СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Бачила В.В.,

начальник учреждения образования ”Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь“, кандидат юридических наук, доцент, генерал-майор милиции

Вишневский А.Ф.,
профессор кафедры теории и истории государства и права учреждения образования ”Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь“, доктор исторических наук, профессор

Жмуровский А.С.,
доцент кафедры теории и истории государства и права учреждения образования ”Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь“, кандидат исторических наук

Мурашко А.И.,
заместитель начальника кафедры теории и истории государства и права учреждения образования ”Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь“, кандидат исторических наук, подполковник милиции

 

 

История органов внутренних дел Беларуси – это неотъемлемая часть истории белорусского народа и государства. Во все времена деятельность и совершенствование любого правоохранительного органа происходит на основе накопленного исторического опыта. Современное состояние милиции республики является итогом ее длительной эволюции, накопления, обобщения и использования наиболее оптимальных и эффективных форм работы. Без понимания этого невозможно объективно оценить значение органов внутренних дел в белорусском обществе сегодня.

Зарождение белорусской милиции связано с революционными событиями 1917 года, когда на смену царской полиции пришла народная милиция Временного правительства, а после октября – советская рабочая и рабоче-крестьянская милиция, наследницей которой является современная милиция Республики Беларусь.

События Февральской революции 1917 года привели к образованию новых правоохранительных органов для охраны общественного порядка и борьбы с преступностью. Временным правительством принимаются постановления ”О ликвидации корпуса жандармов“ (06.03.1917), ”Об упразднении Департамента полиции“ (10.03.1917). Провозглашается замена полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненной органам местного самоуправления. Правовые основы организации и деятельности народной милиции были определены в постановлении ”Об учреждении милиции“ и во ”Временном положении о милиции“, изданных 17 апреля 1917 г. Вместо полиции учреждалась милиция как исполнительный орган государственной власти.

4 марта 1917 г. из стен канцелярии гражданского коменданта Минска вышел правовой акт, в котором указывалось, что служащий Всероссийского земского союза Михаил Александрович Михайлов (Михаил Васильевич Фрунзе) назначался временным начальником милиции Всероссийского земского союза по охране порядка в городе.

Именно в этот день отряды боевых дружин рабочих и милиции разоружили полицию, захватили городское полицейское управление, сыскное отделение, взяли под свою охрану важнейшие государственные учреждения, почту и телеграф. Таким образом, 4 марта 1917 г. является днем рождения белорусской милиции. В течение последующих дней (5–10 марта) в Минск пришли сообщения об образовании милиции из городов и уездов, расположенных на территории Западной области, – Невеля, Двинска, Витебска, Лепеля, Велижского, Езерищенского, Суражского уездов, а затем и из других городов и уездов.

Минск являлся центром создания белорусской милиции, которая создавалась как особый вооруженный отряд правопорядка, действовавший в определенных национальных границах.

После Февральской революции процесс строительства демократического государства нового типа в результате столкновения различных политических сил протекал неоднозначно. Многие основополагающие принципы преобразований в экономической, политической и социальной сферах были провозглашены, но не реализованы. Этот противоречивый процесс отражался в государственном строительстве, в том числе и создании правоохранительных органов, замене прежних институтов монархической государственности на более прогрессивные и демократические. Составной частью этого процесса и явилось создание нового органа борьбы с преступностью и охраны общественного порядка – народной милиции.

После победы Октябрьской революции 28 октября (10 ноября) 1917 г. по инициативе В.И.Ленина Народным комиссариатом внутренних дел (далее – НКВД) РСФСР издал постановление ”О рабочей милиции“, являвшееся нормативным документом, определяющим создание милиции как исполнительного органа Советов рабочих и солдатских депутатов. Местным органам власти предоставлялась свобода в организации милиции. В соответствии с постановлением НКВД ”О рабочей милиции“ на местах создавались вооруженные формирования трудящихся. Народная милиция, созданная Временным правительством, не ликвидировалась, а реорганизовывалась. Суть реорганизации заключалась в том, что милицию под свой контроль брали органы советской власти, которые проводили чистку личного состава, пополняя ее преданными революции людьми. Таким образом, милиция становилась не только органом охраны общественного порядка, но и органом диктатуры пролетариата.

Большинство исследователей истории советской милиции отмечают, что ее деятельность в большой степени носила политический характер. Являясь вооруженным защитником существующего режима, милиция участвовала в вооруженной борьбе с внутренней и внешней контрреволюцией, осуществляла реализацию политики ”военного коммунизма“, содействовала внедрению социалистических методов ведения хозяйства, оказывала ”административное содействие местным органам власти“.

Формирование милиции на территории Белоруссии проходило в русле общероссийских процессов. Правовой основой ее организации и деятельности являлись нормативные правовые акты РСФСР. Необходимо отметить, что Белоруссия не только распространяла действие нормативных актов РСФСР на своей территории, но и использовала их для разработки своих нормативных актов, регулировавших организацию и деятельность милиции.

