Рекомендации Международной научно-практической конференции «Правовое обеспечение инновационного развития экономики Республики Беларусь»

Заслушав и обсудив пленарные доклады, а также выступления в секциях: № 1 – «Общие вопросы правового обеспечения инновационного развития экономики»; № 2 – «Гражданско-правовые методы стимулирования инновационных процессов в экономике»; № 3 – «Финансово-правовые формы обеспечения инноваций в экономике»; № 4 – «Трудовые и социальные правоотношения в условиях инновационно-ориентированной экономики»; № 5 – «Судебные, административные и альтернативные формы защиты прав субъектов экономических отношений»; № 6 – «Экологические и аграрные правоотношения в условиях инновационного развития экономики»,

участники Конференции пришли к нижеследующим основным выводам:

1. Анализ общих вопросов правового обеспечения инновационного развития экономики позволяет сформулировать следующие предложения по соблюдению режима законности в экономических отношениях:

1.1. Обеспечить верховенство конституционных положений о равенстве форм собственности;

1.2. Обеспечить четкое регулирование иерархии нормативных актов в Законе Республики Беларусь от 10 января 2000 года «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» и продолжить дальнейшую работу по систематизации нормативных правовых актов в форме их кодификации.

2. Анализ гражданско-правовых методов стимулирования инновационных процессов позволяет определить круг проблем, требующих дальнейшего научного исследования и разработки предложений по совершенствованию законодательства в целях создания эффективного механизма регулирования и государственной поддержки инновационной деятельности:

необходимо законодательное определение основных понятий, относящихся к инновационной деятельности, установление четких критериев, позволяющих идентифицировать инновационно активные организации и инновационную продукцию;
требуется четкое определение правового статуса субъектов инновационной инфраструктуры, через которые может осуществляться государственная поддержка научной и инновационной деятельности;

необходимо построение эффективной системы государственного финансирования научных исследований и разработок, используемых для создания инновационной продукции;

необходимо определение принадлежности прав на объекты интеллектуальной собственности, созданные с привлечением бюджетных средств;
требуется создание системы мер экономического стимулирования для инновационно активных организаций и инвесторов.

Необходимость решения обозначенных проблем позволяет внести следующие предложения по совершенствованию действующего законодательства Республики Беларусь, направленные на обеспечение инновационного развития экономики государства:

2.1. О формировании общих концептуальных основ законодательства об инновационной деятельности посредством принятия специального закона, носящего комплексный характер (Закона Республики Беларусь «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике»). Основываясь на легально закрепленных в предлагаемом нормативном правовом акте категориях и понятиях инновационной деятельности, предметом его регулирования должны стать общественные отношения в сфере управления и охраны инновационной деятельности, создания объектов и функционирования субъектов инновационной инфраструктуры на всех этапах инновационного процесса: от планирования инновационного проекта до внедрения его результатов в производство и получения инновационного продукта. В законе должны решаться вопросы, возникающие при создании и использовании результатов научной и научно-технической деятельности для производства новых или улучшенных видов продукции, разработке связанных с таким производством новых технологий и организационно-технических решений. В сферу его правового регулирования должны быть включены общественные отношения с участием государственных органов и государственных организаций, осуществляющих государственное управление в инновационной сфере, юридических лиц, специализирующихся на оказании услуг, содействующих инновационной деятельности, а также иных юридических лиц и граждан, осуществляющих инновационную деятельность;

2.2. О дополнении Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) нормой, закрепляющей обычай делового оборота в качестве источника гражданского права, что в целом соответствует общим мировым тенденциям в регулировании частноправовых отношений и будет способствовать расширению внешнеэкономических связей, в том числе в сфере инноваций;

2.3. О решении в целях совершенствования охранительной функции гражданско-правового регулирования проблем рейдерства, которые весьма актуальны для стран при переходе от одной экономической модели к другой, а также в период экономических кризисов, об изменении законодательного подхода к оценке совершаемых лицом шиканозных действий и императивном закреплении безусловного отказа в защите принадлежащего такому лицу права;

