состоявшегося 5 июня 2009 г.
В целях выработки консолидированной позиции по вопросам предоставления правовой охраны служебным объектам права интеллектуальной собственности Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь 5 июня 2009 года был проведен круглый стол «Актуальные проблемы права интеллектуальной собственности. Теоретические и практические аспекты правовой охраны служебных объектов права интеллектуальной собственности».
В работе круглого стола приняли участие представители Национального центра интеллектуальной собственности, Верховного Суда Республики Беларусь, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, государственного учреждения «Администрация Парка высоких технологий», Белорусского государственного университета, Белорусского государственного экономического университета, Национальной книжной палаты, Минского института управления.
С приветственным словом к участникам круглого стола обратился заместитель директора Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь – руководитель Института правовых исследований, кандидат юридических наук, доцент Сивец Сергей Михайлович.
С докладами выступили:
Лосев С.С., декан факультета права Белорусского государственного экономического университета, кандидат юридических наук, доцент, по теме «Определение принадлежности прав на служебные объекты права интеллектуальной собственности: теоретические аспекты проблемы»;
Федорова Ю.А., научный сотрудник отделения исследований в сфере экономического развития и экологии Института правовых исследований Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, по теме «Тенденции развития зарубежного законодательства в сфере охраны служебных объектов права интеллектуальной собственности»;
Бичурин А.В., начальник Центра по коллективному управлению имущественными правами Национального центра интеллектуальной собственности, по теме «Вопросы охраны прав на служебные произведения в проекте новой редакции Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах»;
Недвецкий Д.И., заместитель начальника управления права и международных договоров Национального центра интеллектуальной собственности, по теме «Применение и совершенствование законодательства о служебных объектах права промышленной собственности».
Все присутствующие констатировали актуальность проведения круглого стола, поскольку проблема принадлежности прав на служебные произведения, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, сорта растений, топологии интегральных микросхем, а также иные результаты творческой деятельности не только не потеряла своей значимости, но за последние десятилетия приобрела еще более дискуссионный характер.
В ходе дискуссии были обсуждены положения нормативных правовых актов Республики Беларусь, посвященные регулированию отношений по поводу служебных объектов права интеллектуальной собственности:
Закона Республики Беларусь от 16 мая 1996 года «Об авторском праве и смежных правах»;
Закона Республики Беларусь от 16 декабря 2002 года «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы»;
Закона Республики Беларусь от 13 апреля 1995 года «О патентах на сорта растений»;
Закона Республики Беларусь от 7 декабря 1998 года «О правовой охране топологий интегральных микросхем»;
постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 декабря 1998 г. № 1957 «Об утверждении Положения о служебных объектах промышленной собственности».
Вниманию участников были представлены подходы к определению принадлежности прав на служебные результаты творческой деятельности, закрепленные в законодательствах зарубежных государств, а также сформулированные в проекте новой редакции Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» и в проекте Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы»».
Участники круглого стола, выступившие c докладами, а также принявшие участие в дискуссии, отметили следующее.
Понятие «служебные объекты права интеллектуальной собственности» широко применяется в действующем законодательстве Республики Беларусь. Служебные объекты права интеллектуальной собственности включают в себя объекты авторского права, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, сорта растений, топологии интегральных микросхем, создаваемые лицами, состоящими в трудовых отношениях.
Признаки служебных результатов творческой деятельности сформулированы в настоящее время неоднозначно, посредством использования терминологии, известной законодательству советского периода, но отсутствующей в законодательстве Республики Беларусь. Подобное осложняет практику применения соответствующих норм, способствует злоупотреблениям, как со стороны нанимателей, так и авторов служебных объектов права интеллектуальной собственности, в отношении необоснованного приобретения исключительных прав на них.
Признаки служебных объектов авторского права и права промышленной собственности сформулированы дифференцированно. Это обусловлено не только их сущностными особенностями, но и подходами к решению данного вопроса, сложившимися в Республике Беларусь в течение последних десятилетий под влиянием норм законодательства иностранных государств, международных правовых актов, позиций управомоченных субъектов.
В отношении объектов права промышленной собственности требуют уточнения критерии их отнесения к категории служебных. В частности, используемый в Законе Республики Беларусь от 16 декабря 2002 года «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» критерий «использование опыта или средств нанимателя» позволяет относить к категории служебных практически все результаты научно-технической и технической деятельности. При этом признание их служебными происходит вне зависимости от того, созданы они при выполнении трудовых обязанностей или нет.