В октябре 1918 года НКВД и Наркоматом юстиции РСФСР была утверждена Инструкция об организации советской рабоче-крестьянской милиции, в которой закреплялись правовые основы ее функционирования как штатного государственного органа для охраны общественного порядка. Особенностью оформления правового статуса рабоче-крестьянской милиции являлось закрепление ее классового характера. В Инструкции отмечалось, что ”советская милиция стоит на страже интересов рабочего класса и беднейшего крестьянства. Ее обязанностью является охрана революционного порядка и гражданской безопасности“.

Первоначально центральным органом рабоче-крестьянской милиции являлось Управление милиции, созданное на правах подотдела в составе отдела местного управления НКВД РСФСР. В октябре 1918 года оно было реорганизовано в Главное управление милиции НКВД РСФСР – самостоятельное звено НКВД.

10 июня 1920 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили первое Положение о рабоче-крестьянской милиции, в котором был обобщен и законодательно закреплен опыт строительства милиции, накопленный в первые годы советской власти. С изданием данного Положения в основном завершился процесс организационного становления советской милиции.

Формирование советской милиции в Белоруссии в 1917–1920-х годах имело свои особенности, обусловленные тем, что на ее территории начиная с 1915 года фактически не прекращались военные действия (Первая мировая война (1914–1918 гг.), Советско-польская война (1919–1921 гг.). Организация милиции в этот период происходила на территориях, занятых Красной Армией и где устанавливалась советская власть.

Усилия по централизации милицейского аппарата Белоруссии были предприняты 13 августа 1920 г., когда руководство Минской губмилиции переименовывается в Управление рабоче-крестьянской милиции республики. В октябре 1920 года, когда Минская губерния была освобождена от польских войск, организовывается центральный орган рабоче-крестьянской милиции советской Белоруссии – Главное управление рабоче-крестьянской милиции (Главмилиция) ССРБ. 30 ноября 1920 г. было принято первое положение об Главмилиции ССРБ. В структурном отношении милиция республики подразделялась на Главмилицию, минскую городскую милицию и шесть органов уездно-городской милиции с резервами.

Переход к мирному строительству требовал выработки Положения о НКВД, точно определяющего его структуру и задачи в новых условиях. 24 мая 1922 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили Положение о НКВД. В нем по сравнению с Положением о рабоче-крестьянской милиции от 10 июня 1920 г. была детализирована и уточнена компетенция центрального аппарата милиции. Выделялись такие направления руководства, как порядок учета, комплектования и распределения личного состава, руководство деятельностью уголовно-розыскных учреждений, обеспечение милиции всеми видами довольствия.

Главмилиция ССРБ являлась самостоятельной структурной единицей НКВД ССРБ. Начальник Главмилиции назначался Президиумом ЦИК ССРБ по представлению коллегии НКВД, а начальники отделов Главмилиции назначались и увольнялись НКВД по представлению начальника Главмилиции.

Довольно часто организационная структура органов милиции в 20-е годы XX века подвергалась изменениям, что свидетельствовало о малоэффективности органов отраслевого управления и являлось рецидивом военного коммунизма. Такое положение дел объяснялось, во-первых, реализацией в рамках НКВД общегосударственных мер по режиму экономии материальных средств, упрощению и удешевлению государственного аппарата, а во-вторых, поиском оптимальных организационных форм и отсутствием готовых образцов, которым можно было бы следовать.

Дальнейшие изменения в организационной структуре органов милиции происходят в годы нэпа, когда наметился рост преступлений, посягающих на финансовую и экономическую основу советского государства. Основным направлением деятельности милиции Белоруссии в этот период являлась борьба с имущественными, должностными и контрреволюционными преступлениями, а также с преступлениями, направленными против порядка государственного управления. Следствием создавшейся криминогенной обстановки явился значительный рост объема работы уголовного розыска. Возникла потребность в объединении сил и средств уголовно-розыскных аппаратов. Выход из создавшегося положения виделся в усилении централистских начал в руководстве уголовно-розыскных учреждений.

С целью усиления борьбы с преступностью, согласно приказу НКВД БССР в декабре 1922 года уголовный розыск выделяется из состава главного управления милиции в самостоятельный орган. Создается управление уголовного розыска, непосредственно подчиненное наркому внутренних дел. Таким образом, в БССР в структуре НКВД начали существовать две самостоятельные административные единицы – управление милиции и управление уголовного розыска.

Структура органов милиции и их функции определялись Положением о Народном комиссариате внутренних дел, принятом ЦИК и СНК БССР 3 ноября 1924 г., согласно которому управление уголовного розыска республики объединялось с управлением милиции. Новый орган стал называться управлением милиции и уголовного розыска НКВД БССР. Слияние управления милиции и розыска в единое управление ликвидировало параллелизм и дублирование в руководстве службами, несогласованность в действиях, существенно переписку и отчетность.

В соответствии с Положением об НКВД БССР (1924 г.) на милицию и уголовный розыск возлагалось ”проведение в жизнь мероприятий, вытекающих из функций, возложенных на НКВД; поддержание порядка и спокойствия в стране и обеспечение проведения в жизнь постановлений и распоряжений центральной и местной власти; содействие органам всех ведомств при проведении последними в жизнь возложенных на них заданий; общее руководство деятельностью всей милиции и уголовного розыска; разработка положений и инструкций по работе органов милиции и уголовного розыска, разработка вопросов по специальной подготовке и службы в органах милиции и уголовного розыска, а также разработка проектов законоположения и инструкций, регулирующих обучение, быт и прохождение службы личного состава милиции“.

Изменения политико-экономических условий жизни общества в 1930-е годы выдвинули новые приоритеты в деятельности милиции, но борьба с преступностью и охрана общественного порядка оставались основными ее направлениями. В этот период организационная структура белорусской милиции менялась в соответствии со стоящими перед государством задачами, а также тенденцией ужесточения внутренней политики.

В связи с изменением общего курса развития страны в декабре 1930 года после ликвидации НКВД союзных и автономных республик милиция была подчинена Объединенному государственному политическому управлению СССР. Однако уже с 1934 года милиция стала составной частью нового НКВД, в компетенцию которого входили государственная безопасность, общественный порядок, пограничная и внутренняя охрана, исполнение уголовных наказаний.

В 1930-е годы широкое распространение получили общественные формирования, содействующие работе органов милиции. В июле 1934 года началось интенсивное развитие служб и подразделений белорусской милиции в составе НКВД БССР.

Сложные социально-экономические и политические условия существования советского государства, связанные с разрушительными последствиями революций и войн, формирование и укрепление административно-командной системы привели к тому, что НКВД стал ключевым институтом в механизме государства. В 1930-е годы определились основные полномочия, сформировались приоритетные направления и методы деятельности, закрепились организационные принципы внутреннего устройства НКВД.

С началом Великой Отечественной войны деятельность белорусской милиции существенно усложнилась. Милиционеры обеспечивали надежную охрану тыла действующей Красной Армии, активно участвовали в боях с фашистами, в создании и деятельности истребительных батальонов, принимали активное участие в организации партизанского движения на оккупированной территории республики.

Вечно в памяти народа останутся героические подвиги защитников Брестской крепости, которую вместе с личным составом 333-го стрелкового полка и пограничниками защищали бойцы 132-го отдельного конвойного батальона войск НКВД. Именно там, где они вели бой, на стене осталась надпись: ”Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина 20/VII-41 г.“.

В историю вошли кровопролитные бои у железнодорожного вокзала Бреста, который десять дней защищали сотрудники линейного отдела милиции под командованием начальника старшего лейтенанта милиции А.Я.Воробьева, а также бойцы железнодорожного полка НКВД, пограничники и отряд железнодорожников.

Вместе с красноармейцами защищал Витебск полк милиции, укомплектованный начальствующим и рядовым составом областного управления милиции, городских и районных отделений НКВД, строевых подразделений внутренних дел Витебской и Вилейской средних школ милиции. Командовал полком начальник областного управления милиции А.Л.Радзюк.

Яркую страницу в оборону Могилева вписал милицейский батальон, сформированный 11 июля 1941 г. по инициативе управления НКВД области, под командованием начальника отдела службы и боевой подготовки управления капитана милиции К.Г.Владимирова. Батальон состоял из сотрудников милиции и курсантов Могилевского УНКВД, Могилевской, Минской и Гродненской школ милиции. Батальону предстояло прикрывать железнодорожный узел со стороны Шкловского шоссе. Шесть суток без сна и отдыха бойцы милицейского батальона героически удерживали позиции и не пускали гитлеровские бронетанковые части к Могилеву.

По данным Белорусского штаба партизанского движения в составе отрядов, бригад и соединений народных мстителей на территории республики в годы войны сражались с врагом более 1,8 тысячи сотрудников НКВД – НКГБ. Не случайно медаль № 1 ”Партизану Великой Отечественной войны“ I степени была вручена работнику милиции, уроженцу Гомельской области Е.И.Осипенко.

Большое количество сотрудников органов внутренних дел за совершенные героические подвиги, за свой вклад в Великую Победу были удостоены правительственных наград. Среди них Герои Советского Союза: В.И.Дроздович, С.А.Пономарев, С.Е.Степук, А.Е.Писаренко, Н.А.Холявкин, А.С.Хмелевский, полные кавалеры орденов Славы: И.П.Янченко, Н.И.Перевозников и многие другие.

В послевоенные годы милиция столкнулась с целым рядом новых проблем: некомплектом и низким образовательным уровнем кадров, высоким уровнем преступности, распространением уголовного и политического бандитизма. Эти трудности были успешно преодолены уже к концу 1940-х годов.

В 1950-е годы была преодолена сложившаяся еще в предвоенное время излишняя централизация управления органами милиции, которые реорганизовывались в управления внутренних дел исполкомов соответствующих Советов депутатов трудящихся.

Начало 1960-х годов в истории милиции прошло под знаком осуществления курса ”опоры на общественность“ в деле обеспечения правопорядка. Именно в эти годы создаются добровольные народные дружины, молодежные бригады содействия милиции, административные комиссии, товарищеские суды и т.д.

Эпоха 1970-х годов характеризовалась большими успехами в решении проблемы обеспечения служб и подразделений милиции высококвалифицированными специалистами. Реализовывалась идея комплектования милиции путем тщательного отбора лучших представителей трудящихся, партийных и комсомольских работников, подготовленных, грамотных людей. Новый порядок комплектования кадров нашел правовое закрепление в Положении о советской милиции, введенном в действие в июле 1973 года. Именно в этот период органы внутренних дел республики достигли значительных успехов в обеспечении правопорядка.

Замедление темпов экономического развития, социальные противоречия, падение авторитета КПСС и Советов привели к тому, что с 1985 года начался новый этап в развитии системы органов внутренних дел. В ходе перестройки в СССР ускорялись центробежные тенденции, постепенно трансформировалась и деятельность государственных органов, в том числе и милиции. В государственной политике ориентир был сделан, прежде всего, на демократизацию государственного аппарата.

С обретением государственного суверенитета Республикой Беларусь органы внутренних дел выходят на новый современный этап своего развития. Формируется новая правовая база деятельности органов внутренних дел, происходит их структурная реформа, в соответствии с появившимися в это время вызовами и угрозами формируются новые службы и подразделения.

В процессе создания правового фундамента суверенного белорусского государства к органам внутренних дел, их деятельности по обеспечению правопорядка предъявлялись высокие требования.

Примером может служить принятый Верховным Советом БССР 26 февраля 1991 года первый национальный Закон ”О милиции“, в котором были сформулированы основные задачи милиции, ее структура, правовое положение, гарантии социальной защиты сотрудников. Существенным являлось то, что в Законе указывалось на недопустимость непрофессионального вмешательства в деятельность милиции кого бы то ни было, кроме компетентных органов и должностных лиц. В нем особо подчеркивалось, что органы государственной власти, осуществляя контроль за работой милиции, не имеют права вмешиваться в ее оперативно-розыскную, уголовно-процессуальную деятельность, а также в производство по делам административных правонарушений. Впервые в законодательном порядке были закреплены вопросы гарантий правовой и социальной защиты работников милиции, их права на судебную защиту и профессиональный риск.

Разрушение советского государства, привычной правоохранительной системы вызвало рост преступности, в том числе тяжкой, появление ранее неизвестных правонарушений, прежде всего, в сфере экономики. Слабый государственный контроль, неразвитый рынок привели к тому, что огромное количество продукции, сырья, материалов, денег незаконно уходило в сферу теневой экономики и за рубеж. Первым правовым актом Республики Беларусь в области противодействия экономической преступности стал Закон ”О борьбе с преступностью в сфере экономики и с коррупцией“, принятый Верховным Советом Республики Беларусь 15 июня 1993 года. В этом же году в Минске между представителями подразделений министерств внутренних дел Беларуси, России и Украины, осуществляющих борьбу с преступностью в сфере экономики, был подписан Протокол о принципах и формах сотрудничества.

В рамках Содружества Независимых Государств МВД Республики Беларусь инициировало проведение первой встречи министров внутренних дел государств – участников СНГ (13–14 февраля 1992 г., г. Минск). На второй встрече министров, проходившей 23–24 апреля 1992 г. в Алма-Ате (Казахстан), ее участниками было подписано Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью, в соответствии с которым создан координационный орган – Совещание совета министров внутренних дел стран Содружества. С тех пор встречи руководителей МВД государств – участников СНГ стали регулярными. 19 января 1996 г. решением Совета глав государств – участников СНГ Совещание преобразовано в Совет министров внутренних дел государств – участников СНГ (СМВД). В ходе заседаний СМВД рассматриваются вопросы противодействия преступности и организации взаимодействия министерств внутренних дел на территориях государств – участников СНГ, разрабатываются и принимаются межведомственные акты в области сотрудничества в борьбе с преступностью, осуществляется обмен опытом работы в укреплении правопорядка.

Открытость государственной границы, интеграция экономики страны в мировую хозяйственную систему изменили тенденции в преступном мире, стали возможными такие противоправные действия, как торговля людьми, транзит наркотиков, экономические аферы, финансовое мошенничество с использованием высоких технологий. Ускорился процесс интеграции преступных сообществ разных стран. Выезд за границу стал удобным средством избежать наказания. Это побудило МВД Беларуси обратиться в Международную организацию уголовной полиции – Интерпол (International Criminal Police Organization, ICPO) с просьбой о приеме в члены этой международной организации, которая была удовлетворена 4 октября 1993 г. на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи Интерпола. В структуре аппарата МВД было образовано Национальное центральное бюро Интерпола.

В настоящее время НЦБ Интерпола в Республике Беларусь – подразделение криминальной милиции, осуществляющее сотрудничество и обеспечивающее взаимодействие правоохранительных и иных государственных органов Беларуси с правоохранительными органами других государств – членов Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола в противодействии международной преступности.

Работа органов внутренних дел в первой половине 1990-х годов проходила в сложной оперативной обстановке, неблагоприятное развитие которой было связано с процессом консолидации криминальной среды, ростом профессионализма и организованности преступников, их технической оснащенностью. На страницах республиканской печати постоянно и заинтересованно обсуждались вопросы борьбы с преступностью. Тональность газетных и журнальных публикаций носила крайне критичный характер.

С учетом складывающейся криминогенной обстановки руководство МВД принимало обстоятельные меры, благодаря чему удалось сохранить на должном уровне охрану общественного порядка и организовать борьбу с возросшей преступностью.

С введением в стране президентской формы правления, которая устанавливалась в соответствии с принятой 15 марта 1994 г. Конституцией Республики Беларусь, появилась возможность усилить государственную политику управления.

10 июля 1994 г. первым Президентом независимой Беларуси был избран А.Г.Лукашенко. 5 августа 1994 г. указом Главы государства создан новый государственный орган для обеспечения безопасности – Совет Безопасности, в состав которого вошел и министр внутренних дел, а 27 декабря – Указ ”О неотложных мерах по борьбе с преступностью и стабилизации обстановки в Республике Беларусь“. В ноябре 1995 года А.Г.Лукашенко обратился непосредственно к личному составу органов внутренних дел страны, выразив уверенность в том, что в сложных социально-экономических условиях, в обстановке смены поколений органы внутренних дел смогут на достойном уровне обеспечить общественный порядок в республике. Перед ведомством ставилась задача укреплять служебную дисциплину и законность, повышать качество борьбы с преступностью.

Для реализации эффективной государственной политики была создана подчиненная Президенту сквозная вертикальная структура управления, включающая исполнительные и распорядительные органы как в центре, так и на местах. Нормотворческая и организаторская деятельность высших и местных органов власти и управления, в том числе и МВД, позволили органам внутренних дел взять ситуацию под контроль, не допустить резкого роста преступности, массового нарушения общественного порядка.

Улучшению деятельности органов внутренних дел содействовала Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденная в 2001 году. Реализация заложенных в ней принципов демократического, социально-правового государства предусматривает эффективную борьбу с такими преступными проявлениями, как международный терроризм, организованная преступность, наркобизнес, торговля людьми.

Решению поставленных задач в сфере правоохранительной деятельности способствовали Положение о Министерстве внутренних дел и новое Положение о прохождении службы в органах внутренних дел Республики Беларусь, утвержденные указами Президента Республики Беларусь 25 августа 1998 г. и 13 ноября 2001 г. В соответствии с Конституцией и новым Положением о Министерстве внутренних дел Республики Беларусь, утвержденным 4 декабря 2007 г., ведомство непосредственно подчиняется Президенту, который утверждает его структуру, штаты, перечень должностей высшего начальствующего состава, коллегию МВД, ее численность и состав; назначает на должность и освобождает от нее лиц в соответствии с реестром Главы государства. Положение регламентирует основные функции и задачи министерства.

Организационные изменения и новые подходы к проблеме охраны общественного порядка и борьбы с преступностью были закреплены в Законе Республики Беларусь от 17 июля 2007 года ”Об органах внутренних дел Республики Беларусь“, который определяет правовые и организационные основы деятельности органов внутренних дел, устанавливает обязанности и права сотрудников, гарантии их правовой и социальной защиты.

Во второй половине 1990-х – начале 2000-х годов средства и методы деятельности органов внутренних дел продолжали совершенствоваться, с учетом складывающейся оперативной обстановки изменялась их структура и организационно-штатное построение, вносились необходимые коррективы в организацию и систему служб и подразделений, повышалась эффективность использования кадрового потенциала, расширялось международное сотрудничество в сфере противодействия различным видам преступности, обновлялась нормативная правовая база. Принимаемые меры улучшали систему органов и подразделений внутренних дел и положительно влияли на их деятельность.

Важнейшей задачей органов внутренних дел является охрана общественного порядка. Ведущая роль в организации работы в данном направлении принадлежит оперативно-дежурным службам, подразделениям патрульно-постовой службы милиции, ГАИ, участковым инспекторам милиции. Оперативно-дежурная служба – это центр управления силами и средствами органов внутренних дел. Ее задача – организация быстрого и эффективного реагирования служб и подразделений на сообщения и заявления о преступлениях и происшествиях, что в итоге помогает обеспечить полное и своевременное раскрытие и расследование преступлений и задержание преступников.

В целях повышения эффективности оперативно-служебной деятельности патрульно-постовой службы предпринимаются усилия по ее совершенствованию. В столице и областных центрах созданы полки патрульно-постовой службы милиции, во многих городах роты и взводы, что гарантирует оперативное и рациональное управление нарядами милиции, позволяет привлекать их к охране общественного порядка при проведении массовых мероприятий. Меры по повышению профессионального мастерства сотрудников, переоснащение подразделений современными техническими средствами и автотранспортом, эффективная система контроля за действиями нарядов милиции помогли добиться практических результатов в деле раскрываемости уличных преступлений. Большое внимание уделяется поддержанию общественного порядка, охране жизни и здоровья граждан, нормальному функционированию учреждений и организаций, общественного и личного транспорта в период проведения демонстраций, уличных шествий, спортивных, культурно-зрелищных, иных массовых мероприятий.

Экзаменом для белорусских правоохранителей стало проведение в Минске с 9 по 25 мая 2014 г. чемпионата мира по хоккею с шайбой. Впервые столь крупномасштабное спортивное мероприятие было доверено нашему государству. Чемпионат стал крупнейшим национальным проектом, в котором активно участвовала вся страна. Сотрудники органов внутренних дел и военнослужащие внутренних войск МВД внесли огромный вклад в то, чтобы планетарное хоккейное первенство в Минске побило рекорды по посещаемости трибун, а его участники и гости увезли о Беларуси только добрые, яркие и теплые воспоминания.