2.4. О включении в целях совершенствования правового регулирования договорных отношений в главу 30 ГК параграфа, содержащего нормы о договоре оптовой купли-продажи, о наполнении реальным содержанием главы 43 ГК (статьей 772 ГК), направленной на регулирование факторинговых отношений, отказавшись от отсылочного характера регулирования договора факторинга как банковской сделки;

2.5. О совершенствовании с учетом сущностного содержания инноваций и инновационной деятельности законодательства об интеллектуальной собственности. В частности, с учетом опыта зарубежных государств обоснована необходимость разработать Кодекс об интеллектуальной собственности, с целью повышения эффективности экономического оборота исключительных прав закрепить в ГК общие положения о договоре отчуждения исключительного права на объекты интеллектуальной собственности, дополнить ГК положениями, определяющими предмет, существенные условия, форму договора уступки исключительного права, права и обязанности сторон такого договора;

2.6. Об обеспечении благоприятного режима для инновационной деятельности путем создания банков данных инновационных технологий, объединенных в единую базу данных инноваций во всех сферах экономики, доступную для пользователей-граждан Республики Беларусь.

3. В ходе работы конференции серьезное внимание было уделено проблемам инновационного совершенствования законодательства о коммерческих юридических лицах, объединениях. Обоснована особая роль государственных объединений (производственных, научно-производственных) как самостоятельной организационно-правовой формы юридических лиц, способных наиболее результативно обеспечивать осуществление инновационной деятельности: от научной разработки до массового выпуска конкурентоспособных наукоемких товаров, что предполагает необходимость специального правового регулирования их создания и деятельности. В качестве дополнительного метода инновационных процессов в экономике предложено создание и развитие в Республике Беларусь учебно-научно-производственных объединений. На обеспечение оптимального баланса частных и государственных интересов и повышение эффективности функционирования в гражданском обороте такой организационно-правовой формы коммерческих организаций как унитарные предприятия направлено предложение о дифференцированном подходе к вопросу о характере правоспособности унитарных предприятий и закреплении в законодательстве специальной правоспособности государственных унитарных предприятий и общей правоспособности частных унитарных предприятий. Для целей более эффективного применения норм Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 года «О поддержке малого и среднего предпринимательства» предложено определение субъекта поддержки малого и среднего предпринимательства и раскрыто содержание инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, которые предлагается закрепить в названном законе.

4. В целях совершенствования жилищного законодательства сформулированы научно-обоснованные предложения относительно решения вопросов об определении пределов использования жилого помещения, выходящих за рамки его назначения, в Жилищном кодексе Республики Беларусь.

5. Анализ финансово-правовых форм обеспечения инноваций в экономике показал, что:

5.1. Введение Указом Президента Республики Беларусь от 3 января 2007 г. № 1 «Об утверждении Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры и внесении изменения и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 30 сентября 2002 г. № 495» новых налоговых преференций в отношении венчурных организаций и Белорусского инновационного фонда в виде освобождения от налогообложения начисленных им дивидендов, а также процентных доходов за предоставление в пользование денежных средств на финансирование венчурных проектов является действенным механизмом стимулирования их деятельности. Однако применение данных льгот обусловлено тем, что доля выручки инновационной организации от реализации высокотехнологичных товаров, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, исчисляемой нарастающим итогом с начала года по отчетный период включительно, должна составлять не менее 50 процентов в общем объеме выручки такой инновационной организации. При невыполнении указанного условия налог на прибыль подлежит внесению в бюджет с уплатой пени в размере учетной ставки Национального банка за период необоснованного применения льготы по день уплаты налога. То есть применение льготы поставлено в зависимость от характера деятельности инновационной организации, объема ее выручки, что затрудняет применение льготы при финансировании организаций, занимающихся иными видами деятельности, помимо инновационной. На начальном этапе развития инновационной деятельности необходимо проанализировать и разработать механизм получения льгот по финансированию инноваций и в случае, когда инновационная деятельность, являясь новым направлением организации, не приносит значительной выручки, но, тем не менее, требует финансирования, в том числе посредством реализации венчурных проектов;

