Рекомендации второй практической конференции «Актуальные аспекты применения законодательства Республики Беларусь при осуществлении предпринимательской, хозяйственной (экономической) деятельности»

Участники Второй практической конференции “Актуальные аспекты применения законодательства Республики Беларусь при осуществлении предпринимательской, хозяйственной (экономической) деятельности”, организованной Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь и обществом с ограниченной ответственностью “ЮрСпектр”, производителем и распространителем справочных правовых систем “КонсультантПлюс”, при участии специалистов заинтересованных государственных органов, судей и практиков Республики Беларусь, заслушав и обсудив доклады по про­блемным вопросам правоприменительной практики в различных сферах предпринимательской деятельности на территории Республики Беларусь; строительного подряда, оптовой и розничной торговли; деятельности хозяйственных обществ; государственных закупок товаров (работ, услуг) в пределах Республики Беларусь и в едином эко­номическом пространстве Беларуси, Казахстана и России; рынка ценных бумаг; государственного контроля и административной ответственности субъектов хозяйствования, осознавая необходимость стремления к наиболее полному разрешению практических вопросов, возникающих в процессе применения норм правовых актов, а также к устранению противоречий и пробелов законодательства Республики Беларусь, отмечают:

  • безусловную актуальность и значимость тематики конференции как для субъектов хозяйствования, желающих получить необходимую информацию по возникшим на практике вопросам, так и для государственных органов, участвующих в нормотворческом процессе;
  • важность продолжения научных исследований в области оценки влияния новелл законодательства Республики Беларусь на деятельность субъектов хозяйствования, а также анализа полученных результатов с целью внесения изменений, продиктованных сложившейся правоприменительной практикой, в нормативные правовые акты;
  • результативность широкого обсуждения как теоретиками, так и практиками вопросов, возникающих в работе субъектов хозяйствования, и обусловленную этим потребность развития более тесного сотрудничества между нормотворческими органами и специалистами, представляющими интересы юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в различных сферах экономики Республики Беларусь;
  • необходимость дальнейшей реализации на государственном уровне юридических, организационных, технических и иных мер, на­правленных на повышение эффективности действующих и вновь принимаемых правовых норм, регламентирующих предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь.

В докладах представителей Министерства экономики Республики Беларусь, Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства торговли Республики Беларусь, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, Международного арбитражного суда при Белорусской торгово-промышленной палате и хозяйственного суда г. Минска был сделан акцент не только на анализ правовых норм, направленных на регулирование различных аспектов экономической деятельности субъектов хозяйствования, но и на общетеоретические подходы к затронутой проблематике, рассмотрение коллизионных, спорных моментов, а также на обсуждаемые юридическим сообществом тенденции развития законодательства о предпринимательской, хозяйственной (экономической) деятельности.

Подчеркивая значимость поднятых на конференции вопросов, ее участники констатируют, что:

  • мероприятия по реализации положений Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 “О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь” положительно влияют на бизнес-климат нашей страны, повышают инвестиционную привлекательность белорусской экономики;
  • в целом от законодательного регулирования в сфере предпринимательской, хозяйственной деятельности зависит эффективность экономических процессов, происходящих в стране;
  • практическое правоприменение является индикатором соответствия нормативных предписаний потребностям как частного, так и государственного сектора.

В связи с указанным на всех этапах регулирования хозяйственной деятельности особое значение приобретают процессы взаимодействия правотворцев, государственных органов-правоприменителей и субъектов хозяйствования – производителей товаров, работ, услуг, а вырабатываемые на совместных мероприятиях предложения и подходы могут оказать существенное влияние на дальнейшее совершенствование законодательства в сфере регулирования предпринимательской деятельности.

В контексте обсуждаемых на конференции тем и вопросов участники определяют и предлагают рассматривать в качестве приоритетных следующие предложения, направленные на дальнейшую оптимизацию законодательства, регламентирующего предпринимательскую (экономическую) деятельность субъектов хозяйствования:

  • продолжение совершенствования корпоративного законодательства с акцентом на выработку жизнеспособных и универсальных механизмов правового регулирования;
  • корректировка Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 года № 2020-ХII “О хозяйственных обществах”, устранение неточности и двусмысленности некоторых его положений в части отдельных категорий аффилированных лиц, видов взаимосвязанных сделок и др.;
  • осмысление и проработка необходимости введения новых правовых инструментов, способствующих привлечению внешних и внутренних инвестиций и расширению свободы экономической деятельности субъектов хозяйствования (в том числе законодательное закрепление возможности создания в Республике Беларусь хозяйственного общества с одним участником, а также заключения акционерных соглашений);
  • планомерная работа над дальнейшей либерализацией ответственности за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности, сокращением и упрощением административных процедур, сдерживающих рост предпринимательской активности;
  • совершенствование процедуры проведения государственных закупок и введение ряда новаций по отношению к действующей системе торгов;
  • дальнейшая корректировка вопросов регулирования отношений участников строительства независимо от форм собственности при заключении и исполнении ими договоров строительного подряда.

Для реализации положений Директивы Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 4 “О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь” необходимо комплексно внести изменения в действующие нормативные правовые акты. Что касается контрольной (надзорной) деятельности, такие изменения содержатся в проекте Указа Президента Республики Беларусь “О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510”.

Положительно оценивая результаты конференции и принимая во внимание, что законодательство не является статичным и должно учитывать требования времени, ее участники считают необходимым направить Национальному центру законодательства и правовых иссле­дований Республики Беларусь данный итоговый документ, а также предложение о продолжении практики проведения конференций с данной тематикой.