Рекомендации правового форума «Правовая охрана коммерческой тайны: современное состояние законодательства и перспективы развития»

Кто владеет информацией, тот владеет миром.
У. Черчилль

Действующее законодательство в силу существующих пробелов и коллизий не позволяет обеспечить эффективную защиту интересов лиц, обладающих конфиденциальной информацией, имеющей значение для осуществления предпринимательской деятельности. В связи с этим актуальным является дальнейшее развитие законодательства Республики Беларусь в сфере охраны нераскрытой информации в целом и коммерческой тайны в частности.

С целью обсуждения вопросов правового регулирования отношений в сфере охраны и использования коммерческой тайны журнал «Промышленно-торговое ПРАВО» при поддержке ООО «ЮрСпектр» и содействии Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь (далее − НЦЗПИ) организовал правовой форум, который прошел 11 ноября 2010 года. В правовом форуме приняли участие представители Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, иных органов и организаций.

С приветственным словом к участникам правового форума обратился С.М. Сивец, заместитель директора НЦЗПИ – руководитель Института правовых исследований. Он отметил, что концепция проекта Закона Республики Беларусь «О коммерческой тайне» согласована Президентом Республики Беларусь в декабре 2009 года, разработка проекта Закона Республики Беларусь «О коммерческой тайне» (далее – Закон «О коммерческой тайне») запланирована на 2011 год.

Отдельные аспекты правовой охраны коммерческой тайны осветили С.С. Лосев, ведущий научный сотрудник отделения исследований в сфере экономического развития и экологии Института правовых исследований НЦЗПИ, кандидат юридических наук, доцент; В.В. Майборода, начальник юридического управления ОАО «Минский автомобильный завод»; А.И. Лукашов, юрист ООО «Юридическая группа «Вердикт Бай»», кандидат юридических наук, доцент; А.М. Клим, начальник цикла социальных и общеправовых дисциплин учебного центра Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

Первые упоминания о коммерческой тайне появились в отечественном законодательстве с принятием Закона Республики Беларусь от 14 декабря 1990 года «О предприятиях». Более детальную регламентацию отношения, связанные с коммерческой тайной, получили в Положении о коммерческой тайне, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 1992 года № 670. В нем были определены признаки сведений, составляющих коммерческую тайну, закреплен перечень сведений, которые не могут охраняться в режиме коммерческой тайны, установлены общие принципы введения режима охраны коммерческой тайны, последствия ее несанкционированного разглашения работниками и иными лицами, имеющими к ней доступ, и др.

Вступление в силу Гражданского кодекса Республики Беларусь, который должен был закрепить стройную систему правового регулирования общественных отношений, в том числе за счет закрепления развернутого перечня объектов гражданских прав, фактически породило ряд теоретических и практических проблем в части определения правовой природы коммерческой тайны и ее правового режима.

Теоретические проблемы правовой охраны коммерческой тайны и совершенствования действующего законодательства осветил С.С. Лосев. Он обратил внимание на проблему определения места коммерческой тайны в системе объектов гражданских прав, как следствие, на необходимость решения вопроса о том, обладает ли владелец коммерческой тайны установленной законом монополией на ее использование или всего лишь возможностью защищать коммерческую тайну от незаконного разглашения. С.С. Лосев подробно изложил свою позицию относительно положений, которые, по его мнению, должны быть включены в проект Закона «О коммерческой тайне». Он также ответил на вопросы участников правового форума, в том числе на вопросы о целесообразности законодательного закрепления возможности взыскать компенсацию или штраф за незаконное разглашение коммерческой тайны, и о том, обязаны ли органы государственного управления, заключающие договоры с субъектами хозяйствования, соблюдать коммерческую тайну последних.

Вопросы обеспечения правовой охраны коммерческой тайны на предприятии раскрыл В.В. Майборода. Он сформулировал пробелы и коллизии действующего законодательства, которые, по его мнению, препятствуют не только эффективной охране сведений, представляющих коммерческую ценность для организаций, но и широкому привлечению инвестиций в отечественное производство.

О соотношении отдельных видов охраняемой информации рассказал А.И. Лукашов. Он отметил необходимость законодательного решения проблемы приоритета того или иного режима охраны информации (например, когда информация одновременно может охраняться в режимах коммерческой тайны и государственных секретов, или когда информация, относящаяся к коммерческой тайне, в процессе использования приобрела статус тайны предварительного расследования).

Вопросу доступа государственных органов к коммерческой тайне субъектов хозяйствования уделил внимание А.М. Клим. Лицами, имеющими право доступа к коммерческой тайне на основании положений законодательства, по его мнению, могут быть только контролирующие и правоохранительные органы, представившие соответствующие запросы, оформленные в порядке, установленном законодательством.

В ходе обсуждения проблем правовой охраны коммерческой тайны участники форума высказали ряд мнений относительно отдельных аспектов регулирования отношений, связанных с защитой конфиденциальной информации, имеющей значение для осуществления предпринимательской деятельности. Они отметили, что далеко не все страны в настоящее время обладают законодательными актами, которые посвящены вопросам правовой охраны коммерческой тайны. Охрана коммерчески ценной информации, согласно взглядам многих специалистов, прежде всего, − задача каждого отдельного субъекта хозяйствования, который должен принимать меры к сохранению такой информации втайне от своих конкурентов.

В целом участники форума поддержали позицию о целесообразности принятия Закона «О коммерческой тайне», при разработке которого сочли возможным учесть опыт стран, в которых действуют законодательные акты со схожим предметом регулирования, например, опыт Соединенных Штатов Америки, Республики Молдова, Российской Федерации. В Соединенных Штатах Америки в настоящее время соответствующие отношения регулирует Единообразный закон о торговых секретах 1979 года, в Республике Молдова − Закон Республики Молдова от 6 июля 1994 года «О коммерческой тайне», в Российской Федерации − Федеральный закон Российской Федерации от 29 июля 2004 года «О коммерческой тайне».

По мнению участников правового форума, Закон «О коммерческой тайне» должен определить место коммерческой тайны среди иных объектов гражданских прав, закрепить критерии отнесения сведений к коммерческой тайне и перечень сведений, которые не могут к ней относиться в любом случае. Он должен установить содержание режима охраны сведений, составляющих коммерческую тайну, порядок его введения, формы распоряжения коммерческой тайной, а также предусмотреть права и обязанности лиц, получающих доступ к коммерческой тайне на основании договора либо в силу законодательства.

В целях разработки обоснованных предложений по наполнению проекта Закона «О коммерческой тайне» участники правового форума сформулировали проблемы, требующие разрешения в рамках законопроекта.

Проблема определения места коммерческой тайны в системе объектов гражданских прав. При ее решении необходимо установить, является ли коммерческая тайна, в том числе секреты производства (ноу-хау) объектом исключительных прав или нет, как следствие, обладает ли владелец коммерческой тайны установленной законом монополией на ее использование или всего лишь возможностью защищать коммерческую тайну от незаконного разглашения.

Проблема законодательного закрепления дефиниции понятия «коммерческая тайна». При ее решении необходимо определить, является ли коммерческая тайна информацией (сведениями, ее составляющими), как это закреплено в большинстве зарубежных законодательных актов со схожим предметом регулирования, или особым правовым режимом, который вводится в определенных законом случаях и порядке в отношении определенных сведений лицом, которое такими сведениями обладает. Последнее нашло отражение в Федеральном законе Российской Федерации от 29 июля 2004 года «О коммерческой тайне».

Проблема установления критериев, при соответствии которым сведения могут охраняться в режиме коммерческой тайны. Бесспорным является распространение режима коммерческой тайны на сведения, к которым отсутствует свободный доступ на законном основании и в отношении которых их обладатель принимает меры к сохранению их конфиденциальности. Поскольку указанные критерии являются недостаточными для установления режима коммерческой тайны, действующее законодательство содержит и иные, по мнению участников правового форума, менее бесспорные критерии коммерческой тайны. К ним относятся критерии неизвестности информации третьим лицам и ее коммерческой ценности.

Первый критерий целесообразно уточнить, указав, что информация не должна быть известна лицам, которые находятся в конкурентных отношениях с ее обладателем. Также его можно сформулировать как неизвестность информации лицам, которые обычно имеют дело с информацией подобного рода.

Второй − необходимо существенно пересмотреть, ведь понятие действительной или потенциальной коммерческой ценности информации до сих пор вызывает споры не только среди ученых-цивилистов, но и среди юристов-практиков. Разумным является распространение режима коммерческой тайны на сведения, обладание которыми позволяет лицу при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Также возможным видится распространение указанного режима на сведения, которые позволяют их владельцу получить любые конкурентные преимущества.

Уточнению подлежит еще один критерий коммерческой тайны – ее обозначение с осуществлением субъектом хозяйствования надлежащих мер по сохранению ее конфиденциальности через систему классификации информации как коммерческой тайны, разработки внутренних правил засекречивания, введения соответствующей маркировки документов и иных носителей информации, организации секретного делопроизводства. Причина необходимого уточнения – невозможность распространения требования о маркировке на информацию, находящуюся в электронной форме.

Проблема определения сведений, которые не могут охраняться в режиме коммерческой тайны. Следует внимательно отнестись к вопросу закрепления перечня сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. Несмотря на существующий в настоящее время исчерпывающий перечень таких сведений, действующее законодательство не позволяет в полной мере охранять коммерческую тайну организаций. Это объясняется тем, что акты законодательства в отдельных сферах (например, в сфере государственных закупок) содержат требования по раскрытию информации, ценной для обладателя именно в силу ее неизвестности третьим лицам.

Проблема соотношение режимов охраны информации. В проекте Закона «О коммерческой тайне» необходимо определить соотношение режимов охраны одной и той же информации, в том числе закрепить приоритет режима охраны государственных секретов над режимом охраны информации как коммерческой тайны. В законопроекте целесообразно установить алгоритм действий по определению режима охраны в случае, когда сведения, относящиеся к коммерческой тайне, в процессе использования приобрели статус иной охраняемой информации (например, статус тайны предварительного расследования).
Проблема введения режима охраны коммерческой тайны, допуска к ней и ответственности за ее разглашение. Ее решение – в четком закреплении в законопроекте механизма определения состава сведений, составляющих коммерческую тайну, порядка введения режима коммерческой тайны, использования, учета, хранения и маркировки документов, иных носителей коммерчески ценной информации, порядка допуска к ней работников владельца, а также лиц, привлекаемых к его деятельности, установления ответственности за ее незаконное разглашение.

Целесообразно предоставить субъекту хозяйствования возможность вносить изменения в состав сведений, охраняемых в режиме коммерческой тайны, заключать с работниками соглашения о неразглашении коммерческой тайны в процессе осуществления ими трудовой деятельности, взыскивать с работников, разгласивших коммерческую тайну, не только реальный ущерб, но и упущенную выгоду. Разумным представляется и установление срока, в течение которого работник не имеет право разглашать коммерческую тайну, ставшую ему известной в период работы у нанимателя, а также ответственность за несоблюдение данного запрета.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.