В каком нормативном правовом акте содержатся требования к интернет-сайтам организаций и предприятий?
Указом Президента Республики Беларусь от 10 февраля 2010 г. № 60 ”О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет“ и принятым в его развитие постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 апреля 2010 г. № 645 ”О некоторых вопросах интернет-сайтов государственных органов и организаций и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11 февраля 2006 г. № 192“ устанавливаются требования к информации, которая должна размещаться на интернет-сайтах государственных органов и организаций, а также хозяйственных обществ, в отношении которых Республика Беларусь либо административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах), может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами.
Так, например, на интернет-сайтах указанных организаций должна быть размещена информация о товарах (работах, услугах), производимых (выполняемых, оказываемых) организацией (перечень товаров (работ, услуг), и ценах (тарифах) на товары (работы, услуги), а также о формах обратной связи. Государственные организации, осуществляющие экспорт продукции за пределы Республики Беларусь, должны дополнительно обеспечить формирование языковой версии своих интернет-сайтов на одном или нескольких иностранных языках.
Кроме того, Указом Президента Республики Беларусь от 10 февраля 2010 г. № 60 на руководителей соответствующих государственных органов и организаций возложена персональная ответственность за соблюдение требований по размещению соответствующей информации на интернет-сайтах, обеспечению их функционирования.
Какая поддержка оказывается малому предпринимательству?
В целях сбалансированного экономического развития Республики Беларусь в соответствии с законодательством государство определяет правовые и организационные основы поддержки малого и среднего предпринимательства, создает благоприятные условия для его развития в различных формах.
Так, 21 мая 2009 года издан Указ Президента Республики Беларусь № 255 ”О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства“. Данный Указ предусматривает, что государственная финансовая поддержка за счет средств, предусмотренных в программах государственной поддержки малого предпринимательства, оказывается субъектам малого предпринимательства путем предоставления:
Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей:
финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе;
имущества на условиях лизинга (финансовой аренды);
гарантий по льготным кредитам, выдаваемым банками Республики Беларусь;
областными исполнительными комитетами и Минским городским исполнительным комитетом:
финансовых средств на возвратной возмездной или безвозмездной основе;
субсидий для возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами;
субсидий для возмещения расходов на выплату лизинговых платежей по договорам лизинга (финансовой аренды) в части оплаты суммы вознаграждения (дохода) лизингодателя;
субсидий для возмещения части расходов, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях либо с их организацией;
банками Республики Беларусь:
льготных кредитов за счет средств местных бюджетов, предусмотренных программами государственной поддержки малого предпринимательства и размещенных во вклады (депозиты) этих банков.
Государственная финансовая поддержка предоставляется субъектам малого предпринимательства по общему правилу на конкурсной основе при реализации ими инвестиционных проектов по следующим приоритетным направлениям:
создание, развитие и расширение производства товаров (работ, услуг);
организация, развитие производства экспортоориентированной, импортозамещающей продукции;
производство продукции, направленной на энерго- и ресурсосбережение;
внедрение новых технологий.
Иные направления инвестиционных проектов, при реализации которых субъектам малого предпринимательства на конкурсной основе оказывается государственная финансовая поддержка, могут быть определены Советом Министров Республики Беларусь – при оказании такой поддержки из средств республиканского бюджета, областными исполнительными комитетами и Минским городским исполнительным комитетом – за счет средств местных бюджетов.
Государственная финансовая поддержка предоставляется субъектам малого предпринимательства, реализующим инвестиционные проекты, в целях приобретения оборудования, специальных устройств и приспособлений, закупки комплектующих изделий, сырья и материалов для собственного производства.
Для предоставления фондом гарантии банкам по льготным кредитам, выдаваемым субъектам малого предпринимательства, выделения областными исполнительными комитетами и Минским городским исполнительным комитетом субсидий на возмещение части расходов, связанных с участием (организацией) в выставочно-ярмарочных мероприятиях, а также при льготном кредитовании субъектов малого предпринимательства конкурсный отбор инвестиционных проектов не проводится.
Обязательным условием оказания государственной финансовой поддержки на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства является создание новых рабочих мест.
Порядок и условия оказания государственной поддержки определены Положением об оказании государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства и субъектам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства за счет средств, предусмотренных в программах государственной поддержки малого предпринимательства, утвержденным данным Указом.
Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей осуществляет свою деятельность в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 18 марта 1998 г. № 136 ”О Белорусском фонде финансовой поддержки предпринимателей“, которым утверждено Положение о нем.
Кроме того, в соответствии со статьей 4 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 года ”О поддержке малого и среднего предпринимательства“ субъектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства являются центры поддержки предпринимательства и инкубаторы малого предпринимательства, основной целью деятельности которых является оказание субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в организации и осуществлении предпринимательской деятельности. К иным организациям, осуществляющим поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, относятся, помимо Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей, учреждения финансовой поддержки предпринимателей, общества взаимного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, по состоянию на июнь 2011 года в республике действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, которая состоит из 55 центров поддержки предпринимательства и 12 инкубаторов малого предпринимательства.
Налоговая инспекция применяет штрафные санкции за проведение предрейсового медицинского обследования водителей без лицензии на осуществление медицинской деятельности в строительной организации, занимающейся внутрихозяйственными перевозками для собственных нужд и которой не требуется получение специального разрешения (лицензии) на деятельность в области автомобильного транспорта
Согласно части второй статьи 34 Закона Республики Беларусь от 5 января 2008 года ”О дорожном движении“ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области автомобильного транспорта, на осуществление которой не требуется специального разрешения (лицензии), обязаны организовывать проведение контроля состояния водителей механических транспортных средств, самоходных машин на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ.
Следует отметить, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области автомобильного транспорта, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия), обязаны организовывать проведение предрейсовых и иных медицинских обследований водителей.
Такие медицинские обследования проводятся исключительно медицинским работником:
состоящим в штате юридического лица – при наличии у юридического лица специального разрешения (лицензии) на осуществление медицинской деятельности, включающей работы и услуги по освидетельствованию на допуск к работе, составляющие данный вид деятельности;
на договорной основе между юридическим лицом (водителем, являющимся индивидуальным предпринимателем) и государственной организацией здравоохранения, иной организацией, индивидуальным предпринимателем, имеющими специальное разрешение (лицензию) на осуществление медицинской деятельности, включающее работы и услуги по освидетельствованию на допуск к работе, составляющие данный вид деятельности.
Порядок проведения контроля состояния водителей механических транспортных средств на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ определен Инструкцией, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 29 октября 2008 г. № 110.
В соответствии с Инструкцией водители допускаются к управлению механическими транспортными средствами на основании показаний приборов, экспресс-пластин, подтверждающих отсутствие состояния алкогольного опьянения или факта употребления наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ. Для проведения такого контроля состояния водителей, в отличие от проведения предрейсовых медицинских обследований, получение специального разрешения (лицензии) на осуществление медицинской деятельности и наличие у работника юридического лица высшего или среднего специального медицинского образования, Инструкцией не предусмотрено.
Если субъект хозяйствования осуществлял предрейсовое медицинское обследование, которое помимо использования приборов и экспресс-пластин включает в себя опрос водителя о состоянии здоровья, измерение пульса и артериального давления, измерение при наличии медицинских показаний температуры тела, определение наличия клинических признаков состояния опьянения (хоть его проведение и не является обязательным для таких организаций), то наличие специального разрешения (лицензии) на осуществление медицинской деятельности является обязательным.
Каков новый порядок формирования цен и тарифов с учетом норм Указа Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. № 72 ”О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь“?
В Республике Беларусь на товары (работы, услуги), за исключением товаров (работ, услуг), включенных в перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями), составляющий приложение 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. № 72 (далее – Перечень), применяются свободные цены (тарифы). Согласно абзацу пятому статьи 3 Закона Республики Беларусь от 10 мая 1999 года ”О ценообразовании“ свободная цена (тариф) – это цена (тариф), складывающаяся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции. В отношении свободных цен (тарифов) для субъектов ценообразования отсутствует необходимость выполнения каких-либо формальностей, в том числе обоснование уровня применяемых цен экономическими расчетами (сметами и калькуляциями), обязательной регистрации цен (тарифов) и т.п.
В то же время, цены (тарифы) на товары (работы, услуги), включенные в Перечень, являются регулируемыми. В соответствии с абзацем седьмым статьи 3 Закона Республики Беларусь ”О ценообразовании“ регулируемая цена (тариф) – цена (тариф), устанавливаемая соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования, или определяемая субъектом ценообразования (юридическим лицом, предпринимателем) с учетом установленных этими органами определенных ограничений. При этом регулируемая цена (тариф) может иметь фиксированную или предельную величину.
