Рекомендации научно-практического круглого стола «Стратегическая экологическая оценка: вопросы теории и практики»

14 октября 2015 г. Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь совместно с Государственным институтом управления и социальных технологий БГУ провел научно-практическое мероприятие в формате круглого стола на тему «Стратегическая экологическая оценка: вопросы теории и практики».

В работе круглого стола приняли участие представители Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Республиканского научно-исследовательского унитарного предприятия «Бел НИЦ «Экология», а также ведущих вузов страны.

Предметом обсуждения стали актуальные проблемы правового обеспечения стратегической экологической оценки (далее – СЭО) в Республике Беларусь, перспектив развития действующего законодательства в данной сфере, обсуждение положительного опыта проведения СЭО в зарубежных странах и оценка перспектив его внедрения в правоприменительную практику в Республике Беларусь, выработка рекомендаций, направленных на совершенствование национального законодательства в данной области с учетом международного опыта.

Участники круглого стола поддержали предложения о необходимости совершенствования законодательства Республики Беларусь, регулирующего отношения в области проведения оценки вероятных экологических, в том числе связанных со здоровьем населения планов, программ, других документов планирования, принимаемых государственными органами, организациями (далее – документов государственного планирования). Правовой основой для такого совершенствования может быть Протокол по СЭО Конвенции ЕЭК ООН  об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте.

Приветствуя разработку в Республике Беларусь законопроекта, комплексно регулирующего отношения в области государственной экологической экспертизы (далее – ГЭЭ), оценки воздействия на окружающую среду (далее – ОВОС) и СЭО (далее – законопроект), участники круглого стола отметили важность транспарентности и открытости в реализации соответствующей законодательной инициативы, что позволит обеспечить участие общественности и учет ее замечаний в соответствии с положениями Конвенции ЕЭК ООН  о доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (ст. 7, 8).

Обсудив различные аспекты организации и проведения СЭО с учетом международного, регионального и национального опыта, участники круглого стола полагают возможным при дальнейшей разработке национального законодательства в сфере СЭО принять во внимание:

  • сложившийся в международной практике комплексный характер отношений в сфере СЭО, при проведении которой дается оценка-прогноз воздействий документов государственного планирования  не только на окружающую среду, но и на здоровье населения. С другой стороны, комплексность проявляется также и в том, что СЭО следует рассматривать в качестве элемента процесса государственного планирования и элемента процесса подготовки нормативного правового акта в случае, когда документ государственного планирования утверждается нормативным правовым актом. Подобная комплексность порождает необходимость соотнесения разрабатываемого законопроекта с Законами Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», «О нормативных правовых актах в Республике Беларусь», «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» и т.д.;
  • многообразие субъектов СЭО, к которым относятся, не только заказчик и разработчик СЭО, органы охраны окружающей среды, но и общественность, иные заинтересованные лица с учетом возможного трансграничного воздействия отдельных документов государственного планирования. С учетом этого полагаем целесообразным закрепить в законопроекте принципы взаимодействия указанных субъектов не только на стадии обсуждения экологического доклада – результата СЭО, но и на всех других стадиях, взяв за основу положения Протокола по СЭО, включая, кроме прочего, и стадию мониторинга влияния утвержденного документа государственного планирования;
  • принципы отбора объектов СЭО с учетом сфер разрабатываемых документов государственного планирования, их сути, как основы для реализации в последующем  проектов, перечисленных в Приложении 1 и 2 Протокола по СЭО, а также подпадающих под ОВОС согласно национальному законодательству. Более четкое внедрение подобных принципов, а также возможного подхода о необходимости предварительного отбора документов, в отношении которых проведение СЭО будет обязательно,  позволит обеспечить единообразное понимание круга объектов, подпадающих под СЭО, всеми его субъектами;
  • стадийность СЭО (в том числе определение сферы охвата СЭО и содержания экологического доклада, подготовка экологического доклада, утверждение документа государственного планирования, мониторинг его выполнения с целью выявления возможных неучтенных при проведении СЭО моментов); необходимость на различных стадиях СЭО   обеспечения участия общественности, органов охраны окружающей среды, здравоохранения, как вариант – проведения возможных трансграничных консультаций с учетом специфики объекта СЭО; обязательность отражения в принимаемом документе – объекте СЭО выводов экологического доклада, замечаний, полученных от общественности, других субъектов СЭО в ходе ее проведения;
  • важность разработки различных механизмов выбора экспертов, проводящих СЭО. Актуальным представляется формирование государственного заказа по подготовке, обучению квалифицированных специалистов, готовых организовывать и проводить СЭО. Следует обратить внимание учреждений образования на возможность разработки магистерской программы по подготовке специалистов для проведения СЭО.

Участники круглого стола полагают, что отдельные процедурные аспекты СЭО могут быть реализованы на уровне иных актов законодательства, в частности, уровня постановлений Совета Министров Республики Беларусь (например, порядка проведения СЭО, установления требований к составу экологического доклада по СЭО), принимая во внимание специфику объектов СЭО, комплексный характер возникающих правоотношений.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.