Рекомендации по применению законодательства ”Об обращениях граждан и юридических лиц“

Рекомендации по применению отдельных положений Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 года ”Об обращениях граждан и юридических лиц“ по итогам республиканского семинара, состоявшегося в г. Минске 17.12.2015

 

Сфера действия Закона.

1. Разъясните порядок рассмотрения обращений, поступающих от физических лиц, не являющихся гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающих за границей, если они оформлены и поданы в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь ”Об обращениях граждан и юридических лиц“.

Действие Закона распространяется на находящихся на территории Республики Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства. Эти субъекты пользуются правом на обращение наравне с гражданами Республики Беларусь и юридическими лицами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь. Предоставление им права на обращение объясняется тем, что вне территории государства гражданской принадлежности они не всегда в состоянии прибегнуть к оперативной защите своих прав с помощью государства гражданской принадлежности.

По смыслу Закона на электронные и письменные обращения, в которых в качестве адреса места жительства указана не Республика Беларусь, и при отсутствии у нас информации о наличии у заявителя гражданства Республики Беларусь, действие Закона не распространяется. Такие обращения не требуют ответа. Вместе с тем это не препятствует в отдельных случаях по усмотрению государственного органа или иной организации с учетом содержания обращений рассматривать такие обращения.

2. Могут ли обращения иностранных организаций (не их представительств) рассматриваться в соответствии с Законом?

Пункт 2 статьи 3 Закона предусматривает, что представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Республики Беларусь, пользуются правом на обращение наравне с юридическими лицами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь.

Таким образом, действие Закона в части обязательности рассмотрения и направления ответа не распространяется на обращения иностранных организаций, не имеющих представительств на территории Беларуси. Вместе с тем это не препятствует в отдельных случаях по усмотрению государственного органа или иной организации с учетом содержания обращений рассматривать такие обращения.

3. Подпадают ли под действие Закона обращения об оказании безвозмездной (спонсорской) помощи (например, оказание материальной помощи на лечение и т.д.)?

Согласно статье 2 Закона действие Закона не распространяется на обращения, подлежащие рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, обращения работника к нанимателю, а также иные обращения, в отношении которых законодательными актами установлен иной порядок их подачи и рассмотрения.

Порядок оказания безвозмездной (спонсорской) помощи регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 1 июля 2005 г. № 300 ”О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи“. Безвозмездная (спонсорская) помощь предоставляется безвозвратно на основе добровольности и свободы выбора ее целей и на основании соответствующего гражданско-правового договора. Учитывая правовую природу заявлений об оказании спонсорской помощи (гражданско-правовая оферта), на такие ходатайства действие Закона не распространяется.

4. Относится ли к сфере действия Закона заявление об оказании материальной помощи из средств Фонда социальной защиты населения (за исключением оказания материальной помощи безработному и членам его семьи, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации)?

Заявление об оказании материальной помощи из средств Фонда социальной защиты населения соответствует признакам заявления по Закону и не включено в перечень административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200.

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона действие Закона распространяется на обращения граждан и юридических лиц, за исключением обращений, в отношении которых законодательными актами установлен иной порядок их подачи и рассмотрения.

С учетом того, что порядок оказания материальной помощи из средств Фонда социальной защиты населения определяется на уровне подзаконных актов (в частности, Инструкции о порядке оказания нуждающимся пожилым и нетрудоспособным гражданам материальной помощи из средств Фонда социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 3 августа 2001 г. № 9), а иной порядок подачи и рассмотрения таких заявлений на уровне законодательного акта не определен, на рассматриваемые правоотношения распространяется действие Закона.

5. Просьба разъяснить, как необходимо рассматривать обращения граждан в исполнительный комитет с жалобой на нарушение сроков выплаты заработной платы (детских пособий) нанимателями?

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона его действие распространяется на обращения граждан и юридических лиц, в том числе поступившие от юридических лиц, на которые возложены функции редакций средств массовой информации, за исключением обращений, подлежащих рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, обращений работника к нанимателю, а также иных обращений, в отношении которых законодательными актами установлен иной порядок их подачи и рассмотрения.

Так как местный исполнительный и распорядительный орган в данном случае не является нанимателем, жалобы граждан на нарушение сроков выплаты заработной платы (детских пособий) нанимателями, поданные в местный исполнительный и распорядительный орган, относятся к сфере действия Закона.

6. Распространяется ли действие Закона на предложения физических и юридических лиц в рамках проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности?

Согласно пункту 1 статьи 2 Закона его действие распространяется на обращения граждан и юридических лиц, в том числе поступившие от юридических лиц, на которые возложены функции редакций средств массовой информации, за исключением обращений, в отношении которых законодательными актами установлен иной порядок их подачи и рассмотрения.

Основы правового регулирования порядка направления предложений в рамках проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности установлены статьей 4  Закона Республики Беларусь от 5 июля 2004 года ”Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь“. Данный порядок конкретизирован в Положении о порядке проведения общественных обсуждений в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, утвержденном в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 2011 г. № 687.

Согласно Положению для общественного обсуждения может создаваться комиссия, которая не является организацией, уполномоченной на рассмотрение обращений. В этой связи на предложения в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, направленные непосредственно в такую комиссию во время ее работы, действие Закона не распространяется.

Вместе с тем направление таких предложений в организации до начала работы комиссии или после прекращения ее работы подпадает под сферу действия Закона.

7. Действие Закона не распространяется на переписку государственных органов при выполнении ими функций, возложенных на них нормативными правовыми актами. Что понимается под этой формулировкой?

Взаимоотношения государственных органов с иными субъектами при реализации возложенных на них функций зачастую осуществляются в рамках особого правового режима, нередко связанного с наличием властных полномочий у одной из сторон. Сроки исполнения документов, форма и содержание ответа устанавливаются тем органом, который направляет соответствующий документ, у органа, готовящего ответ, нет возможности перенаправить полученное поручение в другой орган и т.д. В подобных случаях речь идет не о взаимоотношениях власти и населения, а о реализации управленческих полномочий государственных органов.

Типичными примерами рассматриваемых ситуаций являются:

  • направление поручений государственными органами нижестоящим органам или иным организациям, в том числе доведение прогнозных показателей, а также запросов об их исполнении;
  • направление в государственный орган отчетов об исполнении поручений или о соблюдении требований актов законодательства;
  • запрос одним государственным органом позиции другого органа или иной организации по какому-либо вопросу;
  • запрос государственным органом информации у субъекта хозяйствования о проблемах правоприменения, о вопросах, поднятых в поступившей в государственный орган жалобе, и т.д.

При этом термин ”переписка государственного органа“ в равной степени охватывает как письма, исходящие из государственного органа, так и, наоборот, письма, адресованные такому органу, независимо от того, осуществляется такая переписка в письменном или электронном виде.

Личный прием, ”прямые“ и ”горячие телефонные линии“.

8. Какова должна быть продолжительность личного приема руководителем организации, заместителем руководителя организации (госоргана)? Каким нормативным документом это определено?

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона руководители организаций и уполномоченные ими должностные лица обязаны проводить личный прием не реже одного раза в месяц в установленные дни и часы. Закон не устанавливает конкретной продолжительности личного приема. На практике продолжительность приема устанавливается по-разному: от 2 до 8 часов. Полагаем, что время такого приема должно быть достаточно продолжительным (как правило, не менее 4 часов), что станет гарантией возможности быть принятым на личном приеме и решения существующего вопроса.

Особенности проведения личного приема установлены в отношении руководителей республиканских органов государственного управления и местных исполнительных и распорядительных органов и их заместителей Директивой Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 ”О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения“. Согласно подпункту 1.2 пункта 1 Директивы № 2 руководители республиканских органов государственного управления и местных исполнительных и распорядительных органов и (или) их заместители по графику обязаны проводить личный прием каждую среду с 8.00 до 13.00, а, при необходимости, более продолжительное время.

9. Насколько правомерно, когда руководитель в ходе личного приема дает поручения соответствующим органам (службам) без наличия письменного обращения заявителя и по результатам рассмотрения дается письменный ответ заявителю?

Закон не регламентирует вопросы направления письменного ответа на устное обращение. Пункт 4 статьи 10 Закона предусматривает, что если для решения вопроса, изложенного в устном обращении и относящегося к компетенции организации, в которой проводится личный прием, требуются дополнительное изучение и проверка, обращение излагается заявителем в письменной форме и подлежит рассмотрению в порядке, установленном Законом для письменных обращений.

