7 апреля 2010 г. Национальным центром законодательства и правовых исследований проведен семинар ”Законодательство Республики Беларусь о гражданстве: состояние и направления совершенствования“ в рамках международной технической помощи Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев в Республике Беларусь (УВКБ ООН).
В семинаре приняли участие зарубежные эксперты, депутаты Палаты представителей Национального собрания, представители Конституционного Суда, Генеральной прокуратуры, Комитета государственной безопасности, Министерства внутренних дел, Министерства иностранных дел, Министерства юстиции, адвокаты и преподаватели Академии управления при Президенте Республики Беларусь и Академии Министерства внутренних дел.
В рамках семинара обсуждались вопросы соответствия белорусского законодательства Конвенции о статусе апатридов от 28 сентября 1954 г., Конвенции о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г. и Европейской конвенции о гражданстве от 6 ноября 1997 г.
В настоящее время участниками Конвенции о статусе апатридов являются 65 государств (из них в СНГ – Азербайджан и Армения), Конвенции о сокращении безгражданства – 37 государств (из них в СНГ – Азербайджан и Армения), Европейской конвенции о гражданстве – 19 государств (из них в СНГ – Молдова и Украина).
Республика Беларусь не является участницей этих конвенций, однако положения данных международных договоров допускают возможность оформления участия в них нашего государства.
Для приведения белорусского законодательства в соответствие с положениями конвенций необходимо:
1) по Конвенции о статусе апатридов:
урегулировать права лиц без гражданства в отношении приобретения оружия и иные связанные с этим права;
наделить лиц без гражданства правом выступать в качестве учредителей международных общественных объединений, создаваемых на территории Республики Беларусь;
предусмотреть предоставление правительственной помощи
(в частности, бесплатной медицинской помощи) наравне с гражданами Республики Беларусь лицам без гражданства, которые временно пребывают или временно проживают на территории Республики Беларусь;
закрепить возможность защиты за границей прав и интересов лиц без гражданства консульскими учреждениями Республики Беларусь;
предусмотреть возможность получения лицами без гражданства, временно пребывающими или временно проживающими в Республике Беларусь, не обладающими действительными проездными документами, документов, удостоверяющих личность на территории Республики Беларусь;
закрепить возможность выдачи документов для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь лицам без гражданства, временно проживающим в Республике Беларусь, в соответствии с требованиями, закрепленными в комментарии к конвенции;
установить в качестве основания для приостановления депортации или высылки из Республики Беларусь лиц без гражданства обжалование решения о депортации или высылке.
В целом представляется, что нет существенных препятствий для приведения белорусского законодательства в соответствие с положениями Конвенции о статусе апатридов, за исключением требования о гарантии предоставления правительственной помощи (в частности, оказания бесплатной медицинской помощи) лицам без гражданства, временно пребывающим и временно проживающим в Республике Беларусь. Данное требование подлежит дополнительному обсуждению заинтересованными государственными органами, кроме того, по этому положению Конвенции можно сделать оговорку;
2) по Конвенции о сокращении безгражданства:
в отношении лиц, родившихся на территории Республики Беларусь и не имеющих гражданства другого государства, отменить условия приобретения гражданства Республики Беларусь, предусмотренные статьями 13 – 16 Закона о гражданстве, либо вместо них определить условия приобретения гражданства Республики Беларусь, соответствующие условиям, предусмотренным конвенцией;
предусмотреть, что рождение лица на борту судна Республики Беларусь, находящегося в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Республики Беларусь, считается рождением на территории Республики Беларусь.
Участниками семинара был сделан вывод об отсутствии существенных препятствий для приведения законодательства в соответствие с положениями данной Конвенции;
3) по Европейской конвенции о гражданстве:
предусмотреть возможность приобретения гражданства по рождению детьми, родившимися на территории Республики Беларусь, которые не приобретают при рождении другого гражданства и родители которых не проживают постоянно на территории Республики Беларусь, либо предусмотреть срок, не превышающий пяти лет, для подачи заявления о приеме в белорусское гражданство для детей, рожденных на территории Республики Беларусь от иностранных граждан или лиц без гражданства, не имеющих статуса постоянно проживающих, и не приобретших поэтому гражданство Республики Беларусь по рождению, а также не приобретших гражданство другого государства, после получения статуса постоянно проживающих в Республике Беларусь;
предусмотреть срок проживания (временного или постоянного) на законных основаниях на территории Республики Беларусь перед подачей заявления о приеме в гражданство Республики Беларусь, в совокупности не превышающий десять лет. По данным Министерства внутренних дел, с 1991 года из 228,3 тысяч лиц, обратившихся с заявлением о получении гражданства Республики Беларусь, 187 тысяч ходатайствовали о приобретении гражданства в порядке регистрации, 27,7 тысяч – по международным договорам Республики Беларусь и только 13,5 тысяч – в порядке натурализации (когда гражданство приобретается в результате выполнения определенных условий, одним из которых является постоянное проживание на территории Республики Беларусь). Таким образом, уменьшение срока обязательного проживания на территории Республики Беларусь с четырнадцати до десяти лет не вызовет существенных проблем.
предусмотреть облегченный порядок приобретения белорусского гражданства для лиц, на законном основании постоянно проживающих на территории Республики Беларусь в течение определенного периода времени, начавшегося до достижения ими возраста 18 лет;
закрепить требование об обязательном наличии в решениях по вопросам гражданства фактологических оснований их принятия (то есть указания на конкретные действия лица или обстоятельства его биографии, которые препятствуют, например, принятию лица в гражданство Республики Беларусь);
предусмотреть возможность освобождения от исполнения воинской обязанности в отношении Республики Беларусь в случае освобождения от исполнения воинской обязанности в другом государстве.
Представляется, что отсутствуют существенные препятствия для приведения законодательства в соответствие с положениями данной Конвенции, за исключением требования об освобождении от исполнения воинской обязанности в отношении Республики Беларусь в случае освобождения от исполнения воинской обязанности в другом государстве. Данное требование подлежит дополнительному обсуждению заинтересованными государственными органами, кроме того, по этому положению Конвенции можно сделать оговорку.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: