• VK
  • odnoklassniki
  • Facebook
  • Instagram
  • Youtube
  • Telegram

Юридическая экспертиза

Проведение юридической экспертизы является обязательным в отношении всех проектов нормативных правовых актов, а также нормативных правовых актов Национального банка, Комитета государственного контроля, Управления делами Президента Республики Беларусь, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, Комитета государственной безопасности, Национальной академии наук Беларуси, министерств, иных республиканских органов государственного управления, областных, Минского городского Советов депутатов, облисполкомов, Минского горисполкома, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового уровня.

Обязательная юридическая экспертиза проектов нормативных правовых актов

Основополагающие нормы в части проведения обязательной юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов закреплены в статьях 47 и 48 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах».

В соответствии с частью первой пункта 1 статьи 47 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах» каждый проект нормативного правового акта подлежит обязательной юридической экспертизе.

Обязательная юридическая экспертиза в зависимости от вида нормативного правового акта проводится:

  • проектов нормативных правовых актов, внесенных на рассмотрение Президента Республики Беларусь, – главным государственно-правовым управлением Администрации Президента Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь; 
  • законопроектов, вносимых в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, законопроектов, подготовленных для рассмотрения Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в первом и во втором чтении (в случае доработки законопроектов в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь), – Национальным центром законодательства и правовой информации; 
  • законопроектов, внесенных в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, законопроектов, подготовленных для рассмотрения Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в первом и во втором чтении, проектов постановлений Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь – уполномоченным структурным подразделением Секретариата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь; 
  • законопроектов, принятых Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь и направленных на рассмотрение в Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, проектов постановлений Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь – уполномоченным структурным подразделением Секретариата Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь; 
  • проектов постановлений Совета Министров Республики Беларусь – Министерством юстиции, уполномоченным структурным подразделением Аппарата Совета Министров Республики Беларусь; 
  • проектов нормативных правовых актов Национального банка, Комитета государственного контроля, Управления делами Президента Республики Беларусь, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, Комитета государственной безопасности, Национальной академии наук Беларуси, министерств, иных республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, иных нормотворческих органов (должностных лиц) – их юридическими службами, а проектов нормативных правовых актов местных Советов депутатов – юридическими службами соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов; 
  • проектов технических нормативных правовых актов, не относящихся к области технического нормирования и стандартизации, ненормативных правовых актов и локальных правовых актов, подготовленных нормотворческими органами (должностными лицами), – их юридическими службами.

Кроме того, в соответствии с частью второй пункта 1 статьи 47 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах», а также подпунктом 6.1 пункта 6 Положения о Национальном центре законодательства и правовой информации, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 14 марта 2024 г. № 96, по поручению Президента Республики Беларусь или Администрации Президента Республики Беларусь Национальным центром законодательства и правовой информации проводится юридическая экспертиза иных правовых актов (их проектов).

В целях обеспечения качества проведения обязательной юридической экспертизы, всестороннего и полного исследования материалов определен перечень документов, которые в обязательном порядке прилагаются к проекту нормативного правового акта, направляемого на обязательную юридическую экспертизу (пункт 3 статьи 47 Закона):

  • сопроводительное письмо; 
  • обоснование необходимости принятия (издания) нормативного правового акта; 
  • финансово-экономическое обоснование к проекту нормативного правового акта; 
  • справка о согласовании последней редакции проекта нормативного правового акта; 
  • экспертные заключения по проекту нормативного правового акта, если они давались; 
  • таблица неучтенных замечаний и (или) предложений по проекту нормативного правового акта с мотивированным обоснованием по каждому из них (при их наличии); 
  • документы, относящиеся к международному договору, предусмотренные Законом Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 421-З «О международных договорах Республики Беларусь» (для проекта нормативного правового акта, оформляющего решение в отношении международного договора).

Государственный орган (организация, структурное подразделение), осуществляющий проведение обязательной юридической экспертизы проекта нормативного правового акта, вправе запрашивать дополнительную информацию, относящуюся к проекту нормативного правового акта, необходимую для проведения этой экспертизы.

По результатам обязательной юридической экспертизы проекта нормативного правового акта подготавливается заключение, которое должно содержать выводы на основании критериев оценки проекта нормативного правового акта.

Основными критериями оценки проекта нормативного правового акта являются:

  • соответствие Конституции Республики Беларусь, нормативным правовым актам Президента Республики Беларусь, законам и иным нормативным правовым актам большей юридической силы, совместимость с нормативными правовыми актами одинаковой юридической силы по отношению к проекту нормативного правового акта;
  • соблюдение требований нормотворческой техники;
  • соответствие международным договорам и иным международно-правовым актам, в том числе требованиям унификации и гармонизации законодательства в рамках интеграционных объединений, участницей которых является Республика Беларусь.

При проведении обязательной юридической экспертизы также оцениваются:

  • обоснованность выбора вида нормативного правового акта;
  • необходимость и приоритетность правового регулирования соответствующих общественных отношений;
  • обоснованность принятия того или иного решения в отношении международного договора в соответствии с Законом Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь» и международным правом (при проведении обязательной юридической экспертизы по проекту нормативного правового акта, оформляющему решение в отношении международного договора).

При проведении обязательной юридической экспертизы проекта нормативного правового акта не подлежат оценке установленные в нем финансовые показатели, индексы, коэффициенты, нормативы, лимиты и иные показатели, а также формулы их расчета, за исключением оценки их соответствия показателям, установленным нормативными правовыми актами большей юридической силы.

Нормативные правовые акты Национального банка, Комитета государственного контроля, Управления делами Президента Республики Беларусь, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, Комитета государственный безопасности, Национальной академии наук Беларуси, министерств, иных республиканских органов государственного управления, областных и Минского городского Советов депутатов, областных и Минского городского исполнительных комитетов подлежат обязательной юридической экспертизе, проводимой Министерством юстиции, а нормативные правовые акты местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового территориального уровня – главным управлением юстиции соответствующего областного исполнительного комитета.

По результатам проведения обязательной юридической экспертизы нормативного правового акта Министерством юстиции, главным управлением юстиции соответствующего областного исполнительного комитета выносится одно из следующих заключений:

  • заключение, содержащее обоснованный вывод о соответствии нормативного правового акта Конституции Республики Беларусь, нормативным правовым актам Президента Республики Беларусь, законам, иным нормативным правовым актам большей юридической силы по отношению к оцениваемому нормативному правовому акту, в том числе устанавливающим требования нормотворческой техники, и допустимости его включения в Национальный реестр правовых актов;
  • заключение, содержащее обоснованный вывод о несоответствии нормативного правового акта перечисленным выше критериям и недопустимости его включения в Национальный реестр правовых актов.

Обязательная юридическая экспертиза нормативных правовых актов Министерством юстиции, главными управлениями юстиции областных исполнительных комитетов проводится в соответствии с Законом Республики Беларусь «О нормативных правовых актах», Указом Президента Республики Беларусь от 20 июля 1998 г. № 369 «О Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь», Указом Президента Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. № 711 «О некоторых вопросах осуществления обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов», постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2006 г. № 1244 «Об обязательной юридической экспертизе нормативных правовых актов».

Поделиться в соцсетях

Pravo.by
Эталон ONLINE
Правовой форум
Детский правовой сайт
Подняться наверх