Вместе с тем представляется, что направление письменного ответа на устное обращение не противоречит положениям Закона. В данном случае государственный орган или иная организация принимает на себя дополнительные обязанности, связанные с рассмотрением обращения.

Однако следует обратить внимание, что подобная практика должна применяться в качестве исключения, и в зависимости от того, насколько лицу, проводящему прием, ясна поднимаемая проблема, аргументация заявителя и другие обстоятельства, связанные с рассмотрением обращения. Изложение вопроса в письменном виде имеет существенные преимущества, заключающиеся в том, что заявитель самостоятельно излагает аргументы, обосновывает свою позицию и в последующем исключаются ссылки на то, что его вопрос был неверно истолкован.

В этой связи основной формой работы с устными обращениями, которые не рассмотрены в ходе личного приема по существу, должно быть изложение такого обращения заявителем в письменной форме.

10. Могут ли при проведении личного приема применяться технические средства (аудио- и видеозапись) по инициативе заявителя?

Закон не возлагает безусловной обязанности на работников государственных органов или иных организаций по проведению личного приема при использовании заявителями технических средств (ни в статье 7, регламентирующей права заявителя, ни в статье 9, закрепляющей обязанности организаций, соответствующих норм нет).

С учетом изложенного полагаем, что применение соответствующих технических средств по инициативе заявителя может осуществляться с согласия лица, проводящего прием.

11. В соответствии с частью первой пункта 3 статьи 6 Закона руководители организаций и уполномоченные ими должностные лица обязаны проводить личный прием не реже одного раза в месяц в установленные дни и часы. Может ли личный прием граждан проводиться только руководителем организации или необходимо также привлекать и иных уполномоченных им должностных лиц?

Руководитель самостоятельно определяет целесообразность проведения иными работниками личного приема, в том числе и в связи с наличием у них компетенции и полномочий на решение поднимаемых заявителями вопросов, количества посетителей и др. В этой связи руководитель организации может предусмотреть, что личный прием в организации проводит только он и не уполномочивать иных работников организации на проведение личного приема.

12. В соответствии со статьей 6 Закона в организациях должен проводиться личный прием граждан, их представителей, представителей юридических лиц. В организации ведется журнал учета личного приема граждан. Надо ли дополнительно регистрировать поступившие на личном приеме обращения в регистрационно-контрольных карточках?

В соответствии с пунктом 6 Положения о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц в государственных органах, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 1786, регистрация обращений заявителей, за исключением замечаний и (или) предложений, внесенных в книгу замечаний и предложений, осуществляется с использованием одной из регистрационно-контрольных форм: автоматизированной (электронной), карточной (в регистрационно-контрольных карточках), журнальной.

Таким образом, если в организации избрана журнальная форма регистрации устных обращений, то дополнительной регистрации таких обращений в регистрационно-контрольных карточках не требуется.

13Все ли устные обращения подлежат регистрации и какова процедура регистрации? Нужно ли регистрировать устное обращение, если гражданин на личном приеме подал и письменное обращение?

В соответствии со статьей 1 Закона устное обращение — обращение заявителя, изложенное в ходе личного приема. При этом согласно пункту 1 статьи 13 Закона обращения, поданные в порядке, установленном этим Законом, подлежат обязательному приему и регистрации. Отказ в приеме обращений не допускается.

Таким образом, все устные обращения, поданные в ходе личного приема, подлежат регистрации. Регистрация устных обращений осуществляется с использованием одной из регистрационно-контрольных форм: автоматизированной (электронной), карточной (в регистрационно-контрольных карточках), журнальной.

При этом если в ходе устного приема заявитель излагает свое устное обращение, но в связи с невозможностью разрешить поставленный вопрос на этом приеме оставляет письменное заявление, то регистрации подлежат как само устное обращение, так и письменное заявление или жалоба.

Если же заявитель в ходе личного приема не излагает свой вопрос по существу, а лишь передает свое письменное обращение лицу, проводящему прием, то в таком случае подлежит регистрации лишь письменное обращение.

14. Кто может отказать в личном приеме, записи на личный прием?

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона отказать в личном приеме, записи на личный прием имеют право должностные лица организаций, проводящие личный прием, а также работники организаций, уполномоченные осуществлять предварительную запись на личный прием. При этом исчерпывающий перечень оснований для отказа в личном приеме, записи на личный прием предусмотрен пунктом 2 статьи 6 Закона.

15. Являются ли устными обращениями звонки по телефону?

В соответствии с Законом устные обращения подаются в ходе личного приема. Таким образом, действие Закона не распространяется на телефонные звонки, в том числе и на телефонные звонки в ходе проведения ”прямых телефонных линий“ и ”горячих линий“. Порядок рассмотрения обращений, поступающих в ходе проведения ”прямых телефонных линий“ и ”горячих линий“, регламентирован постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 июля 2012 г. № 667  ”О некоторых вопросах работы с обращениями граждан и юридических лиц“. Данным постановлением раскрываются понятия ”прямой телефонной линии“ и ”горячей линии“, установлен порядок регистрации и рассмотрения поступающих в ходе их проведения обращений, в том числе форма регистрационно-контрольной карточки, в которой фиксируются соответствующие обращения, и т.д.

16. Как часто должны проводить ”прямые телефонные линии“ руководители организаций коммунальной формы собственности? Обязаны ли проводить ”прямые телефонные линии“ председатели сельских исполкомов?

Обязанность проведения ”прямых“ и ”горячих телефонных линий“ предусмотрена Указом  Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 498 ”О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц“. В соответствии с пунктом 8-1 данного Указа в организациях на систематической основе должно осуществляться проведение руководителями и иными должностными лицами встреч в трудовых коллективах, пресс-конференций, ”горячих линий“, ”прямых телефонных линий“ по актуальным для граждан и юридических лиц вопросам, в том числе с привлечением депутатов, представителей средств массовой информации и общественных объединений.

Согласно подпункту 1.3 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 июля 2012 г. № 667  ”О некоторых вопросах работы с обращениями граждан и юридических лиц“ ”прямая телефонная линия“ проводится руководителями организаций

и их заместителями не реже одного раза в квартал. С учетом принятого в Указе и постановлении сокращения термин ”организация“ охватывает все государственные органы и иные организации, в том числе и организации коммунальной формы собственности.

Периодичность проведения ”прямых телефонных линий“ руководителями республиканских органов государственного управления и местных исполнительных и распорядительных органов и (или) их заместителями установлена подпунктом 1.2 пункта 1 Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2   ”О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения“. Согласно Директиве № 2 руководители местных исполнительных и распорядительных органов и (или) их заместители по графику обязаны проводить ”прямые телефонные линии“ с населением каждую субботу с 9.00 до 12.00. Данное требование распространяется и на председателей сельских исполнительных комитетов.

Подача обращений.

17. Как быть с обращениями, которые излагаются на иностранных языках? Как поступать в ситуации, если обращение на иностранном языке поступило от иностранного гражданина, который находится на территории Республики Беларусь?

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона обращения излагаются на белорусском или русском языке.

В случае несоблюдения данного требования обращение может быть оставлено без рассмотрения по существу на основании абзаца второго пункта 1 статьи 15 Закона. Согласно пункту 1 статьи 15 Закона заявитель в течение пяти рабочих дней письменно уведомляется об оставлении обращения без рассмотрения по существу с указанием причин принятия такого решения и ему возвращаются оригиналы документов, приложенных к обращению.

Вместе с тем учитывая, что оставление без рассмотрения по существу в данном случае это право, а не обязанность организации, такое обращение может быть рассмотрено по существу при наличии у организации возможности перевода текста обращения на белорусский или русский язык.

При этом ответ либо уведомление об оставлении обращения без рассмотрения по существу в указанных случаях направляются заявителю на одном из государственных языков Республики Беларусь.

Данный подход применяется независимо от того, направляется обращение иностранным гражданином, находящимся на территории Республики или за ее пределами.

18. Как поступать с обращениями, отправленными гражданами по факсимильной связи?

Закон определяет способы подачи каждого вида обращений (письменных, устных и электронных), что фактически предопределяет сферу применения Закона. В случае подачи обращения способом, не указанным в Законе, действие Закона на такие обращения не распространяется. Таким образом, при подаче обращений посредством факса такие сообщения по общему правилу не подлежат регистрации в качестве обращений и не требуют ответа.

Вместе с тем это не препятствует государственному органу или иной организации по своей инициативе регистрировать входящие факсимильные обращения как обращения граждан и юридических лиц, рассматривать такие обращения и направлять на такие обращения ответы по существу. В данном случае государственный орган или иная организация принимает на себя дополнительные обязанности, связанные с рассмотрением обращения.

19. Необходимо ли все поступающие обращения после регистрации передавать на рассмотрение руководителю государственного органа для соответствующего поручения (резолюции) о дальнейшем их рассмотрении или достаточно распоряжением (приказом) уполномочить другое должностное лицо принимать решения рассматривать и давать ответы на поступающие обращения? Какое должностное лицо может быть уполномочено?

Законодательством об обращениях граждан и юридических лиц данный вопрос не регламентирован и должен решаться в каждой организации индивидуально.

В этой связи не является нарушением Закона практика уполномочивания руководителем иных должностных лиц организации на рассмотрение обращений и подписание на них ответов.

При этом следует учитывать, что пункт 3 статьи 5 Закона предусматривает персональную ответственность руководителей организации, индивидуальных предпринимателей за надлежащую работу с обращениями.

20. Распространяются ли нормы Закона на обращения граждан к государственным органам и организациям с запросом о предоставлении какой-либо информации (за исключением запросов об осуществлении административных процедур)?

Запрос о предоставлении информации является разновидностью заявления в связи с реализацией гражданином конституционного права на получение информации и соответственно на него распространяется действие законодательства об обращениях граждан и юридических лиц. Однако отнесение таких запросов к сфере действия Закона не гарантирует предоставление соответствующей информации. Статьей 21 Закона Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года ”Об информации, информатизации и защите информации“ определены случаи, когда общедоступная информация может не предоставляться.

При этом действие Закона не распространяется на запросы граждан о предоставлении какой-либо информации, если такие запросы направлены на осуществление административных процедур.

21. В обращении указано сразу несколько адресатов (различных государственных органов или организаций). Если обращение не относится к компетенции организации, в которую оно поступило, надо ли перенаправлять в компетентную организацию, если в списке адресатов данная организация уже указана (возвращать обращение заявителю и разъяснять, куда он должен обратиться за решением своего вопроса)?

Да. Это обязательное требование Закона, независимо от того, направлял в эту организацию заявитель свое обращение или нет. Кроме того, возможна ситуация, когда заявитель в списке рассылки указал сразу несколько адресов, но обращение по этим адресам в действительности не направлял.

Сроки рассмотрения обращений.

22.  Можете привести примеры исчисления срока по Закону?

В соответствии с частью первой пункта 1 статьи 17 Закона течение сроков, определяемых месяцами или днями, начинается со дня, следующего за днем регистрации обращения в организации, внесения замечаний и (или) предложений в книгу замечаний и предложений организации, индивидуального предпринимателя.

Например, обращение поступило в организацию, к компетенции которой не относится рассмотрение данного обращения, 5 февраля 2016 года (пятница). Так как 6 и 7 февраля являются нерабочими днями, срок для направления обращения в соответствии с компетенцией или оставления обращения без рассмотрения по существу (пять рабочих дней) начинает течь 8 февраля 2016 года и заканчивается 12 февраля 2016 года.

Обращение поступило в организацию 28 января 2016 года. Пятнадцатидневный срок для рассмотрения обращения начинает течь 29 января 2016 года и заканчивается 12 февраля 2016 года.

Обращение поступило в организацию 1 февраля 2016 года. Месячный срок для рассмотрения обращения начинает течь 2 февраля 2016 года и заканчивается 1 марта 2016 года.

Согласно части первой пункта 2 статьи 17 Закона если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок рассмотрения обращений истекает в последний день этого месяца.

Например, обращение подано 31 мая 2016 года. Месячный срок для рассмотрения обращения истекает 30 июня 2016 года.

23. В какие сроки следует перенаправить обращение, если только часть заданных вопросов относится к компетенции организации?

В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона организации при поступлении к ним письменных обращений, содержащих вопросы, решение которых не относится к их компетенции, в течение пяти рабочих дней направляют обращения для рассмотрения организациям в соответствии с их компетенцией и уведомляют заявителей в тот же срок либо в тот же срок в порядке, установленном Законом, оставляют обращения без рассмотрения по существу и уведомляют об этом заявителей с разъяснением, в какую организацию и в каком порядке следует обратиться для решения вопросов, изложенных в обращениях.

Таким образом, в рассматриваемом случае подобное обращение в течение пяти рабочих дней должно быть направлено по компетенции в части вопросов, относящихся к компетенции иной организации (организаций), с уведомлением об этом заявителя.

Вопросы, относящиеся к компетенции организации, в которую первоначально поступило обращение, должны быть рассмотрены по существу и о результатах их рассмотрения должен быть проинформирован заявитель в сроки, указанные в статье 17 Закона.

24. Письменные обращения должны быть рассмотрены не позднее пятнадцати дней, а обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, – не позднее одного месяца, если иной срок не установлен законодательными актами. Надо ли уведомлять заявителя о превышении 15-дневного срока?

Нет. Закон предусматривает необходимость уведомления заявителя только при превышении месячного срока. В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона в случае, если для решения изложенных в обращениях вопросов необходимы совершение определенных действий (выполнение работ, оказание услуг), получение информации из иностранного государства в сроки, превышающие месячный срок, заявителям в срок не позднее одного месяца со дня, следующего за днем поступления обращений, направляется письменное уведомление о причинах превышения месячного срока и сроках совершения таких действий (выполнения работ, оказания услуг) или сроках рассмотрения обращений по существу.

25. Согласно пункту 3 статьи 17 Закона обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, должны быть рассмотрены не позднее одного месяца. Что входит в понятия ”дополнительное изучение“ и ”проверка“? Нужно ли это подтверждать документально?

Дополнительное изучение и проверка обращения подразумевают рассмотрение обращения с выходом на место, истребование необходимых документов из других организаций, в том числе разъяснений о применении законодательства, получение, при необходимости, объяснений у заявителя и иных лиц, связанных с рассмотрением обращения. При этом проведение дополнительного изучения и проверки целесообразно подтверждать какими-либо письменными доказательствами (например, запросом о предоставлении документов). Их отсутствие может рассматриваться как нарушение             15-дневного срока рассмотрения обращения.

26. По обращению дано обещание о выполнении требуемых работ через определенный отрезок времени (например, год). Требуется ли направлять промежуточные ответы заявителю и если да, то с какой периодичностью?

В соответствии с частью второй пункта 3 статьи 17 Закона в случае, если для решения изложенных в обращениях вопросов необходимы совершение определенных действий (выполнение работ, оказание услуг), получение информации из иностранного государства в сроки, превышающие месячный срок, заявителям в срок не позднее одного месяца со дня, следующего за днем поступления обращений, направляется письменное уведомление о причинах превышения месячного срока и сроках совершения таких действий (выполнения работ, оказания услуг) или сроках рассмотрения обращений по существу.

При этом согласно пункту 17 Положения о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц в государственных органах, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 1786, контроль за рассмотрением обращений заявителей завершается, если все поставленные в них вопросы рассмотрены, приняты необходимые меры и заявителям даны ответы в письменной, устной или электронной форме, а также направлены уведомления в порядке, установленном в статьях 10, 15 и 21 Закона.

Решение о снятии с контроля обращений принимают руководители государственных органов, иных организаций, индивидуальные предприниматели или уполномоченные ими должностные лица.

Таким образом, обращения, по которым даны обещания, должны приниматься на контроль с целью обеспечения выполнения обещаний в оговоренные сроки. Вместе с тем законодательством не предусматривается обязательных промежуточных ответов по находящимся на контроле обращениям, а также не регламентирована их периодичность. Подобные дополнительные формы контроля могут вводиться по решению руководителя организации, осуществляющей контроль за исполнением обращений.

Оставление обращения без рассмотрения по существу, прекращение переписки.

27. Как оформляется прекращение переписки с заявителем (распоряжением (приказом) или обычным письмом)?

Закон не предусматривает в качестве обязательного условия прекращения переписки или оставления обращения без рассмотрения по существу издание отдельного приказа. Решение о прекращении переписки отражается в ответе заявителю, и соответствующая информация отмечается в регистрационно-контрольной форме.

28. В организации имеются справки о психических заболеваниях некоторых граждан, которые регулярно обращаются в райисполком с различными вопросами, иногда абсурдными. Есть ли основание прекратить с ними переписку? Каким образом регулируется работа с обращениями граждан, если документально установлено, что гражданин лишен дееспособности?

Закон не предусматривает такого основания для прекращения переписки, как наличие психических заболеваний.

При этом Закон устанавливает, что письменные и электронные обращения от имени недееспособных граждан подаются их законными представителями (часть вторая пункта 1 статьи 4). Вместе с тем сам по себе факт психического заболевания не означает недееспособности гражданина. В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Гражданского кодекса гражданин, который вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия) не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Таким образом, для признания гражданина недееспособным необходимо принятие соответствующего решения суда.

При поступлении обращений от лиц, которые признаны недееспособными, полагаем возможным направление им разъяснения о порядке реализации ими права на обращение (через опекуна).

29. В министерство часто поступают обращения заявителей, в которых обжалуются судебные постановления и одновременно содержится просьба дать оценку действиям сотрудников, подчиненных министерству организаций. Как быть в таких случаях? Ведь по Закону такие обращения должны быть возвращены заявителю не позднее пяти рабочих дней.

В данном случае в одном обращении объединены вопросы, рассмотрение которых осуществляется в различном порядке. В этом случае представляется целесообразным в течение пяти рабочих дней подготовить ответ заявителю о возврате обращения в части жалобы на судебное постановление и направить его заявителю, а также отметить, что ответ на второй вопрос будет дан в установленные Законом сроки.

30. В организацию неоднократно поступают жалобы на судебное постановление от одного и того же заявителя, которые возвращаются такому заявителю. Кроме того, в ряде случаев один и тот же заявитель неоднократно обращается с аналогичным обращением, на которое ему неоднократно направлялось уведомление о том, что соответствующий вопрос не относится к компетенции организации. Можно ли прекратить переписку по таким обращениям при том, что по существу данные обращения не рассматривались?

Прекращение переписки осуществляется при оставлении в соответствии с абзацем шестым пункта 1 статьи 15 Закона повторного обращения без рассмотрения по существу (заявителем подано повторное обращение, в том числе внесенное в книгу замечаний и предложений, и в нем не содержатся новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения обращения по существу). В этом случае заявитель письменно уведомляется, что повторное обращение необоснованно и переписка с ним по этому вопросу прекращается.

Таким образом, Закон не требует обязательного рассмотрения обращения по существу для принятия решения о прекращении переписки.

31. Исполкомом прекращена переписка с заявителем. Он обращается с тем же вопросом в вышестоящий орган, который перенаправляет обращение в тот же исполком, который прекратил с заявителем переписку, для рассмотрения и ответа заявителю. Как в данном случае правильно поступать? Надо ли давать ответ заявителю, хотя с ним прекращена переписка?

При получении такого обращения исполком должен проинформировать организацию, перенаправившую обращение, о том, что с заявителем прекращена переписка, и приложить копию ответа (уведомления).

В этом случае заявитель должен быть проинформирован о том, что ранее с ним была уже прекращена переписка. Данное уведомление обусловлено тем, что вышестоящий орган при перенаправлении обращения проинформировал заявителя о направлении обращения по компетенции с поручением дать заявителю ответ по существу.

Отдельные виды обращений (повторные, анонимные, коллективные, замечания и предложения, вносимые в книгу замечаний и предложений, благодарности).

32. За какой период обращения можно считать повторными (в течение календарного года или больше)?

Согласно статье 1 Закона повторное обращение – письменное или электронное обращение, поступившее от одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу в одну и ту же организацию, в том числе направленное из других организаций, либо замечание и (или) предложение, внесенные в книгу замечаний и предложений одним и тем же заявителем по одному и тому же вопросу одному и тому же индивидуальному предпринимателю, поступившие в течение трех лет со дня поступления в организацию, к индивидуальному предпринимателю первоначального обращения, если на первоначальное обращение заявителю был дан ответ (направлено уведомление).

33. Обращение по одному и тому же вопросу подано через три года после прекращения переписки. Необходимо ли заново прекращать переписку, учитывая, что в связи с истечением трехлетнего периода поступившее обращение уже не является повторным?

Согласно пункту 2 статьи 21 Закона при поступлении повторного обращения от заявителя, переписка с которым прекращена, такое обращение оставляется без рассмотрения по существу без уведомления об этом заявителя.

Таким образом, после принятия решения о прекращении переписки срок, который истек с момента принятия такого решения, значения не имеет. Фактически решение о прекращении переписки является бессрочным.

34. Считается ли повторным обращение, направленное для рассмотрения из вышестоящей или иной организации?

Согласно статье 1 Закона повторное обращение – письменное или электронное обращение, поступившее от одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу в одну и ту же организацию, в том числе направленное из других организаций, либо замечание и (или) предложение, внесенные в книгу замечаний и предложений одним и тем же заявителем по одному и тому же вопросу одному и тому же индивидуальному предпринимателю, поступившие в течение трех лет со дня поступления в организацию, к индивидуальному предпринимателю первоначального обращения, если на первоначальное обращение заявителю был дан ответ (направлено уведомление).

В этой связи не имеет значения, было ли обращение непосредственно направлено заявителем или перенаправлено по компетенции иным субъектом. Важно, что обращение поступило в один и тот же орган, по одному и тому же вопросу, от одного и того же заявителя, а также то, что на первоначальное обращение заявителю был дан ответ (направлено уведомление).

35. В вышестоящую организацию поступило обращение, которое затем было перенаправлено по компетенции в нижестоящую организацию, о чем был уведомлен заявитель. Через несколько дней аналогичное обращение поступило в вышестоящую организацию из другой организации. Должно ли последнее обращение регистрироваться как повторное?

В соответствии с Законом повторное обращение – письменное или электронное обращение, поступившее от одного и того же заявителя по одному и тому же вопросу в одну и ту же организацию, в том числе направленное из других организаций, либо замечание и (или) предложение, внесенные в книгу замечаний и предложений одним и тем же заявителем по одному и тому же вопросу одному и тому же индивидуальному предпринимателю, поступившие в течение трех лет со дня поступления в организацию, к индивидуальному предпринимателю первоначального обращения, если на первоначальное обращение заявителю был дан ответ (направлено уведомление).

В этой связи данное обращение необходимо регистрировать как повторное.

Вместе с тем, поскольку нижестоящая организация еще не рассмотрела обращение по существу и не направила ответ заявителю, для объективной оценки деятельности нижестоящих организаций такие обращения при необходимости учитываются отдельно от иных повторных обращений.

36. В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона коллективные обращения тридцати и более заявителей подлежат рассмотрению с выездом на место. В данном случае речь идет о месте нахождения объекта или месте жительства заявителей или др.?

По смыслу данной нормы речь идет о рассмотрении обращения с выездом на место возникновения проблемы, породившей коллективное обращение. Смысл данной нормы заключается в том, что должностное лицо непосредственно, а не только по документам, знакомится с обстоятельствами, породившими проблемную ситуацию.

При этом согласно пункту 2 статьи 22 Закона коллективные обращения тридцати и более заявителей в организации по вопросам, входящим в их компетенцию, подлежат рассмотрению с выездом на место, если иное не вытекает из этих обращений. В данном случае речь идет о ситуациях, при которых фактически отсутствует конкретное место возникновения проблемной ситуации (коллективное предложение об отмене нормативного правового акта, несогласие со сложившейся практикой применения законодательства и т.д.). В этом случае коллективное обращение будет рассматриваться без выезда на место.

37. Если в электронном обращении не указан адрес места жительства, как поступать с таким обращением?

В соответствии со статьей 23 Закона анонимными обращениями являются обращения заявителей, в которых не указаны фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина или адрес его места жительства (места пребывания) либо наименование юридического лица (полное или сокращенное) или его место нахождения либо указанные данные не соответствуют действительности. С учетом изложенного, а также принимая во внимание положения части первой пункта 1 статьи 25 Закона, электронные обращения, в которых отсутствуют фамилия, имя, отчество или адрес места жительства, являются анонимными. Такие обращения не подлежат рассмотрению, если они не содержат сведений о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.

При этом не будут нарушениями случаи, когда у заявителя, направившего такое электронное обращение, дополнительно запрашивается информация о его месте жительства для рассмотрения электронного обращения по существу. В таком случае срок рассмотрения обращения исчисляется со дня, следующего за днем первоначальной регистрации обращений в этих организациях. В случае отнесения обращения к анонимным решение по нему должно быть принято в течение 5 рабочих дней.

 38. Необходимо ли по всем обращениям проверять действительность содержащихся в них данных (фамилия, собственное имя, отчество, полное наименование юридического лица и его место нахождения), и каким образом подтвердить недействительность таких данных?

В соответствии со статьей 23 Закона анонимными обращениями являются обращения заявителей, в которых не указаны фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина или адрес его места жительства (места пребывания) либо наименование юридического лица (полное или сокращенное) или его место нахождения либо указанные данные не соответствуют действительности.

По общему правилу указанные в обращении данные о фамилии, собственном имени, отчестве либо инициалах граждан, адресе его места жительства (места пребывания), полном наименовании юридического лица и его месте нахождении не требуется перепроверять. Вместе с тем если в ходе рассмотрения обращения становится очевидным, что указанные данные не соответствуют действительности (например, указанной в обращении улицы не существует; письмо вернулось в связи с отсутствием почтового адреса; при получении дополнительной информации у заявителя выяснилось, что он соответствующее обращение не подавал и др.), такое обращение признается анонимным. Подтверждением недействительности указанных данных может являться информация, полученная из информационных систем и баз данных, или информация от заявителя в произвольной форме.

39. Можно ли указывать в обращении адрес места работы (учебы) вместо адреса места жительства (места пребывания)?

Закон требует обязательного указания заявителем адреса его места жительства (места пребывания) и не предусматривает необходимости указания адреса его места работы (учебы).

40. Можно ли считать обращение идентичным, если первоначально оно было направлено в электронном виде, а впоследствии в письменном, и наоборот?

Согласно части второй пункта 1 статьи 13 Закона при подаче заявителем нескольких идентичных обращений или обращений, содержащих уточняющие (дополняющие) документы и (или) сведения, до направления ответа (уведомления) на первоначальное обращение на такие обращения может направляться общий ответ (уведомление) в сроки, установленные Законом для рассмотрения первоначально поступившего обращения. В этом случае указанные обращения учитываются как одно обращение.

Принимая во внимание, что электронные обращения, поступившие в государственные органы и иные государственные организации, подлежат рассмотрению в порядке, установленном для рассмотрения письменных обращений, с учетом особенностей, предусмотренных Законом, полагаем, что такие обращения могут признаваться идентичными.

Обращения юридических лиц.

41. В основном поступают письма от организаций с просьбой дать разъяснение по различным вопросам. Как их классифицировать:
а) обращения юридических лиц;
б) служебная переписка.

Разъяснение законодательства по своей правовой природе является разновидностью такого вида обращений, как заявление, в связи с реализацией, посредством направления соответствующего запроса, права на получение информации. В этой связи поступающие запросы о разъяснении законодательства подлежат отнесению к обращениям юридических лиц.

42. Как отграничить деловую переписку от обращений юридических лиц в местные исполнительные и распорядительные органы?

В настоящее время в местные исполнительные и распорядительные органы поступает большое количество писем от юридических лиц. При этом можно выделить основные группы вопросов:

  • выделение земельных участков;
  • согласование проектно-сметной документации;
  • согласование режима работы;
  • заключение, изменение и прекращение инвестиционных договоров;
  • проведение массовых мероприятий;
  • согласование размещения рекламы;
  • закупка канцелярских и других офисных принадлежностей;
  • переписка по поводу исполнения различных гражданско-правовых договоров (уточнение сроков и порядка их исполнения и т.д.).

Отнесение или не отнесение соответствующих вопросов к обращениям происходит с учетом сферы действия Закона.

Действие Закона не распространяется на обращения юридических лиц, подлежащих рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, а также иные обращения, в отношении которых законодательными актами установлен иной порядок их подачи и рассмотрения. Действие Закона также не распространяется на переписку государственных органов при выполнении ими функций, возложенных на них нормативными правовыми актами.

Порядок выделения земельных участков детально урегулирован Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 ”Об изъятии и предоставлении земельных участков“. Выделение земельного участка по своей природе является административной процедурой, и действие Закона на эти отношения не распространяется.

Также под определение административной процедуры и соответственно под регулирующее воздействие законодательства об административных процедурах подпадает согласование режима работы, а также согласование размещения рекламы. Данные действия осуществляются на основании заявления заинтересованного лица с приложением определенного пакета документов и заканчиваются вынесением решения, влияющего на права или обязанности обратившегося.

Согласование проектно-сметной документации осуществляется в рамках заключения и исполнения договора строительного подряда. Соответственно, данные отношения также не подпадают под действие Закона, а регулируются гражданским законодательством. Так, в частности, статьей 698 Гражданского кодекса предусмотрено, что подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с проектной документацией, устанавливающей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, в том числе со сметной документацией (сметой), определяющей цену работы. Подрядчик, обнаруживший в ходе строительства неучтенные в проектно-сметной документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законодательством или договором не предусмотрен иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика.

Согласно статье 699 Гражданского кодекса изменения проектно-сметной документации, требующие дополнительных расходов для подрядчика, осуществляются за счет заказчика на основе согласованной сторонами дополнительной сметы.

Действие Закона также не распространяется на заключение инвестиционных договоров. Порядок их заключения и изменения урегулирован Декретом Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 ”О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь“ и принятыми в его развитие нормативными правовыми актами.

Аналогичным образом Закон не применяется к отношениям по подаче и рассмотрению заявлений о проведении массовых мероприятий. Данные вопросы урегулированы детально в Законе Республики Беларусь от 30 декабря 1997 года ”О массовых мероприятиях в Республике Беларусь“.

Заявления с предложениями закупки канцелярских и других офисных принадлежностей по своей правовой природе являются гражданско-правовой офертой к заключению договора и регулируются гражданским законодательством. Действие Закона на эти отношения не распространяется.

Переписка по поводу исполнения различных гражданско-правовых договоров также является частью договорной работы организации и по своей природе не может рассматриваться в качестве обращений юридических лиц.

Вместе с тем следует учитывать, что если поступившее в местный исполнительный и распорядительный орган заявление или иное письмо касается разъяснения законодательства по рассмотренным вопросам, то оно подпадает под действие Закона, подлежит регистрации и рассмотрению в соответствии с Законом. Данный подход объясняется тем, что названные выше специальные законодательные акты данный вопрос не регламентируют.

Для лучшей организации работы и четкого выделения из деловой переписки обращений юридических лиц представляется целесообразным обобщение поступающих писем от юридических лиц и разделение их на определенные блоки, применительно к которым и будет решаться вопрос об отнесении соответствующих писем к обращениям юридических лиц. При этом наиболее типичными примерами обращений юридических лиц могут быть обращения:

о разъяснении законодательства;

о получении информации (о планах строительства, перспективах государственного регулирования и т.д.);

с предложениями о разработке или об изменении нормативных правовых актов;

с жалобами на несоблюдение или неправильное применение законодательства со стороны конкретных организаций.

Электронные обращения.

43. Подлежат ли регистрации как обращения электронные сообщения, содержащие вопросы, не являющиеся заявлениями, предложениями, жалобами (например, информирование о проведении семинаров, закупке канцелярских принадлежностей, подписке на периодические издания и т.д.)?

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона обращения, поданные в порядке, установленном данным Законом, подлежат обязательному приему и регистрации. Отказ в приеме обращений не допускается.

Вместе с тем данная норма распространяется только на те входящие документы, которые обладают признаками одного из предусмотренных Законом видов обращений. Если документ не обладает такими признаками, он не подлежит регистрации и рассмотрению как обращение.

44. Должен ли департамент министерства, являющийся юридическим лицом, отдельно принимать и рассматривать электронные обращения, либо они должны направляться только на адрес министерства?

Закон возлагает обязанность по рассмотрению электронных обращений только на государственные органы и государственные организации. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 июля 2007 г. № 350 ”Об утверждении Положения о департаментах министерств (государственных комитетов)“ департаменты — создаваемые по решению Президента Республики Беларусь в центральных аппаратах министерств (государственных комитетов) структурные подразделения с правами юридического лица, наделенные государственно-властными полномочиями и осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) функции в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции соответствующих министерств (государственных комитетов).

Таким образом, законодательством не предусмотрено обязанности по созданию условий для отдельного принятия и рассмотрения электронных обращений в департаментах государственных органов. Это не препятствует налаживанию системы подачи электронных обращений в департамент не только через сайт министерства, но и параллельно через сайт (страничку) департамента.

45. Подлежат ли регистрации электронные обращения, содержащие информационно-справочный характер (телефон, адрес организации, к  чьей компетенции относится вопрос и т.д.), на которые в течение 5-10 минут можно дать ответ на электронный адрес заявителя?

Закон не проводит различий в порядке регистрации и рассмотрения электронных обращений в зависимости от сложности вопроса, изложенного в электронном обращении. Таким образом, все обращения независимо от лаконичности их содержания, в том числе запросы о времени подхода очереди на жилье и т.д., подлежат регистрации и рассмотрению.

При этом организация может регистрировать и учитывать подобные электронные обращения отдельно от иных электронных обращений (например, электронные обращения справочно-разъяснительного характера).

Эффективным способом оптимизации работы с подобными обращениями и сокращения затрат на администрирование работы с ними является создание на сайтах государственных органов и организаций специальных рубрик справочно-информационного характера. Рассмотрение соответствующих сообщений может осуществляться рядовым специалистом в режиме обычной обратной связи без какой-либо регистрации поступающих сообщений. Для подобных рубрик нет необходимости требовать от заявителя личных данных. При этом в целях исключения путаницы целесообразно специально оговорить, что на подобные сообщения действие Закона не распространяется и если заявитель хочет получить ответ в рамках Закона, он может воспользоваться специальной формой.

46. Заявитель ежедневно направляет одно и то же электронное обращение в госорган. Как его регистрировать и рассматривать?

Если по обращению заявителю уже направлен ответ, но от него продолжают поступать аналогичные обращения, то подлежат применению нормы Закона о повторных обращениях, в том числе о возможности прекращения переписки с таким заявителем.

Если по обращению ответ еще не направлен, но от заявителя продолжают поступать идентичные электронные обращения, такие обращения могут регистрироваться под общим номером первого поступившего обращения и на такие обращения может направляться общий ответ (уведомление) в сроки, установленные Законом для рассмотрения первоначально поступившего обращения. В этом случае указанные обращения учитываются как одно обращение.

47. Может ли ответ заявителю без подписи руководителя (полученный в электронном виде) в дальнейшем использоваться для обращения в суд, другие высшие инстанции? Если нет, то как их заверять?

Полученный ответ может использоваться при подаче жалобы в вышестоящий орган. При наличии сомнений в точности приложенного ответа у органа, направившего ответ, может быть запрошена информация для подтверждения.

Что касается обращения в суд, то следует учитывать, что, например, в соответствии со статьей 192 ГПК письменными доказательствами являются официальные и частные документы, а также общедоступная информация, записанная буквами либо выполненная в форме цифровой, графической записи, размещенная в глобальной компьютерной сети Интернет, полученная в установленном законодательством порядке, переписка и записи делового или личного характера, содержащие сведения о фактах, имеющих значение для дела. Документы, полученные с помощью электронной, вычислительной и другой техники, являются доказательствами при условии их надлежащего оформления.

При этом статья 193 ГПК устанавливает, что официальные документы выдают государственные органы в пределах их компетенции с соблюдением установленных правил. Если официальный документ оспаривается стороной или иным юридически заинтересованным в исходе дела лицом, должностные лица государственных органов представляют суду имеющиеся у них доказательства правомерности выдачи документа и истинности его содержания.

Статья 339 ГПК регламентирует вопросы представления доказательств по делам, возникающим из административно-правовых отношений. В ней предусмотрено, что государственные органы, организации и должностные лица обязаны представить суду материалы, послужившие основанием для соответствующих действий (бездействия). Заявители, государственные органы, организации и должностные лица, а также иные заинтересованные в исходе дела лица вправе представлять суду доказательства и иные материалы.

Таким образом, полагаем, что в случае несогласия с полученным в электронном виде на свое обращение ответом заявитель может обратиться в установленном порядке с жалобой в суд, в том числе приложить к своей жалобе ответ, полученный в электронном виде. В рамках подготовки дела к рассмотрению суд может запросить у органа, направившего такой ответ, подтверждение содержания этого ответа.

48. Электронные обращения без обязательных реквизитов не подлежат рассмотрению. Требуется ли об этом уведомлять заявителя?

Если в электронном обращении не указаны фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина или адрес его места жительства (места пребывания) либо наименование юридического лица (полное или сокращенное) или его место нахождения либо указанные данные не соответствуют действительности, то такие обращения являются анонимными и рассмотрению не подлежат. В такой ситуации какого-либо дополнительного уведомления заявителя не требуется.

49. Допускается ли установление государственными органами требования о необходимости пройти определенную процедуру регистрации для получения возможности подать обращение в электронной форме на сайте организации (например, заполнить форму электронного обращения с указанием всех необходимых сведений, в том числе адреса электронной почты, на который впоследствии будет выслана ссылка для активации учетной записи заявителя. И только пройдя данную процедуру, гражданин получает возможность подать обращение в электронной форме)?

Представляется, что требование пройти процедуру регистрации для получения возможности направить электронное обращение не противоречит требованиям Закона, если при этом от заявителя не требуется указания каких-либо дополнительных сведений по сравнению с установленными Законом требованиями (например, указать личный номер и т.д.).

50. Заявитель на электронное обращение просит ответить письменно и одновременно направить ответ на электронную почту. Как правильно поступить в такой ситуации?

В соответствии с частью первой пункта 5 статьи 25 Закона ответы (уведомления) на электронные обращения направляются на адрес электронной почты заявителей, указанный в электронных обращениях, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящего пункта.

В части второй указанного пункта закреплены только два случая, когда на электронное обращение должен направляться письменный ответ (уведомление):

1)    заявитель в своем электронном обращении просит направить письменный ответ либо одновременно направить письменный ответ и ответ на адрес его электронной почты;

2)    в электронном обращении указан адрес электронной почты, по которому по техническим причинам не удалось доставить ответ (уведомление).

В такой ситуации в целях упорядочения рассмотрения электронных обращений (уменьшения числа случаев, когда по незначительному вопросу заявители ”на всякий случай“ просят направить письменный ответ), сокращения затрат времени на перенаправление электронных обращений, полагаем, что если заявитель выразил желание на получение письменного ответа на свое электронное обращение, государственный орган или организация не обязаны дополнительно направлять ему данный ответ в электронном виде, независимо от просьбы заявителя. Тем не менее, это не препятствует направлению заявителю по его просьбе ответа не только в письменном, но и в электронном виде.

51. В случае, когда получено электронное обращение по вопросам, не входящим в компетенцию государственного органа, возможно ли, не регистрируя данное обращение, перенаправить его на электронный адрес государственного органа, в компетенцию которого входит решение поднятого в обращении вопроса?

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона обращения, поданные в порядке, установленном данным Законом, подлежат обязательному приему и регистрации. Отказ в приеме обращений не допускается. Таким образом, обращение нужно зарегистрировать, перенаправить его по компетенции и уведомить об этом заявителя.

52. Необходимо ли требовать от заявителей при направлении ими электронных обращений документы, подтверждающие их полномочия, или хотя бы указания в обращениях номеров и дат таких документов?

В соответствии с частью второй пункта 2 статьи 25 Закона к электронным обращениям, подаваемым представителями заявителей, должны прилагаться электронные копии документов, подтверждающих их полномочия.

При несоблюдении данного требования  электронное обращение может быть оставлено без рассмотрения по существу.

53. При поступлении в организацию электронного обращения по вопросам, не относящимся к ее компетенции, как такое обращение должно быть перенаправлено по принадлежности в другую организацию – письменно или в электронном виде?

Законом не урегулирован порядок перенаправления электронных обращений в другие организации в соответствии с их компетенцией. В этой связи допустимым является как перенаправление таких обращений в электронном, так и в письменном виде.

Вместе с тем в целях упрощения взаимодействия между государственными органами, сокращения затрат на почтовые расходы более предпочтительным является перенаправление соответствующих электронных обращений по компетенции с использованием сети Интернет, особенно при пересылке обращений в рамках закрытых систем обмена информацией между государственными органами. При этом независимо от способа перенаправления подобные обращения должны регистрироваться и рассматриваться как электронные.

54. Должен ли иметь свой сайт каждый государственный орган или организация (поселковый исполком, школа, детский сад, коммунальное предприятие, в т. ч. сельскохозяйственное)? Можно ли использовать сайт райисполкома для направления электронного обращения в поселковый исполком?

В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. № 60 ”О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет“ республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, иные государственные органы и государственные организации, а также хозяйственные общества, в отношении которых Республика Беларусь либо административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах), может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами, обязаны размещать информацию о своей деятельности в глобальной компьютерной сети Интернет на официальных сайтах этих государственных органов и организаций либо на соответствующих страницах официальных сайтов вышестоящих государственных органов и организаций.

Согласно статье 43 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 года ”О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь“ исполкомы базового уровня организуют размещение на своих официальных сайтах или других государственных информационных ресурсах глобальной компьютерной сети Интернет информации о Советах базового и первичного уровней, об их депутатах, исполнительных и распорядительных органах базового и первичного уровней, о коммунальных унитарных предприятиях, в том числе информации о руководстве исполнительных и распорядительных органов базового и первичного уровней и коммунальных унитарных предприятий.

Таким образом, действующее законодательство не предусматривает обязательного создания всеми государственными органами и организациями отдельных сайтов. В качестве альтернативы может использоваться создание соответствующих страниц на сайтах вышестоящих органов (в рассматриваемом случае на сайтах рай(гор)исполкомов).

Полагаем, что для подачи электронных обращений может использоваться общая форма, размещенная на сайте рай(гор)исполкома, позволяющая выбрать соответствующего адресата (например, конкретный сельисполком) . При этом на странице соответствующей организации (например, сельисполкома) должна содержаться гиперссылка на указанную форму.

55. Обязательно ли рассматривать электронные обращения негосударственным организациям?

В соответствии с частью четвертой пункта 1 статьи 25 Закона электронные обращения, поступившие в негосударственные организации, не рассматриваются, если иной порядок работы с такими обращениями не определен руководителем организации (вышестоящей организации).

При этом, несмотря на то, что  Положение о порядке функционирования интернет-сайтов государственных органов и организаций, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 апреля 2010 г. № 645, распространяет свое действие  и на хозяйственные общества, в отношении которых Республика Беларусь либо административно-территориальные единицы, обладая акциями (долями в уставных фондах), может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами, в подпункте 7.2 пункта 7 указанного Положения непосредственно предусмотрено, что требование о наличии специальной рубрики  ”Электронные обращения“ касается только интернет-сайтов государственных органов и иных государственных организаций.

56. Можно ли на основании электронного обращения заявителя предоставлять документы, в которых содержатся персональные данные этого же заявителя (фамилия, паспортные данные и т.д.)? Например, копию таможенной декларации.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 ноября 2008 года ”Об информации, информатизации и защите информации“ к информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, относится, в частности, информация о частной жизни физического лица и персональные данные (статья 17).

При этом сбор, обработка, хранение информации о частной жизни физического лица и персональных данных, а также пользование ими осуществляются с письменного согласия данного физического лица, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь (статья 18).

Электронное обращение от лица, чьи персональные данные содержатся в запрашиваемых документах, не может являться достаточным подтверждением получения согласия лица на направление по электронной почте таких данных.

57. По общему правилу ответы на электронные обращения должны направляться на адрес электронной почты заявителя. Должны ли такие ответы направляться на сканированном бланке со сканированной подписью или допустимо направление таких ответов без сканирования бланка и подписи?

В соответствии с пунктом 220 Инструкции по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4, документ в электронном виде должен иметь все реквизиты, установленные для аналогичного документа на бумажном носителе, за исключением оттисков печатей и штампов. Расположение и оформление реквизитов в формуляре документа в электронном виде при его внешнем представлении должно соответствовать требованиям, установленным пунктом 35 Инструкции.

Вместе с тем часть вторая пункта 3 Инструкции предусматривает, что особенности оформления, обработки и хранения организационно-распорядительных документов, относящихся к нормативным правовым актам Республики Беларусь, содержащих государственные секреты и иную охраняемую законодательством информацию, обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц и документов, связанных с их рассмотрением, заявлений заинтересованных лиц, обращающихся за осуществлением административных процедур, и иных документов, связанных с осуществлением административных процедур, регулируются актами законодательства Республики Беларусь.

В этой связи следует учитывать, что пунктом 6 статьи 25 Закона предусмотрены упрощенные требования к содержанию ответа на электронное обращение, среди которых отсутствует такой реквизит, как подпись, что исключает необходимость сканирования текста ответа. Таким образом, при направлении ответа на электронное обращение не требуется сканирования бланка или подписи.

58. В Законе предусмотрено, что на официальном сайте государственного органа, иной государственной организации в глобальной компьютерной сети Интернет должна быть размещена информация о способе либо способах подачи электронных обращений в этот государственный орган, иную государственную организацию (направление на адрес электронной почты и (или) размещение в специальной рубрике на официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет). Может ли государственный орган использовать для приема электронных обращений лишь один из указанных способов?

Согласно пункту 1 статьи 25 Закона на официальном сайте государственного органа, иной государственной организации в глобальной компьютерной сети Интернет должна быть размещена информация о способе либо способах подачи электронных обращений в этот государственный орган, иную государственную организацию (направление на адрес электронной почты и (или) размещение в специальной рубрике на официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет).

Требования к специальной рубрике на официальных сайтах государственных органов и иных государственных организаций в глобальной компьютерной сети Интернет, предназначенной для размещения электронных обращений, определяются постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 апреля 2010 г. № 645 ”О некоторых вопросах интернет-сайтов государственных органов и организаций и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11 февраля 2006 г. № 192“. Постановлением предусматривается обязательность наличия специальной рубрики (пункт 7 Положения о порядке функционирования интернет-сайтов государственных органов и организаций).

Совокупный анализ положений Закона, а также предписаний указанного постановления об обязательности наличия на сайте государственного органа или организации специальной рубрики ”Электронные обращения“ приводит к выводу о том, что электронные обращения могут приниматься в следующих вариантах:

через специальную рубрику и через адрес электронной почты;

только через специальную рубрику.

В этой связи практика приема электронных обращений только посредством адреса электронной почты не основывается на нормах действующего законодательства.

Порядок обжалования ответов на обращения.

59. Есть ли необходимость разъяснения порядка обжалования ответов на обращения (в том числе электронные), не относящиеся к компетенции организации, в которую они поступили?

Нет. В соответствии с частью третьей пункта 1 статьи 18 Закона в случае, если в письменных ответах на письменные обращения содержатся решения о полном или частичном отказе в удовлетворении обращений, в таких ответах указывается порядок их обжалования.

Таким образом, Закон предусматривает только один случай, когда в ответах на обращения указывается порядок их обжалования. В этой связи также не требуется обязательного указания порядка обжалования в ответах информационного, разъяснительного характера.

60. Какую организацию следует указывать для обжалования ответа структурным подразделениям облисполкома, рай(гор)исполкома, не имеющим вышестоящей организации (комитет экономики облисполкома, отдел транспорта и коммуникаций облисполкома и т.д.). Правомерно ли разъяснять в таких случаях об обжаловании в суд (пункт 6 статьи 20 Закона).

В соответствии с пунктом 17 перечня государственных органов, иных государственных организаций, ответственных за рассмотрение обращений  по существу в отдельных сферах жизнедеятельности населения, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь      от 15 октября 2007 г. № 498, вышестоящим органом по рассмотрению обращений в сфере экономики является Министерство экономики. Кроме того, в Положении о Министерстве экономики Республики Беларусь, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 967 (часть третья пункта 7), предусмотрено, что в систему Минэкономики входят территориальные органы по вопросам санации и банкротства, структурные подразделения облисполкомов и Минского горисполкома, а также государственные организации, подчиненные Минэкономики. Таким образом, для комитета экономики облисполкома вышестоящим органом будет являться Министерство экономики.

Вышестоящие органы при рассмотрении обращений по вопросам транспорта и коммуникаций названы в пункте 14 перечня государственных органов, иных государственных организаций, ответственных за рассмотрение обращений по существу в отдельных сферах жизнедеятельности населения, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 498. Это Министерство транспорта и коммуникаций.

61. В случае если вышестоящей организацией не принимается нового решения, надо ли в ответе разъяснять порядок обжалования (пункт 4 статьи 20 Закона)?

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона в случае, если в письменных ответах на письменные обращения содержатся решения о полном или частичном отказе в удовлетворении обращений, в таких ответах указывается порядок их обжалования. Если вышестоящая организация не удовлетворяет жалобу заявителя, фактически речь идет об отказе в удовлетворении требования заявителя и в таком ответе должно содержаться разъяснение порядка обжалования такого ответа в соответствии с пунктом 4 статьи 20 Закона.

62. С учетом того, что заявители имеют право обжаловать решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу, обязаны ли организации разъяснять порядок обжалования решений об оставлении обращений по существу?

Не обязаны. Пункт 1 статьи 18 Закона предусматривает только один случай обязательного указания порядка обжалования — в случае, если в письменных ответах на письменные обращения содержатся решения о полном или частичном отказе в удовлетворении обращений.

При этом согласно статьям 7 и 20 Закона у заявителя сохраняется право обжаловать решения об оставлении обращений без рассмотрения по существу.

63. В статье 9 Закона определено, что организации обязаны разъяснять заявителям порядок обжалования ответов на обращения. Вместе с тем в статье 18 Закона закреплено, что порядок обжалования указывается в письменных ответах на письменные обращения, в которых содержатся решения о полном или частичном отказе в удовлетворении обращений. Следует ли из этого, что согласно статье 9 Закона во всех ответах на все обращения указывается порядок обжалования либо порядок обжалования указывается только в тех обращениях, которые определены статьей 18 Закона?

В соответствии со статьей 9 Закона организации обязаны разъяснять заявителям порядок обжалования ответов на обращения в случаях, предусмотренных Законом. При этом часть третья пункта 1 статьи 18 Закона конкретизирует рассматриваемую норму и предусматривает, что в письменных ответах указывается порядок их обжалования, только если в таких письменных ответах на письменные обращения содержатся решения о полном или частичном отказе в удовлетворении обращений.

64. Как долго обращение может находиться на контроле (если не хватает бюджетных средств на исполнение)?

Законодательством не предусмотрено предельных сроков нахождения обращения на контроле.

В соответствии с пунктом 17 Положения о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц в государственных органах, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 1786, контроль за рассмотрением обращений заявителей завершается, если все поставленные в них вопросы рассмотрены, приняты необходимые меры и заявителям даны ответы в письменной, устной или электронной форме, а также направлены уведомления в порядке, установленном в статьях 10, 15 и 21 Закона. Решение о снятии с контроля обращений принимают руководители государственных органов, иных организаций, индивидуальные предприниматели или уполномоченные ими должностные лица.

65. Будет ли нарушением законодательства об обращениях разъяснение гражданам порядка обжалования не только в вышестоящий государственный орган, но и в суд одновременно.

В соответствии со статьей 20 Закона ответ организации на обращение или решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу могут быть обжалованы в вышестоящую организацию.

Ответ организации на обращение или решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу после обжалования в вышестоящую организацию могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством.

Ответ на обращение или решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу организации, не имеющей вышестоящей организации, а также индивидуального предпринимателя могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством.

Таким образом, Закон предусматривает, что лишь в одном случае, а именно при отсутствии вышестоящей организации ответ может быть обжалован непосредственно в суд.

С учетом изложенного, при наличии у организации вышестоящей организации разъяснение возможности обратиться в вышестоящую организацию и (или) в суд не согласуется  с названными предписаниями Закона. Вместе с тем допустимым является указание на возможность обжалования ответа в вышестоящую организацию, после чего – в суд.

Иные вопросы.

66. Как правильно организовать работу с обращениями граждан в структурных подразделениях государственных органов с правами юридического лица (управления внутренних дел, управления по труду, занятости и социальной защите населения, департаменты с правами юридического лица и др.)? Рассматривать ли их как самостоятельные организации или как структурные подразделения?

Организация работы с обращениями граждан возложена на государственные органы,  в структуру которых входят соответствующие подразделения с правами юридического лица. Такие подразделения при выполнении публично-правовых функций не являются самостоятельными организациями.

Вместе  с тем с учетом расположения таких структурных подразделений и количества обращений не является нарушением ведение работы с обращениями граждан непосредственно в самих подразделениях, а также создание их отдельных сайтов в глобальной компьютерной сети Интернет.

67. Обращения граждан по земельным вопросам (Указ Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667) рассматриваются в рамках деятельности по осуществлению административных процедур. При составлении отчетов эти обращения учитываются как административные процедуры?

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона действие Закона распространяется на обращения граждан и юридических лиц, в том числе поступившие от юридических лиц, на которые возложены функции редакций средств массовой информации, за исключением обращений, подлежащих рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, обращений работника к нанимателю, а также иных обращений, в отношении которых законодательными актами установлен иной порядок их подачи и рассмотрения.

Принимая во внимание то, что совершение действий по изъятию и предоставлению земельных участков подпадает под определение административных процедур (осуществляются на основании заявления заинтересованного лица с приложением четко определенного пакета документов и завершаются принятием административного решения), заявления об осуществлении таких действий учитываются как административные процедуры.

Вместе с тем в сфере землепользования могут поступать не только заявления об осуществлении административных процедур, но и обращения граждан и юридических лиц. В последнем случае речь идет об обращениях, не связанных с принятием по ним административного решения, которое порождает права или обязанности лица (предоставление информации о наличии свободных земельных участков, порядке обращения за их выделением, разъяснении отдельных положений земельного законодательства, жалобы на действия работников землеустроительных служб и т.д.). Такие обращения подлежат регистрации и рассмотрению в соответствии с законодательством об обращениях граждан и юридических лиц.

68. Если обращение носит сугубо разъяснительный характер, можно ли при статистическом учете считать их отдельно от общего количества обращений?

В соответствии с пунктом 4 Положения о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан и юридических лиц в государственных органах, иных организациях, у индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 1786, делопроизводство по обращениям заявителей осуществляется уполномоченными должностными лицами отдельно от других видов делопроизводства.

Делопроизводство по обращениям граждан, в том числе внесенным в книгу замечаний и предложений, в государственных органах, иных организациях, у индивидуального предпринимателя ведется централизованно.

При условии ведения централизованного делопроизводства по обращениям граждан и указания в статистическом учете общего количества обращений, отдельные виды обращений (анонимные, от иностранных граждан, разъяснительного характера) могут регистрироваться с присвоением дополнительных реквизитов.

69. Нужно ли давать ответ заявителю на благодарность, в том числе оставленную в книге замечаний и предложений, если, например, она содержит просьбу о материальном поощрении?

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона при отсутствии в обращениях каких-либо рекомендаций, требований, ходатайств, сообщений о нарушении актов законодательства, недостатках в работе организаций либо при наличии в них только благодарности такие обращения принимаются к сведению и ответы на них не направляются. По смыслу Закона предложения о способах поощрения (например, материальном поощрении конкретного работника) или выражении благодарности являются содержанием благодарности. Такие благодарности принимаются к сведению и ответы на них не направляются.

70. Можно ли составить протокол по ст. 9.13 КоАП на исполнителя-специалиста?

Диспозиция статьи 9.13 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях ”Нарушение законодательства об обращениях граждан и юридических лиц“ не указывает субъекта данного административного правонарушения. Соответствующий субъект определяется Законом.

Ранее действующий Закон Республики Беларусь от 6 июня 1996 года ”Об обращениях граждан“ в статье 16 предусматривал, что за нарушение законодательства Республики Беларусь об обращениях граждан несут ответственность должностные лица государственных органов.

Согласно статье 26 действующего Закона ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений несут организации, их должностные лица, индивидуальные предприниматели и их работники.

Таким образом, в соответствии с действующим Законом субъектом данного административного правонарушения может быть не только должностное лицо, но и иной работник организации.

Вместе с тем, по нашему мнению, с учетом способа реализации обязанностей, предусмотренных Законом (такие обязанности могут быть возложены и на не должностное лицо), работник организации, не являющийся должностным лицом, может быть привлечен к административной ответственности только за отказ в приеме обращения гражданина или юридического лица либо неправомерный отказ заявителю в ознакомлении с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению обращения, если это было отнесено к его служебным обязанностям.