5.2. Низкая капитализация инновационных организаций вызывает трудности при получении банковских кредитов (отсутствует ликвидное обеспечение, обладающее определенной стоимостью и потенциально способное быть оперативно реализованным в случае необходимости удовлетворения требований банка). Поэтому наиболее эффективным является венчурное финансирование инновационных проектов. Венчурная организация вкладывает средства диверсифицировано, в несколько венчурных проектов; по большинству из них она терпит убытки, но какому-то дает большую прибыль. Таким образом, особенностью венчурного финансирования является риск, сопряженный с высокой доходностью. Однако и для венчурных организаций, как для инновационных, основной проблемой является привлечение финансовых ресурсов в виде долгосрочных банковских кредитов. Решение проблемы возможно путем развития фондов банковского управления, прибыль (доход) верителей (выгодоприобретателей) от участия в которых не облагается налогами в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 3 марта 2010 г. № 131 «О проведении эксперимента по созданию фондов банковского управления». Поскольку фонды банковского управления могут использоваться для финансирования инновационной деятельности, целесообразно рассмотреть вопрос о распространении на них налоговых льгот в виде освобождения от налогообложения начисленных им дивидендов, а также процентных доходов за предоставление в пользование денежных средств на финансирование инновационных проектов;

5.3. Действующие нормативные акты не закрепляют легального определения коллективного финансирования, что является существенным пробелом законодательства. Под коллективным финансированием следует понимать деятельность по вложению объединенных денежных средств физических и (или) юридических лиц в ценные бумаги, а также в другие активы с использованием специальных правовых механизмов в целях извлечения прибыли (дохода);

5.4. Поскольку инновационные проекты предполагают высокий риск неполучения прибыли, законодательное закрепление диверсификации вложений фондов банковского управления, по аналогии с инвестиционными фондами, может стать действенной мерой, направленной на защиту прав инвесторов;

5.5. Наиболее традиционным способом государственной поддержки инновационной деятельности является прямое государственное финансирование, поскольку оно обходится государству дешевле, чем косвенное, реализуемое в виде налоговых льгот. В то же время функционирование в Республике Беларусь на протяжении 10 лет инновационных фондов показало свою неэффективность: при отсутствии экономических стимулов и административном распределении ресурсов их деятельность не приносит должного эффекта. Решением может стать отказ от ведомственной подчиненности инновационных фондов с одновременным совершенствованием правового механизма взимания платежей для их формирования и установление более действенного контроля за целевым использованием денежных средств фондов, которые не могут расходоваться на текущие нужды, а должны использоваться только на поддержку развития инноваций;

5.6. Взимание косвенных налогов – НДС и акцизов – в соответствии с действующими нормами Налогового кодекса предполагает соблюдение ограничений по применению налоговых вычетов, как в размере вычетов, так и в очередности. С 1 января 2011 г. плательщикам будет предоставлено право принимать без ограничений к вычету «входной» НДС, уплаченный при приобретении инвестиционных товаров. Это будет способствовать снижению стоимости инвестиционных проектов и более широкому привлечению инвестиций. Позитивно можно оценить предоставление плательщикам права при осуществлении инвестиционных расходов принимать к вычету равными долями в течение календарного года (в размере 1/12 или 1/4) суммы «входного» НДС, оставшегося после вычета сумм НДС в пределах сумм налога, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. Дополнительно предлагается отменить нормы об ограничении права плательщика на вычет акцизов в случае отрицательной разницы между суммами акцизов, уплаченными при приобретении (ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь) подакцизных товаров, и суммами акцизов по реализованным произведенным подакцизным товарам;

5.7. При исчислении налога на прибыль предлагается ввести нормы ускоренной амортизации при использовании освободившихся средств на инвестиции в техническое перевооружение и модернизацию. В соответствии с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс Республики Беларусь, с 1 января 2011 г. будут существенно расширены условия применения льготы по налогу на прибыль, направляемой на капитальные вложения. Прибыль будет освобождаться от налогообложения по факту осуществления инвестиций без увязки с использованием амортизационного фонда. Однако возможность применения этой льготы ограничена размером 50% валовой прибыли в связи с необходимостью обеспечения формирования доходной части бюджета. Полагаем, что указанная ограничительная мера носит временный характер и впоследствии может быть снята;

