• VK
  • odnoklassniki
  • Facebook
  • Instagram
  • Youtube
  • Telegram

Правовой статус

В Республике Беларусь координация деятельности государственных органов и иных организаций в области права, в том числе по вопросам нормотворческой деятельности, правоприменительной практики и распространения (предоставления) правовой информации, осуществляется Президентом Республики Беларусь и Администрацией Президента Республики Беларусь.

В 2024 году в целях повышения эффективности нормотворческой деятельности и совершенствования работы с правовой информацией создан Национальный центр законодательства и правовой информации (НЦЗПИ) на базе реорганизуемых путем слияния Национального центра законодательства и правовых исследований и Национального центра правовой информации.

Основными задачами НЦЗПИ являются дальнейшее повышение уровня подготовки проектов правовых актов, совершенствование государственной системы правовой информации, а также усиление роли правовой науки в обеспечении социально-экономического и общественно-политического развития республики.

НЦЗПИ является государственным научно-практическим учреждением, обеспечивающим подготовку проектов правовых актов, методическое руководство нормотворческой деятельностью, проведение юридической экспертизы правовых актов (их проектов), официальное опубликование правовых актов, работу с правовой информацией, ее распространение (предоставление), проведение научных исследований в области права и подготовку научных работников высшей квалификации.

29 июля 2024 г. НЦЗПИ аккредитован в качестве научной организации (свидетельство об аккредитации № 283).

В своей деятельности НЦЗПИ руководствуется:

НЦЗПИ является юридическим лицом, подчиненным Президенту Республики Беларусь, имеет самостоятельный баланс, счета в банках, печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.

Общее руководство НЦЗПИ осуществляет Администрация Президента Республики Беларусь.

Функции

В соответствии с Положением о Национальном центре законодательства и правовой информации Республики Беларусь основными функциями НЦЗПИ являются:

1. в сфере подготовки проектов правовых актов и методического руководства нормотворческой деятельностью, проведения юридической экспертизы правовых актов (их проектов):

  • разработка планов подготовки проектов законодательных актов, внесение их в установленном порядке на утверждение Президента Республики Беларусь, осуществление контроля за реализацией этих планов, а также за подготовкой проектов нормативных правовых актов в соответствии с заключительными положениями законов;
  • непосредственная разработка законопроектов (концепций законопроектов), за исключением законопроектов (концепций законопроектов), подготовка которых возложена на другие государственные органы (организации), а также по поручению Президента Республики Беларусь или Администрации Президента Республики Беларусь проектов иных правовых актов (в том числе с применением пакетного принципа), разработка международных договоров Республики Беларусь и иных международно-правовых актов, подготовка которых возложена на НЦЗПИ;
  • подготовка проектов правовых актов, международных договоров Республики Беларусь и иных международно-правовых актов на основе заключенных договоров;
  • в пределах компетенции методическое обеспечение прогнозирования последствий принятия (издания) нормативных правовых актов, проведения правового мониторинга;
  • проведение обязательной юридической экспертизы законопроектов, вносимых в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, законопроектов, подготовленных для рассмотрения Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в первом и во втором чтении (в случае доработки законопроектов в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь);
  • проведение обязательной юридической экспертизы технических нормативных правовых актов, являющихся в соответствии с законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь обязательными для соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
  • проведение по поручению Президента Республики Беларусь или Администрации Президента Республики Беларусь юридической экспертизы иных правовых актов (их проектов);
  • организационно-методологическое обеспечение подготовки проектов правовых актов, а также разработка, обобщение и внедрение передовых технологий подготовки проектов правовых актов;
  • разъяснение в установленном порядке вопросов применения законодательства, регулирующего нормотворческую деятельность, в том числе требований нормотворческой техники;
  • проведение мероприятий по систематизации законодательства;
  • сбор, обобщение предложений по вопросам совершенствования законодательства, устранения коллизий и правовой неопределенности и направление данных предложений в государственные органы и иные организации в соответствии с их компетенцией;
  • проведение сравнительно-правовых исследований законодательства Республики Беларусь и иностранных государств в соответствии с утвержденными планами, по поручению Президента Республики Беларусь или Администрации Президента Республики Беларусь либо на основе заключенных договоров;
  • обеспечение в установленном порядке проведения публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов на сайте «Правовой форум Беларуси»;
  • участие в развитии и совершенствовании юридической терминологии на русском и белорусском языках и ее переводе на иностранные языки;

2. в сфере официального опубликования правовых актов, работы с правовой информацией, ее распространения (предоставления):