В Перечень включена 41 позиция товаров (работ, услуг). В ряде случаев эти позиции представляют собой группы, состав которых конкретизируется в иных перечнях, утверждаемых компетентными государственными органами (Советом Министров Республики Беларусь, Министерством экономики Республики Беларусь).
Подпунктом 2.1 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. № 72 установлено, что цены (тарифы) на товары (работы, услуги), включенные в Перечень, регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями) в порядке, установленном ими в соответствии с законодательными актами.
С учетом статьи 8 Закона Республики Беларусь ”О ценообразовании“ способами регулирования цен (тарифов), включенных в Перечень, может являться установление компетентными государственными органами (организациями):
- фиксированных цен (тарифов);
- предельных цен (тарифов);
- предельных торговых надбавок (скидок) к ценам;
- предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф);
- порядка определения и применения цен (тарифов);
- декларирования цен (тарифов).
Где можно получить консультативную помощь предпринимателям?
В целях оказания содействия развитию малого и среднего предпринимательства в организации и осуществлении предпринимательской деятельности, создания системы непрерывного сопровождения субъектов малого предпринимательства, в Республике Беларусь создана сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
Согласно статье 4 Закона Республики Беларусь от 1 июля 2010 года ”О поддержке малого и среднего предпринимательства“ субъектами инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства являются центры поддержки предпринимательства и инкубаторы малого предпринимательства. В соответствии со статьями 19 и 20 указанного Закона основными задачами центра поддержки предпринимательства являются оказание субъектам малого и среднего предпринимательства содействия в получении финансовых и материально-технических ресурсов, информационных, методических и консультационных услуг, подготовке, переподготовке и привлечении квалифицированных кадров, проведение маркетинговых исследований, а также оказание иного содействия в осуществлении субъектами малого и среднего предпринимательства их деятельности. Основными задачами инкубатора малого предпринимательства являются создание организационно-экономических условий для развития субъектов малого предпринимательства путем предоставления им помещений и имущества, информационных и консультационных услуг, оказание содействия в поиске партнеров, получении финансовых ресурсов, а также осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством и направленной на выполнение основных задач инкубатора малого предпринимательства.
С информацией о деятельности субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства можно ознакомиться на сайте http://svoedelo.by. Кроме того, различные аспекты открытия и ведения бизнеса освещаются на Белорусском деловом портале по адресу: http://bel.biz/.
Требуется ли для открытия текущих (расчетных) счетов предоставлять нотариально заверенные копии свидетельства о регистрации и учредительных документов?
1 февраля 2009 года вступил в силу Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования».
Подпунктом 2.3 пункта 2 данного Декрета закреплен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию для открытия текущих (расчетных) счетов. При этом копии свидетельства о государственной регистрации (для индивидуального предпринимателя), устава (учредительного договора – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), имеющего штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации (для юридического лица), представляются без нотариального засвидетельствования.
Можно ли представлять налоговую декларацию (расчет) в налоговый орган в электронном виде?
Согласно пункту 4 статьи 63 Налогового кодекса Республики Беларусь налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в виде электронного документа (за исключением случая представления налоговой декларации (расчета) с внесенными изменениями и (или) дополнениями). Документы, которые в соответствии с Кодексом или иными актами налогового законодательства должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), представляются на бумажном носителе.
В развитие норм Кодекса по данному вопросу принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2008 г. № 128 «О некоторых вопросах представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) по налогам, сборам (пошлинам) в виде электронного документа».
Отмечаем также, что в соответствии с информацией, размещенной на официальном сайте Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь www.nalog.by, с 1 апреля 2010 года налоговые органы Республики Беларусь готовы принимать электронные декларации от всех желающих, в том числе индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Для работы с системой электронного декларирования необходимо, прежде всего, зарегистрироваться в качестве абонента удостоверяющего центра, то есть Информационно-издательского центра по налогам и сборам, который располагается в Минске. Центр выдает абоненту аппаратный носитель ключевой информации, диск с программным обеспечением для работы с электронно-цифровой подписью, а также ряд других документов. Затем плательщик должен установить программное обеспечение на компьютер с доступом в Интернет, после чего он сможет передавать в налоговые органы электронные налоговые декларации.
Для консультаций по работе с электронным декларированием работает «горячая линия» Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (http://www.nalog.by/news/ministries/mnsnews1203091.html)».
Я являюсь собственником жилого помещения, которое является местонахождением частного унитарного предприятия. Правомерны ли действия организаций, обслуживающих жилищный фонд, по начислению мне, как собственнику жилого помещения, платы за техническое обслуживание и коммунальные услуги по тарифам для юридических лиц?
Статьей 272 Гражданского кодекса Республики Беларусь и статьей 8 Жилищного кодекса Республики Беларусь установлено, что жилые помещения предназначены для проживания граждан.
Использование не по назначению пригодных для проживания жилых помещений не допускается, за исключением использования не по назначению одноквартирных, блокированных жилых домов или их частей с соблюдением правил градостроительства, норм санитарной гигиены и противопожарной безопасности и по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами.
Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении организаций и их подразделений допускается только после перевода этих помещений в нежилые, если иное не предусмотрено законодательными актами.
В соответствии с пунктом 5 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее, соответственно – Положение о регистрации и Декрет № 1), местонахождением частного унитарного предприятия может являться жилое помещение (квартира, жилой дом) физического лица – собственника имущества частного унитарного предприятия при соблюдении предусмотренных в данном пункте условий. Осуществление производственной деятельности (выполнение работ, оказание услуг) в жилом помещении, являющемся местонахождением частного унитарного предприятия, не допускается без перевода этого помещения в нежилое в порядке, определенном законодательством.
Согласно пункту 2 статьи 50 Гражданского кодекса Республики Беларусь место нахождения юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа. Таким образом, разрешая место нахождения частного унитарного предприятия в жилом помещении, Декрет № 1 разрешает нахождение там его постоянно действующего исполнительного органа, т.е. руководителя, тем самым, допуская использование данного помещения «под офис».
Возможность нахождения частного унитарного предприятия в жилом помещении, а также запрет на осуществление производственной деятельности в жилом помещении без его перевода в нежилое не являются новеллами законодательства. Данные нормы впервые нашли свое отражение в Декрете Президента Республики Беларусь
от 17 декабря 2002 г. № 29 «О внесении изменений и дополнений в декреты Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 и
от 16 ноября 2000 г. № 22».
При этом, как и ранее действовавшим Декретом, так и действующим в настоящее время Декретом № 1 предусмотрено, что именно собственник жилого помещения несет расходы по плате за коммунальные услуги и иные платежи, связанные с эксплуатацией такого помещения, в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.
В соответствии с подпунктом 1.61 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 августа 1999 г. № 1332
«Об упорядочении расчетов населения за пользование жилыми помещениями и коммунальными услугами» собственник жилого помещения, использующий его для местонахождения частного унитарного предприятия, вносит плату за техническое обслуживание жилого дома и коммунальные услуги с даты государственной регистрации данного предприятия по установленным законодательством Республики Беларусь тарифам, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание.
Вместе с тем следует отметить, что использование своего жилого помещения в качестве местонахождения частного унитарного предприятия является правом, а не обязанностью собственника его имущества. Местонахождением частного унитарного предприятия может быть и иное помещение. В случае, если у собственника имущества частного унитарного предприятия имеется в собственности или пользовании нежилое помещение, то он вправе определить его в качестве местонахождения своего унитарного предприятия. В таком случае расходы по плате за коммунальные услуги и иные платежи, связанные с эксплуатацией жилого помещения, которое перестало быть местонахождением частного унитарного предприятия, будут взиматься по тарифам на коммунальные услуги для населения.
Согласно части второй пункта 21 Положения о регистрации в случае изменения местонахождения коммерческой, некоммерческой организации такая организация в течение десяти рабочих дней со дня изменения местонахождения обязана направить в регистрирующий орган соответствующее уведомление.
Как можно расценивать действия государства по запрету производить предоплату по контрактам за продукцию, импортируемую на территорию Республики Беларусь?
