по теме: «Правовое положение некоммерческих юридических лиц: теория и практика»,
состоявшегося 22 ноября 2012 года.
22 ноября 2012 года Институт правовых исследований Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь провел ”круглый стол“ по теме: ”Правовое положение некоммерческих юридических лиц: теория и практика“. По результатам данного ”круглого стола“ были выработаны следующие рекомендации:
Рекомендации
”круглого стола“ по теме: ”Правовое положение некоммерческих юридических лиц: теория и практика“
(Минск, 22 ноября 2012 г.)
Некоммерческие организации составляют так называемый ”третий сектор“ и в настоящее время являются важнейшими субъектами рыночных отношений, поскольку они заполняют те экономические ниши, которые бесперспективны с точки зрения бизнеса. Кроме того, они играют значительную роль в формировании гражданского общества и решении актуальных социальных проблем. Однако нормативное закрепление статуса некоммерческих юридических лиц в Республике Беларусь на современном этапе нельзя определить как детальное и достаточное для обеспечения эффективной деятельности данных субъектов с учетом их социальной сущности и экономического значения.
Сложившаяся в Республике Беларусь система правового регулирования деятельности некоммерческих организаций включает в себя два уровня: Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее – ГК) и специальное законодательство, определяющее особенности деятельности отдельных видов некоммерческих юридических лиц. В отдельных государствах действуют общие законы ”О некоммерческих организациях“, регулирующие деятельность некоммерческих организаций в различных организационно-правовых формах. Однако опыт применения норм законов ”О некоммерческих организациях“ показал недостаточную эффективность содержащихся в них положений ввиду отсутствия целостной системы регулирования отношений, основанной на единых принципах. В этом плане обоснованным представляется отказ белорусского законодателя от разработки и принятия Закона ”О некоммерческих организациях“. Основное внимание должно быть сосредоточено на совершенствовании действующего законодательства о некоммерческих организациях, включая корректировку соответствующих норм ГК, в целях наиболее полного отражения различных аспектов деятельности некоммерческих юридических лиц. При этом на основе единства и дифференциации следует обеспечить последовательную реализацию комплексного подхода, при котором в ГК будут закреплены основные признаки и общие положения, определяющие правовой статус некоммерческих организаций, а детальное регулирование соответствующего вида отношений будет проведено в специальном законодательстве, регулирующем деятельность определенной организационно-правовой формы некоммерческого юридического лица.
Обоснованным следует признать установление в ГК исчерпывающего перечня организационно-правовых форм некоммерческих организаций с учетом положительного опыта правового регулирования действующих некоммерческих организаций. При этом заслуживают внимания в плане исследования возможности нормативного закрепления соответствующих положений в законодательстве Республики Беларусь такие действующие в Российской Федерации организационно-правовые формы некоммерческих организаций, как социально ориентированные и саморегулируемые организации.
В соответствии с общепринятой мировой практикой общественные организации (объединения) или негосударственные некоммерческие организации являются, прежде всего, выразителями воли гражданского общества, его движущей силой. Уровень реализации прав и интересов членов общества напрямую зависит от степени взаимодействия общественных объединений с государством и бизнесом.
В настоящее время правовое регулирование деятельности общественных организаций (объединений) носит межотраслевой характер. Право на объединение реализуется через применение норм конституционного, административного, гражданского, финансового права и других отраслей. ГК регулирует отношения в области создания и деятельности юридических лиц, в том числе общественных и религиозных организаций (объединений).
Анализ законодательства, определяющего правовое положение общественных организаций (объединений), позволяет определить некоторые направления его совершенствования:
- требует уточнения наименование организационно-правовой формы некоммерческой организации ”общественные организации (объединения)“ в ст. 117 ГК, поскольку к общественным организациям (объединениям) законодательство относит партии, профессиональные союзы и собственно общественные объединения;
- сравнительный анализ правового регулирования создания коммерческих и некоммерческих организаций, в частности общественных объединений, позволяет сделать вывод о достаточной сложности процесса регистрации общественного объединения по сравнению с процессом регистрации коммерческих и некоммерческих организаций, подпадающих под действие Декрета Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. №1 ”О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования“. Представляется, что заявительный принцип регистрации, который в настоящее время закреплен в законодательстве в отношении коммерческих организаций, может быть применен и в законодательстве, регулирующем создание и регистрацию общественных объединений;
- с учетом современного состояния законодательства Республики Беларусь в области создания и деятельности юридических лиц, следует закрепить возможность регистрации общественного объединения по месту жительства одного из учредителей (руководителя организации, нахождения единоличного органа управления организации) при наличии согласия всех совершеннолетних членов семьи.