Принадлежность прав на служебные объекты авторского права и права промышленной собственности также определена законодательством дифференцированно. Кроме того, в отношении служебных произведений литературы (науки, искусства) принадлежность исключительного права определена в нарушение принципа возникновения авторского права у создателя результата творческой деятельности, закрепленного в статье 981, части 1 пункта 1 статьи 982 Гражданского кодекса Республики Беларусь, пункте 1 статьи 9 Закона Республики Беларусь от 16 мая 1996 года «Об авторском праве и смежных правах». Подобное приводит к тому, что наниматель становится обладателем исключительного права на произведение литературы (науки, искусства) в течение всего срока действия авторского права; автор утрачивает право на получение авторского вознаграждения за использование служебного произведения нанимателем или третьими лицами; в случае ликвидации нанимателя – юридического лица – служебное произведение переходит в общественное достояние. Подобная ситуация объективно не способствует творческой активности работников, поскольку лишает их заинтересованности в создании служебных объектов авторского права.
В действующем законодательстве в сфере промышленной собственности существует пробел, не позволяющий субъектам хозяйствования эффективно пользоваться институтом правовой охраны нераскрытой информации. Наниматель, работник которого создает патентоспособное техническое решение, не может перевести это решение в категорию охраняемых секретов производства (ноу-хау) несмотря на возможные преимущества такого варианта охраны. Согласно статье 6 Закона Республики Беларусь от 16 декабря 2002 года «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» работник, создавший служебное изобретение, полезную модель, промышленный образец, обязан уведомить об этом нанимателя в письменной форме; если наниматель в течение трех месяцев с даты уведомления его работником о созданном объекте не подаст заявку в патентный орган, право на получение патента признается за работником. Таким образом, Закон в действующей редакции не предполагает возможности нанимателя принять решение о неразглашении сути служебных объектов права промышленной собственности и охране их в качестве ноу-хау; у нанимателя есть только две возможности – либо получить патент, либо отказаться от него с автоматическим переходом права на получение патента к автору. Кроме того, действующее законодательство не позволяет нанимателю, имеющему право на получение патента в отношении служебного изобретения, полезной модели или промышленного образца, распорядиться правом на получение патента.
Законодательства зарубежных государств не содержат единого подхода к определению принадлежности прав на служебные объекты права интеллектуальной собственности. Основные причины этого кроются в особенностях исторически сложившихся национальных правовых систем, в уровне развития экономики конкретной страны, том значении, которое придается творческим достижениям в ее развитии.
Нормы о служебных объектах авторского права и права промышленной собственности, предложенные в проектах новой редакции Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» и Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы»», не отличаются однозначностью формулировок, единством подходов в определении круга служебных результатов творческой деятельности, принадлежности прав на них.
Учитывая отсутствие глубоких теоретических работ в области правового регулирования отношений, возникающих в связи с созданием и использованием служебных объектов права интеллектуальной собственности, возможность их вариативного регулирования, целесообразным является продолжение работы над формулированием соответствующих норм. Необходимость их совершенствования не вызывает сомнения, а в отношении служебных произведений литературы (науки, искусства) подтверждена Государственной программой по охране интеллектуальной собственности на 2008 – 2010 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 ноября 2007 г. № 1555.
В результате обсуждения докладов и состоявшейся дискуссии участниками круглого стола предложены следующие рекомендации по совершенствованию действующего законодательства, регулирующего отношения по поводу служебных объектов права интеллектуальной собственности:
1. Считать необходимым при разработке новой редакции Закона Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» исходить из следующего:
необходимости закрепления более взвешенного баланса интересов автора служебного произведения и его нанимателя;
использования при формулировании норм терминологии, применяемой действующим законодательством;
возникновения авторского права на служебное произведение у его непосредственного создателя;
перехода исключительного права на служебное произведение с момента его создания к нанимателю в силу закона;
сохранения за автором права на получение вознаграждения за использование служебного произведения, как самим нанимателем, так и третьими лицами.
2. Считать необходимым при разработке проекта Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы»» исходить из следующего:
необходимости закрепления права нанимателя либо патентовать служебные объекты права промышленной собственности, либо охранять их в качестве секретов производства (ноу-хау) с сохранением за работником права на получение соответствующего вознаграждения;
права нанимателя передать (уступить) право на получение патента на служебное изобретение (служебную полезную модель, служебный промышленный образец) с переходом к этому лицу обязательства по выплате его автору соответствующего вознаграждения.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: