НЦЗПИ - История Центра
РУС
БЕЛ
ENG
logo
Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь
Официальный интернет-сайт
История Центра

История нашей организации начинается с 1997 года, когда в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 июля 1997 г. № 407 на базе Белорусского института государственного строительства и законодательства, созданного в 1992 году при Верховном Совете Республики Беларусь, был образован Национальный центр законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь (далее — НЦЗД). Днём основания НЦЗД принято считать 1 ноября 1997 года.

НЦЗД создавался в целях повышения уровня подготовки проектов правовых актов и создания единой республиканской системы законопроектной деятельности. За 10 лет существования НЦЗД благодаря усилиям его руководства и сотрудников уровень подготовки проектов нормативных правовых актов в Республике Беларусь значительно возрос и в республике была создана единая эффективно действующая система законопроектной деятельности.


Андреев Игорь Степанович

Первый директор Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь с 1997 по 2005 г.

image 17.png

За годы деятельности НЦЗД был накоплен большой опыт в областях:
  • разработки концепций совершенствования законодательства;
  • планирования подготовки проектов нормативных правовых актов и контроля за реализацией государственных программ подготовки проектов нормативных правовых актов и ежегодных планов подготовки законопроектов;
  • непосредственной подготовки проектов нормативных правовых актов и международных договоров Республики Беларусь, а также международно-правовых актов, принимаемых в рамках международных организаций и межгосударственных образований, участницей которых является Республика Беларусь;
  • проведения экспертизы проектов правовых актов, в том числе обязательной юридической экспертизы законопроектов, вносимых в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь;
  • установления правил нормотворческой техники, основных требований к оформлению проектов нормативных правовых актов;
  • систематизации законодательства, изучения правоприменительной практики, разработки предложений по совершенствованию и развитию действующего законодательства и прогнозирования последствий принятия (издания) нормативных правовых актов.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 13 декабря 2007 г. № 630 «О некоторых мерах по совершенствованию правотворческой деятельности и научных исследований в области права» НЦЗД был реорганизован путем присоединения к нему государственного научного учреждения «Институт государства и права Национальной академии наук Беларуси». Среди основных задач созданного Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь – повышение эффективности правотворческой деятельности и усиление роли правовой науки в обеспечении социально-экономического и общественно-политического развития республики.

Мицкевич Валерий Вацлавович

Первый директор Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь с 2005 по 2009 г.

image 17.png

all2.jpg


Ипатов Вадим Дмитриевич

Директор Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь с 2009 по март 2024 г.

dir- на сайт.png

2X6A7553.JPG


Этап развития №1 - с 1997 года
  • разработка ежегодных планов подготовки законопроектов, утверждаемых Президентом Республики Беларусь, и контроль за их реализацией (в том числе за подготовкой проектов законов в соответствии с решениями Президента Республики Беларусь, законами Республики Беларусь и международными договорами Республики Беларусь);
  • организационно-методологическое обеспечение подготовки проектов законодательных актов, а также разработка, обобщение и внедрение передовых технологий подготовки проектов правовых актов;
  • разработка проектов законодательных актов, концепций законопроектов, а также международно-правовых актов;
  • проведение обязательной юридической экспертизы законопроектов и юридической экспертизы иных правовых актов;
  • проведение мероприятий по систематизации законодательства, обеспечение формирования и ведение Свода законов Республики Беларусь.
Этап развития №2 - с 2008 года
  • разработка приоритетных направлений научно-правовых исследование, а также проведение фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок в области права;
  • осуществление на I ступени послевузовского образования (аспирантура) подготовки научных работников высшей квалификации по юридическим специальностям.
Этап развития №3
  • выполнение поручений Президента Республики Беларусь и Администрации Президента Республики Беларусь;
  • правовой мониторинг;
  • участие в работе по дебюрократизации государственного аппарата (координация организации и участие в мониторингах работы государственных органов с населением, проведение семинаров по вопросам работы с населением);
  • участие в составах межведомственных рабочих групп и приёме граждан, в проведении «прямых телефонных линий»;
  • подготовка предложений по улучшению бизнес-климата, иным вопросам совершенствования законодательства и практики правоприменения;
  • контроль за реализацией планов подготовки проектов законодательных актов и подготовкой проектов нормативных правовых актов в соответствии с заключительными положениями законов.
Этап развития №4 - реорганизация Центра

Президент Беларуси Александр Лукашенко 14 марта 2024 г. подписал Указ № 96 ”О Национальном центре законодательства и правовой информации Республики Беларусь“.

Документ предусматривает реорганизацию Национального центра законодательства и правовых исследований и Национального центра правовой информации путем слияния и образования на их базе единого Центра, подчиненного Главе государства. Это позволит объединить кадровый, научный и технологический потенциал ранее действовавших структур, исключить дублирующие функции и повысить эффективность деятельности по соответствующим направлениям правовой работы.

При этом Центр наделяется двумя новыми полномочиями, такими как разработка наиболее важных правовых актов с применением пакетного принципа (например, одновременная подготовка проектов закона и связанных с ним актов Президента), а также проведение по поручению Главы государства или Администрации Президента дополнительной независимой экспертизы всех видов правовых актов (их проектов).

Общее руководство деятельностью Центра возлагается на Администрацию Президента.

Создание Национального центра законодательства и правовой информации, а также связанные с этим организационные мероприятия будут завершены к 1 июля 2024 года.

Интернет-ресурсы