В

”Организационно-правовые проблемы ресурсосбережения в Республике Беларусь“ (руководитель – Шабайлов В.И.)

Отчет 260 с., 9 разделов,  151 источник.

Цель работы – разработка концептуальных организационно-правовых и научно-практических вопросов ресурсосбережения в Республике Беларусь. Проанализировать современное состояния организации государственного управления в сфере ресурсосбережения и обосновать ее дальнейшее развитие.

Методологическую основу исследования составляют как общенаучные, так и частнонаучные методы. Использован диалектический подход, логический метод, метод анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогии и др. Частнонаучными юридическими приемами, широко использованными в работе, явились метод сравнительно-правового исследования, статистического анализа, формально-юридической логики, толкования правовых норм.

Проблема ресурсосбережения получила определенное исследование в советской литературе, а также в трудах некоторых ученых постсоветских государств. Однако они отличаются фрагментарностью, преимущественно в виде статей, не сопровождая исследуемые вопросы с их правовым обеспечением. В Республике Беларусь эта проблема комплексно не исследована.

Научная новизна работы состоит в том, что она является теоретической и научно-практической основой совершенствования законодательства по проблеме ресурсосбережения в Республике Беларусь.

В научно-исследовательской работе исследовано понятие ресурсосбережения, структура ресурсосбережения (качество и выпуск конкурентоспособной продукции, импортозамещение, интенсивность применения вторичного сырья, использование и внедрение новых технологий). Составной частью ресурсосбережения является энергосбережение и связанное с ним обеспечение энергетической безопасности, производство энергии на основе альтернативных и возобновляемых источников энергии.

Сформулированы и обоснованы критерии разграничения компетенции государственных органов управления в сфере ресурсосбережения. Обосновывается вывод о том, что разграничение компетенции между правоустанавливающими органами должно осуществляться нормативными правовыми актами в форме закона.

Механизм регулирования ресурсосбережения рассматривается как совокупность элементов ресурсосбережения в их взаимодействии, методов управления, позволяющих целенаправленно влиять на конечные результаты хозяйственной деятельности производственных структур. Выделены и исследованы критерии и факторы, обусловливающие применение программно-целевого управления в сфере ресурсосбережения. Проведена классификация целевых (комплексных) программ. Обоснованы выводы о совершенствовании организационных форм реализации целевых (комплексных) программ в сфере энерго-и ресурсосбережения.

Обосновывается система экономических и финансовых мер по обеспечению ресурсосбережения. В частности, вносятся предложения по повышению мер стимулирования за экономию ресурсов, их рациональному использованию. Отмечается, что в совокупности мер по обеспечению эффективного использования ресурсов важная роль принадлежит информационному обеспечению.

Проанализированы виды ответственности за нерациональное и неэффективное использование ресурсов. Выделены объекты административной ответственности в сфере ресурсосбережения. Вносятся предложения по установлению мер административной и уголовной ответственности за нарушение норм, требований по рациональному использованию топливно-энергетических, лесных ресурсов, в сфере строительства и  эксплуатации атомной электростанции.

Рациональное использование ресурсов (материальных, сырьевых, энергетических) определяется уровнем осуществления контроля и надзора в этой сфере деятельности. Проведена классификация видов контроля и надзора в зависимости от содержания деятельности государственного органа (организации). В сфере контрольно-надзорной деятельности функционирует множество надзорных органов, деятельность которых регулируется  различными нормативными правовыми актами. Обосновывается предложение о необходимости разработки и принятия единого нормативного правового акта о порядке проведения надзора за рациональным использованием ресурсов.

Законодательство в сфере ресурсосбережения должно представлять целостную систему, все элементы которой находились бы во внутренней, иерархической взаимосвязи и взаимозависимости. В этой связи актуальное значение имеет совершенствование правового регулирования в сфере ресурсосбережения.

Обосновываются выводы о целесообразности  принятия Закона о ресурсосбережении, в котором необходимо закрепить концептуальные положения в этой сфере:  а) объект правового регулирования и управления, выражающейся в рациональном использовании материальных, сырьевых и энергетических ресурсов в процессе получения ресурсов, их хранения, производства и реализации производственных товаров (продукции); б) субъекты регулирования и управления в сфере ресурсосбережения и их  компетенцию. Основное содержание Закона составляли бы организационные, финансовые, правовые вопросы ресурсосбережения.

Полученные результаты исследования могут быть использованы в нормотворческой деятельности при разработке нормативных правовых актов в сфере ресурсосбережения, научно-исследовательской работе и учебном процессе при разработке и чтении спецкурса «Основы ресурсосбережения в Республике Беларусь», при подготовке учебников и учебных пособий по административному праву.

Результаты исследования создадут организационно-правовую базу для оптимизации общественных отношений, связанных с ресурсосбережением в Республике Беларусь, приведут к повышению эффективности государственного регулирования в сфере ресурсосбережения, разграничению компетенции между различными субъектами управления в этой сфере, повышению мер стимулирования, а также ответственности за нерациональное использование материальных ресурсов.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………. 10
1 Объекты правового регулирования и управления в сфере ресурсосбережения…………………………………………………………………  

13

2  Субъекты в сфере ресурсосбережения. Государственные органы как субъекты правового регулирования и управления в сфере ресурсосбережения  

52

3 Организационно-правовые формы и методы обеспечения ресурсосбережения…………………………………………………………………  

88

4 Программное планирование как эффективный способ определения  и реализации приоритетных  инновационных и инвестиционных проектов обеспечения рационального использования ресурсов ………………………….  

129

5 Организационно-правовое обеспечение экономических и финансовых механизмов ресурсосбережения ……………………….………………………….  

153

6 Информационное обеспечение деятельности по ресурсосбережению………. 164
7 Контроль и надзор обеспечения реализации мер по ресурсосбережению……………………………………………………………….  

182

8 Пути и меры повышения ответственности за нерациональное и неэффективное использование ресурсов………………………………………….  

210

9 Перспективы дальнейшего развития и практического использования  результатов исследования………………………………………………………….  

225

Заключение…………………………………………………………………………. 237
Список использованных источников……………………………………………… 242

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статьяА
Следующая статьяБ