Незаменимая роль в обеспечении охраны общественного порядка принадлежит участковым инспекторам милиции. Они выявляют и устраняют причины и условия, способствующие совершению правонарушений, организуют учет лиц, склонных к противоправным деяниям. При участии участковых инспекторов милиции ежегодно раскрывается около половины преступлений. Они выявляют нарушителей антиалкогольного законодательства, большую часть фактов самогоноварения, значительное количество нарушений паспортного режима. Весом их вклад в борьбу с хищениями общественной и личной собственности, другими правонарушениями.

Важной частью работы инспекторов по делам несовершеннолетних является выявление неблагополучных семей, имеющих проблемы в воспитании детей, пресечение противоправного поведения подростков. В этом направлении они работают вместе с педагогическими коллективами учреждений образования, широко используют возможности средств массовой информации.

Сложные и ответственные задачи в области обеспечения безопасности дорожного движения вызвали качественные изменения в структуре, формах и методах деятельности ГАИ. Основополагающим принципом современного этапа развития службы является принцип демократизации отношений, доверия и взаимопонимания участников дорожного движения и инспекторов ГАИ.

Основным нормативным правовым актом в сфере обеспечения безопасности на дорогах стал Указ Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. ”О мерах по повышению безопасности дорожного движения“, которым утверждены новые Правила дорожного движения, вступившие в силу 1 января 2006 г. С 2007 года реализуется республиканская программа ”Минус 100“ (в 2008 году была переименована на ”Взаимопонимание“), которая направлена на снижение числа погибших в результате дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно по распоряжению МВД проводятся месячники безопасности дорожного движения. В начале учебного года в школах, на дорогах республики традиционно проводится комплекс мероприятий ”Внимание – дети!“.

Эффективно участвуют в охране общественного порядка подразделения Департамента охраны МВД, созданного в июне 2004 года на базе объединения ”Охрана“ с правами юридического лица. Служба охраны и ее подразделения на местах предупреждают и пресекают правонарушения на подконтрольных объектах, в зонах постов и маршрутов патрулирования. В своей работе Департамент охраны использует передовые технические средства и технологии для обеспечения надежной защиты объектов. Сегодня под охраной подразделений Департамента находится более 39 тыс. объектов и почти 169 тыс. жилых помещений. Хорошая техническая оснащенность, высококвалифицированный, специально обученный и полностью экипированный личный состав позволяют обеспечить высокую надежность сохранности материальных ценностей.

В целях практической реализации конкретных прав граждан, связанных с приобретением или утратой гражданства, контроля за процессом миграции, в структуре МВД создан Департамент по гражданству и миграции. Департамент занимается проблемами гражданства, ведет работу по контролю за режимом пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Беларуси, противодействует незаконной миграции. Эта сфера деятельности органов внутренних дел играет заметную роль в укреплении общественного порядка. В целях пресечения нелегальной миграции органы внутренних дел совместно с подразделениями пограничных войск и органами Комитета государственной безопасности Республики Беларусь осуществляют профилактические мероприятия в рамках специальных программ ”Иностранец“, ”Нелегал“.

Решающую роль в деле противодействия преступности играют подразделения главного управления уголовного розыска МВД – одного из ведущих оперативных подразделений криминальной милиции.

Главное управление уголовного розыска обеспечивает и осуществляет задачи и функции по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию особо тяжких и тяжких преступлений против личности и преступлений прошлых лет, противодействию имущественным преступлениям, розыску лиц, скрывшихся от следствия и суда, без вести пропавших, государственных должников и ответчиков, а также идентификации неопознанных трупов. Хорошо зарекомендовало себя межгосударственное специальное комплексное мероприятие ”Розыск“, которое осуществляется на территории государств – участников СНГ.

В условиях нестабильности мировой финансово-экономической системы защита национальных интересов и обеспечение национальной безопасности Беларуси в сфере экономики приобретают важнейшее значение. На это направлены усилия подразделений главного управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД.

В настоящее время приоритетными задачами службы по борьбе с экономическими преступлениями являются: организация оперативного сопровождения целевого и рационального использования государственных средств, в том числе при осуществлении государственных закупок; предупреждение, выявление и пресечение преступлений, совершаемых должностными лицами субъектов хозяйствования с государственной долей собственности; возмещение ущерба, причиненного преступлениями, путем выявления имущества, на которое может быть наложен арест.

Находясь в центре Европы, наша страна оказалась на переднем рубеже борьбы с незаконным оборотом наркотиков и преступлениями в сфере нравов, торговли людьми, что потребовало создания специализированного подразделения по противодействию данным видам преступности. Сегодня в структуре криминальной милиции МВД действует главное управление по наркоконтролю и противодействию торговле людьми.

Осуществляется значительный объем организационно-практических мер, пресекаются тысячи преступлений, устанавливаются сотни наркоманов и жертв торговли людьми, которым оказывается реабилитационная помощь. Для контроля за оперативной обстановкой в этой сфере и в целях противодействия негативным тенденциям в МВД реализуется ряд специальных программ, создана автоматизированная система учета данных о незаконном обороте наркотиков. Информация предоставляется как заинтересованным ведомствам нашей страны, так и зарубежным партнерам.