Нормами постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 11 ноября 2008 г. № 165 «О порядке осуществления расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт» (далее – Постановление) действительно предусмотрен запрет на проведение импортером платежей в пользу нерезидента со счета, открытого в банке Республики Беларусь, по внешнеторговой(ым) операции(ям), осуществляемой(ым) в рамках внешнеторгового договора, предусматривающего импорт, до даты прекращения нерезидентом своих обязательств перед импортером по поставке товаров, передаче охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнению работ, оказанию услуг (далее – авансовые платежи).
Предполагается, что введение указанного ограничения является временной вынужденной защитной мерой в условиях мирового финансового кризиса.
При этом Национальным банком Республики Беларусь в целях упорядочения порядка осуществления авансовых платежей по импорту и нивелирования негативных последствий для импортеров после вступления в силу Постановления были приняты и формализованы следующие решения:
о разрешении на проведение импортерами при осуществлении государственных закупок авансовых платежей в пользу нерезидентов, зарегистрированных в Российской Федерации, по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт российских товаров, работ, услуг (письмо Национального банка Республики Беларусь от 8 апреля 2010 г. № 31-14/113 ”Разрешение на проведение импортерами авансовых платежей при осуществлении государственных закупок“);
о разрешении на проведение импортерами (кроме банков Республики Беларусь) авансовых платежей по импорту за счет имеющейся в их распоряжении иностранной валюты, полученной ими после 15 ноября 2008 г. в качестве вкладов в уставный фонд; иностранной безвозмездной помощи; дивидендов и иных доходов от инвестиций; процентов по договорам займа, заключенным с нерезидентами; процентов за размещение иностранной валюты на банковских счетах; процентов по долговым обязательствам банков Республики Беларусь (письмо Национального банка Республики Беларусь от 11 июня 2009 г. № 31-14/240 ”Разрешение на проведение импортерами авансовых платежей по импорту“);
о порядке контроля банками за проведением клиентами авансовых платежей по импорту (письмо Национального банка Республики Беларусь от 29 апреля 2009 г. № 31-14/151 ”О порядке контроля банками за проведением клиентами авансовых платежей по импорту“);
о разрешении на проведение импортерами (кроме банков Республики Беларусь) авансовых платежей по импорту за счет иностранной валюты, полученной по договорам займа (кредитным договорам), заключенным с нерезидентами (письмо Национального банка Республики Беларусь от 15 апреля 2009 г. № 31-14/132 ”Разрешение на проведение импортерами авансовых платежей по импорту за счет полученных займов (кредитов) в иностранной валюте“);
о разрешении на проведение импортерами авансовых платежей по внешнеторговым операциям за счет имеющейся в их распоряжении выручки в иностранной валюте (письмо Национального банка Республики Беларусь от 15 января 2009 г. № 31-14/12 ”Разрешение на проведение импортерами авансовых платежей по внешнеторговым операциям за счет выручки в иностранной валюте“);
о разрешении на проведение импортерами, являющимися резидентами, имеющими специальные разрешения (лицензии) на осуществление перевозок пассажиров и грузов, а также транспортно-экспедиционными организациями, авансовых платежей по внешнеторговым операциям (письмо Национального банка Республики Беларусь от 18 декабря 2008 г. № 53-21/1802 ”Разрешение на проведение транспортными и экспедиционными предприятиями авансовых платежей по внешнеторговым операциям“);
в отношении купленной до 18 ноября 2008 г. импортерами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке продлен срок (до 20 рабочих дней) ее нахождения на соответствующих специальных счетах в банках (письмо Национального банка Республики Беларусь от 18 ноября 2008 г. № 53-14/935 ”Разрешение на продление срока хранения иностранной валюты“);
о нераспространении требований Постановления на проведение импортерами платежей посредством аккредитивной формы расчетов (пункт 1 письма Национального банка Республики Беларусь от 18 ноября 2008 г. № 31-14/1517 ”О порядке осуществления расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт“).
Предполагается, что введенное ограничение имеет кратковременный характер и подлежит отмене при таком соотношении между спросом на иностранную валюту и ее предложением на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь, при котором не будут снижаться международные резервные активы Республики Беларусь, а также станет очевидным эффект от предпринимаемых мер, направленных на сокращение отрицательного сальдо платежного баланса.
При поставке продукции собственного производства в Россию возникает ситуация, когда российский потребитель (предприятие) не хочет заниматься оформлением справки об уплате НДС, так как в России это достаточно хлопотное дело. В том случае, если российские потребители не отправят справку о том, что заплатили НДС, то белорусские производители-поставщики обязаны уплатить НДС. На практике россияне просто отказываются от прямых закупок, в результате мы теряем деньги и рынки сбыта в Российской Федерации.
Предлагаем освободить белорусских производителей от ответственности за отсутствие справки по НДС из Российской Федерации.
Согласно Положению о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, являющегося неотъемлемой частью Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, подписанного в г. Астане 15 сентября 2004 г. (далее – Положение), при реализации товаров, вывезенных с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость и (или) освобождение от уплаты акцизов (возмещение уплаченных сумм акцизов) при представлении в налоговые органы документов, предусмотренных пунктом 2 раздела II Положения.
В числе указанных документов в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией представляется и третий экземпляр заявления о ввозе товара, экспортированного с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, с отметкой налогового органа другой Стороны, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме (о наличии освобождения в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством государства Стороны не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию этого государства).
Документы, предусмотренные пунктом 2 раздела II Положения, представляются в налоговые органы в течение 90 дней с даты отгрузки (передачи) товаров. При непредставлении этих документов суммы косвенных налогов подлежат уплате в бюджет.
Вместе с тем частью второй пункта 4 раздела II Положения предусмотрено, что в случае непредставления в налоговые органы документов, предусмотренных пунктом 2 данного раздела, налоговые органы вправе принять решение о подтверждении обоснованности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость и налоговых вычетов в отношении операций по реализации товаров, вывезенных с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, при наличии в налоговых органах государства одной Стороны подтверждения в электронном виде от налоговых органов государства другой Стороны факта уплаты косвенных налогов в полном объеме (освобождения от уплаты налогов).
В настоящее время между налоговыми органами Республики Беларусь и Российской Федерации налажен постоянный оперативный обмен соответствующей информацией. Таким образом, при наличии подтверждения в электронном виде от налоговых органов Российской Федерации факта уплаты косвенных налогов в полном объеме (освобождения от уплаты налогов), плательщик имеет право на применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость и осуществление налоговых вычетов в отношении операций по реализации товаров, вывезенных с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны.
Следует отменить нормирование ТЭР для организаций, у которых сумарное годовое потребление ТЭР в пересчете на условное топливо составляет 200 и менее тонн УТ.
В соответствии с письмом Департамента по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 31 октября 2008 г. № 06-11/312 данный вопрос рассматривался Департаментом при подготовке постановления Совета Министров Республики Беларусь от 3 сентября 2008 г. № 1294 «О внесении изменений и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 октября 1998 г. № 1582 и от 29 ноября 2007 г. № 1648».
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 сентября 2008 г. № 1294 подпункт 1.3 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16 октября 1998 г. № 1582 «О порядке разработки, утверждения и пересмотра норм расхода топлива и энергии» дополнен частью третьей, устанавливающей, что организациями, с суммарным годовым потреблением топливно-энергетических ресурсов в объеме 100 тонн условного топлива и менее, нормы расхода топлива, электрической и тепловой энергии не разрабатываются.
Требуется ли внесение платы за дачу ответа о том, относится ли товар (услуга) к товарам (услугам), подлежащим обязательному подтверждению соответствия?
В настоящее время перечень продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, утвержден постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г. № 60 (далее – Перечень). Перечень является нормативным правовым актом, включен в Национальный реестр нормативных правовых актов Республики Беларусь, официально опубликован. С текстом Перечня можно ознакомиться в государственных публичных библиотеках, публичных центрах правовой информации, через компьютерные базы и банки данных (ЭБДПИ «Эталон», СПС «КонсультантПлюс» и др.), на официальном сайте Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь (далее – Госстандарт) в глобальной компьютерной сети Интернет.
В случае возникновения сомнений в том, подлежит ли конкретный товар (услуга) сертификации, возможно обращение заинтересованного лица с заявлением в Госстандарт за разъяснением данного вопроса в порядке, установленном Законом Республики Беларусь от 6 июня 1996 года «Об обращениях граждан» в редакции Закона Республики Беларусь от 1 ноября 2004 года и Указом Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 г. № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц», либо в юридическую консультацию. Кроме того, ответы на подобные вопросы регулярно размещаются на сайте Госстандарта в рубрике «Вопрос-ответ».