет средств членов кооператива, а за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством.

Представляется, что отношения по внесению денежных средств членом кооператива в целях улучшения жилищных условий следует рассматривать как потребительские, а самих членов кооператива – потребителями. При этом предлагается использовать понятие ”потребитель“, приведенное в Законе Республики Беларусь ”О защите прав потребителей“. Соответствующие изменения необходимо внести и в Положение об организациях застройщиков, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 г. №43.

Согласно ст. 121 ГК коммерческие организации и (или) индивидуальные предприниматели в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.

На данный момент можно обозначить следующие основные проблемы в правовом регулировании деятельности ассоциаций и союзов в Республике Беларусь, а также возможные пути их решения.

Первая проблема состоит в отсутствии четкого определения в законодательстве понятий ”ассоциация“ и ”союз“. Соответственно считаем целесообразным ввести разграничение понятий ”ассоциация“ и ”союз“ в законодательстве Республики Беларусь. За основу такого разграничения следует выбрать критерий субъектного состава соответствующего образования.

В частности, предлагаем понятие ”ассоциация“ распространить на объединения коммерческих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (сохранив при этом возможность одновременного вхождения в состав ассоциации и коммерческих организаций, и индивидуальных предпринимателей). Понятие ”союз“ предлагаем распространить на объединения некоммерческих юридических лиц.

Второй проблемой в правовом регулировании деятельности ассоциаций и союзов является отсутствие возможности выступать в качестве учредителей и членов ассоциаций и союзов физическим лицам наряду с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Во многих зарубежных государствах соответствующее право физическим лицам предоставлено. С учетом положительного опыта зарубежных стран представляется обоснованным предоставить право физическим лицам Республики Беларусь быть учредителями и участниками союзов как объединений некоммерческих организаций и (или) физических лиц.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.