Признавая значимость и актуальность борьбы с торговлей людьми, в том числе детьми, с целью сексуальной эксплуатации, в Беларуси сформирована законодательная база по противодействию преступности в данной сфере. Помимо усиления уголовной ответственности расширен перечень противоправных действий, за которые ужесточаются санкции не только в отношении физических, но и юридических лиц, регламентирован статус жертвы торговли, урегулированы отношения в сфере модельного бизнеса, трудоустройства за границей, рекламной и брачной деятельности.

В республике реализуется Национальный план действий по борьбе с торговлей людьми, представленный в виде государственных программ. Акценты мероприятий в рамках этих программ смещаются на предупреждение, защиту и реабилитацию жертв данных преступлений.

Проводимая в государстве широкая пропагандистская работа по обеспечению безопасности жизни и здоровья людей позволила создать атмосферу нетерпимости к любым проявлениям насильственного вовлечения граждан в сексуальное, трудовое рабство, наркоманию. Укрепилась вера в возможности государства защитить людей, оградить их от возможных ошибок.

Развитию международного сотрудничества в этой сфере содействует созданный в 2007 году на базе Академии МВД Международный учебный центр подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми. Открытие центра является результатом тесного сотрудничества с Международной организацией по миграции – одним из наиболее стабильных и эффективных международных партнеров Беларуси.

На состоявшемся в Минске 23 мая 2007 г. заседании глав правительств государств – участников СНГ было принято решение о придании Академии МВД Республики Беларусь статуса базового учреждения образования в СНГ по подготовке, повышению квалификации и переподготовке кадров в сфере миграции и противодействия торговле людьми.

Борьбу с терроризмом ведет специальное подразделение ”Алмаз“, созданное в 1997 году на базе отряда милиции специального назначения МВД. Сотрудники ”Алмаза“ привлекаются для выполнения боевых задач по предотвращению террористических актов, связанных с угрозами взрыва в общественных местах, освобождению заложников, обезвреживанию взрывоопасных предметов, задержанию лиц, совершивших тяжкие преступления или подозреваемых в них.

В первой половине 1990-х годов силами спецподразделения проведен ряд операций по розыску и задержанию опасных преступников, совершивших побег из следственных изоляторов Минска и Бреста. Были освобождены заложники, захваченные рецидивистами в исправительных колониях Орши и Минска, предотвращен массовый побег из колонии в Шклове.

11 июня 1996 г. бойцы ”Алмаза“ принимали участие в первой в Беларуси антитеррористической операции, которая имела большой общественный резонанс. В тот день 43-летний преступник, угрожая самодельным взрывным устройством, которое находилось в дипломате, взял в заложники двух воспитателей и группу из 15 детей в минском детском саду № 511. Благодаря профессиональным действиям спецподразделений силовых структур Беларуси, в том числе и ”Алмаза“, ни один заложник не пострадал, а террорист был смертельно ранен.

Благодаря усилиям государств – участников СНГ создана и успешно функционирует комплексная правовая и организационная система противодействия преступности, актам терроризма и иным проявлениям экстремизма, незаконному обороту наркотических средств, незаконной миграции и торговле людьми.

На состоявшемся 2 сентября 2015 г. в Минске заседании СМВД одобрены проекты программы сотрудничества в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий, и соглашения о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере информационных технологий. Утверждена Инструкция о порядке функционирования специализированного банка данных Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ.

Прочным и плодотворным является профессиональное сотрудничество МВД Республики Беларусь с МВД России: проводятся совместные заседания коллегий, совещания, тактико-специальные и командно-штабные учения и тренировки; осуществляется обмен оперативной информацией о лицах, входящих в межгосударственные организованные преступные группы; работает система исполнения запросов по вопросам оперативно-служебной деятельности. Действия по консолидации усилий преступных формирований, попытки правонарушителей укрыться от уголовного преследования на территории Беларуси и России, факты проникновения преступности в экономику Союзного государства и другие факторы предопределяют дальнейшую активизацию взаимодействия правоохранительных органов названных государств.

Налаживанию результативной деятельности подразделений органов внутренних дел в условиях суверенитета способствовали не только усилия по совершенствованию нормативно-правовой базы, форм и методов оперативно-служебной деятельности, но и успешная кадровая и идеологическая работа.

В данной сфере важное значение придается организации работы по сохранению и развитию профессиональных традиций и ритуалов, изучению и пропаганде истории органов внутренних дел, формированию у сотрудников патриотических и нравственных качеств, а также организации досуга сотрудников и членов их семей, приобщение их к традиционным культурным ценностям, здоровому образу жизни.

В целях популяризации положительного опыта МВД Республики Беларусь проводит ежегодные республиканские акции: ”Честь и Доблесть“ – чествование сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, проявивших мужество и героизм при выполнении служебных задач, добившихся высоких результатов в оперативно-служебной деятельности, а также семейных династий; ”По долгу службы и зову сердца“ – акция посвящена сотрудникам ОВД и военнослужащим внутренних войск, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции. Стала традиционной республиканская акция МВД ”Семья! Служим вместе!“, направленная на сохранение истинных христианских традиций и духовно-нравственных ценностей общества, сплочение служебных и воинских коллективов, укрепление семейно-бытовых отношений, высоконравственное воспитание сотрудников, военнослужащих и членов их семей. В рамках акции проводятся встречи с сотрудниками, военнослужащими и членами их семей, навещаются родственники героев, погибших при исполнении служебных и воинских обязанностей, проходят выставки художественных работ, конкурсы детских рисунков, спортивные праздники. В рамках духовно-нравственного воспитания сотрудников организована акция ”Шчыт і Ружа“ – признание добросовестного педагогического труда преподавателей учреждений образования МВД и Министерства образования, внесших значительный личный вклад в научно-методическое обеспечение учебного процесса и профориентацию молодежи.

По совместной инициативе МВД России и МВД Беларуси проводится акция международного масштаба ”Вахта Памяти“, посвященная Победе советского народа в Великой Отечественной войне. В ее рамках предусмотрено содействие со стороны сотрудников милиции и курсантов ведомственных образовательных учреждений поисковым отрядам в выявлении неизвестных воинских захоронений, установлении имен погибших или пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны. Данные мероприятия рассматриваются как стратегическое направление в рамках работы с допризывной молодежью, способной создать кадровый потенциал органов внутренних дел.

Проводится работа по увековечению памяти погибших сотрудников и военнослужащих МВД. 4 марта 2003 г. в Минске открыт памятник сотрудникам внутренних дел и внутренних войск МВД Республики Беларусь, погибшим при исполнении служебного и воинского долга. Подобные памятные знаки также были открыты в УВД Брестского, Гродненского и Витебского облисполкомов.

Возрождена традиция вручения переходящего почетного приза имени батальона милиции капитана К.Г.Владимирова победителям ежегодного соревнования среди органов внутренних дел республики. Эта награда учреждена в память о бойцах батальона, проявивших мужество, самоотверженность, стойкость и верность Родине при обороне Могилева от немецко-фашистских захватчиков в 1941 году, а также всех сотрудниках органов внутренних дел Беларуси, погибших во время Великой Отечественной войны.

Учрежден переходящий приз имени П.А.Королева ”За преданность службе уголовного розыска и высокое мастерство в оперативно-розыскной деятельности“, торжественное награждение которым впервые состоялось в январе 2016 года на заседании итоговой коллегии МВД.

В целях сохранения и приумножения лучших традиций, сплочения офицерского корпуса, формирования и поддержания здоровой нравственной обстановки, товарищеских отношений, основанных на принципах чести и достоинства, в 2012 году основан общественный институт – офицерское собрание, которое является постоянно действующим объединением офицеров и генералов МВД. Офицерским собранием принят девиз органов внутренних дел Республики Беларусь: ”Служим Закону, Народу, Отечеству!“.

Важной вехой в истории белорусской милиции стало учреждение 26 марта 2013 г. общественного совета при Министерстве внутренних дел (далее – Совет), первое заседание которого состоялось в том же году 28 июня. Этот консультационный орган призван согласовывать общественно значимые интересы граждан, государственных органов и общественных организаций, а также способствовать решению наиболее важных вопросов деятельности правоохранителей. Основные задачи Совета – привлечение граждан, общественных объединений и организаций к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, профилактики правонарушений, обеспечения общественной безопасности.

В состав Совета вошли известные представители белорусской науки, культуры, образования, спорта, государственные и общественные деятели.

Члены Совета участвуют в разработке различных концепций, программ, инициатив по наиболее актуальным вопросам деятельности органов внутренних дел, информируют общество о работе милиции и внутренних войск. Немаловажная задача – анализ мнения людей о милиции, которое доводится до руководства МВД. Учредив Совет, Министерство внутренних дел сделало серьезный шаг навстречу открытому диалогу с гражданами Беларуси в решении вопросов правоохранительной деятельности.

Сегодня органы внутренних дел республики представляют собой высоко профессиональный государственный орган, эффективно развивающийся в русле мировых тенденций правоохранительной деятельности.

Задачи и цель органов внутренних дел Беларуси – находясь в гуще жизни, быть с народом, жить его интересами и проблемами, используя потенциал всех служб и подразделений, защищать законные интересы каждого гражданина.

Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на итоговой коллегии МВД в 2016 году дал высокую оценку результатов работы милиции. В своем выступлении Глава государства, подчеркнув, что государство будет и впредь придавать особое значение борьбе с преступностью, защите прав и законных интересов граждан, обозначил приоритеты в дальнейшей работе ведомства: противодействие наркопреступности и нарушениям в сфере экономики, защита детей и пожилых граждан от противоправных посягательств, сохранение кадрового потенциала органов внутренних дел. Взаимно уважительные и доверительные отношения стражей порядка с гражданами, работа по укреплению кадрового состава, улучшению материально-технического обеспечения органов внутренних дел создают предпосылки для уверенности в том, что вопросы обеспечения общественной безопасности и эффективной борьбы с преступностью будут успешно решаться и в будущем.