5.8. В условиях необходимости привлечения зарубежных инвестиций следует учитывать трансграничные аспекты налогообложения; целесообразно рассматривать деятельность менеджмента при управлении венчурным капиталом как не образующую постоянного представительства для целей налогообложения, что позволит избежать международного двойного налогообложения и создаст условия для привлечения иностранного венчурного капитала, стимулирования деятельности субъектов инновационной инфраструктуры;

5.9. Доходы от выполнения инновационных работ облагаются налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство. Действующая ставка (15% без применения налоговых вычетов) велика по сравнению с налоговыми преференциями, предоставляемыми субъектам инновационной инфраструктуры Республики Беларусь, что создает неравные фискальные условия при налогообложении иностранных организаций, инвестирующих в экономику Республики Беларусь;

5.10. Создание преференциального налогового режима является важным условием стимулирования инноваций, направленных на ускорение социально-экономического развития государства. Принятие единого нормативного правового акта, содержащего нормы об инновациях, позволит создать более благоприятные условия для развития инновационной деятельности. Соответствующие предложения по совершенствованию законодательства в данной сфере в дальнейшем могут найти отражение в Налоговом кодексе Республики Беларусь.

6. Анализ трудовых и социальных правоотношений в условиях инновационно-ориентированной экономики выявил следующие проблемы в области трудовых и социальных правоотношений, которые нуждаются в законодательном разрешении:

6.1. Учитывая недостаточную законодательную регламентацию правового статуса объединений нанимателей как субъекта социально-трудовых отношений и участника социального партнерства, требуется принятие Закона Республики Беларусь «Об объединениях нанимателей»;

6.2. Интеллектуализация общественного труда в информационном обществе обусловливает новые требования к профессиональной подготовке кадров. Право на профессиональное обучение может быть осуществлено в форме профессионального обучения непосредственно в организации (на производстве). В связи с этим необходимо разрешить вопрос о правовой регламентации ученического договора в Трудовом кодексе Республики Беларусь (далее – ТК);

6.3. Уровень развития информационных и социально-экономических отношений, претерпевших интенсивное изменение за два последних десятилетия, требует внимания законодателя к вопросам защиты персональных данных работников, трудоустраивающихся лиц, нанимателей, а также защиты иных личных неимущественных прав работников;

6.4. Не утрачивает своей актуальности проблема соотношения норм ТК и коллизирующего с ним законодательства о контрактах. В связи с ухудшением правового положения работников в законодательстве о контрактах и снижением защитной функции трудового права, представляется целесообразным сузить сферу применения контрактной системы найма, в том числе с учетом положительного опыта Российской Федерации;

6.5. Инновационное развитие экономики порождает новые профессиональные риски и опасности, обостряя проблему реализации работниками права на здоровые и безопасные условия труда, в связи с чем требуется исследование вопросов охраны труда в целях дальнейшего совершенствования данного правового института, в том числе на уровне ТК.

7. В сфере использования судебных, административных и альтернативных форм защиты прав субъектов экономических отношений с учетом анализа развития теории, законодательства и правоприменительной практики в Республике Беларусь, а также в ряде зарубежных стран (Российской Федерации, Украине и др.) были сформулированы следующие предложения по совершенствованию законодательства:

7.1. Имеется настоятельная потребность снизить нагрузку на судебную систему посредством урегулирования альтернативных способов разрешения правовых конфликтов. Это регулирование должно затрагивать расширение случаев обязательного досудебного (претензионного) порядка разрешения споров, создание условий для судебного и внесудебного примирения посредством принятия законодательства о медиации (посредничестве); расширения третейской формы разрешения споров посредством установления возможности третейского разбирательства трудовых и семейных споров и детального регулирования деятельности третейских судов; совершенствование в Хозяйственном процессуальном кодексе Республики Беларусь (далее – ХПК) процедур примирения (посредничества) посредством закрепления возможности их применения в вышестоящих судах, а также в исполнительном производстве;