  • осуществление официального опубликования правовых актов на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь;
  • определение требований к оформлению и порядку представления правовых актов и документов, направляемых для включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, эталонный и иные банки данных правовой информации, государственные информационно-правовые ресурсы, если такие требования не установлены законодательными актами;
  • выполнение работ по формированию, ведению и обеспечению функционирования Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь и иных государственных информационно-правовых ресурсов, формируемых НЦЗПИ и размещаемых в глобальной компьютерной сети Интернет;
  • разработка информационных технологий, включая программные средства (программное обеспечение), в области права, в том числе обеспечивающих официальное опубликование правовых актов, формирование государственных информационно-правовых ресурсов, проведение публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов;
  • организационно-методическое обеспечение функционирования и развития государственной системы правовой информации Республики Беларусь, деятельности по распространению (предоставлению) правовой информации в Республике Беларусь;
  • сбор правовой информации в порядке, установленном законодательством, ее учет, обработка, хранение, систематизация и актуализация;
  • анализ системы законодательства и динамики принятия (издания) правовых актов;
  • ведение Национального реестра правовых актов Республики Беларусь;
  • формирование и ведение эталонного банка данных правовой информации Республики Беларусь, государственных информационно-правовых ресурсов, в том числе в их составе на возмездной договорной основе для государственных органов и иных организаций банков данных, содержащих принимаемые (издаваемые) этими государственными органами (должностными лицами) и иными организациями локальные правовые акты и документы, связанные с использованием и применением на практике таких правовых актов;
  • выполнение работ по ведению и сопровождению Единого правового классификатора Республики Беларусь, разработка терминологических и иных словарей, информационно-поисковых языков правовой тематики;
  • формирование электронной библиотеки, содержащей информацию о международном праве и законодательстве иностранных государств, обеспечение доступа к ней государственных органов и иных государственных организаций;
  • обеспечение межгосударственного обмена правовой информацией;
  • осуществление и обеспечение распространения (предоставления) эталонной правовой информации, текстов проектов законов, судебных постановлений, а также информации правоприменительного характера;
  • участие в координации деятельности государственных органов и иных государственных организаций по вопросам сбора, учета, обработки, хранения, систематизации, актуализации и распространения (предоставления) правовой информации в Республике Беларусь;
  • анализ распространяемой в Республике Беларусь правовой информации, в том числе на основании предоставляемых организациями и индивидуальными предпринимателями информационных ресурсов, печатных и электронных изданий, содержащих правовую информацию, а также доступа к информационным ресурсам, содержащим правовую информацию и размещаемым в глобальной компьютерной сети Интернет;
  • в случаях и порядке, определенных Администрацией Президента Республики Беларусь, ведение и сопровождение информационных ресурсов, сетей и систем, установленных в Администрации Президента Республики Беларусь, редактирование проектов правовых актов и иных документов, вносимых на рассмотрение Президента Республики Беларусь, а также их тиражирование;

3. в сфере проведения научных исследований в области права, подготовки научных работников высшей квалификации:

  • определение приоритетных направлений научно-правовых исследований, а также самостоятельное проведение в порядке, установленном законодательством, научных исследований и разработок в области права;
  • проведение аналитических и научных исследований состояния, тенденций развития и практики применения законодательства, выработка предложений о направлениях его совершенствования в соответствии с утвержденными планами, по поручению Президента Республики Беларусь или Администрации Президента Республики Беларусь либо на основе заключенных договоров;
  • содействие развитию юридической науки, внесение заинтересованным государственным органам и организациям предложений по тематике исследований в области права;
  • разработка рекомендаций по использованию результатов научных исследований и содействие их практическому внедрению;
  • реализация образовательной программы аспирантуры (по юридическим специальностям);
  • выступление в установленном порядке в качестве головной организации по государственным программам научных исследований;
  • координация проводимых с другими организациями научных исследований, взаимодействие с научными организациями и учреждениями высшего образования в развитии научных исследований и подготовке научных работников высшей квалификации по юридическим специальностям;
  • участие в выполнении межгосударственных научных программ и проектов;
  • участие в подготовке научно-практических комментариев к кодексам и иным законам, научных печатных изданий, в том числе на основе заключенных договоров;

4. осуществление иных функций, предусмотренных законодательными актами, поручениями Президента Республики Беларусь и Администрации Президента Республики Беларусь.

НЦЗПИ имеет свои филиалы во всех областных центрах страны и г. Минске.

Pravo.by
Эталон ONLINE
Правовой форум
Детский правовой сайт
Подняться наверх