- следует продолжить либерализацию национального законодательства в части закрепления права на занятие предпринимательской деятельностью общественным объединением без создания специальных коммерческих организаций;
- целесообразно внедрить в национальное законодательство понятие ”конфликт интересов“ применительно к деятельности некоммерческих организаций, в том числе, общественных организаций (объединений), фондов.
Понятие ”республиканское государственно-общественное объединение“ появилось в законодательстве Республики Беларусь с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 30.07.2003 г. № 335 ”О республиканских государственно-общественных объединениях“, который определил республиканское государственно-общественное объединение как основанную на членстве некоммерческую организацию, целью деятельности которой является выполнение возложенных на нее государственно значимых задач. Тем самым, республиканское государственно-общественное объединение стало самостоятельной организационно-правовой формой некоммерческих организаций, имеющей особенности в определяемой цели деятельности.
Для более детального регулирования отношений, связанных с созданием и деятельностью республиканских государственно-общественных объединений, был принят Закон Республики Беларусь от 19.07.2006 г. № 150-З ”О республиканских государственно-общественных объединениях“.
Анализ законодательства о государственно-общественных объединениях позволяет сделать вывод о том, что поставленная задача – объединить самодеятельную инициативу граждан с деятельностью государственных органов, установить контроль за имуществом объединений, приобретенных за счет государственных средств при сохранении ранее существовавшей инфраструктуры общественных объединений, в целом достигнута.
В то же время следует отметить, что практика применения законодательства о государственно-общественных объединениях свидетельствует о необходимости его дальнейшего совершенствования. В качестве основных направлений совершенствования законодательства в данной области можно назвать следующие:
- уточнение функций государственно-общественных объединений в области государственного управления;
- уточнение правового статуса организационных структур государственно-общественных объединений, в том числе подразделений, наделенных и не наделенных правами юридического лица;
- наделение государственно-общественных объединений правом оперативного управления в отношении государственного имущества, передаваемого им для осуществления уставных целей и задач;
- указание государственно-общественных объединений в качестве одной из возможных форм осуществления государственно-частного партнерства в предполагаемом специальном законе.
Потребительские кооперативы составляют наиболее социально значимый и перспективный сектор экономики Республики Беларусь. Основными направлениями их деятельности являются кредитование малого предпринимательства, накопление и инвестирование средств членов кооператива в новое строительство, эффективное использование, приумножение и охрана имущества.
В настоящее время перспективным является определение оптимальных путей к выработке единых норм правового регулирования всех кооперативов в целом. Нормы о потребительском кооперативе следует рассматривать как составную часть кооперативного законодательства, базирующегося на едином определении кооператива. В этом отношении весьма важен опыт стран, закрепивших общие положения о кооперативах (Азербайджанская Республика, Кыргызская Республика, Республика Узбекистан). Единое определение кооператива, а также общие принципы кооперативного законодательства могли бы быть закреплены в ГК или специальном законе ”О кооперации“.
Для обеспечения большей прозрачности деятельности кооператива и повышения его финансовой устойчивости необходимо предусмотреть возможность формирование резервного фонда не за счет средств членов кооператива, а за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством.
Представляется, что отношения по внесению денежных средств членом кооператива в целях улучшения жилищных условий следует рассматривать как потребительские, а самих членов кооператива – потребителями. При этом предлагается использовать понятие ”потребитель“, приведенное в Законе Республики Беларусь ”О защите прав потребителей“. Соответствующие изменения необходимо внести и в Положение об организациях застройщиков, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 г. №43.
Согласно ст. 121 ГК коммерческие организации и (или) индивидуальные предприниматели в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.
На данный момент можно обозначить следующие основные проблемы в правовом регулировании деятельности ассоциаций и союзов в Республике Беларусь, а также возможные пути их решения.
Первая проблема состоит в отсутствии четкого определения в законодательстве понятий ”ассоциация“ и ”союз“. Соответственно считаем целесообразным ввести разграничение понятий ”ассоциация“ и ”союз“ в законодательстве Республики Беларусь. За основу такого разграничения следует выбрать критерий субъектного состава соответствующего образования.
В частности, предлагаем понятие ”ассоциация“ распространить на объединения коммерческих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (сохранив при этом возможность одновременного вхождения в состав ассоциации и коммерческих организаций, и индивидуальных предпринимателей). Понятие ”союз“ предлагаем распространить на объединения некоммерческих юридических лиц.
Второй проблемой в правовом регулировании деятельности ассоциаций и союзов является отсутствие возможности выступать в качестве учредителей и членов ассоциаций и союзов физическим лицам наряду с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Во многих зарубежных государствах соответствующее право физическим лицам предоставлено. С учетом положительного опыта зарубежных стран представляется обоснованным предоставить право физическим лицам Республики Беларусь быть учредителями и участниками союзов как объединений некоммерческих организаций и (или) физических лиц.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: