НЦЗПИ - Правовой статус
РУС
БЕЛ
ENG
logo
Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь
Официальный интернет-сайт
Правовой статус

Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь (далее — Центр) является научно-практическим государственным учреждением, обеспечивающим подготовку проектов законодательных актов в Республике Беларусь, методическое руководство нормотворческой деятельностью, проведение научных исследований в области права и подготовку научных работников высшей квалификации.

Центр был создан в целях повышения эффективности правотворческой деятельности и усиления роли правовой науки в обеспечении социально-экономического и общественно-политического развития республики Указом Президента Республики Беларусь от 13 декабря 2007 г. № 630 «О некоторых мерах по совершенствованию правотворческой деятельности и научных исследований в области права» на базе Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь путём присоединения к нему государственного научного учреждения «Институт государства и права Национальной академии наук Беларуси».

Центр является правопреемником по всем правам и обязанностям государственного научного учреждения «Институт государства и права Национальной академии наук Беларуси» и аккредитован в установленном законодательством порядке как научная организация.

photo-default

Общее руководство Центром осуществляет Администрация Президента Республики Беларусь. Директор Центра назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь.

Правовой статус Центра определяется Положением о Национальном центре законодательства и правовых исследований Республики Беларусь, утверждённым Указом Президента Республики Беларусь от 13 декабря 2007 г. № 630.

Основными функциями Центра являются:

разработка планов подготовки проектов законодательных актов, концепций проектов законов, внесение их в установленном порядке на утверждение (одобрение, согласование) Президента Республики Беларусь, осуществление контроля за реализацией планов подготовки проектов законодательных актов;

осуществление организационно-методологического обеспечения подготовки проектов законодательных актов, а также разработка, обобщение и внедрение передовых технологий подготовки проектов правовых актов;

непосредственная разработка проектов законов, за исключением проектов, подготовка которых возложена на другие государственные органы (организации);

непосредственная разработка проектов правовых актов Президента Республики Беларусь и Администрации Президента Республики Беларусь, международных договоров Республики Беларусь и иных международно-правовых актов, подготовка которых возложена на Центр;

подготовка проектов правовых актов, международных договоров Республики Беларусь и иных международно-правовых актов на основе заключенных договоров;

проведение обязательной юридической экспертизы проектов законов, вносимых в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, изменений, внесенных в законопроекты в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь;

разработка приоритетных направлений научно-правовых исследований, а также самостоятельное проведение в порядке, установленном законодательством, научных исследований и разработок в области права, включая фундаментальные и прикладные исследования, экспериментальные работы, направленные на увеличение объема знаний в области права и повышение эффективности использования этих знаний, в том числе с целью обеспечения нормотворческой деятельности;

проведение аналитических и научных исследований состояния, тенденций развития и практики применения законодательства, выработка предложений о направлениях его совершенствования в соответствии с утвержденными планами, по поручению Президента Республики Беларусь или Администрации Президента Республики Беларусь либо на основе заключенных договоров;

содействие развитию юридической науки, внесение соответствующим организациям предложений по тематике исследований в области права;

разработка рекомендаций по использованию результатов научных исследований и содействие их практическому внедрению;

проведение сравнительно-правовых исследований законодательства Республики Беларусь и иностранных государств в соответствии с утвержденными планами, по поручению Президента Республики Беларусь или Администрации Президента Республики Беларусь либо на основе заключенных договоров;

осуществление на I ступени послевузовского образования (аспирантура) подготовки научных работников высшей квалификации по юридическим специальностям;

выступление в установленном порядке в качестве головной организации по государственным программам научных исследований;

координация проводимых научных исследований с другими организациями, взаимодействие с научными организациями и учреждениями высшего образования в развитии научных исследований и в подготовке научных работников высшей квалификации по юридическим специальностям;

взаимодействие с государственными органами, научными организациями, другими юридическими, а также физическими лицами Республики Беларусь и иностранных государств, с международными организациями и межгосударственными образованиями по вопросам, входящим в компетенцию Центра;

взаимодействие с Высшей аттестационной комиссией Республики Беларусь и советами по защите диссертаций по юридическим специальностям;

участие в выполнении межгосударственных научных программ и проектов, осуществление международного сотрудничества по вопросам, входящим в компетенцию Центра;

проведение мероприятий по систематизации законодательства;

организация мероприятий по повышению квалификации работников государственных органов и иных государственных организаций по вопросам нормотворческой деятельности, а также конференций (симпозиумов, семинаров и др.) по актуальным научным проблемам в области права;

разъяснение в установленном порядке вопросов применения законодательства, регулирующего нормотворческую деятельность;

участие в подготовке научно-практических комментариев кодексов и иных законов, в издании научных журналов;

осуществление иных функций, предусмотренных законодательными актами, поручениями Президента Республики Беларусь и Администрации Президента Республики Беларусь.

Для осуществления своих функций Центр имеет право:
  • запрашивать и получать в установленном законодательством порядке от государственных органов, иных организаций и физических лиц документы, необходимые для осуществления своей деятельности;
  • использовать государственные (в том числе правительственные) средства связи и коммуникации;
  • заключать в пределах своей компетенции договоры с государственными органами, иными организациями и физическими лицами, а также с органами и организациями иностранных государств, международными организациями и межгосударственными образованиями;
  • формировать при Центре аналитические и другие группы для проведения научных исследований в области права и реализации иных полномочий.
Законотворческий процесс и участие Центра в нем:
1
Планирование законотворческой деятельности

Центр разрабатывает, согласовывает и вносит на утверждение Президента Республики Беларусь планы подготовки проектов законодательных актов, осуществляет контроль за их реализацией

2
Подготовка проекта закона

Центр непосредственно разрабатывает проекты законов (концепции проектов законов), осуществляет методическое руководство подготовкой законопроектов, проводит аналитические и научные исследования

3
Внесение проекта закона субъекту права законодательной инициативы

Центр осуществляет контроль за соблюдением сроков внесения законопроектов субъекту права законодательной инициативы и вносит законопроекты в случае их подготовки Центром

4
Внесение проекта закона в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь

Центр проводит обязательную юридическую экспертизу проектов законов, вносимых в Палату представителей, и осуществляет контроль за соблюдением сроков внесения законопроектов

5
Рассмотрение проекта закона в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь

Центр проводит обязательную юридическую экспертизу законопроектов, подготовленных для рассмотрения Палатой представителей в первом и во втором чтении (в случае их доработки в Палате представителей)

6
Одобрение проекта закона Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь

7
Подписание закона  Президентом Республики Беларусь

8
Включение закона в Национальный реестр правовых актов  Республики Беларусь

9
Официальное опубликование закона

10
Вступление в силу закона

  • Проведение правового мониторинга (анализ и оценка качества законодательства, практики правоприменения, эффективности правового регулирования общественных отношений)
  • Осуществление контроля за реализацией заключительных положений законов
  • Принятие мер по систематизации законов


Интернет-ресурсы