7.2. В силу успешного внедрения посредничества в хозяйственном судопроизводстве необходимо на таких же принципах урегулировать порядок осуществления  примирительных процедур в Гражданском процессуальном кодексе Республики Беларусь (далее – ГПК), предусмотрев систему стимулов в виде возврата 50% государственной пошлины, методическую подготовку примирителей-работников суда, а также формы вовлечения иных лиц, обладающих квалификацией посредника (адвокатов, нотариусов и других лиц после специальной подготовки);

7.3. Комплексное регулирование наряду с судебным порядком защиты прав альтернативных форм разрешения споров является не только общемировой тенденцией, но и позволяет более полно реализовать функции социального государства. Цель примирения должна быть закреплена в процессуальном законодательстве применительно ко всем стадиям процесса, а также применительно к деятельности нотариусов и других субъектов, вовлеченных в разрешение конфликтов (КТС и др.);

7.4. Требуется дальнейшее совершенствование упрощенного порядка судебной защиты (приказного производства) в ГПК и ХПК с целью его максимально широкого использования, а также рационального распределения компетенции по взысканию документально подтвержденных задолженностей в приказном судебном порядке и посредством исполнительной подписи нотариусов. Экономическим стимулом перемещения нагрузки с судов на нотариат может быть понижение государственной пошлины при взыскании задолженности в нотариальном порядке;

7.5. Цель по защите права в разумный срок должна обеспечиваться не только правилами производства гражданских и хозяйственных дел в судах первой инстанции, но и рациональным построением порядка пересмотра дел в вышестоящих судах. Необходимо активизировать работу по совершенствованию форм пересмотра судебных решений вышестоящими судами в гражданском судопроизводстве, ориентируясь на унификацию с ХПК и на классические формы (апелляция – для пересмотра судебных постановлений, не вступивших в законную силу, и классическая кассация – для пересмотра судебных постановлений, вступивших в законную силу);

7.6. Необходимо продолжить совершенствование условий и порядка оказания юридической помощи для обеспечения доступности правосудия и реализации конституционного принципа о праве на квалифицированную юридическую помощь, в том числе малообеспеченных граждан;

7.7. Необходимо осуществить техническую подготовку судов (прежде всего хозяйственных) для внедрения параллельно существующему письменному порядку обращения в суды элементов системы электронного правосудия. При этом учесть опыт регулирования этих вопросов в Российской Федерации, Германии и разрешения возникающих при данных инновациях проблем.

8. Анализ экологических, земельных и аграрных отношений в условиях инновационного развития экономики показал следующее:

8.1. Требует корректировки легальное определение термина «инновации» как создаваемых (осваиваемых) новых или усовершенствованных технологий, видов товарной продукции или услуг, а также организационно-технических решений производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующих продвижению технологий, товарной продукции и услуг на рынок, которое отражает лишь экономический эффект. Смысл, который вкладывается в данное понятие на современном этапе (в том числе и законодателем), широк и не ограничивается лишь экономическими отношениями. Приоритетом инновационной деятельности могут быть различные характеристики технологий, товарной продукции и услуг, способствующие получению различных общественно значимых ценностей, соответствующих виду инновации, а также ценностей, являющихся дополнительными для данного вида инновации. В настоящее время правомерно говорить об инновационном развитии, необходимые составляющие которого присутствуют в экологической, а также иных сферах общественных отношений, что должно найти непосредственное отражение в нормах правовых актов;

8.2. Развитие экологических отношений, в том числе под воздействием инновационных факторов, таких как внедрение новых или усовершенствованных технологий, организационно-технических мер производственного, административного, коммерческого характера, которые способствуют продвижению технологий и услуг, требует закрепления в законодательстве Республики Беларусь, в том числе в статье 4 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года «Об охране окружающей среды», принципа учета экологического фактора в процессе инновационного развития экономики Республики Беларусь;

8.3. Инновационному развитию общественных отношений будет способствовать закрепление в законодательстве принципа устойчивого развития.С целью обеспечения системного подхода в реализации основ устойчивого развития необходимо определить роль и место Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь среди стратегических (программных) документов Республики Беларусь, для чего требуется внесение дополнений в Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 года «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь»;

8.4. Следует позитивно оценить опыт Украины по созданиюНационального агентства экологических инвестиций Украины, которое является специальным правительственным органом, призванным реализовывать на договорных началах продажу квот на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в рамках реализации Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата), внедрять экологически оправданные инновационные и инвестиционные проекты;

8.5. С позиций связи инновационного развития экономики и охраны окружающей среды целесообразно закрепить в Законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» критерии, на основе которых будут определяться виды деятельности, требующие экологического лицензирования;

8.6. В условиях интенсивного развития земельного рынка существует необходимость теоретико-правового исследования природы земельных отношений с учетом их разделения на публично-правовые и частноправовые для решения следующих задач, имеющих практическое значение:

совершенствование правового механизма регулирования частноправовых земельных отношений, в том числе расширение правовой самостоятельности субъектов этих отношений, снятие необоснованных ограничений в отчуждении земельных участков между юридическими и физическими лицами, развитие договорных отношений в землепользовании и дополнении перечня сделок, совершаемых частными собственниками земельных участков договором безвозмездного пользования;

совершенствование правового режима земель населенных пунктов как самостоятельной категории земель, в том числе уточнение состава земель этой категории путем введения в Кодекс Республики Беларусь о земле самостоятельной главы о правовом режиме земель населенных пунктов. Для реализации принципа устойчивого развития населенных пунктов и устойчивого использования земель населенных пунктов целесообразно приступить к систематизации норм градостроительного законодательства, на основании которых осуществляется планирование использования земель населенных пунктов, с разработкой по результатам этой систематизации Градостроительного кодекса Республики Беларусь.

8.7. В связи с отсутствием в Кодексе Республики Беларусь о земле комплексных правовых норм об охране земель, нуждается в совершенствовании правовой механизм охраны земель (например, в Украине принят специальной закон «Об охране земель», в котором закреплены специальные требования по охране наиболее ценных категорий земель, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению).

Обоснована необходимость закрепления в законодательстве об охране и использовании земель основных требований по охране земель в процессе сельскохозяйственного производства, в том числе, о внедрении в процесс сельскохозяйственного землепользования экологически эффективных систем земледелия. Высказано предложение о паспортизации земельных участков, в процессе которой может быть определено качественное природное и хозяйственное состояние земельных участков, предоставленных отдельным пользователям, в том числе в целях восстановления деградированных земель;

8.8. Предлагается уточнение нормы о переходе прав на земельные участки при переходе прав на расположенные на них капитальные строения (статья 55 Кодекса о земле), в том числе, определение особенностей перехода прав на земельные участки, находящиеся в частной собственности, и участков, на которые отсутствуют правоудостоверяющие документы.

8.9. Существует объективная необходимость в разработке концептуальных основ формирования и развития агроинновационного законодательства, поскольку правовое регулирование внедрения инноваций в сельское хозяйство осуществляется в пределах общего законодательства, которое не учитывает особенности сельскохозяйственной деятельности и в целом не способствует активизации данного процесса. Становление агроинновационного законодательства предполагает: совершенствование понятийно-категориального аппарата, разработку и закрепление на законодательном уровне принципов государственной аграрной инновационной политики, создание экономико-правового механизма государственной поддержки агроинновационной деятельности.

8.10. Наиболее актуальными направлениями исследований в области отечественной аграрно-правовой науки являются проблемы продовольственной безопасности, государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, селекционной деятельности, развития пчеловодства, совершенствования организационно-правового механизма осуществления контроля и надзора в сфере сельскохозяйственного производства. В связи с наличием существенных пробелов в правовом регулировании обозначенной сферы общественных отношений обосновывается необходимость разработки и принятия соответствующих Законов Республики Беларусь «О продовольственной безопасности», «О селекционной деятельности», «О пчеловодстве». Отмечается потребность в согласовании компетенции и установлении единообразного подхода при определении правового статуса инспекций и департаментов в области сельского хозяйства и продовольствия, в более определенной и детальной регламентации правового статуса «кооперативно-интеграционных структур» с учетом специфики АПК.[/vc_column_text][/vc_column][/vc_row]

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.